СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 01.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Типы цветовых контрастов

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация лекции ориентирована на студентов 1 курса специальность "Дизайн" ГБПОУ " Нижегородского Художественного Училища"(колледж) Презентация  основана на приципах цветовых контрастов и закреплена практическими упражнениями на выделение композиционного цента путем их спользования.

Просмотр содержимого документа
«Типы цветовых контрастов»

СЕМЬ  ТИПОВ  ЦВЕТОВЫХ  КОНТРАСТОВ  Лекция 3

СЕМЬ ТИПОВ ЦВЕТОВЫХ КОНТРАСТОВ Лекция 3

Мы говорим о контрастах, когда, сравнивая между собой два цвета, находим между ними четко выраженные различия. Когда эти различия достигают своего предела, мы говорим о диаметральном или полярном контрасте. Так, противопоставления большой — маленький, белый — черный, холодный — теплый в своих крайних проявлениях представляют собой полярные контрасты. Наши органы чувств функционируют только посредством сравнений. 
  • Мы говорим о контрастах, когда, сравнивая между собой два цвета, находим между ними четко выраженные различия.
  • Когда эти различия достигают своего предела, мы говорим о диаметральном или полярном контрасте.
  • Так, противопоставления большой — маленький, белый — черный, холодный — теплый в своих крайних проявлениях представляют собой полярные контрасты.

Наши органы чувств функционируют только посредством сравнений. 

  Начнем с перечисления семи типов цветовых контрастов:     Контраст по цвету Контраст светлого и темного Контраст холодного и теплого Контраст дополнительных цветов Симультанный контраст Контраст по насыщенности Контраст по площади цветовых пятен.

Начнем с перечисления семи типов цветовых контрастов:

  • Контраст по цвету
  • Контраст светлого и темного
  • Контраст холодного и теплого
  • Контраст дополнительных цветов
  • Симультанный контраст
  • Контраст по насыщенности
  • Контраст по площади цветовых пятен.
1. Контраст по цвету   Контраст по цвету — самый простой из всех семи. Он не предъявляет больших требований к цветовому видению, т.к. его можно продемонстрировать с помощью всех чистых цветов в их предельной насыщенности. Контраст по цвету позволяет, осветляя и затемняя выбранные цвета, получить множество совершенно различных сочетаний

1. Контраст по цвету

  • Контраст по цвету — самый простой из всех семи.
  • Он не предъявляет больших требований к цветовому видению, т.к. его можно продемонстрировать с помощью всех чистых цветов в их предельной насыщенности.
  • Контраст по цвету позволяет, осветляя и затемняя выбранные цвета, получить множество совершенно различных сочетаний
Включение белого и черного цвета в палитру зависит от темы и индивидуальных предпочтений художника. -  черный и белый цвета образуют самый сильный контраст светлого и темного, так и желтый, красный и синий цвет обладают наиболее сильно выраженным контрастом по цвету (рис. 4) черный и белый являются важными элементами цветовых композиций (рис. 5).  - другие чистые цвета несомненно могут быть представлены в ряду сильных контрастов (рис. 6).  Контраст по цвету позволяет, осветляя и затемняя выбранные цвета, получить множество совершенно различных сочетаний (рис. 7).

Включение белого и черного цвета в палитру зависит от темы и индивидуальных предпочтений художника.

черный и белый цвета образуют самый сильный контраст светлого и темного, так и желтый, красный и синий цвет обладают наиболее сильно выраженным контрастом по цвету (рис. 4)

  • черный и белый являются важными элементами цветовых композиций (рис. 5).
  • - другие чистые цвета несомненно могут быть представлены в ряду сильных контрастов (рис. 6).

Контраст по цвету позволяет, осветляя и затемняя выбранные цвета, получить множество совершенно различных сочетаний (рис. 7).

На контрасте по цвету основано народное искусство различных стран.   Пестрые вышивки, костюмы и керамика свидетельствуют о естественной радости, которую вызывают яркие краски.  Выразительные возможности контраста по цвету могут проявляться самыми различными способами.   С его помощью можно выразить бурное веселье, глубокое горе, земную первородность и космическую универсальность.

На контрасте по цвету основано народное искусство различных стран.

  • Пестрые вышивки, костюмы и керамика свидетельствуют о естественной радости, которую вызывают яркие краски.
  • Выразительные возможности контраста по цвету могут проявляться самыми различными способами. С его помощью можно выразить бурное веселье, глубокое горе, земную первородность и космическую универсальность.

Контраст по цвету можно очень часто найти в витражах, особенно ранних, где его стихийная сила берет верх над пластическими формами архитектуры.

Контраст по цвету можно очень часто найти в витражах, особенно ранних, где его стихийная сила берет верх над пластическими формами архитектуры.

2. Контраст светлого и темного До сих пор мы изучали контраст светлого и темного только в области черно-бело-серых тонов.  Вместе с тем чрезвычайно важно научиться различать, насколько один цвет светлее или темнее другого..

2. Контраст светлого и темного

До сих пор мы изучали контраст светлого и темного только в области черно-бело-серых тонов.

Вместе с тем чрезвычайно важно научиться различать, насколько один цвет светлее или темнее другого..

Особые затруднения вызывают холодные и теплые цвета. Холодные цвета производят впечатление прозрачности и легкости и в большинстве случаев используются слишком светлыми, в то время как теплые цвета, благодаря их непрозрачности, используются слишком темными. Одинаковая светлота или одинаковая темнота делают цвета как бы родственными. Благодаря одинаковой тональности они становятся как бы связанными и объединенными между собой.

Особые затруднения вызывают холодные и теплые цвета.

Холодные цвета производят впечатление прозрачности и легкости и в большинстве случаев используются слишком светлыми, в то время как теплые цвета, благодаря их непрозрачности, используются слишком темными.

Одинаковая светлота или одинаковая темнота делают цвета как бы родственными.

Благодаря одинаковой тональности они становятся как бы связанными и объединенными между собой.

На разграфленном, подобно шахматной доске, листе бумаги одна из клеток заполняется желтой, красной или синей краской. Каждому из этих цветов соответствуют столь же светлые или столь же темные цвета. Таблица показывает, что насыщенный желтый цвет является самым светлым из чистых цветов, а фиолетовый — самым темным.

На разграфленном, подобно шахматной доске, листе бумаги одна из клеток заполняется желтой, красной или синей краской.

Каждому из этих цветов соответствуют столь же светлые или столь же темные цвета.

Таблица показывает, что насыщенный желтый цвет является самым светлым из чистых цветов, а фиолетовый — самым темным.

3. Контраст холодного и теплого

Однако опыты показали разницу в 3-4 градуса в субъективном ощущении тепла или холода в мастерских, окрашенных в сине-зеленый цвет, и мастерских, окрашенных в красно-оранжевый.

В сине-зеленом помещении рабочие жаловались на холод при температуре 15е C, в то время как в красно-оранжевом помещении они начинали жаловаться на холод лишь при температуре 11-12° C.

Научные исследования показали, что сине-зеленый цвет понижает импульс кровообращения, в то время как красно-оранжевый его стимулирует. Подобные же результаты были получены при опытах с животными. Конюшня беговых лошадей была разделена на две части, одна из которых была выкрашена в синий цвет, другая — в красно-оранжевый. В синем отсеке лошади быстро успокаивались после скачек, а в красном, наоборот, долго приходили в себя и не остывали. Кроме того, в синем отсеке не было мух, в то время как в красном их было множество. Оба опыта показывают особую значимость контраста теплого и холодного для цветовых решений. В больницах, где применяется цветовая терапия, свойства холодных и теплых цветов играют весьма важную роль.

Контраст холодного и теплого в его полярном противопоставлении красно-оранжевого сине-зеленому демонстрирует рисунок 16, а рисунок 17 показывает тот же контраст, но с измененной площадью, занимаемой каждым цветом. На рисунках 18 и 19 один и тот же фиолетовый цвет, находясь на верхнем рисунке в окружении холодных соседних, имеет теплый оттенок, а в окружении теплых на нижнем рисунке — холодный. На рисунке 21 показаны переходы красно-оранжевого цвета от холодного к теплому, а на рисунке 22 даны те же изменения, но в пределах сине-зеленого цвета. холодный — теплый; теневой — солнечный; прозрачный — непрозрачный; успокаивающий — возбуждающий; жидкий — густой; воздушный — земной; далекий — близкий; легкий — тяжелый; влажный — сухой. .

Контраст холодного и теплого в его полярном противопоставлении красно-оранжевого сине-зеленому демонстрирует рисунок 16, а рисунок 17 показывает тот же контраст, но с измененной площадью, занимаемой каждым цветом. На рисунках 18 и 19 один и тот же фиолетовый цвет, находясь на верхнем рисунке в окружении холодных соседних, имеет теплый оттенок, а в окружении теплых на нижнем рисунке — холодный.

На рисунке 21 показаны переходы красно-оранжевого цвета от холодного к теплому, а на рисунке 22 даны те же изменения, но в пределах сине-зеленого цвета.

холодный — теплый;

теневой — солнечный;

прозрачный — непрозрачный;

успокаивающий — возбуждающий;

жидкий — густой;

воздушный — земной;

далекий — близкий;

легкий — тяжелый;

влажный — сухой.

.

4. Контраст дополнительных цветов Дополнительные цвета, в их пропорционально правильном соотношении, придают произведению статически прочную основу воздействия. При этом каждый цвет остается неизменным в своей интенсивности. Впечатления, производимые дополнительными цветами, идентичны сущности собственно самого цвета. Так, пара желтый — фиолетовый представляет собой не только контраст дополнительных цветов, но и сильный контраст светлого и темного.

4. Контраст дополнительных цветов

Дополнительные цвета, в их пропорционально правильном соотношении, придают произведению статически прочную основу воздействия.

При этом каждый цвет остается неизменным в своей интенсивности. Впечатления, производимые дополнительными цветами, идентичны сущности собственно самого цвета.

Так, пара желтый — фиолетовый представляет собой не только контраст дополнительных цветов, но и сильный контраст светлого и темного.

Мы называем два цвета дополнительными, если их пигменты, будучи смешанными, дают нейтральный серо-черный цвет. Расположенные рядом, они максимально возбуждают друг друга и взаимоуничтожаются при смешивании, образуя серо-черный тон, как огонь и вода. Каждый цвет имеет лишь один-единственный цвет, который является по отношению к нему дополнительным. Они образуют следующие пары дополнительных цветов: . желтый — фиолетовый желто-оранжевый — сине-фиолетовый оранжевый — синий красно-оранжевый — сине-зеленый красный — зеленый красно-фиолетовый — желто-зеленый

Мы называем два цвета дополнительными, если их пигменты, будучи смешанными, дают нейтральный серо-черный цвет.

Расположенные рядом, они максимально возбуждают друг друга и взаимоуничтожаются при смешивании, образуя серо-черный тон, как огонь и вода. Каждый цвет имеет лишь один-единственный цвет, который является по отношению к нему дополнительным. Они образуют следующие пары дополнительных цветов:

.

желтый — фиолетовый

желто-оранжевый — сине-фиолетовый

оранжевый — синий

красно-оранжевый — сине-зеленый

красный — зеленый

красно-фиолетовый — желто-зеленый

5. Симультанный контраст

5. Симультанный контраст

Понятие «симультанный контраст» обозначает явление, при котором наш глаз при восприятии какого-либо цвета тотчас же требует появления его дополнительного цвета, и если такового нет, то симультанно, то есть одновременно порождает его сам.  Этот факт означает, что основной закон цветовой гармонии базируется на законе о дополнительных цветах. Симультанно порожденные цвета возникают лишь как ощущение и объективно не существуют. Они не могут быть сфотографированы. Каждый цвет в глазах зрителя одновременно порождает и свой противоположный цвет.

Понятие «симультанный контраст» обозначает явление, при котором наш глаз при восприятии какого-либо цвета тотчас же требует появления его дополнительного цвета, и если такового нет, то симультанно, то есть одновременно порождает его сам.

Этот факт означает, что основной закон цветовой гармонии базируется на законе о дополнительных цветах.

Симультанно порожденные цвета возникают лишь как ощущение и объективно не существуют. Они не могут быть сфотографированы.

Каждый цвет в глазах зрителя одновременно порождает и свой противоположный цвет.

6. Контраст по насыщенности

6. Контраст по насыщенности

Цвета могут терять свою чистоту четырьмя способами, причем они весьма различно реагируют на средства, которые используются в этих целях. Чистый цвет может быть смешан с белым, что придает ему несколько более холодный характер. Карминно-красный цвет при его смешении с белым приобретает синеватый оттенок и резко меняет свой характер.  Чистый цвет можно смешать с черным. При этом желтый теряет свою лучистую светлоту и приобретает некую болезненность и коварную ядовитость.  Насыщенный цвет может быть ослаблен благодаря добавлению к нему смеси черного и белого, то есть серого цвета.  Чистые цвета могут быть изменены путем добавления соответствующих дополнительных цветов.  Если к фиолетовому цвету подмешать желтый, то получатся промежуточные тона между светло-желтым и темно-фиолетовым. 

Цвета могут терять свою чистоту четырьмя способами, причем они весьма различно реагируют на средства, которые используются в этих целях.

  • Чистый цвет может быть смешан с белым, что придает ему несколько более холодный характер. Карминно-красный цвет при его смешении с белым приобретает синеватый оттенок и резко меняет свой характер. 
  • Чистый цвет можно смешать с черным. При этом желтый теряет свою лучистую светлоту и приобретает некую болезненность и коварную ядовитость.
  • Насыщенный цвет может быть ослаблен благодаря добавлению к нему смеси черного и белого, то есть серого цвета.
  • Чистые цвета могут быть изменены путем добавления соответствующих дополнительных цветов.

Если к фиолетовому цвету подмешать желтый, то получатся промежуточные тона между светло-желтым и темно-фиолетовым. 

7. Контраст по площади цветовых пятен.   Контраст по площади цветовых пятен характеризует размерные  соотношения между двумя или несколькими цветовыми пятнами. Его сущность-противопоставление между «много» и «мало»,«большой» и «маленький». По Гёте степень светлоты основных цветов можно представить системой следующих соотношений желтый:9 оранжевый:8 красный:6 фиолетовый:3 синий:4 зеленый:6

7. Контраст по площади цветовых пятен.

Контраст по площади цветовых пятен характеризует размерные соотношения между двумя или несколькими цветовыми пятнами.

Его сущность-противопоставление между «много» и «мало»,«большой» и «маленький».

По Гёте степень светлоты основных цветов можно представить системой следующих соотношений

желтый:9

оранжевый:8

красный:6

фиолетовый:3

синий:4

зеленый:6

Приведем соотношения светлоты следующих пар дополнительных цветов: желтый : фиолетовый = 9:3 = 3:1 = 3/4 : 1/4 оранжевый : синий = 8:4 = 2:1 = 2/3 : 1/3 красный : зеленый = 6:6 = 1:1 = 1/2 : 1/2

Приведем соотношения светлоты следующих пар дополнительных цветов:

желтый : фиолетовый = 9:3 = 3:1 = 3/4 : 1/4

оранжевый : синий = 8:4 = 2:1 = 2/3 : 1/3

красный : зеленый = 6:6 = 1:1 = 1/2 : 1/2

  Гармоничные размеры плоскостей для основных и дополнительных цветов могут быть выражены следующими цифровыми соотношениями: желтый : оранжевый = 3 : 4 желтый : красный = 3 : 6 желтый : фиолетовый = 3 : 9 желтый : синий = 3 : 8 желтый : красный : синий = 3 : 6 : 8 оранжевый : фиолетовый : зеленый = 4 : 9 : 6

Гармоничные размеры плоскостей для основных и дополнительных цветов могут быть выражены следующими цифровыми соотношениями:

  • желтый : оранжевый = 3 : 4
  • желтый : красный = 3 : 6
  • желтый : фиолетовый = 3 : 9
  • желтый : синий = 3 : 8
  • желтый : красный : синий = 3 : 6 : 8
  • оранжевый : фиолетовый : зеленый = 4 : 9 : 6
одна треть круга для желтого и фиолетового цвета делится в соотношении 1/4 : 3/4, другая треть для оранжевого и синего, как 1/3 : 2/3, и последняя треть для красного и зеленого представлена соотношением 1/2 : 1/2.  одна треть круга для желтого и фиолетового цвета делится в соотношении 1/4 : 3/4, другая треть для оранжевого и синего, как 1/3 : 2/3, и последняя треть для красного и зеленого представлена соотношением 1/2 : 1/2.   Сгармонизованные в своих размерах цветовые пятна производят впечатление спокойствия и устойчивости. Контраст по площади цветовых пятен в этом случае нейтрализуется благодаря гармонично составленным цветовым пятнам.

одна треть круга для желтого и фиолетового цвета делится в соотношении 1/4 : 3/4,

другая треть для оранжевого и синего, как 1/3 : 2/3,

и последняя треть для красного и зеленого представлена соотношением 1/2 : 1/2.

  • одна треть круга для желтого и фиолетового цвета делится в соотношении 1/4 : 3/4, другая треть для оранжевого и синего, как 1/3 : 2/3, и последняя треть для красного и зеленого представлена соотношением 1/2 : 1/2.

Сгармонизованные в своих размерах цветовые пятна производят впечатление спокойствия и устойчивости.

Контраст по площади цветовых пятен в этом случае нейтрализуется благодаря гармонично составленным цветовым пятнам.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!