Технологическая карта урока русского языка. Повторение и систематизация изученного за 5 класс.
Цель деятельности учителя | Определить границы знания и «незнания» у пятиклассников, уровень изученного материала |
Тип урока | Урок контроля |
Планируемые образовательные результаты | Предметные: знать основные нормы русского языка, уметь применять изученные орфограммы; соблюдать орфографические нормы. Метапредметные: осознание целей учебной деятельности; рефлексивное мышление; самоанализ и самооценка. Личностные: стремление к правильной, точной устной и письменной речи. |
Методы и формы обучения | Анализ и синтез языковых явлений; индивидуальная, фронтальная. |
Оборудование | Компьютер, мультимедийный проектор |
Основные понятия | Нормы русского литературного языка, орфограмма, пунктуация |
Организационная структура урока
Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Осуществляемая деятельность учащихся | Формы организации взаимодействия | УУД | Промежуточный контроль |
1.Мотивация к учебной деятельности | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка к усвоению материала | Вступительное слово | Слушают учителя. Размещают учебные материалы на рабочем столе | Фронтальная | Познавательные: понимают познавательную задачу. Регулятивные: планируют необходимые действия. Коммуникативные: работают в парах | |
2.Актуализация и пробное учебное действие. Повторение теоретического материала | Воспроизведение ранее изученного | Дайте определение следующим понятиям: Имя существительное – это….. Имя прилагательное-это… Глагол – это… | Обдумывают ответы. Формулируют и высказывают ответы. Дополняют ответы одноклассников. | Групповая | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в умственной форме. Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают свою точку зрения . | Устные ответы. |
Тест | Работа с инструкцией | Инструкция по выполнению работы. В работе 2 части. В части А -15 заданий, части В -3 . К каждому заданию части А даны четыре варианта ответа, только один из них является верным. Обведите кружком номер правильного ответа. Если хотите изменить ответ, то зачеркните крестиком выбранную цифру и обведите нужную. В части В прочитайте текст и выполните практические задания. Время выполнения работы - 40 минут | Задают вопросы для уточнения информации | Индивидуальная | Познавательные: осуществляют операцию анализа, синтеза, сравнения, классификации. Регулятивные: воспринимают учебную задачу. Коммуникативные: слушают, задают вопросы. | Устные ответы |
3.Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения. | Выполнения заданий теста | Тест (приложение) | Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем. Соотносят поставленные задачи с текстом, знакомятся с материалом | Индивидуальная | Личностные: осознают свои возможности в учении. Познавательные: извлекают необходимую информацию, систематизируют собственные знания. Регулятивные: планируют необходимые действия, работают по плану. Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания. | Письменная работа |
5.Рефлексия учебной деятельности | Оценивание работ | -Что нового вы узнали на уроке? - Какое задание вам понравилось? -Какое задание самое трудное? | Слушают, оценивают работу одноклассников. | Фронтальная , индивидуальная | Регулятивные: оценивают свою работу. Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания | Дневники |
Приложение
Вариант 1
ЧАСТЬ А
1. В каком слове есть непроизносимый согласный звук?
1)редкос(?)ный 3) ровес(?)ник
2)искус(?)ный 4) интерес(?)ный
2.Отметьте слово, которое не является родственным по отношению к остальным.
1)излагать 3) налаживать
2)предложить 4) полагать
3.В каком примере представлено неверное деление слова на морфемы?
1)пере-крёст-ок 3) о-круж-н-ость
2)сортир-ов-щик 4) санатор-н-ый
4.Укажите существительное, которое не относится ко 2-му склонению.
1) постель 2) монастырь 3) лунь 4) шпатель
5.Отметьте глагол, который не относится к I спряжению.
1) бороться 2) кричать 3) крыть 4) реветь
6.Какое слово имеет одно лексическое значение?
1)окно 2)земля 3)море 4)устрица
7.В каком из словосочетаний неверно употреблено прилагательное?
карие глаза 3) негодный мальчишка
каштановые кудри 4) многоразовое замечание
8.Отметьте неверное утверждение.
Все гласные в корне проверяются ударением.
В существительных 3-го склонения после шипящих пишется ь.
Буква и после ц пишется в корнях большинства слов и в словах на -ция.
В сложном предложении части отделяются друг от друга за
пятой, далее если они соединены союзом и.
9.В каком утверждении допущена неточность?
1)Существительные степь, рожь, фальшь в формах дательного
и предложного падежей имеют окончание -и.
2)Существительные платье, окно, полено в форме родительного
падежа множественного числа имеют окончание -ев.
3)Существительные кожа, баржа, галоша в форме родительного
падежа множественного числа пишутся без ъ на конце.
4)Глаголы хрипеть, мычать, журчать относятся ко II спряжению.
10.В каком примере выделенное существительное стоит в форме родительного падежа?
1)стоять на зное 3) быть в отчаянии
2)до цивилизации землян 4) к Марии Ивановне приехали
11.Отметьте предложение, в котором выделенное слово является определением.
12)Яйцо было сварено вкрутую.
13)Крупные капли дождя падали и громко стучали по подоконнику.
14)Кот прыгнул на уютный диван и уснул.
12.Прочитайте текст. Среди приведённых после текста утверждений отметьте правильное.
(1) На майк.. туго завязыва..м нитками мален(?)ки.. узелки. (2) Можно чередовать лицевые узлы и изнаночные.
(3) Разводам краску. (4) Процежива..м её. (5) Добавляем соль для бумажной ткан., и уксус для ш..лка или шерсти, налива..м в большую, просторную посудину и опуска..м туда намоченную в х..-лодной воде майку. (6) Став..м на огонь. (7) Довод..м до кипения. (8) Кип..тим минут 20, остужа..м и только тогда прополаскиваем много раз в х..лодной воде. (9) Развязываем узелки. (10) И ещё раз прополаскиваем. (11) Итак, получились разводы на окрашенном фоне. (12) На разводах (можно вышить (не)сложные узоры или раскрасить их кист(?)ю жи..кими масляными красками или нитрокрасками.
1)В тексте 3 раза встречается неопределённая форма глагола.
2)Во всех глаголах, в окончании которых пропущена гласная,
3)Прилагательное бумажной имеет краткую форму.
4)В 6-м предложении существительное стоит в форме именительного падежа.
13.В каком ряду в обоих словах пишется буква а.
1)препод..вать,упр..щать 3) озн..чать, в..кзал
2)предст..влять, препод..вать 4) г..сить, р..сток
14.В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется ь?
1)вафел(?)щица, пустош(?), из чаш(?)
2)уйдёш(?), из чащ(?), бел(?)чонок
3)вол(?)ный, ухаживаеш(?), блаж(?)
4)страж(?), тоскуеш(?), прилеч(?)
15.Отметьте предложение с пунктуационной ошибкой. ,
1)Ребята из технического кружка переоборудовали лодки, в
крейсеры «Аврора» и «Марат».
2)С боков у лодок были гребные колёса, которые приводились в
движение руками.
3)На носу у каждого крейсера возвышалась броневая башня из
фанеры.
4)Там мог поместиться человек, если бы он сел на корточки.
Вариант 2
ЧАСТЬ А
1.В каком слове есть непроизносимый согласный звук?
1)ше(?)ствовать по аллее 3) гиган(?)ский
2)ча(?)ствовать 4) опас(?)ность
2.Отметьте слово, которое не является родственным по отношению к остальным.
1)ворота 3) подворотня
2)привратник 4) ворона
3.В каком примере представлено неверное деление слова на морфемы?
1)раст-ени-е 3) печень-е
рас-пах-ну-ть 4) при-гор-ок
4.Укажите существительное, которое не относится ко 2-му склонению.
1)грифель 3) слепень
2)ступень 4) картофель
5.Отметьте глагол, который не относится к I спряжению.
1) брить 2) топтать 3) сеять 4) кричать
6.акое слово имеет одно лексическое значение?
1) фагот 2) линейка 3) история 4) пионер
7.В каком из словосочетаний неверно употреблено прилагательное?
1)постная физиономия 3) пронзительный крик
2)отъявленный патриот 4) кисейная барышня
8.Отметьте неверное утверждение.
1)В прошедшем времени глаголов перед суффиксом -л- всегда
пишется та же гласная, что и в неопределённой форме.
2)Написание корней -лаг- — -лож- можно проверять двояко: по
последнему согласному -корня и по наличию суффикса -а-.
3)Разделительный ъ пишется в корне слова после согласной пе
ред буквами а, о, у, э.
4)В корне слова после ц всегда пишется и, кроме нескольких
слов-исключений.
9.В каком утверждении допущена неточность?
1)Существительные варенье, соленье, копчение в форме пред
ложного падежа имеют окончание -е.
2)Глаголы пилить, рычать, строить относятся ко II спряжению.
3)В словах невеста, нельзя, нерадивый не входит в состав корня.
4)В слове туш(?), обозначающем музыкальное произведение,
ь не пишется после шипящей.
10.В каком примере выделенное существительное стоит в форме предложного падежа?
1)загорать на берегу моря 3) спрятаться за занавеской
2)смотреть в окно 4) у Евгении в гостях
11.Отметьте предложение, в котором выделенное слово является дополнением.
1)Больше всего на свете мальчик любил сказки.
2)Я с ужасом думал о предстоящем разговоре с родителями.
3)Охотничий закон запрещает убивать лебедей.
4)Паук дремал в углу посреди большой паутины.
12.Прочитайте текст. Среди приведённых после текста утверждений отметьте правильное.
(1) На майк.. туго завязыва..м нитками мален(?)ки.. узелки. (2) Можно чередовать лицевые узлы и изнаночные.
(3) Разводам краску. (4) Процежива..м её. (5) Добавляем соль для бумажной ткан., и уксус для ш..лка или шерсти, наливаю..м в большую, просторную посудину и опуска..м туда намоченную в х..-лодной воде майку. (6) Став..м на огонь. (7) Довод..м до кипения.(8) Кип..тим минут 20, остужа..м и только тогда прополаскиваем много раз в х..лодной воде. (9) Развязыва..м узелки. (10) И ещё раз прополаскиваем. (11) Итак, получились разводы на окрашенном фоне. (12) На разводах можно вышить (не)сложные узоры или раскрасить их кист(?)ю жи..кими масляными красками или нитрокрасками. '
1)Все глаголы текста несовершенного вида.
2)В тексте встречаются существительные всех трёх склонений.
3)В тексте не встречаются наречия.
4)В 12-м предложении нет местоимения.
13. В каком ряду в обоих словах пропущена а?
вор..бей, сокращать 3) ди..гональ, предположительно
отр..сль, р..скошный 4) прор..стать, п..норама '
14. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется ь?
1)тол(?)ко, каприз(?)ничать, подсеч(?)
2)сел(?)дь, подвинеш(?)ся, галдёж(?)
3)горюч(?), милых барышен(?), уж(?)
4)пройдёш(?)ся, вещ(?), паял(?)ник
15. Отметьте предложение с пунктуационной ошибкой.
1)Суда маневрировали друг возле друга, ребята черпали кружками воду и выплёскивали её в «противника».
2)Каждую секунду, десятки кружек воды выплёскивались в
лодки.
3)На обоих берегах орали ребята, которые разделились на «красных» и «синих».
4)Кончалось тем, что одна из лодок шла ко дну.
Вариант 3
ЧАСТЬ А
1.В каком слове есть непроизносимый согласный звук?
1)напрас(?)но 3) ровес(?)ник
2)влас(?)ный 4) словес(?)ность
2.Отметьте слово, которое не является родственным по отношению к остальным.
1)брожение 3) изображать
2)преображение 4) образ
3.В каком примере представлено неверное деление слова на морфемы?
1)печён-оч-н-ый 3) рас-стан-ов-к-а
2)при-вяз-а-ть 4) не-ряха
4.Укажите существительное, которое не относится ко 2-му склонению.
1) олень 2) ясень 3) плесень 4) студень
5.Отметьте глагол, который не относится к I спряжению.
1) печь 2) стелить 3) вообразить 4) веять
6.Какое слово имеет одно лексическое значение?
1) жар 2) морозильник 3) картина 4) глубина
7.В каком словосочетании неверно употреблено прилагательное?
1)кучевые облака 3) окладистая зарплата
2)Несусветная чушь 4) паюсная икра
8.Отметьте неверное утверждение.
1)Буквы е, ё, ю и я обозначают два звука в начале слова, после
гласной и после разделительных ъ и ъ.
2)Существительные на -ия не относятся к 1-му склонению.
3)Спряжение глагола определяется по неопределённой форме,
если у глагола личное окончание является безударным.
4)В кратких прилагательных с основой на шипящую ъ не пишется.
9.В каком утверждении допущена неточность?
1)В глаголах 3-го лица множественного числа настоящего времени корм.лпся, слав..тся, гон..тся в окончании пишется я.
2)Существительные цапля, кухня, татарин в форме множественного числа родительного падежа имеют нулевое окончание.
3)Буква о после шипящих в корне слова пишется, например, в
словах ш..колад, кош..лка, шоссейный.
4)В прилагательных крайн.м, дальней в творительном падеже
единственного числа пишется и.
10.В каком примере выделенное существительное стоит в форме винительного
падежа?
1)быть в кругу друзей
2)появиться со дня на день
3)участвовать в строительстве
4)открыть дверь ключами
11.Отметьте предложение, в котором выделенное слово является обстоятель-
1)Платье в горошек очень всем нравилось.
2)Солдаты шли ровным строем.
3)Дети были довольны праздничным вечером.
4)Стены дома были покрыты снегом.
12. Прочитайте текст. Среди приведённых после текста утверждений отметьте правильное.
(1) На майк.. туго завязыва..м нитками мален(?)ки.. узелки. (2) Можно чередовать лицевые узлы и изнаночные. (3) Развод..м краску. (4) Процежива..м её. (5) Добавляем соль для бумажной ткан., и уксус для ш..лка или шерсти, налива..м в большую, просторную посудину и опуска..м "туда намоченную в х..-лодной воде майку. (6) Став..м на огонь. (7) Довод..м до кипения. (8) Кип..тим минут 20, остужа..м и только тогда прополаскиваем много раз в х..лодной воде. (9) Развязываем узелки. (10) И ещё раз прополаскиваем. (11) Итак, получились разводы на окрашенном фоне. (12) На разводах можно вышить (не)сложные узоры или раскрасить их кист(?)ю ЖИ..КИМИ масляными красками или нитрокрасками. ,
1)В тексте встречается только одно существительное на -ие.
2)В тексте есть слово краска, которое имеет форму только единственного числа.
3)Все существительные текста стоят в форме винительного или
родительного падежа.
4)В тексте нет предложений с однородными сказуемыми.
13.В каком ряду в обоих словах пропущена а?
1)д..роженька, ф..нтазия
2)пригл..шать, водор..сль
3)возр..жать, г..раж
4)выр..сти, к..чан
14.В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется ь?
1)пал(?)чик, польёш(?), картеч(?)
2)надо смирит(?)ся, ёрш(?), лож(?)
3)нян(?)чить, гос(?)ть, без луж(?)
4)бан(?)щик, фалын(?), бутон(?)чик
15. Отметьте предложение с пунктуационной ошибкой.
1)В середине квартала стоял большой коричневый дом с узора
ми, из дерева вокруг окон.
2)Узоры были красивые, но дом слишком старый.
3)На одном углу нижние края окон вросли в землю.
4)Перед старым домом сидел и играл мальчик.
ЧАСТЬ В
Прочитайте текст. Выполните задания, приведённые после него. Ответ на 18-й вопрос запишите в соответствии с заданием, используя предоставленную для этого строчку.
(1) В окна школы светит яркое солнце. (2) Горячим жёлтым квадратом ложится на пол, греет щёки ребят, рисует на их носах забавные веснушки.
(3) Трудно в такой солнечный день весны сидеть за партой и решать задачи! (4) Хочется выбежать во двор, поиграть в снежки. (5) Снег в оттепель так славно лепится.
Теперь скоро снег всюду растает, зазеленеет земля и из даль
них стран вернутся перелётные птицы.
Для юных натуралистов это большое событие. (8) Надо раз
весить новые птичьи домики, внимательно просмотреть старые, починить их, вычистить скворечники и дуплянки. (9) Славная это работа.
(10) После уроков ребята притащили лестницы, подставили их к деревьям. (11) В одном из скворечников обнаружилась загадочная находка. (12) В домике оказались мёртвые мышки. (13) Все изумились: зачем мыши залезли так высоко на дерево, зачем забрались в скворечник и почему там погибли?
(14) Но сколько ребята ни ломали голову над этим явлением, ничего не смогли придумать. (15)В тот день ребятам не удалось до конца вычистить все скворечники, и эту работу отложили на следующий день.
(16)Интересно, что в скворечнике, где вчера была загадочная
находка, ребята обнаружили опять мёртвых мышей.
(17)— Может, их кто-нибудь сюда приносит? — сказал один
из ребят. (18) А кто? (19) Кошкам не нужно прятать мышей так высоко на дереве. (20) Куница? (21) Зачем она сюда могла прийти, в парк?
(22) Хорёк или ласка? (23) Но ведь эти зверьки по деревьям не лаза
ют. (24) Белка? (25) Нет, белка мышей не ловит. (26) Кто же тогда?
(27)Ребята решили дежурить рядом с домиком, чтобы разгадать эту загадку.
(28)И вот над парком засинели сумерки. (29) Звонкая вечерняя
тишина нарушалась отдельными звуками. (30) У скворечника не было слышно ни шороха.(31) Вдруг серая тень мелькнула бесшумно среди ветвей, и на сучок возле домика села небольшая птица. (32) Она была толстенькая, коротенькая, с большой головой. (33) Она держала мышь. (34)Это был сыч, глазастый ночной охотник.(35)Маленький крылатый хищник посидел на сучке, потом бес
шумно подлетел к скворечнику и забрался внутрь.
(36)Вскоре он вылетел обратно, уже без добычи, и тут же исчез
в темноте. (37) Теперь всё стало ясно: этот птичий домик сыч приспособил для своей кладовки. (По Г. Скребицкому.)
1.Определите тип речи текста.
1)повествование с элементами рассуждения и описания
2)описание с элементами рассуждения
3)рассуждение
4)повествование
2.Запишите номера предложений, в которых описывается весенняя погода.
_________________________________________________________________________________
3,Какое прилагательное пропущено в 14-м предложении?
1)неожиданным
2)необъяснимым
3)странным
4)противоестественным