СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тематическое планирование по «Мир природы и человека» 2 класс по программе Воронковой

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

РАБОЧАЯ   ПРОГРАММА 

по предмету «Мир природы и человека»

для обучающихся с интеллектуальными нарушениями

в соответствии с Адаптированной основной образовательной

программой общего образования

обучающихся с интеллектуальными нарушениями

для 2 класса

на 2016-2017 учебный год

Просмотр содержимого документа
«Тематическое планирование по «Мир природы и человека» 2 класс по программе Воронковой»

Общеобразовательное учреждение «Карповская школа» Таврического района Омской области



Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № ____от «__»_______20____г.

Согласовано:

Заместитель директора _________Е.И.Кормакова

«____» ________ 20__г


Утверждаю:

Директор школы ________З.И.Петрова

Приказ № ______ от ______ 20__





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету «Мир природы и человека»

для обучающихся с интеллектуальными нарушениями

в соответствии с Адаптированной основной образовательной

программой общего образования

обучающихся с интеллектуальными нарушениями

для 2 класса

на 2016-2017 учебный год


Составитель:

учитель первой квалификационной

категории: Благинина С. А.







2016




  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа по предмету «Мир природы и человек» для 2 класса составлена на основе:

1. Федерального Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 29.12.2012г. на основе проекта Федерального образовательного государственного стандарта для детей с умственной отсталостью, на основе примерной АООП;

2. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

3.Учебного плана ОУ «Карповская школа» Таврического района Омской области на 2016-2017 учебный год;

4.Федерального перечня учебников на 2016-2017 учебный год (Приказ Минобрнауки РФ №253 от 31.03. 2014 года) с изменениями: Приказ Минобрнауки РФ №576 от 08.06.2015 года «О внесении изменений в перечень учебников».

5. Положения ОУ «Карповская школа», «О формах, периодичности и порядке текущего контроля, успеваемости и о промежуточной аттестации обучающихся»;

6.Положения ОУ «Карповская школа» Таврического района Омской области «О рабочих программах».

7. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Подготовительный, 1-4 классы

/ Под ред. В.В. Воронковой; 8-е издание. - М.: Просвещение, 2013.


Рабочая программа ориентирована на учебник и рабочую тетрадь по предмету «Мир природы и человек»:

- Учебник. Живой мир. 2 класс учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. Н.Б. Матвеева, М.С. Котина, Т.О. Куртова Москва «Просвещение» 2016 год

    1. Место учебного предмета

«Мир природы и человека» является начальным звеном формирования естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом развития у учащихся младших классов понятийного мышления на основе сведений о живой и неживой природе. Является одним из ведущих общеобразовательных предметов в основной образовательной программе для детей с особыми возможностями здоровья, носит предметно-практическую направленность, тесно связано с жизнью и другими учебными предметами. Преобладающей формой текущего контроля выступает устный опрос.


В соответствии с адаптированной основной образовательной программой школы, рабочая программа по предмету «Мир природы и человека» во 2 классе рассчитана на 33 раза в год при 0,25 часах в неделю (33 учебные недели).

Содержание дисциплины «Живой мир» опирается на знакомые детям объекты и явления окружающего мира, углубляет сведения, раскрывающие причины, следственные временные связи между объектами, явлениями и состоянием природы.

Программа построена с учётом специфических особенностей познавательной и эмоциональной сферы  деятельности школьников с интеллектуальной недостаточностью, их потенциальных возможностей.

Продолжительность занятия 40 минут.  Курс имеет оценочную (5 бальную) систему прохождения материала.

Рабочая программа составлена на основе Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида подготовительный, 1- 4 классы  под редакцией В. В. Воронковой.

Содержательный минимум образования

Неживая природа

Сезонные изменения в природе.

  • Представлений о смене времен года.

  • Название времен года, знакомство с названиями месяцев.

  • Изменения в природе поздней  осенью и зимой.

  • Явления  и состояния неживой  природы  (похолодание, замерзание рек, снегопад).

  • Влияние солнца на изменения в погоде.

  • Вода в природе.

  • Простейшие свойства воды.

  • Температура воздуха.  

  • Обогащение речи специальными  терминами, выражениями. Участие в беседе.

Животные Живая природа

  • Представление о животных.

  • Сравнение  домашних и диких  животных.

  • Представление об отношении человека к животным. Охрана животных.

  • Представление о рыбах распространенных в нашей области.

  • Представление об использовании рыб человеком и охране рыбных угодий.

  • Красная книга.

  • Развитие речи учащихся.

  • Название  растений, характеристика их по цвету, форме, размеру, вкусу, запаху.

  • Обозначение групп предметов обобщающим словом.

  • Различать 3-4 комнатных растения.

Человек

  • Человек. Гигиена тела человека.

  • Закаливание организма человека.

  • Питание человека.

  • Органы пищеварения:  ротовая полость, пищевод, желудок, кишечник; (элементарные представления).

  • Пища. Правильное питание.

  • Профилактика пищевых отравлений.

  • Обогащение речи новыми словами. Участие в беседе.


Цель обучения реализуется через составляющие качества образования  (предметно – информационную, коммуникативно – деятельностную,  ценностно - ориентационную).

Специальной задачей обучения является преодоление недостатков учащихся,  их познавательной деятельности и личностных качеств.


Планируемые результаты освоения учебного предмета «Мир природы и человека» 2 класс

Программа обеспечивает достижение учащимися 2 класса личностных и предметных результатов.

Изучение предмета «Мир природы и человека» во 2 классе направлено на получение следующих

личностных результатов:

  • положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней, и эстетическому её восприятию;

  • целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей;

  • готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.

  • осознание себя как ученика заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, друга, одноклассника;

  • самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договорённостей


Предметные результаты.

Учащиеся должны усвоить следующие базовые представления:

  • простейших свойствах воды, её значения для жизни растений, животных, человека;

  •  растения сада и огорода, их отличия;

  •  разнообразие животного мира, образ жизни и повадки диких и домашних животных;

  •  роль питания в жизни человека, гигиенических правилах;

  • сезонные изменения  в неживой природе жизни растений, животных, человека;

  •  значение воды, тепла, света в жизни растений и животных.


Должны уметь практически применять следующие знания:                                                      

  • Правильно называть изученные объекты и явления.

  • Различать 3-4 комнатных растения, их части, осуществлять уход за комнатными растениями.

  • Различать наиболее распространенные овощи фрукты, объяснять, где они растут, как их использует человек.

  • Различать домашних и диких животных, рыб, описывать их повадки, образ жизни.

  • Выполнять элементарные гигиенические правила.

  • Различать признаки времен года, объяснять причину сезонных изменений в жизни живой природы.

  • Называть изученные предметы и явления.

  • Различать 2-3 вида комнатных растений, называть части растений, ухаживать за ними.

  • Различать наиболее распространенные овощи и фрукты.

  • Различать изученных диких и домашних животных, рыб, птиц.

  • Различать признаки времен года.

  • Выполнять элементарные гигиенические требования.


Педагогические условия и средства реализации стандарта.

Технологии обучения

  • Современное традиционное обучение (классно –урочное).

  • Педагогика сотрудничества.

  • Проблемное обучение.

  • Личностно – ориентированное обучение.

  • Игровое обучение.

  • Экскурсии.

Общепедагогические принципы обучения

Принципы гуманизации:

  • принцип индивидуализации – построение содержания и выбор методов обучения и воспитания, которые являются адекватными возрастным и индивидуальным (личностным) особенностям и возможностям всех учащихся;

  • принцип персонификации – отказ от ролевых «масок».  Адекватное включение элементов личностного опыта (чувств, переживаний, эмоций и соответствующих им действий), высказывание своей точки зрения и принятие чужой;

  • принцип проблемности – актуализация и стимулирование тенденции ученика к личностному росту. Создание условий для совершенствования ребёнком нравственных поступков для самостоятельной постановки и разрешение учащимися познавательных проблем и задач;

  • принцип диалогизации – личностно-равноправные позиции педагога и учащегося (позиция сотрудничающих людей).

Принцип коррекционной направленности обучения является ведущим. Поэтому особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у обучаемой ( 8 вид) специфических нарушений, на коррекцию всей личности в целом.

При обучении дисциплине используются следующие принципы: принцип коррекционно-речевой направленности, воспитывающий и развивающий принципы, принцип доступности обучения, принцип последовательности, принцип наглядности в обучении, принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д.

Виды и формы контроля

  • Формы -   устный опрос, кроссворд, КВН.

  • Виды – вводный,   тематический,   рубежный, итоговый.

Программное и учебно - методическое обеспечение

Программа: Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида подготовительный, 1-4 классы, под редакцией В. В. Воронковой.

Методическое обеспечение: предметные картинки, серия "Знакомство с окружающим миром и развитие речи"(травы, насекомые, птицы, рыбы, животные и др.) / наглядное пособие для педагогов, логопедов, воспитателей, родителей. – 25 книг; загадки; муляжи овощей, фруктов, грибов, гербарии.

Дополнительная литература:

  • Основы безопасности жизнедеятельности. В.П.Ситников.

  • ГудимовВ.П. «Тематические загадки для дошкольников».

  • Программа «Живой мир»/институт коррекционной педагогики Российской Академии Образования.

  • Ознакомление с окружающим миром. Конспекты занятий. Для работы с детьми с  5-7 лет с ЗПР. /сост. Морозова И.А., Пушкарева М.А. – М.: Мозаика –Синтез, 2006

  • «Окружающий мир».  Н.А.Новоселова, А.А.Шлыкова /Учебное пособие по развитию речи для специальных (коррекционных) общеобразовательных школ 1,2 часть.

  • Поурочные разработки по курсу «Мир вокруг нас», 2класс. Фефилова Е.П., Поторочина Е.А

 

Основные требования к знаниям и умениям.

Учащиеся должны уметь:

- называть предметы, характеризовать их по основным свойствам (цвету, форме, размеру, вкусу, запаху, фактуре);

- участвовать в беседе, отвечать на вопросы полным ответом, используя слова данного вопроса;

- составлять простые распространенные и нераспространенные предложения;

- распространять предложения по вопросам, правильно употреблять формы знакомых слов;

- размечать понятие: слово, предложение, текст;

- подбирать слова по образцу (противоположные по смыслу, близкие по смыслу, рифмы);

- образовать слова по подобию (принёс – пришел, прибежал);

- пересказать текст по плану схеме;

- составлять сказки, рассказы по сюжетным картинкам.

































Календарно-тематическое планирование


№ п\п

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Планируемые результаты

Виды и формы контроля

Дата

Предметные

Личностные

план

факт

1

Влияние солнца на смену времен года.

0,25



положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней, и эстетическому её восприятию;

Текущий



2.

Сутки. Долгота дня летом и зимой.

0,25



Текущий



3.

Времена года. Осень.

0,25



Текущий



4.

Растения осенью.

0,25



Текущий



5.

Животные осенью.

0,25



целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей;


Текущий



6.

В гости к осени. Экскурсия в парк.

0,25



Экскурсия №1 Практическая работа №1 «Сбор семян для подкормки птиц».



7.

Занятия людей осенью.

0,25



Текущий



8.

Вода. Вода горячая и холодная. Температура воды.

0,25



готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.


Текущий



9.

Вода в природе. Значение воды.

0,25



Текущий



10.

Комнатные растения.

0,25





Практическая работа №2 «Уход за комнатными растениями».



11.

Части растений.

0,25



осознание себя как ученика заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, друга, одноклассника;


Текущий



12.

Времена года. Зима.

0,25



Экскурсия №2 «В гости к зиме».



13.

Растения зимой.

0,25



Текущий



14.

Животные зимой.

0,25



Текущий



15.

Занятия людей зимой.

0,25



Текущий



16.

Жизнь растений.

0,25



Текущий



17.

Огород. Овощи.

0,25



Текущий



18.

Овощи в питании человека.

0,25



самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договорённостей


Текущий



19.

Сад. Фрукты.

0,25



Текущий



20.

Фрукты в питании человека.

0,25



Текущий



21.

Уход за растениями сада и огорода.

0,25



Текущий



22.

Дикие и домашние животные.

0,25



положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней, и эстетическому её восприятию;

Текущий



23.

Кошка и рысь. Породы кошек.

0,25



Текущий



24.

Собака и волк. Породы собак.

0,25



Текущий



25.

Рыбы.

0,25



Текущий



26.

Гигиена тела человека.

0,25



Текущий



27.

Органы пищеварения.

0,25



Текущий



28.

Питание человека.

0,25



готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.


Текущий



29.

В гости к весне.

0,25



Экскурсия №3 «Неживая природа весной».



30.

Растения весной.

0,25



Практическая работа №3 «Посадка лука в ящики»



31.

Животные весной.

0,25



осознание себя как ученика заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, друга, одноклассника;


Текущий



32.

Занятия людей весной.

0,25



Текущий



33.

Лето. Растения и животные летом.

0,25



Текущий



34.

Занятия людей летом.

0,25



Текущий




Итого:

Из них-

практических работ:

экскурсий:





34


3

3










Лист фиксирования изменений и дополнений в рабочую программу.



Дата внесения

изменений


Содержание


Реквизиты документа (дата, № приказа)


Подпись лица, внесшего запись