СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технология 5 класс. "Рукоделие. Художественные ремёсла"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока технологии 5 класс.

Раздел: Рукоделие. Художественные ремёсла

Тема: Декоративно-прикладное искусство.

Просмотр содержимого документа
«Технология 5 класс. "Рукоделие. Художественные ремёсла"»

Разработчик: Климентьева Елена Михайловна

Класс 5

Тема программы: Рукоделие. Художественные ремёсла.

Тема урока: Декоративно-прикладное искусство.

Цели урока:

  1. Организовать деятельность обучающихся по ознакомлению с видами декоративно-прикладного искусства.

  2. Запуск нового творческого проекта «Декоративно-прикладное изделие для кухни»


Задачи урока:


Воспитывающие:

  • Способствовать формированию и развитию патриотической культуры и гордости за культурные богатства и национальные традиции своей страны и своего края.

  • Способствовать воспитанию правильного отношения к культурному наследию мастеров декоративно-прикладного творчества России и своего Уральского региона.

Образовательные:

  • Обеспечить возможность расширения знаний о видах декоративно-прикладного искусства России, Уральского региона и ведущих мастеров, работающих в различных техниках декоративно-прикладного искусства.

  • Способствовать формированию представления о старинных традициях и связанных с ними предметах декоративно- прикладного искусства. Представить для ознакомления вышивки и лоскутные изделия из банка творческих проектов учащихся 5 классов.

  • Развивать умение анализировать изделия ДПИ, оценивать их художественные особенности, обоснованно высказывать собственные суждения.


Развивающие:

  • Способствовать овладению основными способами мыслительной деятельности (учить анализировать и сравнивать и выделять главные и ключевые характеристики различных видов изделий различных промыслов, цветовые сочетания, особенности росписи и украшения изделий и т.д.)

  • Способствовать развитию элементов творческой деятельности с опорой на опыт и традиции и культуру мастеров декоративно-прикладного творчества России.

  • Развивать коммуникативные, ценностно-смысловые, учебно-познавательные и общекультурные компетенции.


Планируемые результаты изучения темы программы:

Ученик научиться: определять вид декоративно-прикладного искусства, и определять художественные средства выразительности при выполнении изделий основных промыслов России. Планировать и выполнять проект по созданию изделия в лоскутной технике шитья для кухни.

Ученик получит возможность научиться: сравнивать, анализировать и использовать символы и цветовое сочетание при создании орнаментов в изделиях декоративно-прикладного творчества, в вышивке, создания изделий из лоскута. Организовывать и осуществлять проектную деятельность по созданию изделия для кухни в лоскутной технике, планировать работу, организовывать исследовательскую деятельность, проводить технологический процесс. давать экономическую и экологическую оценку.

Личностные:

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению;

  • осознанный выбор и ориентирование в мире профессий и профессиональных предпочтений на основе формирования уважительного отношения к труду

  • формирование гражданской позиции и патриотических чувств;

  • реализация творческого потенциала в предметно-продуктивной деятельности;

  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и Уральского региона, творческой деятельности эстетического характера.


Предметные:

  • владение способами преобразования и использования информации;

  • рациональное использование учебной и дополнительной технологической информации для проектирования и создания объектов труда;

  • сравнивать, анализировать и различать вид народных промыслов России и Уральского региона;

  • составлять план работы над творческим проектом по созданию лоскутного изделия для кухни.

  • планировать и выполнять технологию проекта по созданию изделия для кухни в лоскутной технике;

  • умение выражать себя в доступных видах и формах художественно-прикладного творчества;


Метапредметные:

  • самостоятельное определение цели своего обучения, анализ собственной учебной деятельности и внесение необходимых корректив для достижения запланированных результатов;

  • проявление творческой инициативы и самостоятельности в процессе овладения учебными действиями;

  • формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным предметам для решения прикладных учебных задач;;

  • использование разных источников информации; стремление к самостоятельному общению с искусством.


Формирование УУД:

  • Личностные: 

  • формирование позитивного отношения к разным видам декоративно-прикладного искусства.

  • Познавательные:

  • совершенствовать умения сопоставления анализа и сравнения объектов и определения особенностей в разных изделиях;

  • строить цепочку логических рассуждений;

  • выделять ключевые особенности оформления применяемых материалов, отделки и в конечном итоге делать выводы, и аргументировать их;

  • формирование и развитие патриотической культуры и гордости за культурные богатства и национальные традиции своей страны, региона.

  • Регулятивные:

  • совершенствовать умения самостоятельно определять цели обучения;

  • формулировать задачи в учебном процессе и познавательной деятельности;

  • определение плана деятельности, его корректировка в соответствии с учебными задачами урока;

  • развивать волевую регуляцию и интерес к познавательной деятельности;

  • развивать умения проводить рефлексию урока (оценивать результат и давать самооценку своей работы)

  • Коммуникативные:

  • умение организовывать учебное сотрудничество и осуществлять совместную деятельность с учителем и своими товарищами;

  • аргументировать и отстаивать свою точку зрения;

  • развитие умения использовать речевые средства, исходя из задач коммуникации на уроке;

  • формирование культуры речи .

  • Информационные

  • целенаправленный поиск информации в словарях, энциклопедиях, интернете и применение полученных данных при изучении.


Межпредметные связи: математика, русский язык, литература, история, география, МХК искусство(ИЗО)


Планируемый результат изучения темы урока.

Личностные:

  •  самостоятельно планируют ответственное отношение к учению, формируют способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

  • анализируют, строят рассуждения, делают выводы, формируют эстетическое отношение к изделиям народных умельцев.



Предметные:

  • знают о видах и особенностях декоративно - прикладного искусства народов России.

  • приобретают опыт нахождения и сохранения информации.

  • приводят примеры промыслов, старинных традиций, обрядов, семейных праздников народов нашей области.

  • называют виды и назначение материалов, инструментов, применяемых в технологических процессах создания изделий декоративно - прикладного искусства.



Метапредметные:

  • - самостоятельно планируют пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирают наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • определяют понятия, делают обобщения;

  • оценивают правильность выполнения учебной задачи, самостоятельно контролируют и оценивают результаты своей учебной деятельности.





Методическое оснащение урока:

1.Материально-техническая база - Материалы ЭОР, ПКс выходом в сеть интернет, интерактивная доска, проектор, презентация к уроку.

2.. Дидактическое обеспечение – Учебник. Рабочая тетрадь на печатной основе, образцы вышивок, лоскутных изделий, Русский национальный костюм. Дополнительная литература, подборка фотографий промыслов России.







Этапы урока

Задачи этапа

Дидактические средства, ход урока

Межпредметные связи, УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный этап (2 мин)

Настроить обучающихся на учебную деятельность. Создать условия для мотивации учащихся внутренней потребности включения в учебный процесс.

  • приветствие

  • дежурный озвучивает отсутствующих учащихся

  • заполнение классного журнала

  • Пройти и проверить наличие рабочих тетрадей. учебников и полной готовности класса к уроку.



(Познавательные УУД).

Самостоятельно контролируют выполнение учебной задачи

(Регулятивные УУД).

Под руководством учителя планируют пути достижения. (Личностные УУД).

Готовность вести диалог.

Приветствие

Проверка явки учащихся

Заполнение классного журнала

Проверка готовности учащихся к уроку

Настрой учащихся на работу

Эмоциональный настрой на урок Активное слушание учителя

Выдвижение предположений о теме урока


2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

(3 мин)

Цели: оценка учебной проблемы и темы урока, постановка цели урока и задач.


Подвести обучающихся к осознанию целей и задач урока


1. Как выдумаете, чем в старину люди украшали свои дома и одежду?

2. Кто создавал эти удивительные и красивые предметы?

3. Какие чувства вы испытываете при соприкосновении с изделиями мастеров?

Обратить внимание обучающихся на небольшую выставку, подготовленную заранее. где представить небольшие изделия декоративно-прикладного творчества (резьба по дереву. керамика, изделия из кружева , роспись по дереву) можно заменить рисунками хохломской, гжель и т.п. И рядом представить небольшую выставку работ, выполненных в лоскутной технике.

Вопросы обучающимся:

1.Что объединяет все эти представленные изделия?

2. Что за вид искусства они представляют?

3. Какие направления этого искусства представлены в этой выставке?

4. И так тема нашего урока…..

5. Какие задачи мы будем решать на этом уроке?

(Познавательные УУД).

Работают с разными источниками информации, ориентируются в своей системе знаний.

(Коммуникативные УУД).

Определяют цели и функции участников, способы взаимодействия. Понимают возможность различных точек зрения, не совпадающих с собственной.

(Регулятивные УУД).

Самостоятельно определяют учебную проблему, цели и задачи работы;

Составляют план решения.

Подводит учащихся к осознанию целей и задач.

Предлагает записать тему урока и сформулировать цели.

Записывает тему урока на доске под диктовку ребят.


Характеризуют их роль в жизни современного человека.

Выдвигают предположения о теме урока и цели.

Ставят перед собой задачи, которые предстоит решить для достижения цели.

Планируют свои действия.




3. Актуализация знаний (5 мин)

Цели: повторение пройденного, актуализация знаний, применение опорных понятий: вышивка, хохлома, гжель, дымковская игрушка.

Организовать актуализацию изученных способов действий для изложения новых знаний,

Зафиксировать ситуацию, демонстрирующую недостаточность имеющихся знаний, организовать фиксацию затруднений.

Презентация (кроссворд)

Запуск нового проекта по разделу художественные ремёсла

Организация задания на повторение

  • Разгадай кроссворд и определи ключевое слово (ЛОСКУТ) .

На экран последовательно выходят вопросы кроссворда. При постепенном их разгадывании, учащиеся определяют ключевое слово, и определяют то, чем мы будем заниматься в процессе работы над проектным изделием для кухни..


1.Шаблон для раскроя деталей изделий.

2.Обработанные по длине края ткани, снятой с ткацкого станка.

3. Нить, проходящая вдоль ткани.

4. Рисунок материала, созданный природой.

5. Нить, проходящая поперёк ткани.

6. Как называют хроматические цвета, ассоциирующиеся с солнцем и огнём.

7. Внешнее строение поверхности материала.

8. Название операции соединения на швейной машине двух деталей, уравненных по краю, и сложенных лицевыми сторонами внутрь.


Объяснение, какие виды изделий могут стать творческим проектом. Продемонстрировать модели лоскутных изделий, продемонстрировать эскизы моделей на листах бумаги и в графическом редакторе на компьютере.

Объяснение обучающимся, , что для выполнения проекта по лоскутной технике необходимо ознакомиться с основами композиции, изучит основы цветоведения.

(Познавательные УУД).

Работают с разными источниками информации, ориентируются в своей системе знаний.

(Коммуникативные УУД).

Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении;

(Регулятивные УУД).

Выделяют то, что уже усвоено по теме на уроках ИЗО, окружающего мира и технологии в начальной школе;

Выделяют то, что ещё предстоит усвоить из новой темы.

(Личностные УУД).

Осуществляют актуализацию личного жизненного опыта.

Организует эвристическую беседу, заслушивает ответы. Демонстрирует изделия декоративно-прикладного искусства.

Организует коллективное обсуждение.

Фиксирует затруднения по этапам работы над проектом, и какие знания при этом необходимо освоить.

Отвечают на вопросы фронтального характера Участие в коллективном обсуждении, обсуждение проблем, принятие решений,

перечисляют изделия народных мастеров: вышивка, хохлома, гжель, дымковская игрушка.

Рассказывают о собственных чувствах, испытываемых при знакомстве с удивительными и красивыми предметами, созданными руками народных мастеров.


4. Первичное усвоение новых знаний

(15мин)

Цели:

сформировать понятия: виды декоративно- прикладного искусства: узорное ткачество, вышивка, кружевоплетение, вязание, роспись по дереву, роспись по ткани, ковроткачество.

Сформировать представление о

характерных чертах изделий и практическом их применении; о назначении материалов, инструментов, применяемых в технологических процессах создания изделий декоративно-прикладного искусства; о старинных традициях, обрядах, семейных праздниках народов нашего края.


Дать учащимся конкретное представление об изучаемом материале.

Добиться от учащихся восприятия, осознания, осмысления, первичного обобщения, систематизации новых знаний.

На основе приобретённых знаний выработать соответствующие навыки и умения

Организовать подводящий или побуждающий диалог по объяснению нового материала.

Организовать устранение обнаруженных затруднений

Презентация учебник, словарь, дополнительные источники информации

Сегодня почти в каждом доме есть произведения народных мастеров – гжельские чайники, хохломские миски, берестяные туеса, тканые полотенца. Они входят в нашу жизнь как художественные произведения, отвечающие нашему эстетическому чувству, становятся украшением как сельского, так и городского жилья.

Произведения декоративно-прикладного искусства отвечают нескольким требованиям: обладают эстетическим качеством; рассчитаны на художественный эффект; служат для оформления быта и интерьера.

. В научной литературе со второй половины 19 века утвердилась классификация отраслей декоративно-прикладного искусства по материалу (металл, керамика, текстиль, дерево) или по технике выполнения (резьба, роспись, вышивка, набойка, литьё, чеканка, интарсия и т.д.).

РАБОТА В ГРУППАХ

Задание 1. Прочитайте первый абзац § 24 на стр. 149, ответьте на вопросы:

1. Почему некоторые предметы, окружающие нас в быту относят к области декоративно-прикладного искусства.

2. Каково значение латинского слова «decoro».

3. Каково назначение художественных изделий?

4. Выделите главную мысль абзаца, запишите ее в тетрадь.


Задание 2. Прочитайте текст § 24 на стр. 150 и ответьте на вопросы устно:

1. Из каких материалов изготовлены изделия народных умельцев?

2. Почему говорят, что декоративно-прикладное искусство имеет особый образный язык?

3. Для чего служат современные произведения декоративно-прикладного искусства.

4. Какие традиции, праздники и обряды известны вам?


Задание 3. Просмотрите презентацию на тему: «Виды декоративно-прикладного искусства», рассмотрите рисунки к § 24. Назовите виды декоративно-прикладного искусства народов нашей страны.

Пользуясь словарем дайте определение понятия «промысел».

Как думаете почему промыслы называют народными?

(Это мелкое ремесленное производство, т. е. изготовление необходимых людям вещей: обуви, одежды, посуды, украшений ручным способом. Промыслы называют народными, так как издавна народ, изготавливая какую-либо вещь, сохранял свое умение, передавал следующему поколению, при этом не терялись традиции).

Как возникают промыслы? Мастера, живя в одной местности, занимаясь одним видом художественного ремесла, стали создавать изделия не для собственных нужд, а для рынка, стали объединяться, чтобы легче было работать.

Обсуждение работы в группах.

(Коммуникативные УУД).

Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем.

Учатся владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими нормами родного языка.

Выражают точку своего мнения.

(Познавательные УУД)

Структурируют материалы текста;

Озаглавливают части текста;

Выделяют главную мысль текста.

Извлекают и сопоставляют информацию, полученную из источников информации и записывают в виде тезисов.

Устанавливают причинно-следственные связи.

Создают обобщения.

( УУД).

Формулируют свое высказывание при коллективном обсуждении.

Принимают участие в дискуссии.

Оценивают позицию других людей в решении проблемных вопросов

Сравнивают своё понимание ценности с ценностями (других, науки, учёных).

Учатся слушать других.


Предлагает группам выполнить задания по инструктивным карточкам

Организует обсуждение, слушает, дополняет.

Корректирует ответы детей.

Записывает результаты работы на доске

Демонстрирует презентацию на тему «Виды декоративно-прикладного искусства».

Проверяет выполнение задания.

Организует атмосферу взаимопомощи и поддержки между учащимися, консультирует, советует.

Наблюдает за ходом работы



Анализируют текст учебника. Отвечают на вопросы. Называют, почему некоторые предметы окружающие нас в быту относят к области декоративно-прикладного искусства.

Выделяют главное, записывают в тетрадь.

Смотрят презентацию «Виды декоративно-прикладного искусства» и рисунки учебника на стр. 151 – 155. Анализируют полученную информацию.

Называют виды декоративно-прикладного искусства.

Разъясняют существование символических знаков, изображений, цвета в декоративно-прикладном искусстве.

Перечисляют традиции, праздники, обряды народов нашего края.

Называют

виды декоративно-прикладного искусства: узорное ткачество, вышивка, кружевоплетение, вязание, роспись по дереву, роспись по ткани, ковроткачество.

Планируют работу в группе.

Работают с разными источниками информации и сохраняют нужную.

Обсуждают,

совместно принимают решения. Фиксируют

информацию, координируют свои действия с учителем.

5. Первичная проверка понимания.

(5 мин)

Зафиксировать ситуацию, демонстрирующую понимание обучающимися изложенного материала.


Презентация учебник


Пользуясь текстом ученика § 24 стр. 151 – 155, заполните таблицу.

«Декоративно-прикладное искусство»

Вид ДПИ

Материалы

Изделия

Узорное ткачество.



Вышивка.



Ковроткачество.



Вязание.



Кружевоплетение.



Роспись по дереву.



Роспись по ткани.





Познавательные УУД).

Умение выделять существенные и несущественные признаки для построения анализа.

Умение самостоятельно по образцу проводить контроль и оценку результатов выполнения работы.

(Коммуникативные УУД).

Умение обмениваться необходимой информацией, оказывать необходимую помощь товарищам.

Аргументировать свою позицию, строить монологическое высказывание.

Уметь слушать и слышать собеседника

(Личностные УУД).

Осознание своей этнической принадлежности.

Знание истории, культуры своего народа, края.

(Регулятивные УУД).

Уметь сравнивать и анализировать.

Уметь самостоятельно (под руководством учителя) оценивать правильность выполненных действий.

Организация осмысления темы и основных вопросов. подлежащих усвоению.

Демонстрация объектов и организация эвристической беседы и фиксация затруднения.

Пользуясь текстом ученика § 24 стр. 151 – 155, заполняют таблицу «Декоративно- прикладное искусство».

Объясняют, что декоративно-прикладное искусство – не только самое древнее из искусств, но и одно из самых современных.

Проверяют (самоконтроль)

правильность выполнения задания.

Называют материалы и инструменты, используемые для создания изделий. (Правила ТБ)

.



6. Первичное закрепление.

(5 мин)

Цель:

проверить усвоение учебного материала по новой теме.

- проверить умения анализировать и синтезировать учебный материал;

- проверить умение проводить самопроверку и взаимную проверку.



Учить учащихся на практике применять полученные знания в конструкции с другими понятиями.

Презентация

ЭОР Виртуальное путешествие в музей ДПТ

(Регулятивные УУД).

Сравнивают результат своих действий с заданным шаблоном, обнаруживают сходства и отличия от шаблона.

(Познавательные УУД)

Ориентируются в содержании текста и понимают его целостный смысл.

Связывают информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями, полученными на уроке.

Делают выводы из сформулированных посылок

(Личностные УУД).

Решают жизненную задачу, затрагиваемую в тексте.

Наблюдает за выполнением задания, разрешает конфликтные ситуации, помогает, советует.



Выполняют задания,

проводят самоконтроль или взаимный контроль, сравнивая с образцом.

Проводят самоанализ и коррекцию своих действий.




7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

(5 мин)

Сообщить учащимся о домашнем задании.

Разъяснить методику его выполнения.

Тренировать способность применять новых знаний в практической работе



Провести инструктаж по выполнению домашнего задания и настрой обучающихся на следующий урок.

Творческая переработка изученной информации, поиск информации и использование компьютера и сети интернет для выполнения задания

9. Рефлексия Цели: подвести итоги по достижению учебной деятельности;

- проверить умение проводить самооценку учащимися.

Организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке

Организовать проведение самооценки учениками работы на уроке

- по результатам анализа работы на уроке зафиксировать направления будущей деятельности


(Регулятивные УУД).

Внутренняя позиция школьника

Самооценка на основе критерия успешности

(Коммуникативные УУД)

Уметь полно и точно выражать свои мысли.

Адекватное понимание успеха или неуспеха в учебной деятельности



Организация беседы по итогам урока, в доброжелательной форме провести самоанализ обучающимися итогов проведённого урока.

учащиеся выражают свои эмоции по поводу урока

  • оценка и самооценка учебной деятельности

  • обобщение и систематизация знаний







Домашнее задание с учетом индивидуальных возможностей:

1. § 24 читать, запомнить содержание, ответить на вопросы.

2. Подготовить сообщение об одном виде декоративно-прикладного искусства.

3. Подобрать загадки или пословицы по теме «Народные промыслы».

4. Составить кроссворд по теме «Народные промыслы».

5. Подготовить сообщение о традициях, обрядах, праздниках народов нашей области.

6. Подготовить презентацию в программе PowerPoint на тему: «Декоративно-прикладное искусство».