Тренинг
по профилактике эмоционального выгорания у педагогов ДОУ
«В гармонии с собой»
Цель тренинга: профилактика профессионального выгорания педагогов.
Задачи:
формирование у педагогов навыков саморегуляции и управления своим эмоциональным состоянием;
осознание психологических барьеров, препятствующих актуализации ресурсных состояний;
развитие навыка профессиональной и личностной рефлексии;
развитие позитивного мышления.
Материалы и оборудование:
Электронная презентация к занятию
Анкета «Экспресс-оценка профессионального выгорания»
Маркерная доска или ватманы для записи собранной информации
Ручки с цветными пастами, фломастеры, цветные карандаши
Бумага А 4 с «Кругом силы»
Вступительное слово психолога.
Вводная часть
Цель: положительный настрой участников на тренинг, знакомство с темой тренинга, озвучивание его целей.
Педагог-психолог: Наша жизнь на 10% состоит из того, что с нами происходит и на 90% из того как мы относимся к происходящему. Но почему на одно событие люди реагируют по-разному? Одни ищут возможности, другие сокрушаются о потерях.
Народная мудрость гласит: «Судьба судьбой, а выбор за тобой». И не случайно тема сегодняшнего тренинга «В гармонии с собой».
Принятие правил группы.
Правила групповой работы.
Обращаться друг к другу по имении на ты.
Принимать себя и других такими, какие они есть.
Быть искренним.
Активное участие в происходящем (даже если упражнение кажется неинтересным – нужно его выполнить).
Уважение ко всем присутствующим.
Общение по принципу «здесь и сейчас» (обсуждение только того над чем ведется работа).
Конфиденциальность всего происходящего в группе.
1. Упражнение «На что похоже мое настроение сегодня». Каждый по очереди называет свое имя, положительную черту, начинающуюся на букву, с которой начинается имя и назовем на что похоже наше настроение. Начнем с меня, ведущей нашего тренинга. Например, меня зовут Наталия – настоящая.
Теоретическая часть
Профессия педагога относится к сфере профессий типа «человек-человек», то есть профессий, которые отличаются интенсивностью и напряженностью психоэмоционального состояния и которые наиболее подвержены влиянию эмоционального «сгорания». В настоящее время синдром эмоционального «сгорания» удостоен диагностического статуса.
Для начала, дадим определение, что такое «Синдром эмоционального выгорания».
Эмоциональное выгорание – это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций (понижения их энергетики) в ответ на избранные психотравмирующие воздействия.
Проявления СЭВ у педагогов
8% - у педагогов со стажем от 1 года до 3 лет;
11% - у педагогов со стажем 10 лет;
22% - у педагогов со стажем 15-20 лет;
Более 50 % - у педагогов со стажем 5-10 лет.
Диагностика СЭВ:
Зрительные иллюзии японского психиатра Акиоши Китаока. Если изображение движется медленно – вам необходим отдых, как физический, так и моральный. Особенно важен полноценный сон, который является лучшим антидепрессантом. Активное движение рисунка может служить симптомом накопленной усталости, высокого уровня стресса в данный момент, ухудшения здоровья. Возможно вам стоит пересмотреть свой образ жизни и стереотипы мышления, обратиться к специалисту за помощью, чтобы наладить душевную гармонию и укрепить здоровье.
Диагностика по методике К. Маслач
Экспресс-оценка профессионального выгорания
Участникам раздаётся анкета на бумажных носителях.
На следующие предложения отвечайте «да» или «нет».
1.Когда в воскресенье в поддень я вспоминаю о том, что завтра снова идти на работу, то остаток выходных уже испорчен.
2.Если бы у меня была возможность уйти на пенсию (по выслуге лет, инвалидности), я сделал (а) бы это без промедления.
3.Коллеги по работе раздражают меня: невозможно терпеть их одни и те же разговоры.
4.То, насколько меня раздражают коллеги, ещё мелочи по сравнению с тем, как выводят меня из равновесия клиенты (пациенты, ученики, посетители, заказчики и т. д.).
5.На протяжении последних трёх месяцев я отказывался (-ась) от курсов повышения квалификации, от участия в конференциях и т. д.
6.Коллегам (воспитанникам, посетителям, родителям и т. д.) я придумал (а) обидные прозвища, которые использую мысленно.
7.С делами по службе я справляюсь «одной левой». Нет ничего такого, что могло бы удивить меня в ней своей новизной.
8.О моей работе мне едва ли кто скажет что-нибудь новое.
9.Стоит мне только вспомнить о своей работе, как хочется взять и послать её ко всем чертям.
10.За последние три месяца мне не попала в руки ни одна специальная книга, из которой я почерпнул (а) бы что-нибудь новенькое.
Подсчитайте количество положительных ответов.
0 – 1 балл – синдром выгорания вам не грозит.
2 – 6 баллов – вам необходимо взять отпуск, отключиться от рабочих дел.
7 – 9 баллов – пришло время решать: либо сменить работу, либо, что лучше, переменить стиль жизни.
10 баллов – положение весьма серьёзное, но, возможно, в вас ещё теплится огонёк; нужно, чтобы он не погас.
В современных условиях невозможно полностью исключить в работе эмоциональное выгорание. Однако возможно существенно уменьшить его разрушительное влияние.
Что помогает человеку справляться с трудными ситуациями в жизни, переживать неудачи с меньшими душевными потрясениями?
Спорт, физическая активность («Око возрождения» – тибетские практики, дарующие нам молодость, здоровье, жизненные силы). «Квадратное дыхание»
Игры и упражнения («Передай эмоцию», «Мусорное ведро», «Муха», «Сосулька», «Звуковая гимнастика» и пр.)
Позитивное мышление («Круг силы», «3 удовольствия в день» и т.д.)
2 Упражнение "Мусорная корзина"
В жизни каждого из нас бывают моменты, когда кажется, что мир рухнул. Причин для этого может быть великое множество: сезонная депрессия, неудачи в личной жизни, проблемы со здоровьем или хроническая усталость. Сейчас я предлагаю вам написать на бумаге те негативные эмоции, которые имеются в настоящий момент у участников (каждый указывает свои эмоции). После этого обсудить нужны ли эти эмоции на данный момент или с ними хочется что-то сделать? После этого бумажки выбрасываются в мусорную корзину. Ведущий опрашивает желающих: кто хочет поделиться и рассказать другим участникам содержание своей записки.
В конце упражнения корзина убирается в сторону (но на видное место)
Женщина едет раздражённая в троллейбусе и думает: «Пассажиры — хамы и грубияны. Муж — пьяная сволочь. Дети — двоечники и хулиганы. А я — такая бедная и несчастная. А когда то я мечтала быть певицей…»
За спиной у неё стоит ангел-хранитель с блокнотиком и всё записывает по пунктикам:
1. Пассажиры — хамы и грубияны.
2. Муж — пьяная сволочь…
Потом перечитал и задумался: «И зачем ей это нужно? Но если заказывает, будем исполнять». Вот и задумайтесь, какие мысли и чувства должны переполнять наши души. А мысли, как известно материальны.
В жизни каждого из нас все равно присутствуют негативные моменты, с которыми нам приходится справляться. И я хочу показать вам несколько упражнений быстрого снятия сильного эмоционального и физического напряжения.
Упражнение «Муха»
Цель: снятие напряжения с лицевой мускулатуры.
Нужно сесть удобно: руки свободно положить на колени, плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте, что на ваше лицо пытается сесть муха. Она садится то на нос, то на рот, то на лоб, то на глаза. Ваша задача: не открывая глаз, согнать назойливое насекомое.
Упражнение «Сосулька»
Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.
Необходимо встать, руки поднять вверх и закрыть глаза. Представьте, что вы – сосулька или мороженое. Напрягите все мышцы вашего тела: ладони, плечи, шею, корпус, живот, ноги. Запомните эти ощущения. Замрите в этой позе. Заморозьте себя. Затем представьте, что под действием солнечного тепла вы начинаете медленно таять. Расслабляйте постепенно кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и т. д. Запомните ощущения в состоянии расслабления. Выполняйте упражнение до достижения оптимального психоэмоционального состояния.
4 Упражнение «Звуковая гимнастика»
Цель: знакомство со звуковой гимнастикой, укрепление духа и тела.
Прежде чем приступить к звуковой гимнастике, ведущий рассказывает о правилах применения: спокойное, расслабленное состояние, сидя, с выпрямленной спиной. Сначала делаем глубокий вдох носом, а на выдохе громко и энергично произносим звук.
Припеваем следующие звуки в течение 30 сек.:
А – воздействует благотворно на весь организм;
Е – воздействует на щитовидную железу;
И – воздействует на мозг, глаза, нос, уши;
О – воздействует на сердце, легкие;
У – воздействует на органы, расположенные в области живота;
Я – воздействует на работу всего организма;
М – воздействует на работу всего организма;
X – помогает очищению организма;
ХА – помогает повысить настроение.
Снятию стресса помогают как смех, так и слёзы. Большинство людей признаются, что после слез, они чувствуют себя лучше. Учёные считают, что слёзы очищают организм от вредных продуктов стресса. Не бойтесь плакать.
5 Упражнение «Круг силы»
Цель: поиск личностного потенциала, ресурса.
Оборудование: листы бумаги формата А4 (по количеству человек); ручки с разноцветными чернилами, цветные карандаши.
Описание: психолог предлагает педагогам нарисованный на листе бумаги формата А4 круг, разделенный на сектора. Задача заполнить каждое направление сектора и раскрасить их.
После заполнения своего круга участникам по кругу предлагается ответить на несколько вопросов:
Сложно ли было отвечать на вопросы?
Везде ли удалось найти по 3 ответа?
Были ли такие сектора, где хотелось запись больше, чем 3 ответа?
Что вы чувствуете, глядя на этот круг?
Также можно участников попросить рассказать про один из секторов.
Примечание: пояснения к каждому вопросу, которые можно использовать при объяснении упражнения.
Сектор "место силы": вспомните три места, в которые вы приходите, чтобы набраться сил, места, с которыми у вас связаны хорошие воспоминания, Пусть в вашем списке будет хотя бы одно место, которое находится недалеко от дома, и куда вы можете добраться легко. Предлагаю располагать пункты вашего круга силы по возрастанию - ближе к центру записать максимально ресурсное место.
Сектор "тёплое воспоминание" - всё, что угодно, начиная от того, как вам помог человек на улице, до самых значимых событий в жизни. Любые воспоминания, которые вас подбадривают, дают веру в людей, подтверждают, что с вами всё в порядке и т.д.
Сектор "забота о теле" - действия, процедуры, которые помогают вам позаботиться о теле и почувствовать связь с ним (полноценный сон, режим питания, йога, массаж, пробежка и т.д.). Пусть тут будет хотя бы одно занятие, которое не требует много подготовки или финансовых и временных вложений.
Сектор "ресурсная фраза" - цитаты из книг или фильмов, поддерживающие слова человека, которые попали точно в цель, и запали в душу.
Сектор "поддерживающие люди" - люди, которым вы можете написать и получить поддержку.
Сектор "достижения, которые я признаю" - что-то, про что вы можете сказать, да, в это я много вложила, тут я постаралась, и достигла этого. Что-то за что хочется и можется похвалить себя - не спешите, дайте себе время, если ответы не пришли сразу.
Сектор "мои сильные стороны" - он не про поступки, а про качества, те, которые я знаю и признаю в себе, и те, которые мне нравятся: чувство юмора, любознательность, вдумчивость, настойчивость, умение прощать и т.д.
Сектор "то, что меня вдохновляет" - любая вещь/факт/произведение, которые вас восхитили, пригласили мысль: "вот это да!", какие-то новые идеи или воодушевление.
У каждого из вас получился свой круг. Вы можете разместить его на видном месте дома, на работе и обращаться к нему, когда участвуете усталость, нехватку ресурсов и выбирать тот способ, который поможет снять усталость и восполнить ресурсы.
6 Упражнение «3 удовольствия в день»
Цель: актуализация ресурсного состояния.
Каждый пишет каких 3 удовольствия он может воплотить прямо сейчас и 3 удовольствия, которые он может воплотить завтра. Потом объединяются в пары и обмениваются идеями, потом соединяются по четверкам. В итоге составляется большой список удовольствий.
Педагог-психолог: «Ваша судьба в ваших руках, меняйте себя, и вы измените окружающий мир»- говорил Ф. Ларошфуко
Все в ваших руках уважаемые коллеги. И сейчас я предлагаю вам вытянуть позитивное утверждение, которое вы можете повторять как аффирмацию до следующей нашей встречи.
На этой позитивной ноте мы и завершаем нашу встречу. И хотела бы чтобы вы дали обратную связь:
Какие чувства испытывали при участии в тренинге?
Что нового узнали о себе, о других?
Чему научились?
Как это пригодиться в будущем?
Что было важным лично для вас?
Благодарю за активную и продуктивную работу! Можете взять памятки «Как избавиться от стресса»
Список литературы:
1. Бойко В. В. Синдром “эмоционального выгорания” в профессиональном общении. СПб., 1999.
2. Водопьянова Н.Е. Старченко Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. – СПб.: Изд-во “Питер”, 2005
3. Зеленова И. Программа деятельности педагога-психолога в образовательном учреждении по сохранению психического здоровья педагогов. Факторы влияющие на эмоциональное выгорание. – Газета “Школьный психолог” №13, 2005 г.
4. Самоукина Н.А. Практический психолог в школе: лекции, консультации, тренинги. М., «ИТОН», 1997 г.
ПРИЛОЖЕНИЕ
«Круг силы»
Памятка «Как избавиться от стресса»
1. Окружающий мир — это зеркало, в котором каждый человек видит свое отражение. Поэтому основные причины стресса нужно искать в себе, а не во внешних обстоятельствах.
2. Полезно периодически вспоминать, что без многого из того, чего вы добиваетесь, вполне можно жить. Жить нужно по способностям и средствам. При этом помнить, что стресс и депрессия не длятся вечно. День, когда вы почувствуете себя значительно лучше, обязательно настанет. Смысл жизни не исчез.
3. Научиться без каких - либо условий понимать, а лучше уважать или любить всех, начиная с себя.
4. Если я не могу изменить трудную для меня ситуацию, то необходимо изменить мое отношение к ней. На земле сейчас живут сотни миллионов людей, которые, попав в мое нынешнее положение, посчитали бы себя на вершине счастья. Надо помнить об этом.
5. Необходимо уменьшать свою зависимость от внешних оценок. Свою жизнь надо оценивать не по тому, чего у нас нет, а по тому, что у нас есть.
6. Каждый день будьте настолько активны, насколько вы можете. Не позволяйте себе уходить в оцепенение, бездействие. Отвлекайтесь от мрачных мыслей в делах, в общении с приятными людьми, в смене обстановки, в занятиях спортом. Будьте заняты. Это самое дешевое лекарство и самое эффективное.
7. По возможности радуйте себя тем, что способно вас порадовать. Может быть, это будет хорошая книга или запах любимых духов, шоколад или ванна с душистыми травами. Вспомните и прочувствуйте ваши прежние ощущения от этих приятных вещей.
8. Чаще общайтесь с людьми, которые вас любят: членами семьи, родственниками, друзьями. Попросите их при случае рассказать о том, что им нравится в вас больше всего. Примите сказанное с удовольствием.
9. Не слишком увязать в воспоминаниях о прошлом. Его уже нет, и в нем ничего не изменишь. Не погружаться слишком в мечты о будущем. Его еще нет. Надо научиться получать максимальное удовольствие от жизни «здесь и сейчас».
10. Полезно знать, что абсолютно все трудности, которые у нас возникают, уже были миллионы раз у людей, живших ранее. Они их как-то преодолели. Значит, преодолеем и мы!
11. Уходя с работы, стараться не оставлять дела в хаотическом беспорядке: когда утром вы придете на работу, это снова погрузит вас в состояние дискомфорта.
12. Разговаривать иногда с людьми «по пустякам»; возможность просто поболтать на отвлеченные темы — тоже лекарство от стресса.
13. Регулярно давать себе возможность расслабиться, эмоционально раскрепоститься, сделать себе что-то приятное. Существуют тысячи таких техник и способов — важно подобрать подходящий для себя комплекс. И алкоголь не самый лучший из них!.
14. Укрепление физического здоровья — важнейшее условие профилактики любого стресса. В здоровом теле — здоровый дух.
15. Трудно переоценить роль здорового чувства юмора в профилактике стресса. Люди, обладающие чувством юмора, живут в среднем на 5 лет дольше, чем те, кто лишен этого чувства.
16. Откладывание возникающих проблем только усиливает стресс и депрессию. Решение проблемы укрепляет уверенность в своих силах, уважение к себе и вызывает радостное чувство. Счастливая жизнь — это не отсутствие проблем, а их успешное преодоление.