Тема 1. Молекулярная теория строения вещества (7ч)
Тема 2. Основы термодинамики (15 ч)
Тема 3. Изменение агрегатных состояний вещества (6ч)
Тема 4. Тепловые машины (7ч)
Тема 5. Электрические явления (8ч)
Тема 6. Постоянный электрический ток (16ч)
Тема 7. Электромагнитные явления (5ч)
Тема 8. Повторение (6ч)
Тематический план построен по модульному принципу и включает в себя 5 тематических модулей. В каждом тематическом модуле общие цели изучения учебного предмета и требования к результатам освоения темы учебного предмета декомпозируются с учетом изучаемого содержания. Обязательным элементом тематического модуля является поурочное планирование, в котором весь учебный материал темы разделен на дидактические единицы-уроки. Количество уроков соответствует общему количеству часов, отведенному на изучение данной темы.
- указаны виды учебной деятельности, сгруппированные в деятельность: познавательную, информационно-коммуникативную и рефлексивную;
- определена форма текущего контроля.
8 класс |
Раздел. Тема | Молекулярная теория строения вещества |
Количество часов на изучение темы | 7 |
Цель и задачи изучения темы | Сформировать первоначальные знания о молекулярном строении вещества. Продолжить формировать умения решать качественные задачи |
Требования к результатам освоения темы учебного предмета (курса) | Иметь представление о молекулярном строении вещества, явлении диффузии, связи между температурой тела и скоростью движения молекул, силах взаимодействия между молекулами. Знать и понимать сходства и различия строения веществ в различных агрегатных состояниях Учащиеся должны. Уметь применять основные положения молекулярно – кинетической теории к объяснению диффузии в жидкостях и газах, явления смачивания и не смачивания, капиллярности, а также различия между агрегатными состояниями вещества |
|
№ урока в теме, дата проведения | Наименование темы урока, включая тематический учет уровня освоения программы Оборудование урока | Понятийный аппарат Основные элементы содержания урока | Основные виды деятельности учащихся (на уровне учебных действий) | Формы текущего контроля |
Познавательная | Информационно-коммуникативная | Рефлексивная |
1\1 | Структура вещества Оборудование урока: модели молекул, таблица | Понятия: определение молекулы, атома, порядок размеров и массы молекул. ТБ 006 Основное содержание: Вещество и его структурные единицы. Модели молекул. Простые и сложные молекулы. Масса молекулы Материал по УМК §1, 2, с.12 упр 2, 3 | Использовать для познания окружающего мира естественно научные методы: наблюдение, измерение, эксперимент | Адекватное восприятие устной речи и передача содержания прослушанного текста в сжатом виде | Самооценка своих учебных достижений, эмоционального состояния. | Фронтальный опрос |
2\2 | Масса и размеры молекул. Лабораторная работа №1: «Оценка размеров молекулы по микрофотографии» Оборудование урока: линейка, фотография молекулы | Понятия: молекулы, атомы, порядок размеров и массы молекул Основное содержание: Определение количества молекул, массы молекулы и размера молекулы. Правила проведения лабораторной работы, ТБ ИОТ-007-14 Материал по УМК §2, 3 с. 14 упр 1, 2 | Уметь проводить измерения, записывать результат измерений с учётом погрешности, проводить расчеты, анализировать полученный результат, оформлять полученный результат в виде графика и таблицы. | Развитие способности понимать точку зрения собеседника | Объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива; учет особенностей различного ролевого поведения | Лаб раб |
3\3 | Движение молекул Оборудование урока: колба с водой, эл. плитка, модель броуновского движения | Понятия определение теплового движения. Броуновского движения частиц, зависимость скорости движения частиц от температуры Основное содержание: Броуновское движение. Промежутки между молекулами. Диффузия. Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах. Скорость диффузии. Примеры диффузии в природе, быту, технике. Тепловое движение молекул. Материал по УМК §4 | Уметь: приводить примеры явлений, объяснять результаты опытов, подтверждающих движение молекул, описывать явление диффузии, приводить примеры проявления диффузии в природе, быту, технике. | Умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение). | Объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива | Мини тест |
4\4 | Взаимодействие молекул Оборудование урока: таблица, две стеклянные пластинки, вода, капиллярные трубки | Понятия характер взаимодействия между молекулами, роль явлений смачивания и капиллярности в природе. Основное содержание: Притяжение и отталкивание молекул. Смачивание и не смачивание. Понятие о капиллярных явлениях. Материал по УМК §5 | Уметь: приводить примеры опытов и явлений, подтверждающих взаимодействие молекул, описывать взаимодействие молекул, приводить примеры опытов и явлений смачивания и капиллярности, описывать их и объяснять. | Умение перефразировать мысль (объяснять "иными словами") | Поиск и устранение причин возникших трудностей | Блиц – опрос по вопросам о строении вещества |
5\5 | Агрегатные состояния вещества. Оборудование урока: ЦОРы, таблица | Понятия: характер движения, взаимодействия и расположения молекул вещества в различных агрегатных состояниях Основное содержание: Три агрегатных состояния вещества. Характер расположения и движения молекул. Материал по УМК §6 | Уметь: формулировать основные положения о строении вещества; для объяснения явлений диффузии, деформации, сжимаемости или не сжимаемости вещества и т. д. применять знания о строении вещества | Уметь: формулировать основные положения о строении вещества; для объяснения явлений диффузии, деформации, сжимаемости или не сжимаемости вещества и т. д. применять знания о строении вещества | Самостоятельная организация учебной деятельности определение оптимального соотношения цели и средств | Работа по карточкам |
6\6 | Молекулярная теория строения вещества. Тест. Оборудование урока: таблица, свинцовые цилиндры, дидактический материал | Основное содержание: Молекулярное строение вещества. Движение и взаимодействие молекул. Материал по УМК §1 - 6 | Уметь систематизировать и обобщать знания о строении вещества. | Умение отразить в устной или письменной форме результаты своей деятельности | Согласование и координация деятельности с другими ее участниками | Тест |
7\7 | К. р. №1. «Молекулярная теория строения вещества». Оборудование урока: дидактический материал | Уметь применять знания при решении качественных и расчётных задач. Основное содержание: Весь материал темы «Молекулярная теория строения вещества». Материал по УМК §1 - 6 | Уметь применять знания при решении качественных и расчётных задач. | Осознанное беглое чтение текстов, проведение информационно-смыслового анализа текста | Владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные последствия своих действий. | Конт раб |
|
Раздел. Тема | Основы термодинамики |
Количество часов на изучение темы | 15 |
Цель и задачи изучения темы | Продолжить формирование у учащихся знаний об энергии, используя энергетический подход к изучению явлений и микроструктурные представления. Сформировать знания о внутренней энергии и способах ее изменения; практическом применении видов теплопередачи. Продолжить формировать умения решать задачи количественные, качественные и графические, объяснять смысл постоянных величин (табличные значения). |
Требования к результатам освоения темы учебного предмета (курса) | Знать понятия: внутренняя энергия; работа как способ изменения внутренней энергии; теплопередача (теплопроводность, конвекция, излучение); количество теплоты, удельная теплоемкость вещества, удельная теплота сгорания топлива. Формулы для вычисления количества теплоты, выделяемого или поглощаемого при изменении температуры тела, выделяемого при сгорании топлива. Применение изученных тепловых процессов в тепловых двигателях, технических устройствах и приборах. Уметь: применять основные положения молекулярно-кинетической теории для объяснения понятия внутренней энергии, изменения внутренней энергии, изменения внутренней энергии при изменении температуры тела, конвекции, теплопроводности (жидкости и газа), плавления тел. Пользоваться термометром и калориметром. Читать графики изменения температуры тел при нагревании. Решать качественные задачи с использованием знаний о способах изменения внутренней энергии и различных способах теплопередачи. Находить по таблицам значения удельной теплоемкости вещества. Удельной теплоты сгорания топлива. Решать задачи с применением формул: Q=qm; Q=cm(t2-t1). |
Поурочное планирование изучения темы |
|
№ урока в теме, дата проведения | Наименование темы урока, включая тематический учет уровня освоения программы Оборудование урока | Понятийный аппарат Основные элементы содержания урока | Основные виды деятельности учащихся (на уровне учебных действий) | Формы текущего контроля |
Познавательная | Информационно-коммуникативная | Рефлексивная |
1\8 | Внутренняя энергия термодинамической системы. Оборудование урока: металлический шарик, песок, | Понятия термодинамическая система, внутренняя энергия, тепловое движение молекул; Основное содержание: Термодинамическая система. Кинетическая и потенциальная энергии молекул. Внутренняя энергия термодинамической системы. Материал по УМК §7, с35 упр 1 | Использовать при описании явлений понятия: термодинамическая система, состояние системы, внутренняя энергия; приводить примеры подтверждающие зависимость скорости движения молекул от температуры. | Умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение). | Объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива | Блиц – опрос по вопросам о механической энергии |
2\9 | Изменение внутренней энергии термодинамической системы при совершении работы Оборудование урока: таблица, металлическая спица, пробка | Понятия: изменение внутренней энергии Основное содержание: Изменение внутренней энергии системы. Уменьшение и увеличение внутренней энергии. Связь работы и изменения внутренней энергии. Материал по УМК §8, с 40 упр1 | Уметь: определять изменение внутренней энергии системы, если часть механической энергии системы тел может идти на её изменение. | Проводить смысловой анализ текста | Контроль и оценка своей деятельности на каждом этапе урока | Работа по карточкам |
3\ 10 | Изменение внутренней энергии термодинамической системы при теплопередаче Оборудование урока: таблица, стальная и медная спица, гвоздики, спиртовка | Понятия теплопередача, количество теплоты Основное содержание: Теплопередача. Количество теплоты. Изменение внутренней энергии при теплопередаче. Материал по УМК §9, с 43 упр | Уметь: применять знания для расчёта изменения внутренней энергии системы. | Ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания | Поиск и устранение причин возникших трудностей | Блиц – опрос по вопросам о внутренней энергии |
4\ 11 | Закон сохранения энергии при тепловых процессах Оборудование урока: таблица | Основное содержание: Изменение внутренней энергии в результате совершения работы и при теплопередаче. Закон сохранения энергии при тепловых процессах. Материал по УМК §9, 10, с 47 упр Б, В | Уметь: применять знания при решении задач и объяснении различных явлений | Составление тезисов | Самооценка своих учебных достижений, эмоционального состояния. | Взаимопроверка домашнего задания |
5\ 12 | Виды теплопередачи Оборудование урока: термос, жидкостный манометр, теплоприемник, электроплитка | Понятия теплопроводность, конвекция, излучение Основное содержание: Теплопроводность. Конвекция. Излучение. Их применение в природе, быту и технике. Материал по УМК §11 | Уметь: приводить примеры разных видов теплопередачи в природе, быту, технике; распознавать виды теплопередачи среди других видов, описывать механизм передачи энергии. | Проводить смысловой анализ текста | Контроль и оценка своей деятельности на каждом этапе урока | Решение качественных задач |
6\ 13 | Температура и тепловое равновесие. Тест «Виды теплопередачи» Оборудование урока: термометр | Понятия: температура, тепловое равновесие Основное содержание: Тепловое равновесие. Температура. Изолированная термодинамическая система. Нулевой закон термодинамики. Материал по УМК §12 | Уметь: использовать знания при описании тепловых явлений. | Доносить свою позицию до других (монологическая речь) | Объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива | Тест |
7\ 14 | Измерение температуры. Термометр. Лабораторная работа № 2 «Исследование изменения температуры остывающей воды во времени» Оборудование урока: термометр, стакан с горячей водой, часы | Понятия Правила измерения температуры тела. Основное содержание: Температура. Измерение температуры. Термометр, его устройство Термодинамические шкалы. Области измеряемых температур. Правила проведения лабораторной работы, ТБ. ИОТ 007 Материал по УМК §13, с 62 упр 1-3 | Описывать результаты работы. Систематизировать в виде таблицы результаты измерений. Формулировать вывод. | Осознанное беглое чтение текстов, проведение информационно-смыслового анализа текста. Развитие способности понимать точку зрения | Самооценка своих учебных достижений, эмоционального состояния. | Лаб раб |
8\ 15 | Удельная теплоёмкость. Оборудование урока: цилиндры из разного материала | Понятия удельная теплоёмкость вещества Основное содержание: Удельная теплоемкость. Материал по УМК §14, с 67 упр1, 3 | Объяснять физический смысл уд. теплоёмкости, пользоваться таблицей для нахождения уд. теплоемкости, сравнивать уд. теплоёмкости различных веществ | Преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст, таблица, график) | Самооценка своих учебных достижений, эмоционального состояния. | Работа по карточкам |
9\ 16 | Решение задач на теплообмен. Сам раб. Оборудование урока: сборник задач | Понятия алгоритм решения задач на теплообмен Основное содержание: Алгоритм решения задач на теплообмен. Материал по УМК §15 | Уметь: применять полученные знания при решении расчётных и качественных задач | Осознанное беглое чтение текстов, проведение информационно-смыслового анализа текста | Контроль и оценка своей деятельности на каждом этапе урока | Работа по карточкам |
10\ 17 | Лабораторная работа №3 «Измерение удельной теплоемкости вещества» Оборудование урока: металлический цилиндр, калориметр, термометр | Основное содержание: Количество теплоты. Удельная теплоёмкость вещества. Правила проведения лабораторной работы, ИОТ 007 Материал по УМК §15, задача 3 из текста параграфа | Уметь проводить измерения, записывать результат измерений с учётом погрешности, проводить расчеты, анализировать полученный результат, оформлять полученный результат в виде графика и таблицы. | Осознанное беглое чтение текстов, проведение информационно-смыслового анализа текста. Развитие способности понимать точку зрения | Самооценка своих учебных достижений, эмоционального состояния. | Лаб раб |
11\ 18 | Лабораторная работа №4 «Проверка уравнения теплового баланса» Оборудование урока: калориметр, стакан с горячей и холодной водой | Основное содержание: Уравнение теплового баланса. Правила проведения лабораторной работы, ТБ ИОТ 007 Материал по УМК §15, задача 2 из текста параграфа | Лаб раб |
12\ 19 | Удельная теплота сгорания топлива. Оборудование урока: таблица | Понятия удельная теплота сгорания топлива Основное содержание: Горение топлива. Удельная теплота сгорания топлива. Материал по УМК §16, с 77 упр 2 | Уметь: объяснять физический смысл уд. теплоты сгорания топлива, пользоваться таблицей для нахождения уд. теплоты сгорания топлива, применять знания для нахождения количества теплоты выделяющегося при сгорании топлива. | Умение результативно мыслить и работать с информацией | Контроль и оценка своей деятельности на каждом этапе урока | Работа по карточкам |
13\ 20 | Решение задач Оборудование урока: сборник задач | Основное содержание: Уравнение теплового баланса. Алгоритм решения задач на уравнение теплового баланса. §11-16 | Уметь применять полученные знания для решения задач, графически описывать тепловые процессы. | Выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения. | Объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива | Физический диктант |
14\ 21 | Основные закономерности термодинамики (резерв) Оборудование урока: таблица | Основное содержание: Весь материал темы «Основы термодинамики» Материал по УМК §7-16, обобщающая таблица с 78 - 79 | Уметь систематизировать и обобщать знания по теме «Основы термодинамики». | Умение отразить в устной или письменной форме результаты своей деятельности | Поиск и устранение причин возникших трудностей | Тест |
15\ 22 | К. р №2 «Основы термодинамики» Оборудование урока: дидактический материал | Основное содержание: Весь материал темы «Основы термодинамики» Материал по УМК §7-16, обобщающая таблица с 78 - 79 | Уметь применять знания при решении качественных и количественных задач, пользоваться справочным материалом для нахождения табличных значений. | Осознанное беглое чтение текстов, проведение информационно-смыслового анализа текста | Владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные последствия своих действий. | Конт раб |
|
Тема | Изменение агрегатных состояний вещества |
Кол-во часов | 6 |
Цель и задачи изучения темы | Продолжить формирование знаний о внутренней энергии, об агрегатных состояниях вещества и их изменениях. Продолжить формировать умения решать задачи количественные, качественные и графические, объяснять смысл постоянных величин (табличные значения). |
Требования к уровню подготовки обучающихся | Знать: Понятия: внутренняя энергия; количество теплоты, температура плавления и кристаллизации; удельная теплота плавления, удельная теплота парообразования. Формулы для вычисления количества теплоты, выделяемого или поглощаемого при изменении агрегатных состояний вещества. Применение изученных тепловых процессов в тепловых двигателях, технических устройствах и приборах. Уметь: Применять основные положения молекулярно-кинетической теории для объяснения понятия внутренней энергии, изменения внутренней энергии, изменения внутренней энергии при изменении температуры тела, плавления тел, испарения жидкостей, охлаждения жидкости при испарении. Пользоваться термометром и калориметром. Читать графики изменения температуры тел при нагревании, плавлении, парообразовании. Решать качественные задачи с использованием знаний о способах изменения внутренней энергии и различных способах теплопередачи. Находить по таблицам значения удельной теплоемкости вещества, удельной теплоты сгорания топлива, удельной теплоты плавления и удельной теплоты парообразования. Решать задачи с применением формул: Q=qm; Q=λm; Q=Lm. Q=cm(t2-t1). |
Поурочное планирование изучения темы |
№ урока в теме, дата проведения | Наименование темы урока, включая тематический учет уровня освоения программы Оборудование урока | Понятийный аппарат Основные элементы содержания урока | Основные виды деятельности учащихся (на уровне учебных действий) | Формы текущего контроля |
Познавательная | Информационно-коммуникативная | Рефлексивная |
1\ 23 | Испарение и конденсация Оборудование урока: ЦОРы | Понятия испарение и конденсация Основное содержание: Испарение. Конденсация. Изменение температура термодинамической системы при испарении и конденсации. Материал по УМК §17, 18, задания с 84 1 - 3 | Уметь описывать и объяснять явления испарения и конденсации | Умение перефразировать мысль (объяснять "иными словами") | Самооценка своих учебных достижений, эмоционального состояния | Блиц – опрос по вопросам об изменении агрегатного состояния вещества |
2\ 24 | Насыщенный пар. Влажность воздуха Оборудование урока: психрометр, термометр | Понятия насыщенный пар, абсолютная и относительная влажность, психрометр Основное содержание: Насыщенный пар. Влажность воздуха. Абсолютная влажность. Относительная влажность. Точка росы. Измерение влажности. Материал по УМК §19, задания с 88 1 – 2, с 91 упр 3 | Понимать влажность воздуха, уметь определять влажность воздуха при помощи психрометра | Составление тезисов | Согласование и координация деятельности с другими ее участниками | Мини - тест |
3\ 25 | Лабораторная работа №5 «Измерение относительной влажности воздуха». Решение задач Оборудование урока: | Основное содержание: Правила проведения лабораторной работы, ТБ. ИОТ 007 Материал по УМК §19 | Описывать результаты работы. Систематизировать в виде таблицы результаты измерений. Формулировать вывод. | Осознанное беглое чтение текстов, проведение информационно-смыслового анализа текста. Развитие способности понимать точку зрения других учеников | Самооценка своих учебных достижений, эмоционального состояния | Лаб раб |
4\ 26 | Удельная теплота парообразования. Кипение Оборудование урока: таблица | Понятия удельная теплота парообразования Основное содержание: Удельная теплота парообразования. Кипение. Температура кипения. Зависимость температуры кипения от внешнего давления. Материал по УМК §20,с 97 упр 1 - 2 | Уметь описывать и объяснять явление кипения | Умение отразить в устной или письменной форме результаты своей деятельности | Поиск и устранение причин возникших трудностей | Взаимопроверка домашнего задания |
5\ 27 | Плавление и кристаллизация. Удельная теплота плавления. Оборудование урока: таблица | Понятия: удельная теплота плавления Основное содержание: Плавление. Кристаллизация. Температура плавления и кристаллизации. Удельная теплота плавления. Плавление кристаллических и аморфных тел. График зависимости температуры плавящегося тела от времени. Материал по УМК §21, с 103 упр 1 - 6 | Уметь описывать и объяснять явление плавления и кристаллизации | Умение самостоятельно делать свой выбор | Самостоятельная организация учебной деятельности определение оптимального соотношения цели и средств | Работа по карточкам |
6\ 28 | Решение задач. Сам раб Оборудование урока: дидактический материал | Основное содержание: Теплообмен с участием процессов парообразования, конденсации, плавления, кристаллизации. Материал по УМК §20-21 | Умение применять полученные знания при решении задач | Умение отразить в устной или письменной форме результаты своей деятельности | Контроль и оценка своей деятельности на каждом этапе урока | Сам раб |
|
Раздел. Тема | Тепловые машины |
Количество часов на изучение темы | 7 |
Цель и задачи изучения темы | Сформировать первоначальные знания о тепловых машинах, преобразованиях энергии в тепловых машинах и их применении. |
Требования к результатам освоения темы учебного предмета (курса) | Знать: принцип работы тепловых машин, виды тепловых машин. Применение изученных тепловых процессов в тепловых двигателях, технических устройствах и приборах. |
Поурочное планирование изучения темы |
№ урока в теме, дата проведения | Наименование темы урока, включая тематический учет уровня освоения программы Оборудование урока | Понятийный аппарат Основные элементы содержания урока | Основные виды деятельности учащихся (на уровне учебных действий) | Формы текущего контроля |
Познавательная | Информационно-коммуникативная | Рефлексивная |
1\ 29 | Поршневой двигатель внутреннего сгорания. Оборудование урока: ДВС (модель) | Понятия тепловые машины Основное содержание: Тепловые и холодильные машины. Циклический процесс. Тепловой четырехтактный двигатель внутреннего сгорания. Работа двигателя. Двигатель Дизеля. Материал по УМК §27 | Уметь описывать устройство ДВС, принцип работы. | Осознанное беглое чтение текстов, проведение информационно-смыслового анализа текста. | Поиск и устранение причин возникших трудностей | Блиц – опрос о механической и внутренней энергии |
2\ 30 | Паровые и газовые турбины. Турбореактивные двигатели и реактивные двигатели ракет. Оборудование урока: паровая турбина (модель) | Основное содержание: Паровая и газовая турбины. Реактивные и турбореактивные двигатели. Сила тяги двигателя. Материал по УМК §28 | Иметь представление об устройстве, принципе работы паровых и газовых турбин, реактивных двигателей. | Работа с учебником, составление краткого конспекта | Умение организовать свою деятельность | |
3\ 31 | Холодильные машины. КПД теплового двигателя Оборудование урока: ЦОРы | Понятия КПД тепловых двигателей Основное содержание: Устройство холодильной машины. Эффективность работы холодильной машины. Преобразование энергии в тепловом двигателе. Нагреватель, рабочее тело и холодильник. Полезная механическая работа теплового двигателя. КПД теплового двигателя. Материал по УМК §29-30, с 140 упр 1, 3 | Уметь: объяснять устройство и принцип действия холодильника, решать задачи на расчет КПД машины. | Ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания | Поиск и устранение причин возникших трудностей | |
4\ 32 | Решение задач. Тест Оборудование урока: задачник | Основное содержание: КПД теплового двигателя. Материал по УМК §27-30 | Уметь применять знания при решении задач | Умение взаимодействовать с людьми | Контроль и оценка своей деятельности на каждом этапе урока | Тест |
5\ 33 | Экологические проблемы тепловых двигателей Оборудование урока: ЦОРы | Основное содержание: Доклады учащихся по экологическим проблемам, связанным с применением тепловых двигателей. Материал по УМК §31, с 145 задание | Уметь приводить примеры экологических последствий работы тепловых двигателей. | Доносить свою позицию до других (монологическая речь) | Умение организовать свою деятельность | Работа по карточкам |
6\ 34 * | Изменение агрегатных состояний вещества. Тепловые машины (резерв) Оборудование урока: таблица | Основное содержание: Весь материал тем «Изменение агрегатных состояний вещества». «Тепловые машины» Материал по УМК §17-31, обобщающая таблица с 149 | Систематизировать и обобщать знания по темам «Изменение агрегатных состояний вещества». «Тепловые машины» | Умение взаимодействовать с людьми | Поиск и устранение причин возникших трудностей | Взаимопроверка домашнего задания |
7\35 | К р №3 «Изменение агрегатных состояний вещества». «Тепловые машины». Оборудование урока: дидактический материал | Основное содержание: Весь материал тем «Изменение агрегатных состояний вещества». «Тепловые машины». Материал по УМК §17-31 | Уметь применять знания при решении качественных и расчётных задач. | Осознанное беглое чтение текстов, проведение информационно-смыслового анализа текста | Владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные последствия своих действий. | Конт раб |
|
Раздел. Тема | Электрические явления |
Количество часов на изучение темы | 8 |
Цель и задачи изучения темы | Продолжить формирование знаний о строении вещества, обосновать наличие в атоме ядра и электронной оболочки. Показать, что на основе знаний об электроне можно объяснить электрические явления. |
Требования к результатам освоения темы учебного предмета (курса) | Знать понятия: электризация тел, электрический заряд, атом, электроскоп, электрическое поле, силовые линии электрического поля, конденсатор. Величины: напряженность электрического поля, работа и энергия электрического поля. Законы: сохранения электрического заряда, Кулона. Практическое применение названных понятий и законов в быту и технике. Уметь: применять положения электронной теории для объяснения электризации тел при их соприкосновении. Решать задач: с применением формул: F= kq1q2 \r2 A = Uq; С= q\U; W= qU\2; P=IU; Q=I²Rt, U=A\q, I= q\t. Изображать графически зависимость силы тока от напряжения и по графику рассчитывать сопротивление проводников. -оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях. |
Поурочное планирование изучения темы |
№ урока в теме, дата проведения | Наименование темы урока, включая тематический учет уровня освоения программы Оборудование урока | Понятийный аппарат Основные элементы содержания урока | Основные виды деятельности учащихся (на уровне учебных действий) | Формы текущего контроля |
Познавательная | Информационно-коммуникативная | Рефлексивная |
1\ 36 | Электризация тел. Электрический заряд. Оборудование урока: стеклянная палочка, эбонитовая палочка | Понятия электризация тел, электрический заряд Основное содержание: Электрическое взаимодействие. Притяжение и отталкивание заряженных тел. Два вида электрических зарядов. Материал по УМК §33, с 154 задание | Понимать смысл понятия «электрический заряд» | Умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение). | Согласование и координация деятельности с другими ее участниками | Блиц – опрос о строении вещества |
2\ 37 | Строение атома Оборудование урока: таблица | Понятия делимость электрического заряда, атом, ион, свободные носители заряда, проводники, изоляторы Основное содержание: Атом. Атомное ядро. Электроны. Протоны. Нейтроны. Носители заряда. Проводники. Диэлектрики. Материал по УМК §34, с 158 задания 1 - 4 | Знать строение атома, уметь определять число нуклонов ядра атома по таблице Менделеева | Умение отразить в устной или письменной форме результаты своей деятельности | Самооценка своих учебных достижений, эмоционального состояния | Работа по карточкам |
3\ 38 | Объяснение электрических явлений. Закон сохранения электрического заряда. Оборудование урока: ЦОРы | Понятия сохранения электрического заряда Основное содержание: Электрически нейтральное тело. Заряженное тело. Закон сохранения электрического заряда. Делимость электрического заряда. Материал по УМК §35 | Уметь объяснять электризацию тел, передачи заряда | Ориентироваться в системе своих знаний | Поиск и устранение причин возникших трудностей | Задание на соответствие |
4\ 39 | Электроскоп Оборудование урока: электроскоп | Понятия электроскоп, заземление Основное содержание: Устройство электроскопа и электрометра. Измерение величины заряда с помощью электрометра. Материал по УМК §36 | Уметь описывать и объяснять устройство и принцип действия электроскопа | Умение отразить в письменной форме результаты своей деятельности | Самостоятельная организация учебной деятельности определение оптимального соотношения цели и средств | Работа с учебником, составление краткого конспекта |
5\ 40 | Закон Кулона Оборудование урока ЦОРы | Основное содержание: Точечный заряд. Электрический заряд тела. Опыты Кулона-Кавендиша. Закон Кулона. Материал по УМК §37. С 170 упр 1, 2 | Знать: словесное описание закона Кулона, определение электрического заряда, понятие «элементарный электрический заряд», значение элементарного электрического заряда. | Ориентироваться в системе своих знаний | Поиск и устранение причин возникших трудностей | Работа по карточкам |
6\ 41 | Электрическое поле. Физический диктант. Оборудование урока: ЦОРы | Понятия электрическое поле, напряжённость электрического поля, силовые линии электрического поля Основное содержание: Электрическое поле. Силовые линии электрического поля. Направление вектора напряженности электрического поля. Густота силовых линий. Однородное электрическое поле. Материал по УМК §39-40, с 180 упр 1, с 185 упр 2 | Уметь изображать силовые линии электрического поля, различать однородное и неоднородное поле | Умение отразить в устной или письменной форме результаты своей деятельности | Самооценка своих учебных достижений, эмоционального состояния | Физический диктант |
7\ 42 | Работа сил электрического поля. Электрическое напряжение Оборудование урока: ЦОРы | Понятия напряжение, напряжённость Основное содержание: Работа сил электрического поля. Электрическое напряжение. Материал по УМК §41, с 190 упр3, 4 | Понимать смысл работа электрического поля и напряжение | Умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение). | Объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива | Взаимопроверка домашнего задания |
8\ 43 | Конденсатор. Энергия электрического поля конденсатора. Оборудование урока: набор конденсаторов | Понятия конденсатор, электроемкость Основное содержание: Конденсатор. Обкладки конденсатора. Заряд конденсатора. Электрическое поле конденсатора. Электрическая емкость. Энергия электрического поля конденсатора. Материал по УМК §42с 196 упр 1, 2 | Знать назначение конденсатора, его устройство | Осознанное беглое чтение текстов, проведение информационно-смыслового анализа текста | Самостоятельная организация учебной деятельности определение оптимального соотношения цели и средств | Работа с учебником, составление краткого конспекта |
|
Раздел. Тема | Постоянный электрический ток |
Количество часов на изучение темы | 16 |
Цель и задачи изучения темы | Продолжить формирование знаний о строении вещества, обосновать наличие в атоме ядра и электронной оболочки. Рассмотреть природу электрического тока и микро механизмы некоторых электрических явлений, а также количественные закономерности, связывающие основные электрические величины. |
Требования к результатам освоения темы учебного предмета (курса) | Знать понятия: электрический ток в металлах, направление электрического тока, электрическая цепь, сила тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, удельное электрическое сопротивление. Закон Ома для участка цепи. Формулы для вычисления сопротивления проводника из известного материала по его длине и площади поперечного сечения; работы и мощности электрического тока; количества теплоты, выделяемого проводником с током. Практическое применение названных понятий и закона в электронагревательных приборах (электромагнитах, электродвигателях, электроизмерительных приборах). Уметь: применять положения электронной теории для объяснения электризации тел при их соприкосновении, существования проводников и диэлектриков, электрического тока в металлах, причины электрического сопротивления, нагревание проводника электрическим током. Чертить схемы простейших электрических цепей; собирать электрическую цепь по схеме; измерять силу тока в электрической цепи, напряжение на концах проводника (резистора), определять сопротивление проводника с помощью амперметра и вольтметра; пользоваться реостатом. Находить по таблице удельное сопротивление проводника. Решать задачи с применением закона Ома для участка электрической цепи и следующих формул: R=ρl/s; A = IUt; P=IU; Q=I²Rt, U=A\q, I= q\t. Изображать графически зависимость силы тока от напряжения и по графику рассчитывать сопротивление проводников. |
Поурочное планирование изучения темы |
№ урока в теме, дата проведения | Наименование темы урока, включая тематический учет уровня освоения программы Оборудование урока | Понятийный аппарат Основные элементы содержания урока | Основные виды деятельности учащихся (на уровне учебных действий) | Формы текущего контроля |
Познавательная | Информационно-коммуникативная | Рефлексивная |
1\ 44 | Электрический ток. Условия возникновения электрического тока. Направление электрического тока. Оборудование урока: таблица | Понятия электрический ток, условные обозначения элементов эл. цепи Основное содержание: Электрический ток. Действия электрического тока. Условия существования электрического тока. Направление электрического тока. Сила электрического тока. Электрическая цепь. Источник тока. Материал по УМК §43,45, с 204 упр 2, с 211 упр 1, 3 | Понимать смысл понятий «электрический ток» и «источники тока» | Умение общаться, взаимодействовать с одноклассниками | Объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива | Блиц – опрос о строении вещества |
2\ 45 | Электрический ток в металлах. Лабораторная работа № 6 «Сборка электрической цепи и измерение силы тока на ее различных участках» Оборудование урока: | Понятия амперметр, свободный электрон Основное содержание: Металл. Свободные электроны. Электрический ток в металле. Измерение силы тока. Правила проведения лабораторной работы, ТБ. ИОТ 007 Материал по УМК §44, 46, с 215 упр 1, 3 | Описывать результаты работы. Систематизировать в виде таблицы результаты измерений. Формулировать вывод | Осознанное беглое чтение текстов, проведение информационно-смыслового анализа текста. Развитие способности понимать точку зрения собеседника | Самооценка своих учебных достижений, эмоционального состояния | Лаб раб |
3\ 46 | Измерение напряжения Лабораторная работа №7 «Измерение напряжения на различных участках электрической цепи» Оборудование урока: | Понятия вольтметр Основное содержание: Напряжение. Измерение напряжения. Правила проведения лабораторной работы, ТБ. ИОТ 007 Материал по УМК §46 | Описывать результаты работы. Систематизировать в виде таблицы результаты измерений. Формулировать вывод. | Осознанное беглое чтение текстов, проведение информационно-смыслового анализа текста. Развитие способности понимать точку зрения собеседника | Самооценка своих учебных достижений, эмоционального состояния | Лаб раб |
4\ 47 | Закон Ома для участка цепи. Сопротивление. Оборудование урока: источник тока, реостат, ключ, амперметр, вольтметр | Основное содержание Зависимость силы тока от напряжения. Закон Ома для участка цепи. Сопротивление. Материал по УМК §47, с 220 упр 1 - 3 | Знать: закон Ома для участка цепи, понятие: сопротивление, условное обозначение сопротивления, единицу измерения. | Преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст, графическая иллюстрация) | Согласование и координация деятельности с другими ее участниками | Построение графиков зависимости силы тока от напряжения и сопротивления |
5\ 48 | Удельное сопротивление вещества. Оборудование урока ЦОРы | Понятия сопротивление проводника, удельное сопротивление Основное содержание: Расчет сопротивления проводника. Удельное сопротивление вещества. Резистор. Реостат. Материал по УМК §48, с 226 упр 1, 2 | Знать: определение уд сопротивления, условное обозначение, единицу измерения, физический смысл значения уд. сопротивления, формулу для расчёта, прибор для регулирования силы тока в цепи. | Умение отразить в устной или письменной форме результаты своей деятельности | Самооценка своих учебных достижений, эмоционального состояния | Работа по карточкам |
6\ 49 | Лабораторная работа №8 «Определение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра» Оборудование урока: | Основное содержание: Зависимость силы тока от напряжения. Закон Ома для участка цепи. Сопротивление. Правила проведения лабораторной работы, ТБ ИОТ 007 Материал по УМК §48 | Описывать результаты работы. Систематизировать в виде таблицы результаты измерений. Формулировать вывод. | Осознанное беглое чтение текстов, проведение информационно-смыслового анализа текста. Развитие способности понимать точку зрения собеседника | Согласование и координация деятельности с другими ее участниками | Лаб раб |
7\ 50 | Последовательное соединение проводников. Параллельное соединение проводников Оборудование урока: резисторы, источник тока, ключ, амперметр, вольтметр, соединительные провода | Понятия последовательное и параллельное соединение Основное содержание: Последовательное соединение проводников и его законы. Параллельное соединение проводников и его законы. Материал по УМК §49, 50, с 220 упр 1, 2, с233 упр1 | Знать: законы последовательного и параллельного соединения проводников.
| Умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение). | Самооценка своих учебных достижений, эмоционального состояния | Физический диктант |
8\ 51 | Решение задач. Сам раб по теме «Последовательное и параллельное соединение проводников» Оборудование урока: задачник | Основное содержание: Закон Ома для участка цепи. Законы последовательного и параллельного соединения проводников. Материал по УМК §48-50 | Уметь применять знания при решении задач | Осознанное беглое чтение текстов, проведение информационно-смыслового анализа текста | Владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные последствия своих действий. | Сам раб |
9\ 52 | Работа и мощность электрического тока Оборудование урока: ЦОРы | Понятия работа, мощность, киловатт-час Основное содержание: Работа электрического тока. Мощность электрического тока. Потребление электрической энергии. Киловатт-час. Электрический счетчик. Материал по УМК §51, с 237 упр 1 - 3 | Знать: формулы для расчёта работы и мощности электрического тока, условные обозначения, единицы измерения, физический смысл этих величин, приборы для измерения. | Развитие способности понимать точку зрения собеседника | Умение общаться с людьми | Взаимопроверка домашнего задания |
10\53 | Лабораторная работа №9 «Измерение работы и мощности электрического тока». Оборудование урока: | Основное содержание: Работа электрического тока. Мощность электрического тока. Правила проведения лабораторной работы, ТБ ИОТ 007 Материал по УМК §51 | Описывать результаты работы. Систематизировать в виде таблицы результаты измерений. Формулировать вывод. | Осознанное беглое чтение текстов, проведение информационно-смыслового анализа текста. Развитие способности понимать точку зрения | Самооценка своих учебных достижений, эмоционального состояния | Лаб раб |
11\54 | Закон Джоуля – Ленца Оборудование урока: лампа накаливания | Понятия тепловое действие тока Основное содержание: закон Джоуля - Ленца, использование явления нагревания проводника в электрических устройствах Материал по УМК §52, с 241 упр 1 | Уметь описывать и объяснять тепловое действие тока | Умение перефразировать мысль (объяснять "иными словами") | Объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива | Презентации учащихся о применении теплового действия тока |
12\55 | Электрический ток в газах. Оборудование урока: ЦОРы | Понятия ионизация газа Основное содержание: Носители тока в газах. Ионизация газа. Применение тока в газах. Защита от молнии. Материал по УМК §53 | Иметь представление о носителях электрического тока в газах, о понятии «ионизация газа», о вопросах безопасности при грозе. | Проводить смысловой анализ текста | Самооценка своих учебных достижений | Работа с учебником, составление краткого конспекта |
13\56 | Электрический ток в полупроводниках Оборудование урока: ЦОРы | Понятия полупроводники Основное содержание: Полупроводник. Носителя заряда в полупроводнике. Электрон. Дырка. Собственная проводимость. Примесная проводимость. Материал по УМК §54 | Иметь представление о полупроводниках, о носителях заряда в полупроводниках, о применении полупроводников в технике. | Осознанное беглое чтение текстов, проведение информационно-смыслового анализа текста | Объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива | Работа с учебником, |
14\57 | Источники тока Оборудование урока: ЦОРы | Понятия гальванический элемент, аккумулятор Основное содержание: Электрофорная машина. Гальванический элемент. Аккумуляторная батарея. Материал по УМК §55 | Уметь: описывать превращения механической, внутренней и химической энергии в электрическую, приводить примеры использования источников тока в технике и быту. | Развитие способности понимать точку зрения собеседника | Поиск и устранение причин возникших трудностей | Сообщения учащихся |
15\58 | Повторение и обобщение тем: « Электрические явления», «Постоянный электрический ток» (резерв) Оборудование урока: | Основное содержание: Весь материал тем «Электрические явления» «Постоянный электрический ток». Материал по УМК §43-55, с 252 обобщающая таблица | Уметь: обобщать и систематизировать знания по темам: «Электрические явления» «Постоянный электрический ток». | | | |
16\59 | К. р № 4 «Электрические явления» «Постоянный электрический ток». Оборудование урока: дидактический материал | Основное содержание: Весь материал тем «Электрические явления» «Постоянный электрический ток». Материал по УМК §43-55 | Уметь: применять знания при решении задач. | Осознанное беглое чтение текстов, проведение информационно-смыслового анализа текста | Владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные последствия своих действий. | Конт раб |
|
Раздел. Тема | Электромагнитные явления Повторение |
Количество часов на изучение темы | 11 |
Цель и задачи изучения темы | Сформировать первоначальные знания об электромагнитных явлениях. Сформировать знания о связи магнитных и электрических явлений. |
Требования к результатам освоения темы учебного предмета (курса) | Знать понятие о магнитном поле и способах его обнаружения, взаимосвязь электрического и магнитного полей, устройство и принцип работы электродвигателя и электромагнита. Уметь приводить примеры применения электродвигателей и электромагнитов в быту и технике. |
Поурочное планирование изучения темы |
№ урока в теме, дата проведения | Наименование темы урока, включая тематический учет уровня освоения программы Оборудование урока | Понятийный аппарат Основные элементы содержания урока | Основные виды деятельности учащихся (на уровне учебных действий) | Виды и формы контроля |
Познавательная | Информационно-коммуникативная | Рефлексивная |
1\ 60 | Магниты. Магнитное поле Земли Оборудование урока: постоянные магниты | Понятия постоянные магниты Основное содержание: Магниты. Свойства постоянных магнитов. Магнитное поле Земли. Магнитный северный и южный полюса. Материал по УМК §56-57,62 | Демонстрировать свойства постоянных магнитов. Иметь представление о магнитном поле Земли и её магнитных полюсах. | Развитие способности понимать точку зрения собеседника | Поиск и устранение причин возникших трудностей | Блиц – опрос по вопросам об электрическом токе |
2\ 61 | Магнитные линии. Действие магнитного поля на проводник с током Оборудование урока: ЦОРы | Понятия магнитное поле Основное содержание: Силовые линии магнитного поля. Магнитное поле тока. Магнитное поле постоянного магнита. Гипотеза Ампера. Действие магнитного поля на проводник с током. Материал по УМК §58 -59, с 267 упр 1, 2 | Уметь определять направление линий магнитного поля постоянных магнитов с помощью компаса, использовать правило буравчика для определения направления линий магнитного поля и направление тока в проводнике. | Умение отразить в устной или письменной форме результаты своей деятельности | Самостоятельная организация учебной деятельности определение оптимального соотношения цели и средств. | Мини - тест |
3\ 62 | Электромагнит. Электродвигатель. Гальванометр Оборудование урока: | Понятия электродвигатель и электромагнит Основное содержание: Электромагнит. Электромагнитное реле. Звонок. Электродвигатель. Гальванометр. Материал по УМК §60 -61 | Знать: устройство, принцип работы, применение электродвигателя и электромагнита. | Умение перефразировать мысль (объяснять "иными словами") | Поиск и устранение причин возникших трудностей | Работа с учебником составление краткого конспекта |
4\ 63 | Электромагнитная индукция Оборудование урока: | Понятия электромагнитная индукция Основное содержание: Опыты Фарадея. Индукционный ток. Закон электромагнитной индукции. Правило Ленца. Самоиндукция. Материал по УМК §63, с 285 упр 2а | Знать: суть опытов Фарадея, определение электромагнитной индукции, формулировку правила Ленца. | Умение отразить в устной или письменной форме результаты своей деятельности | Самостоятельная организация учебной деятельности определение оптимального соотношения цели и средств | Работа по карточкам |
5\ 64 | Повторение. Тест Оборудование урока: | Основное содержание: Весь материал темы «Электромагнитные явления» Материал по УМК §56 – 63, с 286 обобщающая таблица | Уметь обобщать и систематизировать знания по теме «Электромагнитные явления». | Умение отразить в устной или письменной форме результаты своей деятельности | Контроль и оценка своей деятельности на каждом этапе урока | Тест |
6\ 65 | Повторение по теме «Тепловые явления» Оборудование урока: | Основное содержание: Подготовка к итоговой кон раб за курс 8 класса Материал по УМК §1- 63 | Уметь: обобщать и систематизировать знания, применять знания при решении задач | Выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения. |
7\66 | Повторение по теме «Электрические явления» Оборудование урока: | Материал по УМК §1- 63 | Уметь: обобщать и систематизировать знания, применять знания при решении задач | Выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения. |
8\67 | Повторение по теме «Электрический ток» Оборудование урока: | Материал по УМК §1- 63 | Уметь: обобщать и систематизировать знания, применять знания при решении задач | Выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения. |
9\68 | Итоговая кон работа за курс 8 класса №5 Оборудование урока: | Материал по УМК §1- 63 | Уметь: применять знания при решении задач. | Владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные последствия своих действий. |
10\69 | Резерв | | | | |
11\70 | Резерв | | | | |