2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. (3 мин) Цели: оценка учебной проблемы и темы урока, постановка цели урока и задач. | Подвести обучающихся к осознанию целей и задач урока | 1. Как выдумаете, чем в старину люди украшали свои дома и одежду? 2. Кто создавал эти удивительные и красивые предметы? 3. Какие чувства вы испытываете при соприкосновении с изделиями мастеров? Обратить внимание обучающихся на небольшую выставку, подготовленную заранее. где представить небольшие изделия декоративно-прикладного творчества (резьба по дереву. керамика, изделия из кружева , роспись по дереву) можно заменить рисунками хохломской, гжель и т.п. И рядом представить небольшую выставку работ, выполненных в лоскутной технике. Вопросы обучающимся: 1.Что объединяет все эти представленные изделия? 2. Что за вид искусства они представляют? 3. Какие направления этого искусства представлены в этой выставке? 4. И так тема нашего урока….. 5. Какие задачи мы будем решать на этом уроке? | (Познавательные УУД). Работают с разными источниками информации, ориентируются в своей системе знаний. (Коммуникативные УУД). Определяют цели и функции участников, способы взаимодействия. Понимают возможность различных точек зрения, не совпадающих с собственной. (Регулятивные УУД). Самостоятельно определяют учебную проблему, цели и задачи работы; Составляют план решения. | Подводит учащихся к осознанию целей и задач. Предлагает записать тему урока и сформулировать цели. Записывает тему урока на доске под диктовку ребят. | Характеризуют их роль в жизни современного человека. Выдвигают предположения о теме урока и цели. Ставят перед собой задачи, которые предстоит решить для достижения цели. Планируют свои действия.
|
3. Актуализация знаний (5 мин) Цели: повторение пройденного, актуализация знаний, применение опорных понятий: вышивка, хохлома, гжель, дымковская игрушка. | Организовать актуализацию изученных способов действий для изложения новых знаний, Зафиксировать ситуацию, демонстрирующую недостаточность имеющихся знаний, организовать фиксацию затруднений. | Презентация (кроссворд) Запуск нового проекта по разделу художественные ремёсла Организация задания на повторение На экран последовательно выходят вопросы кроссворда. При постепенном их разгадывании, учащиеся определяют ключевое слово, и определяют то, чем мы будем заниматься в процессе работы над проектным изделием для кухни.. 1.Шаблон для раскроя деталей изделий. 2.Обработанные по длине края ткани, снятой с ткацкого станка. 3. Нить, проходящая вдоль ткани. 4. Рисунок материала, созданный природой. 5. Нить, проходящая поперёк ткани. 6. Как называют хроматические цвета, ассоциирующиеся с солнцем и огнём. 7. Внешнее строение поверхности материала. 8. Название операции соединения на швейной машине двух деталей, уравненных по краю, и сложенных лицевыми сторонами внутрь.  Объяснение, какие виды изделий могут стать творческим проектом. Продемонстрировать модели лоскутных изделий, продемонстрировать эскизы моделей на листах бумаги и в графическом редакторе на компьютере. Объяснение обучающимся, , что для выполнения проекта по лоскутной технике необходимо ознакомиться с основами композиции, изучит основы цветоведения. | (Познавательные УУД). Работают с разными источниками информации, ориентируются в своей системе знаний. (Коммуникативные УУД). Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении; (Регулятивные УУД). Выделяют то, что уже усвоено по теме на уроках ИЗО, окружающего мира и технологии в начальной школе; Выделяют то, что ещё предстоит усвоить из новой темы. (Личностные УУД). Осуществляют актуализацию личного жизненного опыта. | Организует эвристическую беседу, заслушивает ответы. Демонстрирует изделия декоративно-прикладного искусства. Организует коллективное обсуждение. Фиксирует затруднения по этапам работы над проектом, и какие знания при этом необходимо освоить. | Отвечают на вопросы фронтального характера Участие в коллективном обсуждении, обсуждение проблем, принятие решений, перечисляют изделия народных мастеров: вышивка, хохлома, гжель, дымковская игрушка. Рассказывают о собственных чувствах, испытываемых при знакомстве с удивительными и красивыми предметами, созданными руками народных мастеров. |
4. Первичное усвоение новых знаний (15мин) Цели: сформировать понятия: виды декоративно- прикладного искусства: узорное ткачество, вышивка, кружевоплетение, вязание, роспись по дереву, роспись по ткани, ковроткачество. Сформировать представление о характерных чертах изделий и практическом их применении; о назначении материалов, инструментов, применяемых в технологических процессах создания изделий декоративно-прикладного искусства; о старинных традициях, обрядах, семейных праздниках народов нашего края. | Дать учащимся конкретное представление об изучаемом материале. Добиться от учащихся восприятия, осознания, осмысления, первичного обобщения, систематизации новых знаний. На основе приобретённых знаний выработать соответствующие навыки и умения Организовать подводящий или побуждающий диалог по объяснению нового материала. Организовать устранение обнаруженных затруднений | Презентация учебник, словарь, дополнительные источники информации Сегодня почти в каждом доме есть произведения народных мастеров – гжельские чайники, хохломские миски, берестяные туеса, тканые полотенца. Они входят в нашу жизнь как художественные произведения, отвечающие нашему эстетическому чувству, становятся украшением как сельского, так и городского жилья. Произведения декоративно-прикладного искусства отвечают нескольким требованиям: обладают эстетическим качеством; рассчитаны на художественный эффект; служат для оформления быта и интерьера. . В научной литературе со второй половины 19 века утвердилась классификация отраслей декоративно-прикладного искусства по материалу (металл, керамика, текстиль, дерево) или по технике выполнения (резьба, роспись, вышивка, набойка, литьё, чеканка, интарсия и т.д.). РАБОТА В ГРУППАХ Задание 1. Прочитайте первый абзац § 24 на стр. 149, ответьте на вопросы: 1. Почему некоторые предметы, окружающие нас в быту относят к области декоративно-прикладного искусства. 2. Каково значение латинского слова «decoro». 3. Каково назначение художественных изделий? 4. Выделите главную мысль абзаца, запишите ее в тетрадь. Задание 2. Прочитайте текст § 24 на стр. 150 и ответьте на вопросы устно: 1. Из каких материалов изготовлены изделия народных умельцев? 2. Почему говорят, что декоративно-прикладное искусство имеет особый образный язык? 3. Для чего служат современные произведения декоративно-прикладного искусства. 4. Какие традиции, праздники и обряды известны вам? Задание 3. Просмотрите презентацию на тему: «Виды декоративно-прикладного искусства», рассмотрите рисунки к § 24. Назовите виды декоративно-прикладного искусства народов нашей страны. Пользуясь словарем дайте определение понятия «промысел». Как думаете почему промыслы называют народными? (Это мелкое ремесленное производство, т. е. изготовление необходимых людям вещей: обуви, одежды, посуды, украшений ручным способом. Промыслы называют народными, так как издавна народ, изготавливая какую-либо вещь, сохранял свое умение, передавал следующему поколению, при этом не терялись традиции). Как возникают промыслы? Мастера, живя в одной местности, занимаясь одним видом художественного ремесла, стали создавать изделия не для собственных нужд, а для рынка, стали объединяться, чтобы легче было работать. Обсуждение работы в группах. | (Коммуникативные УУД). Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем. Учатся владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими нормами родного языка. Выражают точку своего мнения. (Познавательные УУД) Структурируют материалы текста; Озаглавливают части текста; Выделяют главную мысль текста. Извлекают и сопоставляют информацию, полученную из источников информации и записывают в виде тезисов. Устанавливают причинно-следственные связи. Создают обобщения. ( УУД). Формулируют свое высказывание при коллективном обсуждении. Принимают участие в дискуссии. Оценивают позицию других людей в решении проблемных вопросов Сравнивают своё понимание ценности с ценностями (других, науки, учёных). Учатся слушать других. | Предлагает группам выполнить задания по инструктивным карточкам Организует обсуждение, слушает, дополняет. Корректирует ответы детей. Записывает результаты работы на доске Демонстрирует презентацию на тему «Виды декоративно-прикладного искусства». Проверяет выполнение задания. Организует атмосферу взаимопомощи и поддержки между учащимися, консультирует, советует. Наблюдает за ходом работы | Анализируют текст учебника. Отвечают на вопросы. Называют, почему некоторые предметы окружающие нас в быту относят к области декоративно-прикладного искусства. Выделяют главное, записывают в тетрадь. Смотрят презентацию «Виды декоративно-прикладного искусства» и рисунки учебника на стр. 151 – 155. Анализируют полученную информацию. Называют виды декоративно-прикладного искусства. Разъясняют существование символических знаков, изображений, цвета в декоративно-прикладном искусстве. Перечисляют традиции, праздники, обряды народов нашего края. Называют виды декоративно-прикладного искусства: узорное ткачество, вышивка, кружевоплетение, вязание, роспись по дереву, роспись по ткани, ковроткачество. Планируют работу в группе. Работают с разными источниками информации и сохраняют нужную. Обсуждают, совместно принимают решения. Фиксируют информацию, координируют свои действия с учителем. |
5. Первичная проверка понимания. (5 мин) | Зафиксировать ситуацию, демонстрирующую понимание обучающимися изложенного материала. | Презентация учебник Пользуясь текстом ученика § 24 стр. 151 – 155, заполните таблицу. «Декоративно-прикладное искусство» Вид ДПИ | Материалы | Изделия | Узорное ткачество. | | | Вышивка. | | | Ковроткачество. | | | Вязание. | | | Кружевоплетение. | | | Роспись по дереву. | | | Роспись по ткани. | | |
| Познавательные УУД). Умение выделять существенные и несущественные признаки для построения анализа. Умение самостоятельно по образцу проводить контроль и оценку результатов выполнения работы. (Коммуникативные УУД). Умение обмениваться необходимой информацией, оказывать необходимую помощь товарищам. Аргументировать свою позицию, строить монологическое высказывание. Уметь слушать и слышать собеседника (Личностные УУД). Осознание своей этнической принадлежности. Знание истории, культуры своего народа, края. (Регулятивные УУД). Уметь сравнивать и анализировать. Уметь самостоятельно (под руководством учителя) оценивать правильность выполненных действий. | Организация осмысления темы и основных вопросов. подлежащих усвоению. Демонстрация объектов и организация эвристической беседы и фиксация затруднения. | Пользуясь текстом ученика § 24 стр. 151 – 155, заполняют таблицу «Декоративно- прикладное искусство». Объясняют, что декоративно-прикладное искусство – не только самое древнее из искусств, но и одно из самых современных. Проверяют (самоконтроль) правильность выполнения задания. Называют материалы и инструменты, используемые для создания изделий. (Правила ТБ) .
|
6. Первичное закрепление. (5 мин) Цель: проверить усвоение учебного материала по новой теме. - проверить умения анализировать и синтезировать учебный материал; - проверить умение проводить самопроверку и взаимную проверку.
| Учить учащихся на практике применять полученные знания в конструкции с другими понятиями. | Презентация ЭОР Виртуальное путешествие в музей ДПТ | (Регулятивные УУД). Сравнивают результат своих действий с заданным шаблоном, обнаруживают сходства и отличия от шаблона. (Познавательные УУД) Ориентируются в содержании текста и понимают его целостный смысл. Связывают информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями, полученными на уроке. Делают выводы из сформулированных посылок (Личностные УУД). Решают жизненную задачу, затрагиваемую в тексте. | Наблюдает за выполнением задания, разрешает конфликтные ситуации, помогает, советует. | Выполняют задания, проводят самоконтроль или взаимный контроль, сравнивая с образцом. Проводят самоанализ и коррекцию своих действий. |