«Муниципальное образовательное учреждение
Дополнительного образования детей
«Успенский центр детского творчества
МО «Ахтубинский район»
Тематический план
творческого объединения
«МЯГКАЯ ИГРУШКА»
2 год обучения
Педагог дополнительного образования
ФИО Дьякова О.Н.
Принята на педсовете приказ №______
«_____»__________________2015 г.
Успенский ЦДТ
Введение.
Игрушки появились рядом с человеком очень давно. В древности их делали из того материала, который был под рукой – из кожи и дерева, ткани и глины, мягкого камня и бивней мамонта. Иногда игрушкам приписывалась магическая сила. Как правило, это были звучащие игрушки – свистульки, трещотки, погремушки – своим звуком они «отгоняли» злых духов. Самые древние игрушки России были найдены на территории древних русских городов – Киева, Новгорода, Москвы, Коломны. Персонажами игрушек были кони, птицы, медведи, фигурки всадников, веселых скоморохов.
Шло время. Совершенствовались приемы изготовления игрушек из различных материалов. Часто народное творчество обращалось к таким материалам, как солома, лен, пряжа. Иногда куклы вязались крючком и спицами, шились из ткани.
Игрушки из дерева, глины, кости, камня постепенно утратили свое первоначальное значение – с ними не играют дети. Это – игрушки-сувениры. Мягкие же игрушки используются в игре детьми с древних времен и по настоящее время.
Искусство изготовления игрушек – один из видов декоративно-прикладного творчества, которое является частью искусства народа и представляет значительную ценность для нравственного воспитания детей.
Игрушка – это средство познания и вживания в мир. Для детского восприятия важно все: форма, цвет, соразмерность, материал, крепость и функциональность.
Всем известно, как дети любят мягкие игрушки: меховые, плюшевые, из цветных лоскутков, из сукна. Они теплые, пушистые. Но, ни с чем нельзя сравнить игрушку, сшитую своими руками: в нее вложена частица души ребенка. Немного неуклюжая, косоватая игрушка, сшитая своими руками, очень дорога ребенку и любима им. Опыт показывает, что изготовление игрушек увлекает не только девочек, но и мальчиков.
Пояснительная записка
Данная программа дополнительного образования имеет своей целью сформировать у учащихся прочные умения и навыки работы с тканью и необходимыми инструментами, материаловедению.
Ведь в процессе изготовления игрушки ребенок приобретает практические навыки кройки и шитья, навыки работы с разными материалами и инструментами, умение подбирать гармоничные цвета и оттенки ткани. Это базовые основы, которые согласно «Концепции художественного образования в РФ» должны формироваться у детей, и «на почве которых в дальнейшем сложится как система эстетических знаний, так и собственные художественно-практические навыки ребенка».
Программа имеет большое воспитательное значение. У детей развивается усидчивость, внимание, аккуратность, бережное отношение к вещам. Ребенок учится ценить все, что сделано им самим и другими людьми, учится видеть прекрасное, познает окружающий мир. Богатая детская фантазия, нестандартность мышления учащихся дают возможность создавать замечательные образы игрушек. Позже эти образы могут превратиться в героев какого-либо действия, спектакля, жизненной ситуации и др.
По мнению психологов, игрушка способна развивать эмоции, чувства ребенка и даже изменить его поведение. Даже самые неуравновешенные школьники становятся более внимательными и сдержанными. Малообщительные и замкнутые дети становятся более открытыми и эмоциональными. Во время изготовления игрушек дети их прихорашивают, разговаривают с ними, как с живыми, смеются, радуются или огорчаются и т.д. Это говорит о том, что еще не утратилась духовная ценность игрушки, ее прекрасная способность – дарить детям радость.
Кроме этого программа позволяет выявить художественно-одаренных детей, обеспечить соответствующие условия для их творческого развития; помогает решать проблему занятости детей во внеурочное время и может быть реализована как в общеобразовательной школе, так и в учреждениях дополнительного образования учащихся.
Данная программа представляет собой разработанный курс художественно-эстетического направления, работа с тканью, изготовление мягких плоских и объемных игрушек.
У обучающихся по данной программе формируются следующие знания:
-об основных законах цветоведения; о простейших ручных швах;
-о использовании готовых выкроек, а также выполнении их по эскизам (на основе имеющихся);
-об основных приемах работы с тканью (на примере изготовления мягкой игрушки);
-о правилах пользования инструментами и приспособлениями;
-о правилах безопасной работы с иголками, ножницами, и т.д.;
- об интегрированной связи с другими предметами и образовательными программами.
Актуальность программы.
В современном, быстро меняющемся мире возникает необходимость позаботиться об укреплении связей ребенка с природой и культурой, трудом и искусством. Первое наше знакомство с миром, его познание и понимание проходят через игрушку. Это своеобразная школа чувств, которая активизирует мысли, фантазию, речь, память, эмоции, прививает любовь к прекрасному, она служит целям умственного, нравственного и эстетического воспитания. Мягкая игрушка — это один из видов декоративно — прикладного искусства, в котором сочетаются различные элементы рукоделия : шитье, вышивка, аппликация. Работа с мягкой игрушкой помогает ребенку развить воображение, чувство формы и цвета, точность и аккуратность, трудолюбие, познакомит с традициями русского народного художественного творчества. Познание народных традиций вырабатывает уважение к русской культуре, вооружает способностью понимать язык народного искусства.
Цели и задачи программы.
Цель программы:
Создание атмосферы творческого сотрудничества, взаимодействия для развития воображения, фантазии, стимулирования чувственно-эмоциональной сферы личности ребенка, познакомить учащихся с историей возникновения игрушки; обучить приемам работы с тканью; раскрыть потенциальные творческие способности каждого ребенка через творческий поиск; развить художественный вкус, умение анализировать; создать своими руками игрушки.
Задачи:
В связи с поставленной цель задачи выглядят следующим образом:
Обучающие:
-научить основам художественной грамотности;
-научить основам цветоведения ;
-научить приемам безопасной работы;
-научить правилам работы с выкройками и грамотному прочтению чертежей выкроек, графическим навыкам работы по зарисовке моделей;
-научить практическим навыкам работы с тканью;
-научить творчески использовать полученные умения и практические навыки.
Воспитательно-развивающие:
-развивать художественный вкус, фантазию, пространственное воображение;
-создавать в студии соответствующую эстетическую среду;
-приобщение к народным традициям;
-воспитывать внимание, аккуратность, трудолюбие, доброжелательное отношение друг к другу, сотворчество;
-соединение обучения с воспитательным процессом;
-воспитывать стремление к разумной организации своего свободного времени.
Концептуальные основы
Основополагающими принципами программы являются:
Принципы гармонизации личности и среды – ориентация на максимальную самореализацию личности.
Принципы гуманизации – обеспечение благоприятных условий освоения общечеловеческих социально-культурных ценностей, предполагаюцих создание оптимальной среды для воспитания и отдыха детей.
Принцип сознательности предусматривает заинтересованное, а не механическое усвоение детьми необходимых знаний и умений.
Принципы доступности выражения в соответствии учебного материала возрастным и психологическим особенностям детей, в создании адекватной педагогической среды.
Принцип наглядности выражается в том, что у ребенка более развита наглядно-образная память, чем словестно - логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представления.
Принцип комплексности, системности и последовательности обязывает строить процесс обучения таким образом, чтобы учебная деятельность связывалась со всеми сторонами воспитательной работы, а владение новыми знаниями, умениями и навыками опирались на то, что уже усвоено.
Отличительные особенности программы.
У школьников в процессе работы в объединении формируются практические трудовые навыки, творческая активность, развивается фантазия, художественный вкус. Занятия не только сочетают различные виды практической деятельности, но способствуют приобщению учащихся к прекрасному, многообразному миру народного искусства, к миру гармонии и красоты.
Самодельные игрушки не просто могут украсить интерьер вашего дома, они способствуют развитию самых добрых, теплых чувств. Разнообразная декоративная отделка, отход от привычных способов решения различных задач помогают детям проявить себя с разных сторон, в них порой «просыпаются» «талантища» в области декора. Игрушки, выполненные их руками, становятся забавными, живыми. И как показывает практика, увлечение ребят поначалу непосредственным изготовлением предлагаемых образцов игрушек постепенно перерастает в стремление придумать свой образ будущей игрушки и воплотить его в материале. Программа дает возможность профессиональной ориентации учащихся, знакомит их с профессиями, развивает творческий подход.
Возраст учащихся. Срок реализации данной программы.
Данная образовательная программа предполагает обучение детей 7-14 лет и рассчитана на три года обучения.
Программа объединения рассчитана на: 1 год обучения – 144 учебных часа, 2,3 года обучения - 216 учебных часов. Группа занимается по 2 часа 2 раза в неделю (1год обучения), 2 раза по 3 час в неделю или 3 раза по 2 часа в неделю (2-3 год обучения).
Формы и режим занятий.
Программа совмещает в себе две формы реализации: групповую и индивидуальную.
Каждое занятие по темам программы, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Основная часть материала отводится практическим занятиям, которые включают в себя выполнение графических зарисовок в альбоме костюмов, орнаментов, моделей игрушек и изготовление игрушек.
Программа предполагает возможность вариативного содержания. В зависимости от особенностей творческого развития учащихся, педагог может вносить изменения в содержание занятий, дополнять практические задания новыми изделиями.
Способы проверки результатов обучения и формы подведения итогов.
Во время занятий применяется поурочный, тематический и итоговый контроль. Уровень усвоения материала выявляется в беседах, выполнении творческих индивидуальных заданий, применении полученных на занятиях знаний. Выполнение задания в группе обычно проходит неравномерно: одни уже выполнили работу, другие только начинают. Поэтому необходимы как групповые, так и индивидуальные занятия. Наиболее подходящая форма оценки – организованный просмотр выполненных образцов изделий. В течение всего периода обучения педагог ведет индивидуальное наблюдение за творческим развитием каждого обучаемого.
Занятия не предполагают отметочного контроля знаний, поэтому целесообразнее применять различные критерии, такие как
-текущая оценка достигнутого самим ребенком;
-оценка законченной работы;
- участие в выставках, конкурсах и т.д.
-реализация творческих идей.
Ожидаемые результаты обучения.
Работа творческой группы имеет большое воспитательное значение для развития у учащихся художественного вкуса, интереса к искусству, традициям, профессиональной ориентации. Вся работа направлена на достижение развития творческой активности учащихся. В конце курса учащиеся должны:
-знать историю развития игрушки;
-выполнять выкройки по схемам;
-выполнять простейшие швы;
-владеть приемами работы с тканью и мехом;
-выполнить несколько игрушек и оформить их самостоятельно;
-уметь работать как самостоятельно, так и в коллективе;
-совершенствоваться и творчески использовать свои умения и навыки.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
дополнительной образовательной программы «МЯГКАЯ ИГРУШКА»
Второй год обучения.
№ п/п. | Тема. | Количество часов. |
Всего | Теория | Практика |
I. | Организационное занятие. | 1 | 1 | - |
II. | Вводный урок. | 2 | 2 | - |
III. | Основы швейного дела: 1.Основные правила работы с инструментами и материалами на занятии. Техника безопасности. 2.Виды тканей, их разнообразие. 3.Цветовая гармония. 4.Ручные швы. Их виды и назначения: соединительные швы: вперёд иголку, назад иголку; закрепляющие швы: шов "через край", петельный шов. | 12 | 3 | 9 |
IV. | Аппликация из волокнистых материалов 1.Секреты пуговиц. 2.Панно из пуговиц. 3.Аппликация. Основы технологического процесса: - выбор эскиза, подбор материала для работы; разметка изображения; сборка и закрепление деталей на фоне. 4.Аппликация на объемных, жёстких форматах. 5.Аппликация на картоне. 6.Аппликация на ткани | 60 | 20 | 40 |
V. | Плоская игрушка. 1.Назначение игрушки. Инструменты и материалы, используемые на занятиях. 2.Работа с лекалами игрушек. 3.Игрушки – сувениры. | 49 | 12 | 37 |
VI. | Полуплоская игрушка. | 49 | 9 | 40 |
VII. | Объёмная игрушка из ткани. | 36 | 12 | 24 |
VIII. | Итоговые занятия | 3 | 3 | - |
IX. | Культурно-массовые мероприятия. | 6 | - | 6 |
| Всего: | 216 | 62 | 154 |
Содержание программы второго года обучения.
Раздел 1. Организационное занятие. Расписание занятий. Перечень необходимых материалов и инструментов для работы. Порядок расположения инструментов на рабочем столе. Освещение рабочего места. Правила посадки учащихся при работе. Правила работы с острыми, режущими и колющими предметами (ножницы, нож, шило, игла, циркуль), их хранение, передача другому лицу. Правила поведения учащихся во время занятий.
Раздел 2. Вводное занятия. Повторение изученного в 1 год обучения.
Раздел 3. Основы швейного дела.
Основные правила работы с инструментами и материалами на занятии. Техника безопасности.
Виды тканей, их разнообразие. Цветовая гармония. Ручные швы. Их виды и назначения: соединительные швы: вперёд иголку, назад иголку; закрепляющие швы: шов "через край", петельный шов.
Раздел 4. Аппликация из волокнистых материалов.
Поделки из пуговиц. Панно из пуговиц. Аппликация. Основы технологического процесса:
- выбор эскиза, подбор материала для работы; разметка изображения; сборка и закрепление деталей на фоне. Аппликация на объемных, жёстких форматах. Аппликация на картоне.
Аппликация на ткани.
Раздел 5. Плоская игрушка.
Назначение плоской игрушки. Инструменты и материалы, используемые на занятиях. Работа с лекалами игрушек. Игрушки – сувениры.
Раздел 6. Итоговые занятия.
Конкурс на лучшую работу по разным номинациям: самая аккуратная, оригинальная, забавная и т.п.; презентация игрушки. Организация выставок детских работ.
Раздел 7. Культурно-массовые мероприятия.
Экскурсии в музеи, выставочные залы. Посещение детского сада, Ахтубинского центра детского творчества. Участие в конкурсах на муниципальном и других уровнях.
К концу второго года обучения учащиеся должны знать:
правила организации рабочего места; правила поведения и техники безопасности на занятиях при работе с острыми, колющими и режущими предметами;
технологию выполнения ручных швов;
технологию выполнения изделия по выкройкам;
работать с лекалами;
назначение и область применения материалов и инструментов;
К концу второго года обучения учащиеся должны уметь:
выполнять изученные швы;
выбирать материалы с учетом свойств;
изготавливать аппликацию из доступных материалов по 2-4 выкройкам и описанию.
К концу второго года обучения учащиеся должны быть:
аккуратными, бережливыми, внимательными, ответственным.
«Всё что делаем мы сами
Называем чудесами!»
№ | Наименование тем | Дата |
1 2 3 | Организационное занятие. Расписание занятий. Перечень необходимых материалов и инструментов для работы. Порядок расположения инструментов на рабочем столе. Освещение рабочего места. Правила посадки учащихся при работе. Правила работы с острыми, режущими и колющими предметами (ножницы, нож, шило, игла, циркуль), их хранение, передача другому лицу. Правила поведения учащихся во время занятий. Вводное занятия. Повторение изученного в 1 год обучения. | 1.10 |
4 5 6 | Основы швейного дела: Основные правила работы с инструментами и материалами на занятии. Техника безопасности. Виды тканей, их разнообразие. Ручные швы. Их виды и назначения: соединительные швы: вперёд иголку, назад иголку; закрепляющие швы: шов "через край", петельный шов. | 6.10 |
7 8 9 | Основы швейного дела: Цветовая гармония. Ручные швы. Их виды и назначения: соединительные швы: вперёд иголку, назад иголку; закрепляющие швы: шов "через край", петельный шов. | 8.10 |
10 11 12 | Основы швейного дела: Ручные швы. Их виды и назначения: соединительные швы: вперёд иголку, назад иголку; закрепляющие швы: шов "через край", петельный шов. | 13.10 |
13 14 15 | Основы швейного дела: Ручные швы. Их виды и назначения: соединительные швы: вперёд иголку, назад иголку; закрепляющие швы: шов "через край", петельный шов. | 15.10 |
16 17 18 | Аппликация из волокнистых материалов Секреты пуговиц. История русской пуговицы, история маленькой пуговицы. Обработка ткани. Виды пуговиц. Пришивание пуговиц. | 20.10 |
19 20 21 | Аппликация из волокнистых материалов Панно из пуговиц «Виноград». Оформление в рамку. | 22.10 |
22 23 24 | Аппликация из волокнистых материалов Панно из пуговиц «Божья коровка». | 27.10 |
25 26 27 | Аппликация из волокнистых материалов Аппликация на картоне «Гриб мухомор» из пуговиц Оформление в рамку. | 29.10 |
28 29 30 | Аппликация из волокнистых материалов Панно «Дерево» из пуговиц Оформление в рамку. | 3.11 |
31 32 33 | Аппликация из волокнистых материалов Аппликация на картоне «Гусеница» из пуговиц и ткани Оформление в рамку. | 5.11 |
34 35 36 | Аппликация из волокнистых материалов Аппликация на картоне «Слоник с шарами» из пуговиц и ткани | 10.11 |
37 38 39 | Аппликация из волокнистых материалов Аппликация на картоне «Слоник с шарами» из пуговиц и ткани Оформление в рамку. | 12.11 |
40 41 42 | Аппликация из волокнистых материалов Аппликация на картоне «Рыбки в аквариуме» из пуговиц и ткани | 17.11 |
43 44 45 | Аппликация из волокнистых материалов Аппликация на картоне «Рыбки в аквариуме» из пуговиц и ткани Оформление в рамку. | 19.11 |
46 47 48 | Аппликация из волокнистых материалов Аппликации из бумаги и пуговиц «Веселые осьминоги» | 24.11 |
49 50 51 | Аппликация из волокнистых материалов «Цыплёнок» с использованием аппликации из мелко нарезанных шерстяных ниток. | 26.11 |
52 53 54 | Аппликация из волокнистых материалов «Цыплёнок» с использованием аппликации из мелко нарезанных шерстяных ниток. | 1.12 |
55 56 57 | Аппликация из волокнистых материалов «Бабочка» с использованием аппликации из мелко нарезанных шерстяных ниток. | 3.12 |
58 59 60 | Аппликация из волокнистых материалов «Бабочка» с использованием аппликации из мелко нарезанных шерстяных ниток. | 8.12 |
61 62 63 | Аппликация из волокнистых материалов «Золотая рыбка» с использованием аппликации из мелко нарезанных шерстяных ниток. | 10.12 |
64 65 66 | Аппликация из волокнистых материалов «Золотая рыбка» с использованием аппликации из мелко нарезанных шерстяных ниток. | 15.12 |
67 68 69 | Аппликация из волокнистых материалов «Снеговик» с использованием аппликации из мелко нарезанных шерстяных ниток. | 17.12 |
70 71 72 | Аппликация из волокнистых материалов «Снеговик» с использованием аппликации из мелко нарезанных шерстяных ниток. | 22.12 |
73 74 75 | Аппликация из волокнистых материалов «Снеговик» с использованием аппликации из мелко нарезанных шерстяных ниток. | 24.12 |
76 77 78 | Плоская игрушка. Назначение плоской игрушки. Работа с лекалами игрушек. Игрушка – сувенир «Зайчик». | 29.12 |
79 80 81 | Плоская игрушка. История мягкой игрушки. Работа с лекалами игрушек. Игрушка – сувенир «Котик». | 12.01 |
82 83 84 | Плоская игрушка. Игрушка – сувенир «Собачка». | 14.01 |
85 86 87 | Плоская игрушка. Игрушка – сувенир «Собачка». | 19.01 |
88 89 90 | Плоская игрушка. Игрушка – сувенир «Рыбка». | 21.01 |
91 92 93 | Плоская игрушка. Игрушка – сувенир «Слон». | 26.01 |
94 95 96 | Плоская игрушка. Игрушка – сувенир «Слон». | 28.01 |
97 98 99 | Плоская игрушка. Игрушка – сувенир «Мышка». | 2.02 |
100 101 102 | Плоская игрушка. Игрушка – сувенир «Мышка». | 4.02 |
103 104 105 | Плоская игрушка. Игрушка – сувенир «Бабочка». | 9.02 |
106 107 108 | Плоская игрушка. Игрушка – сувенир «Бабочка». | 11.02 |
109 110 111 | Плоская игрушка. Игрушка – сувенир «Гусь». | 16.02 |
112 113 114 | Плоская игрушка. Игрушка – сувенир «Гусь». | 18.02 |
115 116 117 | Плоская игрушка. Игрушка «Михаил Потапыч» | 25.02 |
118 119 120 | Плоская игрушка. Игрушка «Михаил Потапыч» | 1.03 |
121 122 123 | Полуплоская игрушка. «Птичка» | 3.03 |
124 125 126 | Полуплоская игрушка. «Птичка» | 10.03 |
127 128 129 | Полуплоская игрушка. «Облако» | 15.03 |
130 131 132 | Полуплоская игрушка. «Облако» | 17.03 |
133 134 135 | Полуплоская игрушка. «Косолапый мишка» | 22.03 |
136 137 138 | Полуплоская игрушка. «Косолапый мишка» | 24.03 |
139 140 141 | Полуплоская игрушка. «Косолапый мишка» | 29.03 |
142 143 144 | Полуплоская игрушка. Игрушка «Обезьянка». | 31.03 |
145 146 147 | Полуплоская игрушка. Игрушка «Обезьянка». | 5.04 |
148 149 150 | Полуплоская игрушка. Игрушка «Обезьянка». | 7.04 |
151 152 153 | Полуплоская игрушка. Игрушка «Цыплёнок» (сердечко) из фетра. | 12.04 |
154 155 156 | Полуплоская игрушка. Игрушка «Цыплёнок» (сердечко) из фетра. | 14.04 |
157 158 159 | Полуплоская игрушка. Игрушка «Цыплёнок» (сердечко) из фетра. | 19.04 |
160 161 162 | Полуплоская игрушка. Игрушка «Ёжик с яблоком». | 21.04 |
163 164 165 | Полуплоская игрушка. Игрушка «Ёжик с яблоком». | 26.04 |
166 167 168 | Объёмная игрушка из ткани. Разновидности тканей. Их сочетание по цвету и фактуре. Особенности кроя. Беседа «История появления игрушки» Технология изготовления и художественное оформление игрушки. | 28.04 |
169 170 171 | Объёмная игрушка из ткани. Игрушка «Пингвин». | 3.05 |
172 173 174 | Объёмная игрушка из ткани. Игрушка «Пингвин». | 5.05 |
175 176 177 | Объёмная игрушка из ткани. Игрушка «Пингвин». | 10.05 |
178 179 180 | Объёмная игрушка из ткани. Зайка из вискозных салфеток. | 12.05 |
181 182 183 | Объёмная игрушка из ткани. Зайка из вискозных салфеток. | 17.05 |
184 185 186 | Объёмная игрушка из ткани. Игрушка «Мышонок». | 19.05 |
187 188 189 | Объёмная игрушка из ткани. Игрушка «Мышонок». | 24.05 |
190 191 192 | Объёмная игрушка из ткани. Игрушка «Мышонок». | 26.05 |
193 194 195 | Конкурс на лучшую работу по разным номинациям: самая аккуратная, оригинальная, забавная и т.п.; презентация игрушки. Организация выставок детских работ. | 31.05 |
Методическое обеспечение программы.
Для эффективной деятельности по программе необходимы следующие материалы и инструменты:
хлопчатобумажные, меховые, шерстяные, плюшевые, кожаные лоскуты;
нитки для шитья, шерстяные, «мулине»;
иглы разной величины;
ножницы, шило, плоскогубцы, нож;
картон, калька, копировальная бумага;
линейка, карандаш, фломастеры, клей;
вата, синтепон, проволока;
бисер, пуговицы, тесьма, кружева.
Занятия строятся с учетом дидактических принципов – от неизвестного к известному, от простого к сложному; с учетом возрастных особенностей учащихся младшего школьного возраста, применением наглядности и на основе знаний полученных ранее. При этом используются рассказ, инструктаж, беседа, показ последовательности выполнения изделия.
Особое внимание уделяется организации рабочего места ученика. Оно должно содержаться в образцовом порядке, а инструменты располагаться так, чтобы их было удобно брать, не затрачивая время на поиск. Стол должен быть хорошо освещен, свет падать с левой стороны. Важно напомнить детям о правильном положении корпуса, не разрешать сутулиться, низко наклонять головы. Расстояние между глазами ребенка и работой должно быть 25–30 см.
Учащиеся должны строго соблюдать требования техники безопасности и выполнять правила работы с острыми, колющими и режущими предметами.
На первых занятиях необходимо изучить технологию выполнения ручных швов, которые используются при изготовлении игрушек. Рекомендуется обратить внимание на назначение каждого шва. Соединительные швы («строчка», «потайной») применяются для соединения деталей изделия. Для обработки петель и края изделия применяются швы «петельный» и «через край». А швы и стежки, выполняющие общие функции («вперед иголку», «назад иголку», «вперед иголку с перевивом») применяются и для украшения изделий, и для соединения деталей.
Руководителю необходимо внимательно подойти к выбору первого изделия. Игрушка должна быть несложной, количество выкроек не более трех. Швов немного. Первую игрушку дети должны сшить быстро и насладиться радостью своего труда.
Начинать следует с простейших игрушек из одного шарика.
Затем можно взять цыпленка, мышонка, снежную бабу, зайчонка, котенка. Эти игрушки выполняются из двух шариков. Например, технология изготовления цыпленка такова. Вырезаем два круга: один побольше (туловище), другой поменьше (головка). Круги прошиваем по краю швом «через край» или «вперед иголку». Затянув нитку получим шарики. Заполняем их ватой и сшиваем. Приклеиваем клюв, гребешок, лапки – цыпленок готов. На основе сшивания двух шариков можно сделать и другие игрушки.
После того, как учащиеся усвоили технологию изготовления игрушек первой сложности, можно перейти к более сложным игрушкам – из 4-6 выкроек. Работы над такими игрушками много и если есть желание у учащихся их можно шить бригадами по 2-4 человека. Бригадная форма работы позволяет в два-три раза сократить время, затраченное на изготовление игрушки, учит детей трудиться коллективно, переживать за работу товарища, позволяет выявить организаторские способности.
Следует обратить внимание учащихся на то, что мягкие игрушки можно выполнить не только из ткани, но и из других материалов. Поэтому несколько часов программа отводит на изготовление игрушек из шерсти, пряжи. Основой для таких игрушек служат помпон и клубок.
Программа предусматривает составление композиций из сшитых игрушек, объединив их по темам. Эта работа способствует развитию фантазии, прививает навыки работы с другими материалами.
Целью занятий – конкурсов является выявление лучших работ. Используется такая форма работа как презентация игрушки, на которой каждый учащийся или группа представляют свою игрушку. Главное в этом конкурсе – оценить каждую работу. Руководитель заранее продумывает за что, по какой номинации будет отмечена каждая работа. Это может быть самая оригинальная, добрая, аккуратная, забавная и т.п. игрушка.
После занятий – конкурсов игрушки экспонируются на выставку.
Большое значение придается выполнению итоговой работы по проектированию собственной игрушки и шитью по своему замыслу. Учащийся должен применить все полученные знания, умения и навыки. Результатом этой работы станет защита проекта и образец сшитой по своему замыслу игрушки. Лучшие проекты можно использовать в дальнейшей работе с новой группой детей.
В процессе изготовления изделий учащиеся получают большие возможности для творчества. В этом возрасте дети стремятся к конечному результату, т.е. изготовлению изделия, а так же его оформлению. Им свойственно желание внести что-то новое, украсить игрушку по-своему, ощутить результат собственного творческого поиска. Обращение к изучению народного декоративно-прикладного искусства развивает эстетический вкус, вызывает интерес и любовь к искусству своего народа, а также желание вернуться к этому виду ручного труда.
Список литературы для руководителя творческого объединения.
1. Белова Н. Р. Мягкая игрушка. – М., 2003.
2. Дайн Г. Л. Русская игрушка. – М., 1987.
3. Дайн Г. Л. Русская народная игрушка. – М., 1981.
4. Дик Н. Ф. Настольная книга учителя начальных классов. – Ростов-на Дону, 2004.
5. Концепция художественного образования в Российской Федерации.
6. Невзорова Н. К. Выполнение ручных швов. // Начальная школа. – 1990. — № 3.
7. Нестерова Д.В. Рукоделие. – М., 2007.
8. Программа педагога дополнительного образования: от разработки до реализации: Практическое пособие. – М., 2004.
9. Сборник нормативных документов для начальной школы. – М., 2007.
10. Серова З. С. Мягкая игрушка. // Начальная школа. – 1989. — № 12.
11. Соловьева Л. И. Игрушки из химических волокон. // Начальная школа. – 1991. — № 7.
12. Тарасенко С. Ф. Забавные поделки спицами и крючком. – М., 1992.
13.Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. // Начальная школа. – 2004. — № 10.
14. Якубова А. А. Мягкая игрушка. Новые модели. – Санкт – Петербург, 2005.
Список литературы для учащихся
1. Агапова И. А., Давыдова М. А. Мягкая игрушка своими руками. – М.: Айрис – пресс, 2002.
2. Грачева Т. И. Если взять иголку с ниткой. – М.: Малыш, 1990.
3. Денисова Н. А. Пушистики и мохнатики. – М.: Айрис – пресс, 2006.
4. Левина М. С. 365 кукол со всего света. – М.: Айрис – пресс, 2002.