СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема: Типы сложноподчиненных предложений

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка в 9 классе

Тема: Типы сложноподчиненных предложений

 

Цели урока: изучение типов сложноподчиненных предложений

 

Задачи:

Познавательные:

  • активизировать знания о сложноподчиненных предложениях;

  • познакомить учащихся с классификацией СПП;

  • формировать умения отличать СПП от других типов сложных предложений,

разграничивать предикативные части СПП, задавать вопрос, определять

средства связи, попутно повторяя орфографические и пунктуационные навыки;

Развивающие:

  • развивать критическое мышление через практические задания;

  • развивать логическое мышление;

    Воспитательные:

  • воспитывать самостоятельность, коммуникабельность и ответственность засвою часть работы.

Оборудование: учебник, карточки-задания, таблица-лото

Форма работы: коллективная, индивидуальная

Тип урока: изучение нового материала.

Ход урока

I.Организационный момент.

Приветствие.

Нам дан во владение

самый богатый,

меткий, могучий и поистине

волшебный русский язык.

II.Проверка знаний

III.    Операционно-деятельный этап

Сегодня мы познакомимся с типами СПП, и  будем учиться их определять, но для этого давайте, определим цели нашей работы, исходя из темы.

   1) Целеполагание      .(ученики сами определяют цели)

- Какие виды СПП бывают?

- На какие вопросы отвечают?

- Что поясняют?

- Чем присоединяются?

   2) Определение вида работы           Работа в произвольных группах (три группы)

 

   3) Работа с учебником                  Чтение в учебнике  параграфа 12 на

                                                             стр. 87 нахождение нужного  материала,                                                                                                                          выбор успешного ученика для  представления своей темы

 

1 группа --СПП с придаточными определительными

2 группа -- СПП с придаточными изъяснительными.

3 группа -- СПП с придаточными обстоятельственными

    4)Выступление учащихся - освещение вопросов из целеполагания.

                          - Какие вопросы? Что непонятно?

В группу сложноподчиненных предложений, в кото­рых придаточное предложение относится к одному слову (словосочетанию) главного предложения, входят:

  1. сложноподчиненные предложения с придаточ­ными определительными, например: В этой комнате тот самый чудак жил (какой именно чудак?), который пропал. (Ал.). Схема: [указ. ел. + сущ. = ], (который = );

  2. сложноподчиненные предложения с придаточ­ными изъяснительными, например: Зина знала (знала что?), что всякий уважающий себя человек обязательно дол­жен в чем-нибудь сомневаться. (Ал.) Схема: [ — глаг.], (что — =).

    Слова, к которым относятся придаточные определи­тельные и изъяснительные, называются контактными.

    В группу сложноподчиненных предложений, в ко­торых придаточное предложение относится ко всему главному предложению, входят сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными, например: Когда телеграммы принесли потрясающую весть об отречении царя, никто особенно не был потрясен (когда никто не был особенно потрясен?). (А Т.) Схема: (Когда —= ), [— =].

     

    IV.    Закрепление темы

    Упражнение  144                  письменно

    1.Заполнение таблицы-лото

    ( карточки  с видами, союзами, союзными словами, вопросами, примерами)

     

Вид придаточного

 

Вопросы

Союзы

Союзные слова

Пример

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проверка.

2.Работа по карточке:

1) Запишите сначала предложения, в которых придаточная часть стоит после главной, затем предложения, в которых придаточная находится перед главной, а затем — внутри главной. Расставьте знаки препинания.

1. Старуха на все мои вопросы отвечала, что она глухая не слышит.

2. Она чувствовала внутренний жар, как будто в груди у ней лежало раскалённое железо.

3. Когда я проснулся, на дворе уж было темно.

4. Площадка, на которой мы должны были драться, изображала почти правильный треугольник.

5. Он закидывает голову назад, когда говорит и поминутно крутит усы левой рукой.

6. Я невольно сделал несколько шагов вперед, чтоб поскорей удалиться от края.

7. Всё было бы спасено, если б у моего коня достало сил еще на десять минут!

8. Я отправился в крепость, чтоб узнать от коменданта о часе моего отъезда.

9. Впрочем, в те минуты, когда сбрасывает трагическую мантию Грушницкий довольно мил и забавен.

 

2. Используя материалы таблицы "Виды придаточных частей", определите вид придаточной части. Сделайте синтаксический разбор третьего предложения.

3. Индивидуальная работа с последующей взаимопроверкой. Определите виды данных предложений (ССП, СПП). (Знаки препинания не проставлены)

  1. Безветрие и все небо залито ровной синевой.

  2. Мы ночевали в гостинице, где уже останавливались.

  3. О человеке, к которому я направился, ходят легенды.

  4. Майор спросил, где находится штаб.

Ответ: 1 – ССП, 2 – СПП, 3 –  СПП, 5 – СПП.

 

V. Домашнее задание

Упражнение 145, стр. 87 выучить правило.

 

VI.Рефлексия.

– Было ли трудно вам сегодня на уроке? С чем вы ушли с урока? Чему научились? Изобразите свое настроение.

Веселое

Хорошее

Печальное

 

 

 

Приложение 1

 

Заполнение таблицы-лото

( карточки  с видами, союзами, союзными словами, вопросами, примерами)

 

Вид придаточного

 

Вопросы

Союзы

Союзные слова

Пример

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2.

Работа по карточке:

1) Запишите сначала предложения, в которых придаточная часть стоит после главной, затем предложения, в которых придаточная находится перед главной, а затем — внутри главной. Расставьте знаки препинания.

1. Старуха на все мои вопросы отвечала, что она глухая не слышит.

2. Она чувствовала внутренний жар, как будто в груди у ней лежало раскалённое железо.

3. Когда я проснулся, на дворе уж было темно.

4. Площадка, на которой мы должны были драться, изображала почти правильный треугольник.

5. Он закидывает голову назад, когда говорит и поминутно крутит усы левой рукой.

6. Я невольно сделал несколько шагов вперед, чтоб поскорей удалиться от края.

7. Всё было бы спасено, если б у моего коня достало сил еще на десять минут!

8. Я отправился в крепость, чтоб узнать от коменданта о часе моего отъезда.

9. Впрочем, в те минуты, когда сбрасывает трагическую мантию Грушницкий довольно мил и забавен.

 

2. Используя материалы таблицы "Виды придаточных частей", определите вид придаточной части. Сделайте синтаксический разбор третьего предложения.

Приложение 3.

Индивидуальная работа с последующей взаимопроверкой. Определите виды данных предложений (ССП, СПП). (Знаки препинания не проставлены)

  1. Безветрие и все небо залито ровной синевой.

  2. Мы ночевали в гостинице, где уже останавливались.

  3. О человеке, к которому я направился, ходят легенды.

  4. Майор спросил, где находится штаб.

 

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!