Общеобразовательное учреждение «Карповская школа» Таврического района Омской области
Рассмотрено на заседании педагогического совета протокол № ____от «__»_______20____г. | Согласовано: Заместитель директора _________Е.И.Кормакова «____» ________ 20__г | Утверждаю: Директор школы ________З.И.Петрова Приказ № ______ от ______ 20__ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету «Мир природы и человека»
для обучающихся с интеллектуальными нарушениями
в соответствии с Адаптированной основной образовательной
программой общего образования
обучающихся с интеллектуальными нарушениями
для 2 класса
на 2016-2017 учебный год
Составитель:
учитель первой квалификационной
категории: Благинина С. А.
2016
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по предмету «Мир природы и человек» для 2 класса составлена на основе:
1. Федерального Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 29.12.2012г. на основе проекта Федерального образовательного государственного стандарта для детей с умственной отсталостью, на основе примерной АООП;
2. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
3.Учебного плана ОУ «Карповская школа» Таврического района Омской области на 2016-2017 учебный год;
4.Федерального перечня учебников на 2016-2017 учебный год (Приказ Минобрнауки РФ №253 от 31.03. 2014 года) с изменениями: Приказ Минобрнауки РФ №576 от 08.06.2015 года «О внесении изменений в перечень учебников».
5. Положения ОУ «Карповская школа», «О формах, периодичности и порядке текущего контроля, успеваемости и о промежуточной аттестации обучающихся»;
6.Положения ОУ «Карповская школа» Таврического района Омской области «О рабочих программах».
7. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Подготовительный, 1-4 классы
/ Под ред. В.В. Воронковой; 8-е издание. - М.: Просвещение, 2013.
Рабочая программа ориентирована на учебник и рабочую тетрадь по предмету «Мир природы и человек»:
- Учебник. Живой мир. 2 класс учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. Н.Б. Матвеева, М.С. Котина, Т.О. Куртова Москва «Просвещение» 2016 год
Место учебного предмета
«Мир природы и человека» является начальным звеном формирования естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом развития у учащихся младших классов понятийного мышления на основе сведений о живой и неживой природе. Является одним из ведущих общеобразовательных предметов в основной образовательной программе для детей с особыми возможностями здоровья, носит предметно-практическую направленность, тесно связано с жизнью и другими учебными предметами. Преобладающей формой текущего контроля выступает устный опрос.
В соответствии с адаптированной основной образовательной программой школы, рабочая программа по предмету «Мир природы и человека» во 2 классе рассчитана на 33 раза в год при 0,25 часах в неделю (33 учебные недели).
Содержание дисциплины «Живой мир» опирается на знакомые детям объекты и явления окружающего мира, углубляет сведения, раскрывающие причины, следственные временные связи между объектами, явлениями и состоянием природы.
Программа построена с учётом специфических особенностей познавательной и эмоциональной сферы деятельности школьников с интеллектуальной недостаточностью, их потенциальных возможностей.
Продолжительность занятия 40 минут. Курс имеет оценочную (5 бальную) систему прохождения материала.
Рабочая программа составлена на основе Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида подготовительный, 1- 4 классы под редакцией В. В. Воронковой.
Содержательный минимум образования
Неживая природа
Сезонные изменения в природе.
Представлений о смене времен года.
Название времен года, знакомство с названиями месяцев.
Изменения в природе поздней осенью и зимой.
Явления и состояния неживой природы (похолодание, замерзание рек, снегопад).
Влияние солнца на изменения в погоде.
Вода в природе.
Простейшие свойства воды.
Температура воздуха.
Обогащение речи специальными терминами, выражениями. Участие в беседе.
Животные Живая природа
Представление о животных.
Сравнение домашних и диких животных.
Представление об отношении человека к животным. Охрана животных.
Представление о рыбах распространенных в нашей области.
Представление об использовании рыб человеком и охране рыбных угодий.
Красная книга.
Развитие речи учащихся.
Название растений, характеристика их по цвету, форме, размеру, вкусу, запаху.
Обозначение групп предметов обобщающим словом.
Различать 3-4 комнатных растения.
Человек
Человек. Гигиена тела человека.
Закаливание организма человека.
Питание человека.
Органы пищеварения: ротовая полость, пищевод, желудок, кишечник; (элементарные представления).
Пища. Правильное питание.
Профилактика пищевых отравлений.
Обогащение речи новыми словами. Участие в беседе.
Цель обучения реализуется через составляющие качества образования (предметно – информационную, коммуникативно – деятельностную, ценностно - ориентационную).
Специальной задачей обучения является преодоление недостатков учащихся, их познавательной деятельности и личностных качеств.
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Мир природы и человека» 2 класс
Программа обеспечивает достижение учащимися 2 класса личностных и предметных результатов.
Изучение предмета «Мир природы и человека» во 2 классе направлено на получение следующих
личностных результатов:
положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней, и эстетическому её восприятию;
целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей;
готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.
осознание себя как ученика заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, друга, одноклассника;
Предметные результаты.
Учащиеся должны усвоить следующие базовые представления:
простейших свойствах воды, её значения для жизни растений, животных, человека;
растения сада и огорода, их отличия;
разнообразие животного мира, образ жизни и повадки диких и домашних животных;
роль питания в жизни человека, гигиенических правилах;
сезонные изменения в неживой природе жизни растений, животных, человека;
значение воды, тепла, света в жизни растений и животных.
Должны уметь практически применять следующие знания:
Различать 3-4 комнатных растения, их части, осуществлять уход за комнатными растениями.
Различать наиболее распространенные овощи фрукты, объяснять, где они растут, как их использует человек.
Различать домашних и диких животных, рыб, описывать их повадки, образ жизни.
Выполнять элементарные гигиенические правила.
Различать признаки времен года, объяснять причину сезонных изменений в жизни живой природы.
Называть изученные предметы и явления.
Различать 2-3 вида комнатных растений, называть части растений, ухаживать за ними.
Различать наиболее распространенные овощи и фрукты.
Различать изученных диких и домашних животных, рыб, птиц.
Различать признаки времен года.
Выполнять элементарные гигиенические требования.
Педагогические условия и средства реализации стандарта.
Технологии обучения
Современное традиционное обучение (классно –урочное).
Педагогика сотрудничества.
Проблемное обучение.
Личностно – ориентированное обучение.
Игровое обучение.
Экскурсии.
Общепедагогические принципы обучения
Принципы гуманизации:
принцип индивидуализации – построение содержания и выбор методов обучения и воспитания, которые являются адекватными возрастным и индивидуальным (личностным) особенностям и возможностям всех учащихся;
принцип персонификации – отказ от ролевых «масок». Адекватное включение элементов личностного опыта (чувств, переживаний, эмоций и соответствующих им действий), высказывание своей точки зрения и принятие чужой;
принцип проблемности – актуализация и стимулирование тенденции ученика к личностному росту. Создание условий для совершенствования ребёнком нравственных поступков для самостоятельной постановки и разрешение учащимися познавательных проблем и задач;
принцип диалогизации – личностно-равноправные позиции педагога и учащегося (позиция сотрудничающих людей).
Принцип коррекционной направленности обучения является ведущим. Поэтому особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у обучаемой ( 8 вид) специфических нарушений, на коррекцию всей личности в целом.
При обучении дисциплине используются следующие принципы: принцип коррекционно-речевой направленности, воспитывающий и развивающий принципы, принцип доступности обучения, принцип последовательности, принцип наглядности в обучении, принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д.
Виды и формы контроля
Формы - устный опрос, кроссворд, КВН.
Виды – вводный, тематический, рубежный, итоговый.
Программное и учебно - методическое обеспечение
Программа: Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида подготовительный, 1-4 классы, под редакцией В. В. Воронковой.
Методическое обеспечение: предметные картинки, серия "Знакомство с окружающим миром и развитие речи"(травы, насекомые, птицы, рыбы, животные и др.) / наглядное пособие для педагогов, логопедов, воспитателей, родителей. – 25 книг; загадки; муляжи овощей, фруктов, грибов, гербарии.
Дополнительная литература:
Основы безопасности жизнедеятельности. В.П.Ситников.
ГудимовВ.П. «Тематические загадки для дошкольников».
Программа «Живой мир»/институт коррекционной педагогики Российской Академии Образования.
Ознакомление с окружающим миром. Конспекты занятий. Для работы с детьми с 5-7 лет с ЗПР. /сост. Морозова И.А., Пушкарева М.А. – М.: Мозаика –Синтез, 2006
«Окружающий мир». Н.А.Новоселова, А.А.Шлыкова /Учебное пособие по развитию речи для специальных (коррекционных) общеобразовательных школ 1,2 часть.
Поурочные разработки по курсу «Мир вокруг нас», 2класс. Фефилова Е.П., Поторочина Е.А
Основные требования к знаниям и умениям.
Учащиеся должны уметь:
- называть предметы, характеризовать их по основным свойствам (цвету, форме, размеру, вкусу, запаху, фактуре);
- участвовать в беседе, отвечать на вопросы полным ответом, используя слова данного вопроса;
- составлять простые распространенные и нераспространенные предложения;
- распространять предложения по вопросам, правильно употреблять формы знакомых слов;
- размечать понятие: слово, предложение, текст;
- подбирать слова по образцу (противоположные по смыслу, близкие по смыслу, рифмы);
- образовать слова по подобию (принёс – пришел, прибежал);
- пересказать текст по плану схеме;
- составлять сказки, рассказы по сюжетным картинкам.
Календарно-тематическое планирование
№ п\п | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Планируемые результаты | Виды и формы контроля | Дата |
Предметные | Личностные | план | факт |
1 | Влияние солнца на смену времен года. | 0,25 | | | положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней, и эстетическому её восприятию; | Текущий | | |
2. | Сутки. Долгота дня летом и зимой. | 0,25 | | | Текущий | | |
3. | Времена года. Осень. | 0,25 | | | Текущий | | |
4. | Растения осенью. | 0,25 | | | Текущий | | |
5. | Животные осенью. | 0,25 | | | целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей; | Текущий | | |
6. | В гости к осени. Экскурсия в парк. | 0,25 | | | Экскурсия №1 Практическая работа №1 «Сбор семян для подкормки птиц». | | |
7. | Занятия людей осенью. | 0,25 | | | Текущий | | |
8. | Вода. Вода горячая и холодная. Температура воды. | 0,25 | | | готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе. | Текущий | | |
9. | Вода в природе. Значение воды. | 0,25 | | | Текущий | | |
10. | Комнатные растения. | 0,25 | | | Практическая работа №2 «Уход за комнатными растениями». | | |
11. | Части растений. | 0,25 | | | осознание себя как ученика заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, друга, одноклассника; | Текущий | | |
12. | Времена года. Зима. | 0,25 | | | Экскурсия №2 «В гости к зиме». | | |
13. | Растения зимой. | 0,25 | | | Текущий | | |
14. | Животные зимой. | 0,25 | | | Текущий | | |
15. | Занятия людей зимой. | 0,25 | | | Текущий | | |
16. | Жизнь растений. | 0,25 | | | Текущий | | |
17. | Огород. Овощи. | 0,25 | | | Текущий | | |
18. | Овощи в питании человека. | 0,25 | | | самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договорённостей | Текущий | | |
19. | Сад. Фрукты. | 0,25 | | | Текущий | | |
20. | Фрукты в питании человека. | 0,25 | | | Текущий | | |
21. | Уход за растениями сада и огорода. | 0,25 | | | Текущий | | |
22. | Дикие и домашние животные. | 0,25 | | | положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней, и эстетическому её восприятию; | Текущий | | |
23. | Кошка и рысь. Породы кошек. | 0,25 | | | Текущий | | |
24. | Собака и волк. Породы собак. | 0,25 | | | Текущий | | |
25. | Рыбы. | 0,25 | | | Текущий | | |
26. | Гигиена тела человека. | 0,25 | | | Текущий | | |
27. | Органы пищеварения. | 0,25 | | | Текущий | | |
28. | Питание человека. | 0,25 | | | готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе. | Текущий | | |
29. | В гости к весне. | 0,25 | | | Экскурсия №3 «Неживая природа весной». | | |
30. | Растения весной. | 0,25 | | | Практическая работа №3 «Посадка лука в ящики» | | |
31. | Животные весной. | 0,25 | | | осознание себя как ученика заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, друга, одноклассника; | Текущий | | |
32. | Занятия людей весной. | 0,25 | | | Текущий | | |
33. | Лето. Растения и животные летом. | 0,25 | | | Текущий | | |
34. | Занятия людей летом. | 0,25 | | | Текущий | | |
| Итого: Из них- практических работ: экскурсий: | | | | | 34 3 3 | | |
Лист фиксирования изменений и дополнений в рабочую программу.
Дата внесения изменений | Содержание | Реквизиты документа (дата, № приказа) | Подпись лица, внесшего запись |
| | | |