Тема | Правописание безударных гласных в корне слова |
Цель | Актуализация знаний о правописании безударных гласных корня слова. |
Задачи | Образовательные: расширять и углублять знания учащихся по русскому языку, формировать умение работать самостоятельно; Развивающие: развивать умения анализировать, обобщать, строить аналогии, делать выводы, развивать внимание; Воспитательные: способствовать нравственно-эстетическому развитию детей, их приобщению к культурным ценностям, развивать коммуникативные способности во время работы на уроке, способствовать пониманию необходимости интеллектуальных усилий для успешного обучения |
Планируемые результаты | Предметные: знать виды орфограммы безударная гласная в корне слова (проверяемая ударением и непроверяемая), уметь использовать это правило на практике, выделять корень слова, ставить ударение, подбирать однокоренные слова, пользоваться орфографическим словарём, развивать навык работы с безударной гласной корня Личностные: формировать способность к самооценке успешности в овладении языковыми средствами в устной и письменной речи. Метапредметные: Регулятивные: уметь принимать и сохранять учебную цель и задачи, планировать собственную деятельность в соответствии с учебной задачей Познавательные: владеть основами смыслового чтения текста, подводить языковой факт под понятия разного уровня обобщения. Коммуникативные: задавать вопросы, адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач. Личностные: Проявление активности во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач Цели: личностные: • Осознание алгоритма успешного учебного действия. • Осознание практической важности данного правила. • Ценностное отношение к умению выявлять проблему, определять цель урока, выбирать действия по достижению цели, контролировать и оценивать свою работу и поученный результат. Регулятивные: • Умение принимать и сохранять учебную цель и задачи, планировать собственную деятельность в соответствии с учебной задачей. Предметные: • знать виды орфограммы безударная гласная в корне слова (проверяемая ударением и непроверяемая), уметь использовать это правило на практике. |
Формы урока | Фронтальная, индивидуальная, парная |
Оборудование: | Учебник, рабочая тетрадь компьютер, проектор, экран, аудиозапись |
Этап урока | Цели этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые результаты |
Личностные | Метапредметные | Предметные |
1. Организацион-ный момент | Организовать направленное внимание на начало урока. | Проверка готовности рабочих мест. Создание положительного настроя учащихся на урок. | Приготовление к уроку. Приветствие учителя. | Формирование эмоционального настроя на урок. Следование в поведении моральным и этическим требованиям. | Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. | |
2. Проверка домашнего задания. | Проверить усвоение прошлой темы Научить работе с тестовым заданием – начальный этап подготовки к ГИА. Совершенствовать умение учащихся использовать знание алфавита при поиске необходимой информации в словарях, справочниках. | Прослушивание рассказа на тему «Слог и ударение в русском языке» по плану, записанному на доске: На что делятся слова? Как разделить слово на слоги? От чего зависит количество слогов в слове? Почему необходимо умение делить слово на слоги? На какие слоги может падать ударение в русском языке? Как называется такое ударение? Какую роль играет ударение в русском языке? Параллельно выполняется орфографическая работа на доске. После рассказа ученика проверяется сначала работа по составлению словосочетаний, делается вывод о роли ударения; затем орфографическая работа. | Рассказывает о слоге и ударении в русском языке. Составляет словосочетания со словами, расставив ударение: белка, уже, дорога. Образец: ношу книги – тяжелую ношу. Работает с орфограммами в словах, подбирая проверку: дремать, ковер, пернатые, Образец: старина (старый) | | Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации. | Грамотное построение устного высказывания Повторение правописания слов, объяснение орфограмм. |
3. Актуализация знаний | Побуждение интереса к получению новой информации. | - Какую орфограмму повторили? Запишите слова, обозначьте орфограмму «Безударный гласный в корне»: Репертуар, эстафета, бечёвка. - Можно ли проверить гласные корня в этих словах? Почему? | Правописание безударных проверяемых гласных в корне. Записывают слова в тетрадь, один -у доски. Делают вывод, что это непроверяемые гласные в корне. | Проявление познавательной активности | Прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения материала. Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации. | Умение выполнять классификацию, находить и объяснять основания для классификации |
4. Постановка цели урока | Подвести детей к самостоятельной постановке познавательной цели. | Как вы думаете, о чём мы будем говорить на нашем уроке? Докажите правильность своего мнения. -Какую цель мы поставим перед собой? -Какие виды безударных гласных вы знаете? (Проверяемая и непроверяемая.) - Где мы можем узнать, как пишется безударные гласные в корне слова? (поработать с учебником, обратиться за помощью к интернету). Учитель предлагает каждому самому решить, где они будут находить нужную информацию.
Сообщает о том, что дети должны уметь правильно записывать слова с проверяемым безударным гласным в корне, подбирая проверку, и с непроверяемым гласным, работая со словарем. | Дети выясняют, что им необходимо, чтобы достичь поставленную в начале урока цель: уметь подбирать проверочные слова и искать трудные в словаре. | Проявление познавательной активности | Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно. Планирование совместно с учителем своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. | Знать классификацию согласных звуков и букв русского языка |
5. Изучение нового материала | Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. | Беседа по вопросам, работа с учебником: Продолжите предложение: чтобы не ошибиться в написании проверяемого безударного гласного в корне, … Если гласный проверить невозможно,… Диктую формулировку орфограммы, примеры берем с доски. Есть слова, в которых правописание гласных, казалось бы, следует запомнить, но оказывается, что его можно объяснить! Стр.34 «Из истории языка» – Чтобы не ошибиться в выборе проверяемого гласного, нужно определить лексическое значение слова. | …нужно подобрать однокоренное слово так, чтобы на гласный падало ударение. …его нужно запоминать или обращаться к орфографическому словарю. Запись орфограммы в тетрадь теории. Читают, записывают слово ОБАЯНИЕ в словарь. ОБОНЯНИЕ – нюх. № 68, Читают стихотворение, выписывют слова с пропущенными гласными, подбирают проверку. Делают вывод. | Способствовать проявлению самостоятельности в разных видах деятельности. Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. | Аргументация своего мнения. Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, поиск нужной информации в учебнике, умение пользоваться знаками, символами, моделями, схемами, приведенными в учебнике Коммуникативные УУД: владение умениями совместной деятельности и координации деятельности с другими её участниками. Регулятивные УУД: способность к определению мотива учения. | Грамотное построение устного высказывания |
6. Динамическая пауза (этап физической разрядки) | Смена вида деятельности | Создает условия для снятия переутомления у детей. | Физкультминутка для снятия усталости глаз. 1.Потереть ладонью о ладонь. Закрыть глаза и положить ладони на них. 2.Руки скрестить перед собой, кисти сжать в кулак, большой палец вверх. Глаза закрыть и провести 3 раза большим пальцем левой руки по правой стороне, а правой рукой – по левой стороне надбровных дуг от переносицы до конца бровей. | Установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке. | Выполнение действий по образцу. | - |
7. Закрепление изученного. | Работа с самопроверкой по эталону. Выявление уровня сформированностиумений анализировать звуки в речевом потоке. | | самостоятельное выполнение с взаимопроверкой Пос..дел на скамейке - пос..дел от старости. Сл..зал сливки - сл..зал с дерева. Св..ла гнездо - св..ла пятно. Пол..скать белье - пол..скать щенка. Зак..лю булавкой - зак..лю здоровье. Прим..рять платье - прим..рять друзей. Острые м..чи - футбольные м..чи. | Учиться проявлять самостоятельность в разных видах деятельности Учиться коммуникации | Анализ, сравнение, обобщение; смысловое чтение умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации | Грамотное построение устного высказывания Читают и слушают, извлекая необходимую информацию. |
8. Подведение итогов. | Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание. | | Проговаривают орфограммы, с которыми работали на уроке. | Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. | Смысловое чтение умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации | Грамотное построение устного высказывания |
8. Рефлексия деятельности. 9. Домашнее задание. Базовый: упр.63 (пункт 1) Повышенный: упр.63 (пункт 1,2,3) | Сформировать личную ответственность за результаты деятельности Самостоятельное закрепление материала. | Подводит итоги совместной и индивидуальной деятельности учеников Продолжите фразу. Я научился… Я хотел бы… Оказывается, что… Конкретизирует и комментирует учебный материал для домашней работы. | Фиксируют материал, изученный на уроке, выявляют недостаток тех знаний и умений, которых им не хватает для решения новых проблем, оценивают личный вклад в результаты коллективной деятельности. Фиксируют домашнее задание в дневниках. | Адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности Понимать личную ответственность за результаты деятельности Самооценка на основе критерия успешности. | Рефлексия способов и условий действия. Оценивать свою деятельность на уроке. Выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью. Формулировать и аргументировать своё мнение, учитывать мнения одноклассников при выработке коллективного решения. | - |