СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 31.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Трапеция и её свойства. Средняя линия трапеции

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок по теме: "Трапеция и её свойства. Средняя линия трапеции".

Тип урока: обобщение знаний, умений и навыков

Просмотр содержимого документа
«Трапеция и её свойства. Средняя линия трапеции»

Модуль №__37-39___ Дата:___05,05/12____ Класс__8___

Тема модуля: Трапеция и её свойства. Средняя линия трапеции.

Цели модуля:

Учебные – обобщить и систематизировать знания и умения учащихся решать задачи по теме: «Трапеция. Средняя линия трапеции». Проверить уровень сформированности знаний учащихся по данной теме с помощью тестовых заданий; подготовить учащихся к контрольной работе.

Воспитательные – закрепить и отработать у учащихся навыки применения соответствующих знаний при выполнении упражнений;

Воспитывать математическую культуру, интерес к предмету через разнообразие видов работы на модуле; воспитывать аккуратное построение рисунков.

Развивающие – Развивать коммуникативные способности учащихся (умение работать в парах, обучаться в сотрудничестве, вести монолог и диалог);

Развивать умение наблюдать и систематизировать, добывать знания; логическое и теоретическое мышление;

Совершенствовать вычислительные навыки.

Оборудование модуля: доска, опорный конспект, чертежные принадлежности, проектор, презентация.

Тип модуля: обобщение знаний, умений и навыков;

Компетенции учащихся на модуле:

Основные понятия

Основные знания

Основные умения

Теорема Фалеса, средняя линия треугольника, трапеция, средняя линия трапеции, средняя линия треугольника

Теорема Фалеса, свойства и признаки трапеции, средней линии трапеции и треугольника;

Применение знаний при решении задач;


ХОД МОДУЛЯ

1*30/

I. Организационный момент.

1. Вступление.

  • Дорогие ребята! Я надеюсь, что этот урок пройдет интересно, с большой пользой для всех. Очень хочу, чтобы тот, кто еще равнодушен к царице всех наук, с нашего урока ушел с глубоким убеждением, что геометрия – интересный и нужный предмет.

  • Французский писатель XIX столетия Анатоль Франс однажды заметил: “Учиться можно только весело… Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом”.

  • Давайте последуем совету писателя на сегодняшнем уроке: будьте активны, внимательны, поглощайте с большим желанием знания, которые пригодятся вам в дальнейшей жизни”.

2. Целеполагание. Учитель озвучивает тему и цель урока.

3. Планирование. Урок пройдет в три этапа:

  1. Повторение основных положений теории по теме “Четырёхугольники”.

  2. Тестирование по теории темы “Четырёхугольники”. Решение задач.

  3. Итоги урока.

II. Актуализация опорных знаний.

  • Ребята, сегодня на уроке вы как уже догадались, будете работать в группах: А, Б, В.

  • Но сначала, перед тем как приступить к сплоченной и дружной работе, я предлагаю вам посмотреть телепередачу “Пока все дома в семействе Четырёхугольников”.

Задание для телезрителей:

  • Понять, о каких четырехугольниках идет речь?

  • Определить какими свойствами обладают эти четырехугольники?

  • Вспомнить основные теоремы, присущие каждой из фигур.

  • Познакомиться со сферами практического применения свойств четырёхугольников.

1. Телепередача “Пока все дома в семействе Четырёхугольников”. (Приложение 1. Презентация “Семейство Четырёхугольников”.)

  • Ребята, каждый из вас получит оценочный лист (Приложение 2. Оценочный лист.) , в котором вы будете выставлять самооценку и в конце нашего модуля вы получите свою заслуженную оценку за теорию и отдельную оценку за практическую часть, точнее за решение задач. Поэтому я желаю вам вдохновения и успехов.

2. Теоретический опрос. Приём «ДА – НЕТ»

  • После просмотра телепередачи, вы обобщили свои знания по теме: «Четырехугольники». И сейчас мы проведем теоретический опрос, применяя так называемый приём «ДА-НЕТ». За каждый правильный ответ вы получаете по 0,4 балла.

Вопросы:

  1. Диагональ параллелограмма является биссектрисой его углов.(Нет)

  2. Если диагонали четырехугольника перпендикулярны, то он является прямоугольником.(Нет)

  3. Если в четырехугольнике диагональ делит его на два равных треугольника, то он является параллелограммом. (Да)

  4. Если диагонали четырехугольника перпендикулярны, то он является квадратом. (Да)

  5. Любой четырёхугольник, у которого есть две параллельные стороны, является трапецией?(Нет)

  6. Квадрат – это прямоугольник, у которого все стороны равны. (Да)

  7. У трапеции стороны попарно параллельны.(Нет)

  8. Угол между стороной и диагональю квадрата равен 45 град. (Да)

  9. Четырёхугольник, у которого только две стороны параллельны, называется трапецией. (Да)

  10. Диагонали ромба являются биссектрисами его углов. (Да)

  • Молодцы, ребята. А теперь посчитали количество правильных ответов и в оценочных листах оцените себя по данному этапу урока.

2*30/

III. Закрепление знаний и отработки умений и навыков.


  • А теперь давайте же приступим к решению задач. Для каждой группы составлена своя задача. От вас требуется правильными логическими путями и теоретическими знаниями решить данные задачи.

(Приложение 3.)


Задачи для группы А:


Задача 1. В трапеции ABCD углы, прилежащие к основанию ВС равны 100о и 90о. Найдите углы, прилежащие к основанию AD.

Задача 2. Найдите среднюю линию трапеции с основаниями 10 см и 8 см.




Задачи для группы Б:


Задача 1. В равностороннем треугольнике АВС со стороной, равной 6 см, точки D, E, F – середины сторон АВ, ВС и АС соответственно. Определите вид четырёхугольника ADEF и найдите его периметр.

Задача 2. Диагональ АС делит прямоугольную трапецию ABCD на два треугольника – прямоугольный и равносторонний. Найдите среднюю линию трапеции, если её большее основание равно 12 см.


Задачи для группы В:


Задача 1. В прямоугольной трапеции ABCD (ВС||AD) диагональ АС перпендикулярна боковой стороне CD и делит угол А в отношении 2:1, считая от вершины большего основания. Найдите среднюю линию трапеции, если АС=14 см.

Задача 2. Основания трапеции равны 6 см и 20 см. Найдите длину отрезка, соединяющего середины диагоналей трапеции.


  • Физкультминутка.


  • Итак, первой показывает решение своих задач группа А.

  • Следующие более сложного уровня задачи, рассматривала группа Б.

3*30/

  • Смелая группа В занималась решением высокого уровня задач.

  • Ну вот, ребята, мы разобрали с вами разные типы задач, которые помогут вам подготовиться к контрольной работе.


IV. Рефлексия.

1. Работа в группах по заполнению кроссворда “Четырёхугольники” с последующей фронтальной проверкой правильности выполнения задания.(Приложение 4. Кроссворд “Четырёхугольники”.)

2. Разминка. Разгадывание ребусов. Каждый ребус оценивается по 1 баллу.


3. Теоретическая самостоятельная работа (заполнение «семантической карты»).

Заполните таблицу, отметив знаки «+» - да, «-» - нет.(4 балла)

Свойство

Параллелограмм

Прямоугольник

Ромб

Квадрат

Противолежащие стороны параллельны и равны.





Все стороны равны.





Противолежащие углы равны, сумма соседних углов равна 180.





Все углы прямые.





Диагонали пересекаются и точкой пересечения делятся пополам.





Диагонали равны.





Диагонали взаимно перпендикулярны и являются биссектрисами его углов.






4. Взаимопроверка работ по готовым ответам

Свойство

Параллелограмм

Прямоугольник

Ромб

Квадрат

Противолежащие стороны параллельны и равны.

+

+

+

+

Все стороны равны.

-

-

+

+

Противолежащие углы равны, сумма соседних углов равна 180.

+

+

+

+

Все углы прямые.

-

+

-

+

Диагонали пересекаются и точкой пересечения делятся пополам.

+

+

+

+

Диагонали равны.

-

+

-

+

Диагонали взаимно перпендикулярны и являются биссектрисами его углов.

-

-

+

+


5. Дополнительное задание.

“Мне хочется познакомить вас со старинной игрой “Танграм”. Она пришла к нам из Китая, поэтому часто называют её “китайской головоломкой”. Зародилась она 4000 лет назад (игра старше, чем шахматы). Китайцы обучали с помощью этой игры детей геометрии. Попробуйте из 7 частей квадрата составить различные виды четырехугольников. Кто справится с этим заданием, тот по имеющимся силуэтам может составить фигуры курочки, гуся и т.д.”

Приложение 5. Карточки “Танграм”.

6. Заключительный этап.

У учителя в руках семь моделей параллелограмм, ромб, прямоугольник, квадрат, виды трапеций (прямоугольная, равнобедренная и трапеция).( Приложение 6. )

Учитель берет новую модель и задает следующие вопросы:

- что это за фигура;

- дайте определения;

- свойства этого четырехугольника;

- признаки.

И так с каждым четырехугольником

V. Подведение итогов модуля.

Подведение итогов. Выставление оценок.

  • Выделите картинку, отражающую ваше настроение.

  • В этих же карточках ответьте на вопрос: Как информацию, изученную на сегодняшнем уроке, вы будете применять в дальнейшей практической деятельности? (Приложение 7 )

  • Наше занятие подходит концу. Пожалуйста, поделитесь с нами своими мыслями о сегодняшнем занятии (хотите одним предложением).

Вам для этого помогут слова:

-Я узнал…

-Я почувствовал…

-Я увидел…

-Я сначала испугался, а потом…

-Я заметил, что …

-Я сейчас слушаю и думаю…

-Мне интересно следить за…

  • Оцените степень сложности урока:

а) легко

б) обычно

в) трудно

  • Оцените степень вашего усвоения материала:

а) усвоил полностью, могу применять

б) усвоил полностью, но затрудняюсь в применении

в) усвоил частично

г) не усвоил

VI. Домашнее задание. Подготовиться к контрольной работе. Выполнить домашнюю контрольную работу. (Приложение 8 )

  • Спасибо, ребята!!! Вы все сегодня на уроке очень хорошо поработали!!!


6



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!