СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тире в неполном предложении.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Тире в неполном предложении.»

_____________________

Урок № 10. Тире в неполном предложении.

Цели урока: обобщить знания о неполных предложениях; формировать навык постановки тире в неполных предложениях; развивать навык говорить кратко, точно, конструктивно; воспитывать нравственные качества.

Планируемые результаты:

Оборудование:

Класс: 11-А

Учитель: Цымбалюк Т.А.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент


II. Актуализация знаний

Орфоэпическая минутка. СЛАЙД 1.

Каталог, ходатайствовать, обеспечение, феномен, откупорить, квартал, досуг, средства, кремень, сироты, мозаичный.


III. Введение в тему. Целеполагание

Что общего в этих предложениях? СЛАЙД 2.

  • Возможное сделает каждый, невозможное — только отважный.

  • Неумелый надеется на других, умелый — на себя.

  • Дерево славится плодами, а человек — трудами.

  • Работящий приносит пользу всем, ленивый — никому.


IV. Работа над темой урока

1) Работа с теорией

Понятие неполного предложения:

Предложение с лексически не выраженными членами, которые легко восстанавливаются по смыслу из контекста или из ситуации речи.

Неполнота обусловлена:

    • пропуском сказуемого или другого члена предложения, названного ранее;

    • особой структурой предложения, когда сказуемое не нужно (эллиптические предложения);

    • структурой придаточной части сложного предложения.


СЛАЙД 3. Тире в неполном предложении ставится:

  • в случаях, когда пропущенный член предложения (как правило, сказуемое) восстанавливается из текста самого предложения и в месте пропуска делается пауза

Золою пахнет резеда и яблоком – любовь

  • в однотипно построенных частях сложного предложения при пропуске какого-либо члена предложения или даже без пропуска

Для юношей открылись все дороги, для старцев – все запретные труды


2) СЛАЙД 4. Поставьте тире в неполном предложении, назовите пропущенный член предложения:

  1. Золото добывают из земли, а знания из книг.

  2. Работу преодолевают умением, трудности согласием.

  3. Силы могут иссякнуть, знания никогда.

  4. Дерево славится плодами, а человек делами.

  5. Работящий приносит пользу всем, ленивый никому.

  6. Вещь хороша новая, а друг старый.


3) СЛАЙД 4. Замените полные предложения неполными:

Мир освещается солнцем, а человек освещается знаниями.

Самолёт давно прилетел? — Самолёт давно прилетел.

Куда же птицы летят? — Птицы летят туда, где зимы не бывает.

Степь была золотисто-жёлтая, а небо было ярко-голубое.


4) Работа с текстом.

Человек должен быть интеллигентен. Интеллигентность нужна при всех обстоятельствах, невоспитанность - ни при каких. Интеллигентность нужна и для окружающих, и для самого человека.

Это очень-очень важно для того, чтобы жить счастливо и долго. Интеллигентность равна нравственному здоровью, а здоровье нужно, чтобы жить долго и физически, и умственно.

Интеллигентность надо в себе развивать, тренировать, тренировать душевные силы.

Дело в том, что злая и злобная реакция на окружающее, грубость и непонимание других – это признак душевной и духовной слабости, человеческой неспособности жить.

Приветливость и доброта делают человека физически здоровым, а лицо - красивым. Да, именно красивым. Лицо человека, которое часто искажается злобой, становится безобразным.

Человек, который не умеет понять другого, обедняет свою жизнь и мешает жить другим.

Социальный долг человека – быть интеллигентным. Это долг и перед самим собой.

(Найти неполные предложения и определить пропущенный член предложения)

Беседа

1. О чём этот текст? (размышление об интеллигенции. Она нужна в жизни не только для окружающих, но и для каждого человека. Это наше нравственное здоровье. Мы должны ежедневно тренировать духовные и душевные силы, для того чтобы быть счастливыми. Душевная слабость ведёт к физической слабости. Все наши слова, поступки возвращаются к нам с удвоенной силой, поэтому мы должны отдавать себе отчёт в наших деяниях).

2. Какие проблемы поднимаются в этом тексте? (Какого человека можно считать интеллигентным? Что такое интеллигентность? Нужна ли интеллигентность в современном мире?)

3. Какова идея? (Интеллигентный человек – это человек, имеющий не только хорошее образование или талант, но и определённые морально – нравственные качества). Давайте идею запишем при помощи тезисов из текста (интеллигентность человека – залог его долголетия, быть интеллигентным – долг человека перед самим собой, быть интеллигентным – долг человека перед обществом.)

4. Можно ли образованного человека считать неинтеллигентным? (Нет, так как образованный человек и интеллигентный человек два разных понятия, интеллигентность основывается на создании нового через осознание старого как нового).

5. Перечислите, какими чертами на ваш взгляд должен обладать интеллигентный человек. (Это человек, уважающий культуру прошлого, способный понимать другого, умеющий уважительно спорит, способный незаметно помогать другому, берегущий природу, скромный, не засоряющий окружающий мир не только вещественно, но и дурными идеями, приветливый и добрый).


5) Тест по теме «Неполные предложения»

1. В каком варианте дана правильная характеристика выделенного предложения?

Из-под дивана вылезает кот. Потянулся, прыгнул на диван.

а) односоставное, определенно-личное, полное б) односоставное, определенно-личное, неполное

в) двусоставное, полное г) двусоставное, неполное

2. В каком варианте дана правильная характеристика предложения?

На низкой колоколенке, притулившейся под стеною семиэтажного дома, звонили к вечерне.

а) односоставное, неопределенно-личное, полное б) односоставное, неопределенно-личное, неполное

в) двусоставное, полное г) двусоставное, неполное

3. В каком варианте дана правильная характеристика предложения? Надо бороться с мрачными мыслями.

а) односоставное, определенно-личное, полное б) односоставное, неопределенно-личное, полное

в) односоставное, безличное, полное г) двусоставное, неполное

4. В каком варианте дана правильная характеристика предложения? Где же ты, моя родная?

а) односоставное, определенно-личное, полное б) односоставное, определенно-личное, неполное

в) двусоставное, полное г) двусоставное, неполное

5. Какое предложение является двусоставным неполным?

а) Уходи-ка отсюда! б) Жизнь человеку дается один раз.

в) Разубедить его в чем-нибудь было трудно г) В десять часов вечера праздничный салют.

6. Какое предложение является односоставным, безличным, неполным?

а) Вам бы надо в цирке работать, чужие мысли отгадывать. б) Ни брани, ни смеха, ни громких разговоров.

в) Какая чудесная ночь! г) Щебнем завалило весь пустырь.

7. Какое предложение является неполным из-за пропуска главного члена предложения (подлежащего или сказуемого)?

а) Квартира у него большая, светлая. б) И только слово, только слово в степи маячит под луной.

в) Писать бы тебе на литовском. г) На полу у него во дворце — дорогие персидские ковры.

8. Какое предложение является неполным из-за пропуска второстепенного члена предложения?

а) Мой брат — лучший врач в городе. б) За тем лесом — замечательное озеро.

в) Своих родственников я очень люблю, но редко их вижу. г) В одном городе жил его отец, в другом — обитала теща.


6) Работа по развитию речи. СЛАЙД 6.

Составить памятку из 3 предложений, используя неполные предложения, по данному началу:

  • Интеллигентный человек нравиться людям, а …

  • Доброжелательность способствует…

  • Умение выслушать собеседника…


7) Советы Д. Карнеги:

-чаще улыбайтесь;

-искренне интересуйтесь жизнью других людей;

-умейте выслушать до конца говорящего с вами;

-говорите об интересующем вашего собеседника.


V. Подведение итогов

Давайте понимать друг друга с полуслова,

Чтоб, ошибившись раз, не ошибиться снова.

Давайте жить, во всем друг другу потакая,

Тем более, что жизнь короткая такая.

Б. Окуджава.


VI. Домашнее задание
































10. Тире в неполном предложении.

Работа с текстом.

Человек должен быть интеллигентен. Интеллигентность нужна при всех обстоятельствах невоспитанность ни при каких. Интеллигентность нужна и для окружающих и для самого человека.

Это очень-очень важно для того чтобы жить счастливо и долго. Интеллигентность равна нравственному здоровью а здоровье нужно чтобы жить долго и физически и умственно.

Интеллигентность надо в себе развивать тренировать тренировать душевные силы.

Дело в том, что злая и злобная реакция на окружающее грубость и непонимание других это признак душевной и духовной слабости человеческой неспособности жить.

Приветливость и доброта делают человека физически здоровым а лицо красивым. Да именно красивым. Лицо человека которое часто искажается злобой становится безобразным.

Человек который не умеет понять другого обедняет свою жизнь и мешает жить другим.

Социальный долг человека быть интеллигентным. Это долг и перед самим собой.


10. Тире в неполном предложении.

Работа с текстом.

Человек должен быть интеллигентен. Интеллигентность нужна при всех обстоятельствах невоспитанность ни при каких. Интеллигентность нужна и для окружающих и для самого человека.

Это очень-очень важно для того чтобы жить счастливо и долго. Интеллигентность равна нравственному здоровью а здоровье нужно чтобы жить долго и физически и умственно.

Интеллигентность надо в себе развивать тренировать тренировать душевные силы.

Дело в том, что злая и злобная реакция на окружающее грубость и непонимание других это признак душевной и духовной слабости человеческой неспособности жить.

Приветливость и доброта делают человека физически здоровым а лицо красивым. Да именно красивым. Лицо человека которое часто искажается злобой становится безобразным.

Человек который не умеет понять другого обедняет свою жизнь и мешает жить другим.

Социальный долг человека быть интеллигентным. Это долг и перед самим собой.


10. Тире в неполном предложении.

Работа с текстом.

Человек должен быть интеллигентен. Интеллигентность нужна при всех обстоятельствах невоспитанность ни при каких. Интеллигентность нужна и для окружающих и для самого человека.

Это очень-очень важно для того чтобы жить счастливо и долго. Интеллигентность равна нравственному здоровью а здоровье нужно чтобы жить долго и физически и умственно.

Интеллигентность надо в себе развивать тренировать тренировать душевные силы.

Дело в том, что злая и злобная реакция на окружающее грубость и непонимание других это признак душевной и духовной слабости человеческой неспособности жить.

Приветливость и доброта делают человека физически здоровым а лицо красивым. Да именно красивым. Лицо человека которое часто искажается злобой становится безобразным.

Человек который не умеет понять другого обедняет свою жизнь и мешает жить другим.

Социальный долг человека быть интеллигентным. Это долг и перед самим собой.


10. Тире в неполном предложении.

Работа с текстом.

Человек должен быть интеллигентен. Интеллигентность нужна при всех обстоятельствах невоспитанность ни при каких. Интеллигентность нужна и для окружающих и для самого человека.

Это очень-очень важно для того чтобы жить счастливо и долго. Интеллигентность равна нравственному здоровью а здоровье нужно чтобы жить долго и физически и умственно.

Интеллигентность надо в себе развивать тренировать тренировать душевные силы.

Дело в том, что злая и злобная реакция на окружающее грубость и непонимание других это признак душевной и духовной слабости человеческой неспособности жить.

Приветливость и доброта делают человека физически здоровым а лицо красивым. Да именно красивым. Лицо человека которое часто искажается злобой становится безобразным.

Человек который не умеет понять другого обедняет свою жизнь и мешает жить другим.

Социальный долг человека быть интеллигентным. Это долг и перед самим собой.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!