1.Организация начала урока, проверка готовности к уроку, создание психологической атмосферы урока. – Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке у нас присутствуют гости. Я прошу вас не волноваться, работать внимательно, быстро, продуктивно. Верьте в свои силы. Надеюсь, что сегодняшний урок будет для вас интересным, полезным. 2. Постановка воспитательной цели. С тех пор как мир возник во мгле, Еще никто на всей земле Не предавался сожаленью О том, что отдал жизнь ученью. С тех пор как существует мирозданье – Такого нет, кто б не нуждался в знании. Какой мы ни возьмем язык и век, Всегда стремится к знанью человек. 3. Постановка темы урока. - Мы будем стремиться к знаниям и продолжим знакомство со сложными предложениями, поговорим об основных типах СПП по значению. Запишите в тетради дату и тему урока: «Основные типы сложноподчинённых предложений».Слайд 1. Вопросы для проверки знаний. Слайд 2. - Какие предложения называются простыми? - Какие предложения называются сложными? - На какие группы делятся сложные предложения? (на доске ученик, ответивший на вопрос, начертит схему: "Виды сложных предложений"). - Какие предложения называются бессоюзными? - Какие предложения называются союзными? - На какие группы делятся союзные предложения? - Какие предложения называются сложносочиненными? - Какие предложения называются сложноподчиненными? После опроса проверяем, насколько верно учащийся начертил схему на доске, сверяем запись со слайдом. Слайд 3. 1. Синтаксическая разминка (работа с карточками в группах). 2. Синтаксический разбор ССП. (у доски 1 ученик). Мелкая листва уже слетела с прибрежных лозин, и сучья сквозят на бирюзовом небе. 1. Постановка проблемы, цели урока. -- Итак, мы повторили виды сложных предложений. Вернемся к теме урока. Вчитаемся в звучание темы. Сформулируем учебную задачу, учебную проблему. /учащиеся формулируют вопрос-задачу: «Какие основные типы сложноподчинённых предложений существуют в русском языке?»/ Вот мы и подошли к вопросу, который будем решать на сегодняшнем уроке. Каковы цели нашего урока? Цель нашего урока – научиться определять основные типы придаточных, характеризовать сложноподчинённое предложение. 2. Получение новых знаний. Исследование. Для решения этой цели необходим поиск. Работа эта нелёгкая, требующая настойчивости, внимания, самостоятельности, накопления знаний по крупицам. Но это дорога к творческому труду. /обращаемся к эпиграфу/ ЭПИГРАФ УРОКА: «Исследование – это дорога к творческому труду». Начнём учебное исследование: 1). Запишем предложения и определим в них второстепенные члены, поставив соответствующие вопросы: Слайд 4. - Сердце предчувствовало (что?) недоброе. - (чей?) Мой дом находится в новом районе. - Мы добрались до цели нашего путешествия (когда?) вечером. Слайд 5. 2). Подберём к данным предложениям синтакси-ческие синонимы – перестроим предложения так, чтобы они стали сложноподчинёнными: - Сердце предчувствовало, что случится что-то недоброе. - Дом, в котором я живу, находится в новом районе. - Мы добрались до цели нашего путешествия, когда наступил вечер. Слайд 6. 3). Выделим грамматическую основу, объясним постановку запятой. Что объединяет эти предложения? (Это СПП, есть главная и придаточная части.) 4). Поставим вопросы к придаточным предложе-ниям: - предчувствовало (что?),- дом (какой?), - добрались (когда?) Слайд 7. – Какие члены предложения отвечают на такие же вопросы? (Второстепенные члены предложения.) По названию второстепенных членов дали название группам придаточных: определительные, изъяснительные (сходны с дополнениями) и обстоятельственные. 3. Сравнение, выводы, обобщение. Сравним простые и сложноподчинённые предложения и сделаем выводы Придаточные предложения сходны по смыслу с второстепенными членами предложения. Три основных группы придаточных предложений соответствуют трём группам второстепенных членов: дополнениям, определениям, обстоятельствам. Их легко определить, если научиться ставить вопрос. Обобщим материал исследования. Какие основные типы сложноподчинённых предложений существуют в русском языке? Слайд 8.(таблица) 1. Наблюдение-анализ. Откройте учебники на стр. 39, упр. 32. Ответьте на вопросы: (по группам) 2.Составление алгоритма. Обобщим материал наблюдения-исследования. Назовите основные шаги по определению основных типов сложноподчинённых предложений. 1 шаг: найти главное предложение и придаточное; 2 шаг: определить, от чего будем задавать вопрос и задать его; 3 шаг: вспомнить, какой второстепенный член отвечает на такой вопрос: 4 шаг: сопоставить и сделать вывод (это придаточное определительное, изъяснительное или обстоятельственное); 5 шаг: определить средство связи. Слайд 9. Защита мини-проектов, подготовленных учениками. Слайд 10. Ученикам из каждой группы было дано домашнее задание: изучить один из видов придаточных и создать мини-проект, чтобы в доступной форме изложить всему классу материал по теме. А помогло им выполнить эту работу творчество М.И.Цветаевой. Почему именно Цветаевой? Потому что, ребята, недавно, 8 октября, этой замечательной поэтессе исполнилось 120 лет со дня рождения. Традиционно с июня по октябрь во многих уголках земного шара зажигаются Цветаевские костры. Поклонники творчества подобным образом отмечают ее юбилей. Марина Цветаева писала о том, как любила ходить на сенокос, жечь костры. Именно поэтому они зажигаются в память о ней. Каждый из вас получил карточку с текстом об этом поэте и вопросы.. Это и будет ваше домашнее задание. Внимательно прочтите и постарайтесь выполнить всё. Итак, урок наш завершается. Над чем он заставил задуматься? На какие размышления навел? Что вы узнали на уроке? Ответьте на вопрос сложноподчиненным предложением, записав его в тетрадь. Главным для меня на уроке было то, … Теперь я буду знать, что … Меня огорчило то, что … Я рад, что… Я хотел бы, чтобы … или подобное.
|