Тренинг для родителей
«Счастливы вместе»
«Счастье – это когда тебя любят и понимают», а это понимание не приходит само собой, ему нужно учиться»
Цель: формирование доброго отношения в семье
Задачи:
- создание в семьях доверительных отношений;
- обучение родителей позитивным способам общения с ребенком;
- выработка навыков сотрудничества с ребенком.
Ведущий:
Учиться быть хорошими родителями собственным детям никогда не поздно и не стыдно. Для того, чтобы наши дети росли в здоровой и безопасной среде, нам взрослым, надо все время расширять свои знания и навыки общения с детьми.
Чтобы наша встреча была продуктивной, нужно придерживаться определенных правил:
Мы не будем давать друг другу оценок, не будем никого обсуждать. Мы создадим атмосферу безопасности, доверия, открытости. Для этого нам необходимо вспомнить себя в детстве, поставить себя на место наших детей, а это позволит нам общаться, не стесняясь ошибок.
Просмотр видеоролика «Притча о счастливой семье»
Ведущий. - Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на нашей встрече?
(о семье, о взаимоотношениях в семье)
- Семья – самое главное в жизни для каждого из нас. Именно в семье мы учимся любить, заботиться и уважать других людей.
Китайская поговорка гласит:
«Расскажи мне – и я забуду.
Покажи мне – и я запомню.
Вовлеки меня – и я пойму и чему-то научусь»
Упражнение «Ассоциации»
Ведущий. Наша цель воспитать счастливого ребенка. Кто может воспитать счастливого ребенка. Кто такой счастливый ребенок? Кто такой эффективный родитель? На эти вопросы мы ответим, поработав в группах.
Инструкция: группа делится на 4 команды. (Звучит музыка. «Моя семья)»)
1 команда.
Напишите свои ассоциации, когда вы слышите
слово «Счастливый ребёнок».
2 команда.
Напишите свои ассоциации, когда вы слышите
слово «Эффективный родитель»
3команда.
Определите «помощников» и «врагов» душевных качеств человека.
Составьте ассоциативный ряд.
«Помощники» - это….
«Враги» - это ….
(«Помощники» - щедрость, помощь, благодарность, понимание ...
«Враги» - жадность, зависть, злость, безразличие ...)
Вопросы родителям:
- Какие душевные качества вы цените в людях?
- Каких качеств больше у наших современных детей? Почему?
«Помощники душевных качеств» - душевная теплота, взаимопонимание, доверие – все это создает благоприятную среду для эмоционального и нравственного формирования личности.
«Враги» – безразличие членов семьи друг к другу, равнодушное отношение делают ребенка жестокими, агрессивными, тревожными и т.д.
Вывод: в каждой семье ребенок должен видеть тепло, любовь и уважение.
Что же делает ребенка добрым, душевным, благородным, щедрым мы узнаем от 3 группы, которые создавали «Добрые советы – помощники в воспитании ребенка»
4команда.
Создайте несколько «Добрых советов – помощников в воспитании ребенка».
- Вести себя так, чтобы другим было приятно с вами.
- Помогать слабым, больным, старым, а также тем, кто попал в беду и т.д.
(Презентация работ. Обсуждение.)
Ведущий. Самые важные учителя для детей – родители. Родительский дом – это первая школа для ребенка. Семья оказывает огромное влияние на то, что малыш будет считать важным в жизни, на формирование его системы ценностей. Сколько бы человек не прожил, он время от времени обращается к опыту из детства, к жизни в семье: «чему меня учили отец и мать».
Упражнение «Душа ребенка».
- У каждого из Вас есть сердечко (сердечки вырезаны из яркой бумаги), напишите на нем качество, которым вы хотите наделить вашего ребёнка, и поместите его в чашу.
Вывод: Посмотрите, какая яркая, красивая душа у ребенка! И такими же должны быть взрослые люди, среди которых живет ребенок, чтобы эта чаша не расплескалась, не разбилась, не потускнела, а стала еще богаче?
Ведущий. Известно, что готовых рецептов воспитания не существует. Как действовать взрослому в той или иной ситуации, решать только ему. Однако можно проиграть, как в театре, сложные ситуации, обсудить их и попытаться понять, что испытывает ребенок в том или ином случае.
Упражнение «Недетские запреты»
Выбирается один участник и садится на стул в центре круга. Все остальные по одному подходят к нему и говорят, что они ему запрещают делать, – то, что участники чаще всего говорят своему ребенку. При этом лентой завязывают ту часть тела, которой касался запрет. Например: «Не кричи!» – завязывается рот, «Не бегай» – завязываются ноги и т.д.
После того как выскажутся все участники, сидящему предлагается встать. Так как он не сможет встать, то его нужно развязать. Для этого каждый участник подходит к ленте, которую завязал, и снимает запрет, то есть говорит, что делать можно. Таким образом, суть запрета остается. Например: «Не кричи – говори спокойно».
Рефлексия
Рефлексия участника, игравшего роль ребенка:
– Что вы чувствовали, когда «родители» сковывали, ограничивали вашу свободу?
– Ограничение движения какой части тела вы ощутили наиболее остро?
– Какие чувства были у вас, когда вам предложили встать?
– Что хотелось развязать в первую очередь?
– Что вы чувствуете сейчас?
Рефлексия участников, игравших роль взрослого:
– Что вы чувствовали, когда видели обездвиженного ребенка?
– Что вам хотелось сделать?
– Легко ли найти слова, позволяющие переформулировать запрет?
– Какие чувства вы испытываете сейчас?
Упражнение «Экзамен для взрослых»
Позволит узнать насколько хорошо вы знаете своих детей.
Назовите пожалуйста:
Любимое блюдо ребенка;
Любимый цвет;
Любимая песня №;
Имя друга;
Любимое время года.
На все ли вопросы вы дали правильный ответ? Уверены ли вы в правильности своих ответов на 100%?
Упражнение «Лист»
Возьмите лист бумаги. Вспомните все приятные слова, поступки в отношении своих детей, которые вы позволили себе в течение этой недели. Вспоминая эти неприятные моменты, сгибайте лист.
А теперь попробуйте мысленно попросить прощения у ребенка за каждое неприятное слово или поступок. При каждом извинении разгибайте лист. Посмотрите: вы развернули лист, но на нем остались линии от сгибов. Так и в душе каждого ребенка на всю жизнь остаются ваши горькие, обидные слова. Не забывайте об этом.
Помните, что ребенок – это зеркало жизни своих родителей. Как в капле воды отражается солнце, так и в детях отражается духовное богатство мама и папы. Делайте все, чтобы детство и будущее ваших детей были прекрасными.