Тренировочные упражнения № 13 9 класс
Виды придаточных, орфограммы (отработка навыков)
Спишите, вставляя пропущенные знаки препинания в предложениях. Найдите грамматическую основу. Определите тип предложения с одним придаточным (определительное, изъяснительное, обстоятельственное).
Если вы не разбираетесь в грибах лучше их не собирать. ____________________________________
Чтобы успеть к приходу гостей Ивановы начинали готовиться к их визиту заранее. ______________
Моя бабушка отправлялась в лес если начинала спеть ягода. _________________________________
Когда лес покрывался снегом зверям становилось труднее в нём скрываться от хищников. _______
Как только весна обозначала свои права ребята начинали мастерить скворечники. _______________
Односельчане уезжали на заработки в город где многие пытались найти своё счастье. ____________
Если ухаживать за растениями в огороде они дадут хороший урожай. _________________________
Странники вошли в дом что стоял на пригорке. ____________________________________________
Я не смог пойти на день рождения к другу потому что заболел. _______________________________
Едва началось совещание все замолчали. __________________________________________________
Максимка прочитал книгу которую ему подарили на день рождения. __________________________
Мы скучали по тем местам где росли и мужали. ___________________________________________
Вставьте Н или НН в местах пропуска. В скобках укажите части речи.
Околдова… (____________) красотой; песча…ый (____________) карьер; пройде…ый (____________) маршрут; нефтя…ной (____________) завод; выраще…ый (____________) в саду урожай; тума…ый (____________) день; выкраше…ая (____________) в синий цвет скамейка; ветре…ый (____________) день; налаже…ая (____________) бригадиром работа; безукоризне…ый (____________) вид; охваче…ый (____________) паникой народ; ржа…ая (____________) мука; завинче…ый (____________) механизм; лекартсве…ый (____________) препарат.
Спишите, вставляя пропущенные знаки препинания. Найдите грамматическую основу. Определите тип придаточного с несколькими придаточными (однородное, последовательное, параллельное). Нарисуйте схемы каждого предложения.
Когда мы закончили институт пошли работать в компанию которая ждала молодых специалистов. __________________________________________________________________________________________
Если открываешь старую книгу погружаешься в таинственный мир который наполняет тебя новыми знаниями. _______________________________________________________________________________
Закрывая дверь мы точно знали что за нами придут что мы будем на месте вовремя. _________________________________________________________________________________________
Если делаешь выбор профессии осознанно есть шанс что ей ты посвятишь свою жизнь. _________________________________________________________________________________________
Как только началась осень Клименко отправился в город чтобы найти своих родных. _________________________________________________________________________________________
Мы пригласили мастера который починил нам дверь так что мы не могли нарадоваться. _________________________________________________________________________________________
Этим летом было так солнечно как не бывало в предыдущие годы как никогда не будет после. _________________________________________________________________________________________
Чтобы не опоздать на поезд мы пораньше выехали на вокзал который находился на другом конце города.____________________________________________________________________________________
Когда просыпаешься ранним утром не можешь сразу открыть глаза чтобы отправиться на работу. _________________________________________________________________________________________
Мы не могли выйти на улицу потому что лил дождь который затопил всё вокруг. _________________________________________________________________________________________
На землю упал осенний лист который радовался теплу всё лето который вместе с другими наполнял шелестом парки. ___________________________________________________________________________
Спишите, вставляя пропущенные буквы.
Ключ… горяч…, готов…щийся к старту, предл…гать вариант, ра..пол…жиш…ся у реч…ки, пр…г…рит пиро(к/г)…, сестриц…н платок, под…скивать квартиру, ра…секретить данные, октроеш… настеж…, боч…нок мёда, отлич…ный пл…вец, раз…грать товарищей, древняя ц…вилизац…я, сер…ёзное пол…жение.
Спишите, раскрывая скобки. Определите: слитно или раздельно пишется НЕ в каждом случае.
(Не)скромный наряд; (не)мягкий, а жесткий; (не)улыбаясь прохожим; (не)наряженная к празднику ёлка; совсем (не)искренний поступок; (не)холодно, а жалко; (не)сладкий напиток; отзыв (не)создан; (не)медленно, а быстро; вовсе (не)странный; (не)составленное на месяц расписание; (не)обозначена; поступать (не)вежливо; (не)собранный в дорогу чемодан.