СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технология отбора «ценностных» текстов

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технология отбора  «ценностных» текстов в 5 классе

Просмотр содержимого документа
«Технология отбора «ценностных» текстов»



Технология отбора «ценностных» текстов





26 марта 2016 года приняла участие в XIII научно-практической конференции, посвящённой памяти профессора В.Д.Кудрявцева по теме «Текст как дидактический материал при подготовке к ЕГЭ и ОГЭ по русскому языку» (из опыта работы), выдан сертификат о повышении квалификации учителя-словесника (8 часов), работа напечатана в сборнике «Состояние и перспективы преподавания русского языка и литературы в современной школе». В этом году продолжила работу с текстом, но уже в 5 классе.

Выбрала форму презентации опыта в виде стендовой защиты. Работу построила по плану: идея исследования, направления темы исследования; актуальность и новизна темы; цели и задачи; достигнутые результаты исследования.

«Знание без воспитания – это меч в руках сумасшедшего»

Д.Менделеев

Перестройка системы образования в новых социально-экономических условиях России выдвинула новые целевые ориентиры учебно-воспитательного процесса: «поворот» к личности, создание условий для её развития; приоритет самостоятельности, самопознания и саморазвития личности, свободы выбора и поисковой активности, ценностью становятся не знания как таковые, а самореализация личности благодаря этим знаниям. На мой взгляд, в связи с этим наиболее острой проблемой является проблема формирования коммуникативных навыков ученика нового времени. Современная жизнь ставит перед учеником новые цели: свободно владеть языком, общаться с людьми в различных ситуациях, испытывая при этом чувство комфорта и уверенности в себе. Но мой небольшой педагогический опыт показывает, что современные школьники чрезмерно увлечены компьютером, телефонами. Они всё больше в своём общении используют сленговые выражения, сокращённые слова, часто заменяют живую культурную речь мимикой и жестами. Такие дети испытывают трудности в создании самостоятельных связных высказываний, как устных, так и письменных. Поэтому можно сказать, что проблема речевого развития школьников - сегодня одна из самых важных. Именно коммуникативная компетентность начнёт играть основную роль, помогая социализации личности школьника. В учебнике эта линия представлена разделами « Язык и общение», «Текст». Раздел «Текст» от понятий «признаки текста», «тема и основная мысль текста», «строение и план текста», закрепляющих знания пятиклассников, полученные в начальном звене, ведёт к восприятию понятия «типы речи» и разновидностей этих типов: повествование -рассказ, описание предмета и состояния, рассуждение. Именно эти два раздела направлены на формирование коммуникативных навыков речевого общения. Провела исследование по теме «Технология отбора «ценностных» текстов», использую эти разделы.

Учитывая, что учебная программа по русскому языку реализуется через учебные книги, я обратилась к анализу дидактического материала (а именно текстов) учебника для 5 класса Русский язык под редакцией Т.А.Ладыженской.

На первом этапе методом сплошной выборки мною было отобрано 57 текстов, в которых в той или иной мере содержится ценностный подтекст.

Определила при помощи методики вычленения ключевых слов и словосочетаний в текстах. Например, предлагается для анализа следующий текстовый отрывок.

Сентябрь был отменно сухим и солнечным, и в середине месяца вернулись погожие летние денёчки. Сосны стояли на солнце, барабанно-звонкие голоса птиц были слышны за километр, земля бордовела крупными ягодами брусники.

Тайга была такой чистой, словно осень прошлась по ней свистящей метлой, и во всём мире жила прозрачность, грустность, ощущение лёгкой тревоги.

(А.И.Куприн)

Пример работы:

  1. Тема (про что?): осень в тайге. Основная мысль (что именно сказано про это что?): неимоверная красота, красочность этого времени года в тайге всё-таки навевает грусть.

  2. Ключевые слова (самые важные, опорные смыслообразующие - те, на которых держится текст). Как правило, ключевое слово в разных вариантах не раз повторяется, поэтому можно говорить о группах ключевых слов: осень, сентябрь, денёчек (время года); солнечный, летний денёчек, на солнце (погода) и т.д. В тексте важным и значимым является всё: и отбор слов, и порядок этих слов, и интонация, движение мысли, как автор выражает свои чувства, как обычные слова приобретают новые значения, начинает звучать по –новому.

Все эти тексты заключают в себе темы, в которых затронуты понятия базовых национальных ценностей, обозначенных в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»

4. Базовые национальные ценности

Традиционными источниками нравственности являются: Россия, многонациональный народ Российской Федерации, гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа, человечество. Соответственно традиционным источникам нравственности определяются и базовые национальные ценности, каждая из которых раскрывается в системе нравственных ценностей (представлений):

  1. «Патриотизм - любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству».

  2. «Социальная солидарность - свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинств».

  3. «Гражданственность - служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедание».

  4. «Семья – любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода».

  5. «Труд и творчество - уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость».

  6. «Наука – ценность знания, стремление к истине, научная картина мира».

  7. «Традиционные российские религии - представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога».

  8. «Искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие».

  9. «Природа - эволюция, родная земля заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание».

  10. «Человечество – мир во всём мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество».

На втором этапе классифицировала учебные тексты по «ценностным» темам и заданиям. Полученные результаты оформила в виде таблицы.



Количественное соотношение понятий и «ценностных» текстов

Ценность

Номер упражнения

Общее количество текстов

Патриотизм

1,3,7,12,38,75,98,187,190, 198, 161,261

12

Социальная солидарность

-

0

Гражданственность

-

0

Семья

10, 26,52,67

4

Труд и творчество

44,90,116

3

Наука

75,120, 201, 250

4

Традиционные российские религии

-

0

Искусство и литература

1,3,12,17, 190, 114, 187,201

8

Природа (о животных)

17,49,51,83,86, 97, 106, 168,177

9

Природа (человек и его взаимоотношения с окружающим миром)

10,21,25,30, 67,72, 84,96, 114,129,145,187,193,257,261

15

Человечество

44,53

2


Всего:

57















Также для наглядности я произвела процентный подсчёт и оформила в виде диаграммы, сделала вывод: из 57 «ценностных» текстов 46% относится к понятию природа. Именно эту группу текстов нужно будет детально анализировать ( проследить типы речи, стиль текста, выписать ключевые слова, словосочетания, проработать вопросы, вопросы исследования и проекты по тексту).



Выводы по теме исследования: положительной стороной данного учебника можно в целом считать тексты, используемые при обучении. Они соответствуют возрасту: многие из них являются отрывками из произведений детской литературы. Прочитав которые, обучающиеся смогут сформировать свою точку зрения на ту или иную проблему, поднятую автором. В учебнике (1 часть) используются художественные тексты А.Платонова, К.Паустовского, В.Солоухина, Ю.Трифонова, Н.Никольского, Г. Скребицкого, стихотворения А.С.Пушкина, А.Шибаева, С.Я.Маршака, М.Цветаевой, А.Т.Твардовского, О.Высоцкой, тексты лингвистического характера «Из истории букв русского алфавита», «Весёлая грамматика», «Как произносятся глаголы на –тся и –ться», «Знаки препинания служат нотами при чтении», «Берестяные грамоты», тексты, содержащие биографические сведения о знаменитых личностях «Порядочный человек», «М.Ю.Лермонтов – блистательный поэт», научно-популярные тексты на разные темы «Дикая кошка» ( Из журнала «Юный натуралист»). Хочется отметить многообразие и разнообразие имён русской литературы. На мой взгляд, такие тексты будут интересны детям. И поэтому отдельное спасибо авторскому коллективу за выбор приводимых текстов.

Большая группа текстов о природе, причём дифференцируются эти тексты на две подгруппы: тексты, где главные герои – животные, а также тексты, в которых описаны взаимоотношения человека с окружающим миром. Содержание дидактического материала направлено на реализацию мета-и межпредметных подходов в обучении, прослеживаются связи с литературой, МХК, биологией, физической культурой, обществознанием, правилами дорожного движения. Есть тексты и задания, отражающие повседневный, возрастной опыт пятиклассников.

Тексты о патриотизме по количественному составу идут сразу после текстов о природе. Они в достаточной мере представлены в анализируемом учебнике. Темами таких текстов являются: любовь к родному языку, к своей стране и малой родине. Темы, на наш взгляд, важные, формирующие отношения среди учащихся к своей стране и миру в целом.

Раскрывают духовный мир человека и нравственность тексты и задания на тему искусства. Таких учебных текстов представлено 8. Текстов о семье, труде и творчестве, науке, человечестве дано мало, но есть « ценностные» тексты, в которых обозначенные темы затрагиваются, но не являются основными. Хорошо, если на уроках будут использоваться элементы дискуссии. В таком случае учителю необходимо взять на себя роль коммуникативного лидера-ведущего, направлять речевое поведение участников, повести итог обсуждения. Обучение школьников анализу собственного речевого поведения (рефлексии) -это обязательный этап работы над текстом. От умения анализировать свою речь напрямую зависит возможность её совершенствования. В учебнике представлены такие задания, способствующие развитию рефлексивных умений школьников:

Всё ли тебе понятно в тексте?

Что нового узнал?

Что уже было известно?

К учебнику существует приложение, в котором есть орфографический словарь, орфоэпический и толковый словари. Кроме того, в нём содержатся учебные инструкции (подготовка к работе с текстом, подготовка к изложению, сочинению, как подготовиться к выразительному чтению и словарному диктанту, виды разборов, которые находятся в тексте). Учебник развивает все виды речевой деятельности: чтение, говорение, письмо и слушание. Учебник яркий, с множеством цветных иллюстраций, рисунки, таблицы, что очень нравится детям и взрослым. Причём это не только иллюстрации –рисунки, но и репродукции картин русских художников (А. Пластов, Ф.Решетников, Ф.Толстой, И.Грабарь). Также наблюдается преемственность, сохраняющаяся от учебника к учебнику, из года в год. И что самое главное, на мой взгляд, учебник позволяет уже с 5 класса готовить обучающихся к успешной сдаче ЕГЭ и ОГЭ.

Пожелания авторскому коллективу:

Нужно отметить, что текстов на тему социальная солидарность, гражданственность и традиционные российские религии в результате анализа выявлены не были, хотя в 4 классах введён спецкурс о религии, вопрос о культуре других народов в настоящее время стоит особняком. А доверие и милосердие? Именно таких качеств не хватает в наше время. Возможно, стоило бы уделить больше места текстам морально-этического содержания, потому что пятиклассники ещё нуждаются в позитивных личностных ориентирах. Некоторых учеников знакомство с текстом заставляет иначе воспринимать самих себя, окружающую жизнь.

Микрорассказ П.П.Астафьева «Записка»: (Пивоваровская школа, учитель русского языка и литературы).

«На прокорм легка, хотя и объесть может. Но не зловредна». Нет, это не из Гоголя, и не из Салтыкова-Щедрина, и не из прошлого века. В наши дни, из старой русской деревни, подбив продать домишко, родной сынок привёз в город собственную мать, неграмотную, изношенную в работе, и «забыл» её на вокзале. В карман выходной плющевой жакетки матери вместо денег сынок вложил эту самую записку как рекомендательное письмо в няньки, сторожихи, домработницы.

После второго предложения задаю вопрос: о ком речь? Единодушно: о животном, которое хотят отдать в хорошие руки.. Каково же состояние детей, когда дочитываю текст! На вопрос, что с неё станется, тоже единодушно: умрёт. Но главное впереди: я прошу детей написать записку тому, у кого они хотят попросить прощение. Вот одна из записок –« Бабушка, прости меня за то, что когда ты умирала, меня не было рядом. Прости меня за то, что не дослушивал твои рассказы. Бабушка, я буду тебя всегда любить»



Отсутствует примерная тематика учебно-исследовательской и проектной деятельности в УМК (индивидуальные, парные, групповые задания по работе с текстом), а в программе и в других УМК приводится «Алгоритм успеха». Например, «Русский язык 5-6 классы» под редакцией А.Д.Шмелёва.

Столь глубокому содержанию УМК соответствуют его внешние параметры.

Методический аппарат данного учебника построен следующим образом:

  • отсутствуют задания, выполнение которых не соответствует коммуникативному развитию школьников, а именно при работе с текстом;

  • создана возможность для организации всех видов речевой деятельности.

Приоритетной целью школьного образования становится формирование умения учиться. Если коротко сформулировать задачу, которую школьник должен ставить перед собой на протяжении всего курса обучения, это задача будет: учить себя! И в её решении особое место занимает формирование системы универсальных учебных действий (УУД). Одну из них мы проанализировали.