Тренинг «Мы вместе, и это здорово!»
Цели:
• сплочение группы, развитие у детей интереса к самопознанию, осознанию того, что каждый человек уникальный, формирование умения понимать другого;
• развитие коммуникативных навыков, творческого воображения и мышления.
Задачи:
• обучение умению говорить и думать о себе в позитивном ключе;
• обучение навыкам личностного общения в группе сверстников;
• развитие способов взаимопонимания;
• воспитание у детей понятий о ценности каждого человека, чувства уважения к окружающим, профилактика буллинга в классе (травля, запугивание, третирование).
Оборудование, требования к помещению, дидактические материалы: занятие проводится в помещении с площадью, достаточной для проведения динамических упражнений.
Для проведения необходимы: листы с правилами общения в группе, мяч/мягкая игрушка или клубок пряжи, листы и карандаши для рисования.
Содержание:
1. Разминочное упражнение «Клубочек, расскажи».
2. Разработка правил.
3. Упражнение «Комплименты».
4. Упражнение «Встаньте те, кто...».
5. Упражнение «Укажите на того, кто…».
6. Упражнение «Остров дружбы».
7. Упражнение «Дождь в лесу».
8. Упражнение «Мой портрет в лучах солнца».
9. Рефлексия.
1. Упражнение «Клубочек, расскажи»
Ведущий: Здравствуйте, ребята! Предлагаю начать сегодняшнее занятие с упражнения «Клубочек, расскажи». (Участники садятся в круг). У меня в руках клубочек (мягкая игрушка или мяч). Мы будем передавать его по кругу, и каждый, у кого в руках он окажется, скажет свое имя, назовет хорошее качество в себе и расскажет нам о том, что он любит делать больше всего. Я начну, а продолжит тот, кто слева от меня. (Далее по очереди высказываются все дети).
Ведущий: Ребята, все мы с вами разные, не похожи один на другого, у нас разная внешность, характер, привычки. Каждый из нас неповторим, по-своему интересен, необычен, потому что сложнее человека природа не создала ничего. Одно из самых увлекательных занятий для каждого – узнавать что-то новое о самом себе. Чем мы с вами сегодня и будем заниматься.
2. Правила группы.
Сегодня мы с вами будем играть в разные и очень интересные игры. А чтобы у нас все получилось, давайте вспомним правила общения в группе. Как надо вести себя на занятии, чтобы никого не обидеть и всем было комфортно?
Выслушиваем ответы детей, обобщаем правилами (говорить спокойно, дослушать мнение товарища до конца, не перебивать друг друга, быть вежливым), поочередно вывешиваются листы на доске.
3. Упражнение «Комплимент»
Ведущий: Ребята, каждому человеку очень важно услышать от других слова поддержки в свой адрес. Предлагаю вам сейчас сказать комплимент своему соседу справа, передавая при этом волшебный клубочек.
(После упражнения проходит обсуждение, какие чувства испытывали ребята, когда говорили комплименты и когда принимали их).
4. Упражнение «Встаньте те, кто...»
Ребята сидят в кругу. В центре – ведущий, количество стульев меньше на 1, чем участников. Ведущий говорит: «Встаньте те, кто...» и называет какой-либо вид деятельности. Например: «Встаньте те, кто любит играть в футбол, купаться, вкусно поесть, и т. д.». Те, кто любит это делать, встают и стараются занять свободное место. Далее игра повторяется снова с новым ведущим, который остался без места.
5. Упражнение «Укажите на того, кто…»
Ведущий: укажите рукой на того участника:
– кто у нас самый веселый;
– на того, у кого зеленые глаза…
6. Упражнение «Остров дружбы»
Ведущий: «Представьте себе, что вы оказались на острове. Начался прилив. Для того чтобы спастись, надо поместиться всем на оставшемся маленьком клочке земли. Таким островком спасения для нас будет служить газета», – говорит ведущий.
7. Упражнение «Дождь в лесу»
Дети становятся в круг друг за другом – они «превращаются» в деревья в лесу. Ведущий зачитывает текст, дети выполняют действия. (Читать, а лучше рассказывать нужно эмоционально, меняя тембр, скорость и громкость голоса в зависимости от ситуации).
Ведущий: «В лесу светило солнышко, и все деревья потянули к нему свои веточки. Высоко-высоко тянутся, чтобы каждый согрелся (дети поднимаются на носочки, высоко поднимая руки, перебирая пальцами). Но подул сильный ветер и стал раскачивать деревья в разные стороны. Но крепко держатся корнями деревья, устойчиво стоят и только раскачиваются, (дети раскачиваются в стороны, напрягая мышцы ног). Ветер принес дождевые тучи, и деревья почувствовали первые нежные капли дождя (дети легкими движениями пальцев касаются спины стоящего впереди).
Дождик стучит все сильнее и сильнее (дети усиливают движения пальцами). Деревья стали жалеть друг друга, защищать от сильных ударов дождя своими ветвями (дети проводят ладошками по спинам друг друга).
Но вот вновь появилось солнышко. Деревья обрадовались, стряхнули с листьев лишние капли дождя, оставили только необходимую влагу. Деревья почувствовали внутри себя свежесть, бодрость и радость жизни».
8. Упражнение «Мой портрет в лучах солнца»
Ведущий: Ребята, нарисуйте солнце, в центре солнечного круга нарисуйте свой портрет или напишите свое имя. Затем вдоль лучей напишите все свои достоинства, все хорошее, что вы о себе знаете. Постарайтесь, чтобы лучей было как можно больше.
Заберите себе ваши портреты и чаще смотрите на них, вспоминая, что каждый из вас особенный, неповторимый.
9. Рефлексия
Ведущий:
– Ребята, что вам понравилось на занятии?
– Что было трудным, непонятным?
Дети рассказывают о своих впечатлениях, чувствах испытанных на занятии.
Выводы: в результате проведенного занятия участники группы познакомятся поближе друг с другом, будет сформирован опыт конструктивного общения и взаимодействия со сверстниками. В группе будет создана доверительная атмосфера.