Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №1»
Рассмотрена и согласована Утверждаю Принята на методическом
методическим объединением Директор МКОУ «СШ №1» (педагогическом) совете
протокол №____ Т.С.Глазырь.
от «___»_________ _______ г. ______________________ от «___» ________ ____ г.
Рабочая программа
по основам православной культуры
для 5 класса
основного общего образования
специального коррекционного обучения
Учитель: Моисеева Н.Н.
Квалификационная группа I
Ефремов
2017 г.
Вводная часть
Настоящая рабочая программа разработана на основе программы основного общего образования по основам духовно-нравственной культуры и основам религиозных культур и светской этики 4-5 классы Москва «Просвещение» 2012 год под редакцией А.Я.Данилюк.
Проблема воспитания толерантности и нравственной идентификации подрастающего поколения волнует общественность в нашей стране.
Вопросы, связанные с введением в школьную программу информации об основах религиозных культур имеет сегодня важное значение, поскольку характер школы определяется ее отношением с социальным окружением, религиозными объединениями, признанием свободы вероисповедания и мировоззрения участников образовательного процесса.
Преподавание основ религиозной культуры в школе приводит к необходимости труднейших культурологических, этических, правовых, психологических, дидактических и воспитательных проблем.
«Основы религиозных культур и светской этики» (в частности модуль «Основы православной культуры») имеют комплексный характер, знакомят школьников с основами различных мировоззрений и опираются на нравственные ценности, гуманизм и духовные традиции.
Цели обучения.
Основной целью учебного модуля «Основы православной культуры» является – формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним.
Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.
Задачи обучения:
Образовательная
- приобретение знаний основ православной культуры;
- формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, уважения к истории и культуре всех народов.
Развивающая
- формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с постановленной задачей;
- развитие устной речи учащихся с умением обобщать знания, понятия и представления о духовной культуре и морали;
- формировать у обучающихся начальной школы ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной культуры и истории.
Воспитательная
- формирование уважительного отношения к разным духовным традициям;
- знакомство с ценностями: отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие;
- воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Образовательные технологии:
- обучение различным видам пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
- ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание теоретического материала;
- творческие работы учащихся;
- творческие проекты учащихся.
Предметные результаты:
- знание, понимание и принятие обучающимися нравственных ценностей как основы культурных традиций многонационального народа России;
- формирование первоначальных представлений о религиозной культуре и их роли в истории и современности России;
- осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.
Программное и методическое оснащение учебного плана
Количество часов в неделю согласно учебному плану школы | Реквизиты программы | УМК обучающихся | УМК учителя |
федеральный | региональный | Школьный |
| | 1 | Программа общеобразовательных учреждений под редакцией А.Я. Данилюк. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Издательство «Просвещение», 2012 | А.В. Кураев. Основы духовно-нравственной культуры народов России 4-5 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений. М, «П», 2012 | Т.А. Костюкова и др. Основы православной культуры. М. Дрофа, 2012г. Дерево Доброе. Московский патриархат. М., 2000 г. |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Модуль «Основы православной культуры»
№ урока | Тематическое планирование | Характеристика деятельности учащихся | Используемые ресурсы |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 -34 | Россия — наша Родина. Культура и религия. Человек и Бог в православии. Православная молитва. Библия и Евангелие. Проповедь Христа. Христос и Его Крест. Пасха. Православное учение о человеке. Совесть и раскаяние. Заповеди. Милосердие и сострадание. Золотое правило этики. Храм. Икона. Творческие работы учащихся. Подведение итогов. Как христианство пришло на Русь Подвиг Заповеди блаженств Зачем творить добро? Чудо в жизни христианина Православие о Божием суде Таинство Причастия Монастырь Отношение христианина к природе Христианская семья Защита Отечества Христианин в труде Любовь и уважение к Отечеству Итоговая презентация творческих проектов учащихся | Знакомятся с историей возникновения и распространения православной культуры. Изучают основы духовной традиции православия. Дают определения основных понятий православной культуры. Учатся устанавливать взаимосвязь между религиозной (православной) культурой и поведением людей. Знакомятся с описанием основных содержательных составляющих священных книг, описанием священных сооружений, религиозных праздников и святынь православной культуры. Учатся описывать различные явления православной духовной традиции и культуры. Излагают своё мнение по поводу значения православной культуры в жизни людей, общества. Знакомятся с развитием православной культуры в истории России. Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры (православной и др.). Учатся толерантному отношению к представителям разных мировоззрений и культурных традиций. Учатся приводить примеры явлений православной (или другой религиозной) традиции и светской культуры и сравнивать их. Осуществляют поиск необходимой информации для выполнения заданий. Участвуют в диспутах: учатся слушать собеседника и излагать своё мнение. Готовят сообщения по выбранным темам (теме) | Программа комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». Учебное пособие «Основы православной культуры». «Основы религиозных культур и светской этики». Книга для учителя. Справочные материалы для общеобразовательных учреждений. «Основы религиозных культур и светской этики». Книга для родителей. Электронное пособие «Основы религиозных культур и светской этики» |
Материально-техническое обеспечение курса
Реализация обозначенной цели курса ставит перед учителем задачи, решения которых можно добиться при соответствующем материально-техническом обеспечении.
Для изучения курса «Основы религиозных культур и светской этики» должны быть в наличии следующие объекты и средства материально-технического обеспечения:
оборудование: ученические столы и стулья по количеству учащихся, учительский стол, шкафы для хранения учебных пособий, дидактических материалов и пр., настенные доски для вывешивания иллюстративного материала;
технические средства обучения (предметы и устройства, которые выполняют информационную, управляющую, тренирующую, контролирующие функции в учебно-воспитательном процессе):
классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок;
демонстрационное оборудование, предназначенное для одновременной демонстрации изучаемых объектов и явлений группе обучаемых и обладающее свойствами, которые позволяют видеть предмет или явление (компьютер/компьютеры, телевизор, музыкальный центр, включающий в себя устройство для воспроизведения аудиокассет, CD и DVD, мультипроектор, диапроектор, экспозиционный экран и др.);
вспомогательное оборудование и устройства, предназначенные для обеспечения эксплуатации учебной техники, удобства применения наглядных средств обучения, эффективной организации проектной деятельности, в том числе принтер, сканер, фото-и видеотехника (по возможности) и др.;
экранно-звуковые пособия, передающие содержание образования через изображение, звук, анимацию и кинестику:
электронное пособие к каждому модулю курса «Основы религиозных культур и светской этики»;
дополнительные мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, интернет-ресурсы, аудиозаписи, видеофильмы, слайды, мультимедийные презентации, тематически связанные с содержанием курса;
учебно-методические комплекты, обеспечивающие изучение/преподавание учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (комплексная программа, учебные пособия для учащихся, методическая/справочная литература для учителя и др.);
нормативные документы, регламентирующие взаимоотношения государства и религиозных организаций, а также отражающие правовые основы изучения в учреждениях системы общего образования основ религиозных культур и светской этики;
специальные дополнительные пособия для учителей и литература, предназначенная для оказания им информационной и методической помощи (учебники по религиоведению, культурологии, книги для учителя по истории, обществознанию, мировой художественной культуре, истории религий, окружающему миру, литературе и др.);
научно-популярные книги, содержащие дополнительный познавательный материал развивающего характера по различным темам курса;
хрестоматийные материалы, включающие тексты художественных произведений, тематически связанные с содержанием курса;
документальные источники (фрагменты текстов исторических письменных источников, в том числе и религиозных, дающих целостное представление об историческом развитии религий мира);
энциклопедическая и справочная литература (философские и религиоведческие словари, справочники по теории и истории религий, биографии религиозных деятелей и значимых персоналий и др.);
религиозная литература (рассказы для детей о священных книгах);
художественные альбомы, содержащие иллюстрации к основным разделам курса;
• печатные пособия, в том числе картографические издания, иллюстративные материалы.