Модуль №__37-39___ Дата:___05,05/12____ Класс__8___
Тема модуля: Трапеция и её свойства. Средняя линия трапеции.
Цели модуля:
Учебные – обобщить и систематизировать знания и умения учащихся решать задачи по теме: «Трапеция. Средняя линия трапеции». Проверить уровень сформированности знаний учащихся по данной теме с помощью тестовых заданий; подготовить учащихся к контрольной работе. |
Воспитательные – закрепить и отработать у учащихся навыки применения соответствующих знаний при выполнении упражнений; Воспитывать математическую культуру, интерес к предмету через разнообразие видов работы на модуле; воспитывать аккуратное построение рисунков. |
Развивающие – Развивать коммуникативные способности учащихся (умение работать в парах, обучаться в сотрудничестве, вести монолог и диалог); Развивать умение наблюдать и систематизировать, добывать знания; логическое и теоретическое мышление; Совершенствовать вычислительные навыки. |
Оборудование модуля: доска, опорный конспект, чертежные принадлежности, проектор, презентация.
Тип модуля: обобщение знаний, умений и навыков;
Компетенции учащихся на модуле:
Основные понятия | Основные знания | Основные умения |
Теорема Фалеса, средняя линия треугольника, трапеция, средняя линия трапеции, средняя линия треугольника | Теорема Фалеса, свойства и признаки трапеции, средней линии трапеции и треугольника; | Применение знаний при решении задач; |
ХОД МОДУЛЯ
1*30/
I. Организационный момент.
1. Вступление.
Дорогие ребята! Я надеюсь, что этот урок пройдет интересно, с большой пользой для всех. Очень хочу, чтобы тот, кто еще равнодушен к царице всех наук, с нашего урока ушел с глубоким убеждением, что геометрия – интересный и нужный предмет.
Французский писатель XIX столетия Анатоль Франс однажды заметил: “Учиться можно только весело… Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом”.
Давайте последуем совету писателя на сегодняшнем уроке: будьте активны, внимательны, поглощайте с большим желанием знания, которые пригодятся вам в дальнейшей жизни”.
2. Целеполагание. Учитель озвучивает тему и цель урока.
3. Планирование. Урок пройдет в три этапа:
Повторение основных положений теории по теме “Четырёхугольники”.
Тестирование по теории темы “Четырёхугольники”. Решение задач.
Итоги урока.
II. Актуализация опорных знаний.
Ребята, сегодня на уроке вы как уже догадались, будете работать в группах: А, Б, В.
Но сначала, перед тем как приступить к сплоченной и дружной работе, я предлагаю вам посмотреть телепередачу “Пока все дома в семействе Четырёхугольников”.
Задание для телезрителей:
Понять, о каких четырехугольниках идет речь?
Определить какими свойствами обладают эти четырехугольники?
Вспомнить основные теоремы, присущие каждой из фигур.
Познакомиться со сферами практического применения свойств четырёхугольников.
1. Телепередача “Пока все дома в семействе Четырёхугольников”. (Приложение 1. Презентация “Семейство Четырёхугольников”.)
Ребята, каждый из вас получит оценочный лист (Приложение 2. Оценочный лист.) , в котором вы будете выставлять самооценку и в конце нашего модуля вы получите свою заслуженную оценку за теорию и отдельную оценку за практическую часть, точнее за решение задач. Поэтому я желаю вам вдохновения и успехов.
2. Теоретический опрос. Приём «ДА – НЕТ»
После просмотра телепередачи, вы обобщили свои знания по теме: «Четырехугольники». И сейчас мы проведем теоретический опрос, применяя так называемый приём «ДА-НЕТ». За каждый правильный ответ вы получаете по 0,4 балла.
Вопросы:
Диагональ параллелограмма является биссектрисой его углов.(Нет)
Если диагонали четырехугольника перпендикулярны, то он является прямоугольником.(Нет)
Если в четырехугольнике диагональ делит его на два равных треугольника, то он является параллелограммом. (Да)
Если диагонали четырехугольника перпендикулярны, то он является квадратом. (Да)
Любой четырёхугольник, у которого есть две параллельные стороны, является трапецией?(Нет)
Квадрат – это прямоугольник, у которого все стороны равны. (Да)
У трапеции стороны попарно параллельны.(Нет)
Угол между стороной и диагональю квадрата равен 45 град. (Да)
Четырёхугольник, у которого только две стороны параллельны, называется трапецией. (Да)
Диагонали ромба являются биссектрисами его углов. (Да)
2*30/
III. Закрепление знаний и отработки умений и навыков.
(Приложение 3.)
Задачи для группы А:
Задача 1. В трапеции ABCD углы, прилежащие к основанию ВС равны 100о и 90о. Найдите углы, прилежащие к основанию AD.
Задача 2. Найдите среднюю линию трапеции с основаниями 10 см и 8 см.
Задачи для группы Б:
Задача 1. В равностороннем треугольнике АВС со стороной, равной 6 см, точки D, E, F – середины сторон АВ, ВС и АС соответственно. Определите вид четырёхугольника ADEF и найдите его периметр.
Задача 2. Диагональ АС делит прямоугольную трапецию ABCD на два треугольника – прямоугольный и равносторонний. Найдите среднюю линию трапеции, если её большее основание равно 12 см.
Задачи для группы В:
Задача 1. В прямоугольной трапеции ABCD (ВС||AD) диагональ АС перпендикулярна боковой стороне CD и делит угол А в отношении 2:1, считая от вершины большего основания. Найдите среднюю линию трапеции, если АС=14 см.
Задача 2. Основания трапеции равны 6 см и 20 см. Найдите длину отрезка, соединяющего середины диагоналей трапеции.
3*30/
Смелая группа В занималась решением высокого уровня задач.
Ну вот, ребята, мы разобрали с вами разные типы задач, которые помогут вам подготовиться к контрольной работе.
IV. Рефлексия.
1. Работа в группах по заполнению кроссворда “Четырёхугольники” с последующей фронтальной проверкой правильности выполнения задания.(Приложение 4. Кроссворд “Четырёхугольники”.)
2. Разминка. Разгадывание ребусов. Каждый ребус оценивается по 1 баллу.
3. Теоретическая самостоятельная работа (заполнение «семантической карты»).
Заполните таблицу, отметив знаки «+» - да, «-» - нет.(4 балла)
Свойство | Параллелограмм | Прямоугольник | Ромб | Квадрат |
Противолежащие стороны параллельны и равны. | | | | |
Все стороны равны. | | | | |
Противолежащие углы равны, сумма соседних углов равна 180 . | | | | |
Все углы прямые. | | | | |
Диагонали пересекаются и точкой пересечения делятся пополам. | | | | |
Диагонали равны. | | | | |
Диагонали взаимно перпендикулярны и являются биссектрисами его углов. | | | | |
4. Взаимопроверка работ по готовым ответам
Свойство | Параллелограмм | Прямоугольник | Ромб | Квадрат |
Противолежащие стороны параллельны и равны. | + | + | + | + |
Все стороны равны. | - | - | + | + |
Противолежащие углы равны, сумма соседних углов равна 180 . | + | + | + | + |
Все углы прямые. | - | + | - | + |
Диагонали пересекаются и точкой пересечения делятся пополам. | + | + | + | + |
Диагонали равны. | - | + | - | + |
Диагонали взаимно перпендикулярны и являются биссектрисами его углов. | - | - | + | + |
5. Дополнительное задание.
“Мне хочется познакомить вас со старинной игрой “Танграм”. Она пришла к нам из Китая, поэтому часто называют её “китайской головоломкой”. Зародилась она 4000 лет назад (игра старше, чем шахматы). Китайцы обучали с помощью этой игры детей геометрии. Попробуйте из 7 частей квадрата составить различные виды четырехугольников. Кто справится с этим заданием, тот по имеющимся силуэтам может составить фигуры курочки, гуся и т.д.”
Приложение 5. Карточки “Танграм”.

6. Заключительный этап.
У учителя в руках семь моделей параллелограмм, ромб, прямоугольник, квадрат, виды трапеций (прямоугольная, равнобедренная и трапеция).( Приложение 6. )
Учитель берет новую модель и задает следующие вопросы:
- что это за фигура;
- дайте определения;
- свойства этого четырехугольника;
- признаки.
И так с каждым четырехугольником
V. Подведение итогов модуля.
Подведение итогов. Выставление оценок.
Выделите картинку, отражающую ваше настроение.
В этих же карточках ответьте на вопрос: Как информацию, изученную на сегодняшнем уроке, вы будете применять в дальнейшей практической деятельности? (Приложение 7 )
Вам для этого помогут слова:
-Я узнал…
-Я почувствовал…
-Я увидел…
-Я сначала испугался, а потом…
-Я заметил, что …
-Я сейчас слушаю и думаю…
-Мне интересно следить за…
а) легко
б) обычно
в) трудно
а) усвоил полностью, могу применять
б) усвоил полностью, но затрудняюсь в применении
в) усвоил частично
г) не усвоил
VI. Домашнее задание. Подготовиться к контрольной работе. Выполнить домашнюю контрольную работу. (Приложение 8 )
6