СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тренинг "Зеркало"

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Тренинг "Зеркало"»


«ЗЕРКАЛО»


Форма проведения: практикум.

Методы: практические упражнения, ролевая игра, мозговой штурм, групповое обсуждение.


Цель:

1. Формирование ответственного отношения к сфере отношений через расширение границ самопознания и развития коммуникативной компетенции.

2. Развитие спектра коммуникативных навыков воспитанников.

Задачи:

1. Формирование осознанного отношения к вопросу межличностных взаимоотношений.

2. Развитие навыков позитивного общения.

3. Формирование, развитие навыков самоконтроля в коммуникации.

  1. Формирование групповой сплоченности

  2. Развитие творческих способностей

  3. Обучение принятию групповых решений


План занятия:

    1. Вводная часть:

- приветствие;

- игра-активатор «Возьми салфеток».

2. Упражнение «Совместный счет»

3. Упражнение «Квадрат»

4. Упражнение «Интуиция»

5. Упражнение «Ливень».

6. Контролируем эмоции.

7. Подведение итогов. Обратная связь.


Используемая литература:

  1. Басаргина Д. В., Семенова Т. В. Игры в тренинге. Любимые рецепты успешного тренера – СПБ.: Речь, 2010. – 174 с.

  2. Фоппель К. Групповая сплоченность. Психологические игры и упражнения. Пер. с нем. – М.: Генезис, 2010. – 336 с. – (Все о психологической группе )

  3. http://www.trepsy.net/


      1. Сегодня мы с вами продолжаем разговор о нашем умении общаться. УПРАЖНЕНИЕ “ВОЗЬМИ САЛФЕТОК”

Цель: выявление представлений слушателей о себе.

Оборудование : пачка салфеток.

Ведущий передает по кругу пачку бумажных салфеток со словами: “На случай, если потребуются, возьмите, пожалуйста, себе немного салфеток”.

После того как все участники взяли салфетки, ведущий просит каждого сообщить о себе столько фактов, сколько салфеток он взял.

2. УПРАЖНЕНИЕ “СОВМЕСТНЫЙ СЧЕТ”

Задание очень простое: следует всего лишь досчитать до десяти(по количеству участников). Хитрость состоит в том, что считать надо коллективно: кто-то говорит “один”, кто-то другой - “два” и т.д., договариваться о порядке счета нельзя. Если очередное число произносят одновременно два человека, счет начинается сначала. В простейшем варианте упражнение выполняется с закрытыми глазами, в более сложном - с закрытыми. Разговаривать по ходу выполнения упражнения запрещается. Ведущий фиксирует, до скольки, удалось довести счет в каждую из попыток. Это упражнение проходит интереснее, когда участники располагаются не по кругу, а врассыпную. Если участники сами установят определенный порядок произнесения чисел (по кругу, через одного, по алфавиту и т.п.), следует похвалить их за находчивость.

3. УПРАЖНЕНИЕ “КВАДРАТ”

Цель: прочувствовать каждого участника группы.

Постройте весь коллектив в круг, и пусть участники закроют глаза. Теперь, не открывая глаз нужно перестроиться в квадрат. Обычно сразу начинается балаган, все кричат, предлагая свою стратегию. Через какое-то время выявляется организатор процесса, который фактически строит людей. После того, как квадрат будет построен, не разрешайте открывать глаза. Спросите, все ли уверены, что они стоят в квадрате? Обычно есть несколько человек, которые в этом не уверены. Квадрат действительно должен быть ровным. И только после того, как абсолютно все согласятся, что стоят именно в квадрате, предложите участникам открыть глаза, порадоваться за хороший результат и проанализировать процесс. Так же можно строиться в другие фигуры. Овал. Треугольник…

Во время упражнений участники переживают сильные эмоции и делают массу выводов, поэтому после каждого этапа можно устраивать небольшое обсуждение, где можно говорить пожелания своим коллегам для улучшения работы. Самый главный вопрос здесь: каким образом задание можно было сделать качественнее и быстрее?

4. УПРАЖНЕНИЕ “ИНТУИЦИЯ”

Цель: развитие умения прислушиваться к группе.

Все участники сидят на стульях в кругу. Один участник на некоторое время выводится из помещения. Группа договаривается о каком-то задании, которое должен будет выполнить этот участник (например, снять цепочку с шеи Светы и повесить её Антону), и о звуке, который группа будет использовать для подсказок (мотив песни или просто какой-то звук).

Затем участник снова заходит в помещение, и ему сообщается, что он должен выполнять какое-то задание. Когда участник начинает приближаться к выполнению своего задания, звук группы становится громче.

Обычно это выглядит таким образом. Сначала участник пытается определить “объект” задания – проходит мимо всех участников, когда он доходит до Светы, звук становится совсем громким. “Объект” определен, теперь нужно выяснить, в чем же заключается задание. Участник пробует дальше: касается плеч, часов – тихий звук, цепочки на шее – громкий звук. Участник снимает цепочку и примеряет её на себя – звук становится тише. Идет мимо всех участников и доходит до Антона – звук становится громче, и т.д.

После нескольких кругов задания можно усложнить: поставить свой пустой стул в центр круга и сесть на него, поменяться с кем-то местами, найти и открыть зонтик и прогуляться под ним с кем-нибудь из других участников.

5. УПРАЖНЕНИЕ “ЛИВЕНЬ”

Все сидят в кругу. Ведущий просит всех закрыть глаза и сохранять тишину, настраиваясь, таким образом, на восприятие звуков. Через некоторое время ведущий начинает потирать ладони (шум приближающегося дождя), затем к нему присоединяются следующий участник и т.д. против часовой стрелки, пока последний участник (левый сосед ведущего) не подхватит это движение. Затем ведущий запускает следующие движение – щелчки пальцами одной руки (первые крупные капли). Постепенно это движение выполняют все участники. Таким образом, будут запущенны следующие движения:

  • Потирание ладоней (шум приближающегося ливня);

  • Щелчки пальцев одной руки;

  • Щелчки пальцев двух рук;

  • Хлопки в ладоши;

  • Хлопки по груди;

  • Хлопки по одному колену;

  • Хлопки по двум коленям;

  • Не переставая хлопать, сначала топать одной ногой, затем двумя ногами.

Так постепенно создается шум сильного ливня.

Через какое-то время ведущий начинает запускать движения в обратном порядке - дождь постепенно затихает и удаляется. После того как последний участник перестанет потирать ладони, несколько секунд все сидят в тишине, пока ведущий не попросит открыть глаза. Ну как? Вы услышали шум тропического ливня.

Правила:

  • Начинай выполнять движения только после твоего соседа слева.

  • Продолжай выполнять старое движение, пока не приступишь к новому.

  1. Подведение итогов. Обратная связь.




Игровой практикум «ДОМИКИ ЭМОЦИЙ»

(по проективной методике «Домики» О. А. Ореховой)



Цель: диагностика эмоциональной сферы ребенка в части высших эмоций социального генеза. Знакомство с эмоциями.


Процедура тестирования напоминает занимательную игру и состоит из трех заданий: ранжирование шести цветов по степени предпочтения каждого цвета, подбор подходящего цвета к эмоциональной категории, подключение цвето-ассоциативного ряда эмоций ребенка к различным видам деятельности. Детям предлагается раскрашивать цветными карандашами домики, «жильцы» которых - эмоции, и с помощью цвета ребенок определяет своё отношение к ним.  Используемые цвета: синий, красный, желтый, зеленый, коричневый, черный.

1. Сегодня мы отправимся в необычное путешествие. Перед вами лежат шесть домиков. Но домики бесцветные, неинтересные. Их нужно раскрасить. Перед вами домики, их целая улица. В них живут разные хозяева - наши чувства. Послушайте внимательно, как правильно нужно раскрашивать. Я буду называть кто живет в каждом домике, а вы подберите к ним подходящий цвет и раскрасьте. Карандаши откладывать не надо. Можно раскрашивать тем цветом, который по-вашему подходит. Домиков много, их хозяева могут отличаться и могут быть похожими, а значит, и цвет может быть похожим.

Список слов: счастье, горе, справедливость, обида, дружба, ссора, доброта, злоба, скука, восхищение.


Если детям непонятно, что обозначает слово, нужно его объяснить:
Счастье – это когда нам весело, все получается и мы этим довольны.
Горе – это когда с человеком что-то случилось плохое и он расстроился, ему стало плохо, горько.

Справедливость - когда все делается по правилам, делится поровну, по-честному.
Обида - это когда что-то забрали, незаслуженно обидели, обманули.
Дружба - когда все дружат, оказывают помощь друг другу, защищают друг друга.
Ссора - когда ругаются, кто-то раздружился.

Доброта - это когда жалеют того, кому плохо, делают хорошее другим.
Злоба - когда делают другим плохо, обижают.

Скука - когда нечем заняться, нечего делать, все надоело.
Восхищение - когда мы испытываем большое удовольствие при любовании на что-то очень красивое.

2. Детям выдается еще 6 домиков. В этих домиках живем мы. Мы делаем что-то особенное, и в зависимости от этого нужно домик раскрасить в свой подходящий цвет. В первом домике живет твоя душа. Какой цвет ей подходит? Раскрасьте. 
Обозначения домиков: 
2 – твое настроение, когда ты идешь в группу
3 – твое настроение на занятии, на котором вы танцуете,
4 – твое настроение на занятии, на котором вы рисуете, пишите
5 – твое настроение на занятии, на котором учитесь считать
6 – твое настроение, когда ты разговариваешь с мамой
7 – твое настроение, когда ты общаешься с другими детьми группы
8 – твое настроение, когда ты находишься дома,
9 – твое настроение, когда ты танцуешь для зрителей
10 – придумайте сами, кто живет и что делает в этом домике.

Когда вы закончите его раскрашивать, тихонько на ушко скажите мне, кто там живет и что он делает (на ответном листе делается соответствующая пометка).

3. Предлагаю разложить домики на полу, чтобы получилась ваша улица ваших эмоций. При необходимости специалист помогает детям.

- прогулка по улице. Заглядываем в каждый домик;

- можно пригласить в гости побродить по улице компаньона (смотрим по ситуации).

4. Подведение итогов.






Методика дает психотерапевтический эффект, который достигается самим использованием цвета, возможностью отреагирования негативных и позитивных эмоций, кроме того эмоциональный ряд заканчивается в мажорном тоне (восхищение, собственный выбор).
Обработка и анализ результатов:

Процедура обработки начинается с задания №1. Вычисляется вегетативный коэффициент по формуле:

ВК= (18 – место красного цвета – место синего цвета) / (18 – место синего цвета – место зеленого цвета)

Вегетативный коэффициент характеризует энергетический баланс организма: его способность к энергозатратам или тенденцию к энергосбережению. Его значение изменяется от 0,2 до 5 баллов. Энергетический показатель интерпретируется следующим образом: 
0 – 0,5 – хроническое переутомление, истощение, низкая работоспособность. Нагрузки непосильны для ребенка
0,51 – 0,91 – компенсируемое состояние усталости. Самовосстановление оптимальной работоспособности происходит за счет периодического снижения активности. Необходима оптимизация рабочего ритма, режима труда и отдыха.
0,92 – 1,9 – оптимальная работоспособность. Ребенок отличается бодростью, здоровой активностью, готовностью к энергозатратам. Нагрузки соответствуют возможностям. Образ жизни позволяет ребенку восстанавливать затраченную энергию.
Свыше 2,0 – перевозбуждение. Чаще является результатом работы ребенка на пределе своих возможностей, что приводит к быстрому истощению. Требуется нормализация темпа деятельности, режима труда и отдыха, а иногда и снижение нагрузки.
Далее рассчитывается показатель суммарного отклонения от аутогенной нормы. Определенный порядок цветов (34251607) – аутогенная норма – является индикатором психологического благополучия. Для расчета суммарного отклонения (СО) сначала вычисляется разность между реально занимаемым местом и нормативным положением цвета. Затем разности (абсолютные величины, без учета знака) суммируются. Значение СО изменяется от 0 до 32 и может быть только четным. Значение СО отражает устойчивый эмоциональный фон, т.е. преобладающее настроение ребенка. Числовые значения СО интерпретируются следующим образом:
Больше 20 – преобладание отрицательных эмоций. У ребенка доминируют плохое настроение и неприятные переживания. Имеются проблемы, которые ребенок не может решить самостоятельно.
10 – 18 – эмоциональное состояние в норме. Ребенок может радоваться и печалиться, поводов для беспокойства нет.

Менее 10 – Преобладание положительных эмоций. Ребенок весел, счастлив, настроен оптимистично.
Задание № 2 характеризует сферу социальных эмоций. Здесь надо оценить степень дифференциации эмоций – в норме позитивные чувства ребенок раскрашивает основными цветами, негативные – коричневым и черным. Слабая или недостаточная дифференциация указывает на деформацию в тех или иных блоках личностных отношений: 
Счастье-горе – блок базового комфорта,

Справедливость – обида – блок личностного роста,

Дружба – ссора – блок межличностного взаимодействия, 

Доброта – злоба – блок потенциальной агрессии,

Скука – восхищение – блок познания


В задании № 3 отражено эмоциональное отношение ребенка к себе, к деятельности, воспитателю и к сверстникам. Понятно, что при наличии проблем в какой-то сфере, ребенок раскрашивает именно эти домики коричневым или черным цветом. 
Задания № 2 и № 3 по сути расшифровывают эмоциональную сферу детей и ориентируют исследователя в вероятных проблемах, возникающих при адаптации к школе.