Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Каменский лицей имени Кожевина В.Е.»
Образовательный проект
«Тропинки к миру»
Авторы проекта: Дёмина Екатерина Ильинична,
руководитель музея Каменского лицея;
Федотова Елена Афанасьевна, учитель
истории и обществознания Каменского
лицея
2023 г.
Карточка проекта
Актуальность проекта
Цель и задачи
Аудитория проекта
Сроки реализации
Этапы проекта
Технология проекта
План мероприятий по проекту
Ожидаемые результаты
Риски по реализации проекта
Партнёры проекта
Приложения I, II
Литература
Заявка
на участие в конкурсе методических разработок
по формированию межэтнической толерантности
Ф.И.О. авторов проекта | Федотова Елена Афанасьевна, Дёмина Екатерина Ильинична |
Наименование организации | МАОУ «Каменский лицей имени Кожевина В.Е.» |
Должность | Учитель истории, руководитель школьного музея |
Наименование конкурсной номинации | Бурятия –территория толерантности |
Название и вид конкурсной работы | Образовательный проект: «Тропинки к миру» |
Контактная информация (адрес, телефон, e-mail) | п. Каменск , ул Рабочая 20, тел-н: 89834245007, [email protected] |
Лучший способ поддержать себя - поддержать другого.
М. Твен
Актуальность проекта «Тропинки к миру»
Сложившаяся ситуация рабочих посёлков России характерна и для посёлка Каменск: особый менталитет, отдалённость от крупных культурных центров, уровень безработицы, отсутствие мест досуга для молодёжи. В последнее время особую тревогу вызывают следующие проблемы:
1) Ухудшение социально-экономической ситуации. На сегодняшний день, по данным социального паспорта МО «Каменское» ГП, процент работающего населения, в том числе молодёжи, составляет - 38 % (неработающее население -2976 чел., зарегистрировано в ЦЗН -233 чел.).
2) Снижение гражданской активности молодёжи. На сходы посёлка приходит не более 100 человек. На выборы в органы местного самоуправления (10 сентября 2023г.) пришло 30 % всего населения посёлка, из них 80 % принявших участие в голосовании – люди пенсионного и предпенсионного возраста.
3) Низкий культурный уровень населения, который выражается в культуре поведения в общественных местах, нарушениях общественных норм, речевой безграмотности.
4) Отсутствие общественных организаций, позволяющих людям разных поколений объединиться по интересам для развития и реализации творческого потенциала.
5) Увеличилось количество конфликтных ситуаций в школе, проявления агрессии, нетерпимости со стороны школьников друг к другу, родителей и т. п.
6) Увеличилось количество детей находящихся в жизненно-опасной ситуации: согласно социальному паспорту из 497 учащихся лицея - 265 детей нуждаются социальной поддержке, из них - 23 ребёнка остались без попечения родителей, 30 учащихся с диагнозом ОВЗ, 17 инвалидов.
В условиях современной обстановки в мире возникает острая необходимость в создании условий для изучения, сохранения и развития традиций, национальных и культурных ценностей народов, проживающих на территории Республики Бурятия. Организационные ресурсы проекта: Совет старшеклассников лицея, военно-патриотический клуб «Монолит», Совет школьного музея.
2.Цель проекта:
Создание открытой образовательной среды, на основе технологии открытого пространства, способствующей формированию культуры толерантности у подрастающего поколения и гражданина, обладающего, определёнными социальными качествами, способного ориентироваться в системе морально-нравственных норм и ценностей, приобщённого к традициям и культуре родного края, обладающего толерантным сознанием и успешного в жизни.
Задачи:
Приобщение учащихся лицея и их родителей к традициям, обычаям и культурным ценностям разных народов, привитие любви к малой Родине.
Воспитание гражданственности и патриотизма через вовлечение учащихся в образовательные события.
Формирование творческой самостоятельности через изучение культуры и традиций и ценностей родного края.
Формирование личностных качеств: гражданственности, патриотизма, коммуникативности, толерантности, креативности, трудолюбия, ответственности по отношению к себе и окружающим.
Развитие межэтнической интеграции населения посёлка.
3. Аудитория проекта: учащиеся 5-11 классов и гости лицея.
4. Сроки реализации: ноябрь 2023 г.– май 2024 г.
5. Этапы проекта:
I.Мобилизационный (установочный)
II.Организационный
III. Практический
IV. Заключительный
Механизм реализации проекта:
I этап | Формирование модераторов и утверждение плана мероприятий по проекту |
II этап | Организация работы по подготовке мероприятий, рекламирование событий, подготовка рабочих групп |
III этап | Проведение образовательных событий и мероприятий по проекту согласно графику |
IV этап | Подведение итогов |
6. Технология проекта «Тропинки к миру»:
Данный проект реализуется на основе технологии открытого пространства (Open Space Technology) и идеи наставничества, когда равный обучает равного. Учащиеся могут стать модераторами и участниками мероприятия, а также посетить разные культурно-образовательные события исходя из собственных способностей и интересов. В открытом образовательном пространстве целенаправленно создаются условия для проявления способностей человека к самоорганизации, взаимодействия и сотрудничества с другими людьми, проявления своих способностей. Все мероприятия проекта планируются исходя из четырех правил:
1. Кто бы ни пришёл, мы всем рады.
2. Ты можешь стать модератором или участником (приём шмеля или бабочки).
3. Ты можешь проявить себя и поделиться своими умениями.
4. Наилучший результат создаётся сообща.
Все мероприятия планируются исходя из запросов и творческих способностей учащихся и возможностей школы. Формируется организационная группа из совета старшеклассников.
Когда определяются модераторы мероприятий, они заполняют флипы (рабочие листы) по своему мероприятию, наклеивают их на стену с целью приглашения аудитории в проектную деятельность. Далее модераторы обеспечивают подготовку к мероприятию и организуют рекламу. По итогам мероприятия модераторы предлагают участникам заполнить листы-впечатления для проведения рефлексии (Приложение I). Итоги работы мероприятий проводятся на итоговом симпозиуме, где участники делятся своими впечатлениями, приобретёнными новыми знаниями и навыками.
7. План мероприятий по проекту
сроки | мероприятие | ответственный |
16 ноября 2023г. | Международный день толерантности. Открытие проекта (Линейки–представление модераторов) | Дёмина Е.И. Федотова Е.А., Совет старшеклассников |
Ноябрь 2023 – май 2024 | Обзорные и тематические экскурсии в школьном музее, посвящённые истории и культуре края, землякам, выпускникам и учителям, народным ремёслам и мастерам | Совет музея Дёмина Е.И. |
ноябрь | Творческая мастерская –изготовление элементов народного костюма (школьный музей) | Егорова О.И. Дёмина Е.И., Совет музея |
декабрь | Конкурс ораторского искусства, посвящённый 30-летию принятия Конституции РФ | Серебренников Виктор -11 класс, Федотова Е.А. |
январь | Арт студия: «Раскрась свои чувства» | Шевелёва Анастасия -10 кл, Суворова А.И. |
февраль | Флеш-моб «Своих не бросаем!» | Клуб «Монолит», Федотова Е.А. |
февраль | Смотр песни и строя «Служу России» | Ивашин Александр -11 класс, клуб «Монолит», Врублевский Е.Б. |
март | Музыкальный фестиваль «Энергия Байкала» | Стеньков Ярослав-10 кл, Вяткина Олеся -11 класс |
апрель | Выставка-ярмарка творческих работ учащихся «Полотно мира», посвящённая традициям, культурам разных народов, проживающих на территории нашей страны | Коркина Н.С., Совет старшеклассников |
май | «Рябиновая аллея» - высадка деревьев (рябин) на территории лицея в честь памяти, героев СВО | Макаров Егор -11 класс, Совет старшеклассников, Жилина Н.С. |
май | Симпозиум «Тропинки к миру», подведение итогов по листам впечатлений | Дёмина Е.И. Федотова Е.А., Совет старшеклассников |
8. Ожидаемые результаты проекта
Качественные результаты по проекту:
В результате реализации проекта будет создано открытое образовательное пространство с целью формирования модели гражданина, патриота, обладающего культурой толерантного сознания, основами функциональной грамотности, способного ориентироваться в системе морально-нравственных норм и ценностей.
Произойдут качественные изменения в сознании всех участников проекта в условиях этнической интеграции и приобщения к традициям, национальным и культурным ценностям народов, проживающих на территории Республики Бурятия.
Количественные результаты:
В результате проекта в культурно-образовательную деятельность по изучению, сохранению и развитию традиций, национальных и культурных ценностей народов, проживающих на территории республики Бурятия, будет вовлечено максимальное количество учащихся 5-11 классов (не менее 294 ученика), увеличится процент учащихся, овладевших лидерскими навыками и социально-значимыми характеристиками. Увеличится количество учащихся, увлекающихся поисково-исследовательской деятельностью в области истории, культуры и литературы Бурятии, краеведения, национальных традиций, этнографии. В данный проект будут вовлечены учащиеся «группы риска», дети попавшие в трудную жизненную ситуацию и дети с ограниченными возможностями здоровья.
Риски проекта:
Риски | Пути их преодоления |
Потеря интереса к проекту | Применение активных форм и приёмов обучения и воспитания |
Финансовые затруднения | Поиск спонсоров |
Отсутствие специальных компетенций | Сотрудничество с другими образовательными и общественными организациями, привлечение специалистов к проекту |
Партнёры проекта:
Образовательные организации посёлка и района.
Совет ветеранов п.Каменск
ТОС «Уют»
Музеи РБ.
Библиотеки.
Молодёжный центр досуга «Сибирь».
РОО «Содружество».
Каменский дом детского творчества.
Студия мастеров «Кудесница».
Совет солдатских матерей.
Приложение I
Лист впечатления
Название мероприятия | Я узнал | Я научился | Я могу поделиться | Мне хотелось бы узнать |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
Приложение II
Тематические экскурсии школьного музея
«В начале жизни школу помню я…»
«Владимир Ефимович Кожевин – историк, писатель, краевед»
«О Каменске рассказ…»
«Народный костюм»
«Каменские мастера»
«Открытки-летописцы»
«Этническая палитра п. Каменск»
«Фофоновская стоянка древнего человека» и др.
Организация внемузейных экскурсий, пеших и автомобильных
Сакральные места Кабанского района (проект «Кабанские матёры).
Посольский монастырь.
Памятные места п. Каменск.
Монументальные объекты поселка Каменск (путеводитель).
Литература
Абрамова С.В. Система гражданского образования школьников: воспитание гражданской активности, социально-правовое проектирование, изучение гуманитарного права. - М.: Глобус, 2006.
Гаврилин А.В. формирование культуры межэтнических отношений молодёжи как основы национального единства: монография. 2017. Книги, изданные при поддержке РФФИ.
Дробижева Л.М., Арутюнова Е.М. и др. Российская идентичность и межэтнические отношения. М: ФНИСЦ РАН .- 2022.-434с.
Томильцев А.В. Управление межэтническими отношениями в Российской Федерации. Екатеринбург. Изд-во Уральского университета, 2022.- 172с.
Шемшурина А.И. Патриотическое воспитание школьников. Кн. для учителя. Учеб. - метод. Пособие. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 110 с.
Интернет ресурсы