СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема: Атмосфера и атмосферное давление.

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дать определение атмосферного давления и раскрыть его природу; ознакомить школьников с явлениями, вызванными действием атмосфер. 

Просмотр содержимого документа
«Тема: Атмосфера и атмосферное давление.»

© Огородникова Т.Л. учитель физики, МОБУ «ООШ № 5» г. Минусинска

© Огородникова Т.Л. учитель физики, МОБУ «ООШ № 5» г. Минусинска

© Огородникова Т.Л. учитель физики, МОБУ «ООШ № 5» г. Минусинска Цели познавательной деятельности: ● знать, что представляет собой атмосфера Земли; ● из каких газов она состоит;

© Огородникова Т.Л. учитель физики, МОБУ «ООШ № 5» г. Минусинска

Цели познавательной деятельности:

● знать, что представляет собой атмосфера Земли;

● из каких газов она состоит;

© Огородникова Т.Л. учитель физики, МОБУ «ООШ № 5» г. Минусинска ● как изменяется плотность атмосферы с увеличением высоты; ● чем создается атмосферное давление; ● уметь объяснить принцип действия шприца.

© Огородникова Т.Л. учитель физики, МОБУ «ООШ № 5» г. Минусинска

● как изменяется плотность атмосферы с увеличением высоты;

● чем создается

атмосферное давление;

● уметь объяснить принцип действия шприца.

© Огородникова Т.Л. учитель физики, МОБУ «ООШ № 5» г. Минусинска Существует ли давление газа, аналогичное давлению столба жидкости? Какой столб газа давит на человека?  Какова причина действия столба воздуха на тела? Почему мы не замечаем давления газа?

© Огородникова Т.Л. учитель физики, МОБУ «ООШ № 5» г. Минусинска

  • Существует ли давление газа, аналогичное давлению столба жидкости?
  • Какой столб газа давит на человека?
  • Какова причина действия столба воздуха на тела?
  • Почему мы не замечаем давления газа?
© Огородникова Т.Л. учитель физики, МОБУ «ООШ № 5» г. Минусинска АТМОСФЕРА –  это газовая оболочка, окружающая Землю (греч.)   атмос  – пар  сфера  - шар

© Огородникова Т.Л. учитель физики, МОБУ «ООШ № 5» г. Минусинска

АТМОСФЕРА – это газовая оболочка, окружающая Землю

(греч.)

атмос пар сфера - шар

© Огородникова Т.Л. учитель физики, МОБУ «ООШ № 5» г. Минусинска Химический состав сухого воздуха у земной поверхности Газ Объёмная концентрация, % Азот N 2  Кислород O 2 Аргон Ar Углекислый газ CO 2 Неон Ne Гелий He Метан CH 4 Криптон Kr Водород H 2 78 , 08 20 , 95 0 , 93 3 , 5  · 10 -2 1,8 · 10 -3 5 · 10 -4 2 · 10 -4 1,1 · 10 -4 5 · 10 -5

© Огородникова Т.Л. учитель физики, МОБУ «ООШ № 5» г. Минусинска

Химический состав сухого воздуха у земной поверхности

Газ

Объёмная

концентрация, %

Азот N 2

Кислород O 2

Аргон Ar

Углекислый газ CO 2

Неон Ne

Гелий He

Метан CH 4

Криптон Kr

Водород H 2

78 , 08

20 , 95

0 , 93

3 , 5 · 10 -2

1,8 · 10 -3

5 · 10 -4

2 · 10 -4

1,1 · 10 -4

5 · 10 -5

© Огородникова Т.Л. учитель физики, МОБУ «ООШ № 5» г. Минусинска   Воздух = азот (78 %) + кислород (21 %) + другие газы   Чтобы молекулам газа выйти за пределы притяжения Земли, необходимо развить очень большую скорость - 11,2 км/с

© Огородникова Т.Л. учитель физики, МОБУ «ООШ № 5» г. Минусинска

Воздух = азот (78 %) + кислород (21 %) + другие газы

Чтобы молекулам газа выйти за пределы притяжения Земли, необходимо развить очень большую скорость - 11,2 км/с

© Огородникова Т.Л. учитель физики, МОБУ «ООШ № 5» г. Минусинска

© Огородникова Т.Л. учитель физики, МОБУ «ООШ № 5» г. Минусинска

ρ воздуха ↓ h атм ≈ несколько тыс. км " width="640"

© Огородникова Т.Л. учитель физики, МОБУ «ООШ № 5» г. Минусинска

m воздуха в пределах 15 км над Землей

При 0 °С на уровне моря ρ воздуха = 1,29 кг/м 3 h↑ = ρ воздуха ↓

h атм ≈ несколько тыс. км

© Огородникова Т.Л. учитель физики, МОБУ «ООШ № 5» г. Минусинска F = g m P = g m

© Огородникова Т.Л. учитель физики, МОБУ «ООШ № 5» г. Минусинска

F = g m

P = g m

© Огородникова Т.Л. учитель физики, МОБУ «ООШ № 5» г. Минусинска  Как на опыте доказать, что воздух обладает массой?

© Огородникова Т.Л. учитель физики, МОБУ «ООШ № 5» г. Минусинска

Как на опыте доказать, что воздух обладает массой?

© Огородникова Т.Л. учитель физики, МОБУ «ООШ № 5» г. Минусинска    Что заставляет подниматься воду?

© Огородникова Т.Л. учитель физики, МОБУ «ООШ № 5» г. Минусинска

Что заставляет подниматься воду?

© Огородникова Т.Л. учитель физики, МОБУ «ООШ № 5» г. Минусинска

© Огородникова Т.Л. учитель физики, МОБУ «ООШ № 5» г. Минусинска

© Огородникова Т.Л. учитель физики, МОБУ «ООШ № 5» г. Минусинска Что будет происходить, если в широкий сосуд с водой опустить трубку из которой был откачен воздух ?

© Огородникова Т.Л. учитель физики, МОБУ «ООШ № 5» г. Минусинска

Что будет происходить, если в широкий сосуд с водой опустить трубку из которой был откачен воздух ?

© Огородникова Т.Л. учитель физики, МОБУ «ООШ № 5» г. Минусинска Цель эксперимента : наблюдать проявления атмосферного давления.

© Огородникова Т.Л. учитель физики, МОБУ «ООШ № 5» г. Минусинска

Цель эксперимента :

наблюдать

проявления атмосферного давления.

© Огородникова Т.Л. учитель физики, МОБУ «ООШ № 5» г. Минусинска Экспериментальная задача: объясните принцип действия такого широко известного инструмента, как шприц.

© Огородникова Т.Л. учитель физики, МОБУ «ООШ № 5» г. Минусинска

Экспериментальная задача:

объясните

принцип действия такого широко известного инструмента, как

шприц.

© Огородникова Т.Л. учитель физики, МОБУ «ООШ № 5» г. Минусинска Оборудование: ● шприц ● стакан с подкрашенной водой

© Огородникова Т.Л. учитель физики, МОБУ «ООШ № 5» г. Минусинска

Оборудование:

● шприц

● стакан с подкрашенной водой

© Огородникова Т.Л. учитель физики, МОБУ «ООШ № 5» г. Минусинска Указания к выполнению работы: Опустите шприц в стакан с водой; Потяните поршень вверх.  Вопрос : Почему вода поднимается за поршнем?

© Огородникова Т.Л. учитель физики, МОБУ «ООШ № 5» г. Минусинска

Указания к выполнению работы:

  • Опустите шприц в стакан с водой;
  • Потяните поршень вверх.

Вопрос : Почему вода поднимается за поршнем?

Подведение итогов:  © Огородникова Т.Л. учитель физики, МОБУ «ООШ № 5» г. Минусинска ● Что представляет собой атмосфера земли? ● Из каких газов она состоит? ● Почему молекулы газов, образующих атмосферу Земли, не улетают в космическое пространство? ● Как изменяется плотность атмосферы с увеличением высоты?

Подведение итогов:

© Огородникова Т.Л. учитель физики, МОБУ «ООШ № 5» г. Минусинска

● Что представляет собой атмосфера земли?

● Из каких газов она состоит?

● Почему молекулы газов,

образующих атмосферу Земли, не

улетают в космическое пространство?

● Как изменяется плотность

атмосферы с увеличением высоты?

© Огородникова Т.Л. учитель физики, МОБУ «ООШ № 5» г. Минусинска Домашнее  задание  А. § 40, 41 (с. 97-100); Б. задание 10 (с. 98-99); В. упр. 17 (с. 98), упр. 18 (с. 100).

© Огородникова Т.Л. учитель физики, МОБУ «ООШ № 5» г. Минусинска

Домашнее задание

А. § 40, 41 (с. 97-100);

Б. задание 10 (с. 98-99);

В. упр. 17 (с. 98), упр. 18 (с. 100).


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!