Трудности формирования графических навыков в дошкольном возрасте
Формирование графических навыков – важный этап подготовки ребенка к школе. Учитывая это, большое значение имеет раннее выявление ситуаций, когда ребенок не справляется или плохо справляется с графическими заданиями. Вовремя выявленные трудности помогут разработать специальную систему методов и приемов по их устранению.
Проблема формирования графических навыков у детей дошкольного возраста становится особенно актуальной в контексте подготовки их к школе и профилактики школьной неуспеваемости. По данным специалистов, у многих современных детей, посещающих начальную школу, выявляется дисграфия - нарушение процесса письма, при котором наблюдаются стойкие и повторяющиеся ошибки. Часть из них имеют моторную дисграфию, т. е. нарушение письма, обусловленное несформированностью его моторного и графического компонентов.
Как показывает практика, трудности овладения графическими навыками, которые испытывает дошкольник, никуда не исчезают на следующем возрастном этапе, а, наоборот, порождают ряд других проблем. Со временем они могут перерасти в трудности овладения письмом, общую неуспеваемость по основным школьным предметам и дезадаптацию ребенка в школе.
Поэтому важно своевременно выявить отставание в развитии графических навыков, определить его причины, информировать о наличии проблемы родителей воспитанника и оказать ему соответствующую помощь. Часто вовремя проведенный курс специальных занятий может избавить дошкольника от многих серьезных проблем в будущей школьной жизни.
Желательно, чтобы воспитатель обратил внимание на ситуацию, когда ребенок стабильно хуже, чем сверстники, справляется с графическими заданиями, соответствующими его возрасту. С ее помощью примерных возрастных критериев овладения графическими навыками можно определить, справляется ли дошкольник с доступными для его возраста заданиями. Если наблюдается отставание, важно задуматься о его причинах.
Среди возможных причин, которые затрудняют обучение рисованию и письму, могут быть проблемы в двигательном развитии ребенка, трудности концентрации внимания, особенности эмоционально-волевой сферы.
Из наиболее распространенных в дошкольном возрасте проблем является слабость крупной и мелкой моторики у ребенка. Она может проявляться в любом возрасте и определяется путем сравнения поведения и достижений дошкольника со средневозрастными показателями. Например, наличие моторной неловкости у трехлетнего ребенка проявляется в том, что он не умеет самостоятельно ходить по лестнице, а у шестилетнего — в том, что он не может научиться кататься на двухколесном велосипеде.
Опытный педагог может увидеть таких детей в группе детского сада, наблюдая за их движением и поведением в ходе непосредственно образовательной деятельности, свободной игры и на прогулке.
Основными критериями наблюдения являются следующие:
легко ли ребенок может повторить позу или движения педагога;
испытывает ли он трудности с мелкой моторикой (легко или с трудом ему даются движения, требующие точности и аккуратности, захват мелких предметов, координация двух рук, овладение инструментами);
часто ли он теряет равновесие, падает, задевает углы;
умеет ли играть в мяч (может ли поймать мяч руками или попасть по нему ногой);
насколько у воспитанника развито чувство ритма;
отмечается ли разница в развитии крупной и мелкой моторики (например, ребенок в целом двигается ловко, но обладает «непослушными» руками, или, наоборот, в целом неловок, но свободно управляется с мелкими предметами);
как ребенок сидит за столом во время занятий (принимает ли неправильную позу, сутулится, стремится лечь на стол или сидит с перекошенной спиной);
правильно ли держит карандаш после многократных попыток научить его держать правильно.
Моторная неловкость чаще всего является причиной возникновения трудностей в овладении графическими навыками. Подобную картину можно увидеть у ребенка, который преимущественно действует левой рукой, либо двумя руками с одинаковым успехом (дети-амбидекстры), либо у ребенка, который не «выбрал» ведущую руку (использует то правую, то левую руку как ведущую). Согласно исследованию, О. Б. Иншаковой, до 30% детей к моменту поступления в первый класс еще не определились с ведущей рукой. Относительно овладения графическими навыками во всех этих случаях ребенок находится в «зоне риска».
В дошкольном возрасте процесс определения ведущей руки у разных детей протекает по-разному. В целом согласно представлениям современной детской нейропсихологии, до пяти лет ребенок может использовать то одну, то другую руку, колебаться в выборе ведущей руки — это входит в вариант нормативного возрастного развития. Если колебания в выборе руки происходят после пяти лет — это тревожный сигнал для родителей и педагогов, требующий дополнительного внимания. Скорее всего, такой ребенок без специальной помощи будет испытывать трудности в автоматизации графических навыков и при обучении письму.
Слабость развития крупной и мелкой моторики обнаруживает себя также в рисунках дошкольников. Ее можно выявить по следующим признакам:
неровные, дрожащие линии;
слишком слабый или слишком сильный нажим, неравномерный при закрашивании;
рисунок с трудом умещается на листе или в определенном контуре;
возникают трудности с проведением прямой линии в заданную точку;
рисованием плавных линий (например, вместо волнистой линии получается зубчатая);
рисунок слишком крупный или слишком мелкий по сравнению с образцом.
Как помочь дошкольникам, имеющим моторную неловкость, проблемы в выборе ведущей руки и двигательные трудности при рисовании? Необходимо понимать, что привлечение ребенка к таким, казалось бы, не связанным с рисованием, видам деятельности, как занятия музыкой, физкультурой, подвижные игры, а также ручная деятельность (изготовление поделок), — являются для него неотъемлемой частью подготовки руки к письму. Невозможно научить ребенка с моторной неловкостью хорошо рисовать и писать без формирования общей координации движений, чувства ритма, мелкой моторики.
В процессе формирования графических навыков у таких детей желательно соблюдать ряд правил:
следить за правильной позой воспитанника за столом и правильным захватом карандаша (здесь может помочь специальная насадка на карандаш) и обращать на это внимание самого ребенка;
начинать работу над формированием графических навыков с крупных изображений, постепенно переходя к более мелким (сначала на листах формата А3, потом А4);
осуществлять с детьми отработку контуров (многократное обведение изображения пальцем, разноцветными мелками, выкладывание фасолинками и т. д.);
проводить работу с «дорожками» (рисовать линии по заданной «дорожке» — это является одним из этапов подготовки к работе в строке);
учить детей рисовать плавные линии («волны», «лианы», «гоночные трассы для автомобилей»): сначала на больших листах, затем постепенно переходя к формату А4;
рисовать заданные линии или фигуры с открытыми и закрытыми глазами, правой рукой, левой рукой, двумя руками одновременно;
использовать необычные способы рисования, которые активизируют тактильное восприятие (рисование песком, на песке или крупе, гелем для бритья, пластилином, процарапывание на воске или на пластилине, рисование мелом на доске или на асфальте и т. д.).
Другой часто встречающееся проблемой, которая затрудняет овладение графическими навыками, являются трудности концентрации внимания и планирования собственной деятельности у дошкольника.
Наблюдая за таким ребенком в свободной ситуации, можно заметить, что он часто меняет занятия или занят чем-то очень простым и однообразным (перекладывает игрушки, строит однотипные домики и т. д.), не разворачивает сюжет в своей игре, быстро заражается эмоциями других детей, чаще играет со сверстниками не в сюжетные игры, а в догонялки, ему трудно ждать своей очереди, он слабо предвидит последствия своих действий. В процессе организованной образовательной деятельности дети с трудностями концентрации внимания с трудом удерживаются на своем месте, быстро истощаются, теряют интерес к предлагаемым заданиям, часто отвечают и действуют импульсивно, не всегда могут оценить, правильно или неправильно выполнено задание.
В той или иной мере похожее поведение свойственно всем детям дошкольного возраста. Произвольный контроль деятельности, как следует из теории возрастного развития, предложенной Д. Б. Элькониным, постепенно формируется лишь к семи годам, когда от воспитанника можно ожидать более осознанного и произвольного поведения. В дошкольном возрасте внимание ребенка преимущественно управляется тем, что для него эмоционально значимо, вызывает интерес, связано с его личными переживаниями, игрой.
Согласно представлениям возрастной психологии, если дошкольник может фокусировать внимание и планировать ту деятельность, которая для него интересна, но при этом не удерживается в скучном, неинтересном занятии «по заданию», это вполне соответствует закономерностям возрастного развития. Если же ребенок не может сосредоточиться на той деятельности или игре, которая вызывает у него интерес, то это свидетельствует о проблемах в его развитии.
Как известно, чем младше ребенок, тем меньше времени он может концентрироваться. Применительно к формированию графических навыков это утверждение верно вдвойне. Любая графическая деятельность сопровождается повышенной концентрацией внимания, тонкой координацией движений руки и глаз, удержанием позы, планированием движения карандаша и рисунка в целом. Графическая деятельность, особенно «по заданию», требует от дошкольника больших усилий. Но если ребенок не способен даже на кратковременное усилие, которое доступно большинству его сверстников, это также должно быть для педагогов сигналом.
Примерные игры, которые учат концентрироваться, удерживать в голове цепочку из нескольких действий
Например:
подвижные игры с правилами (игры «на внимание», например, «Съедобное-несъедобное»);
настольные игры;
выполнение поручений из нескольких пунктов (запоминание последовательности действий);
конструирование по образцу.
В обучении непосредственно графическим навыкам следует сделать акцент:
на рисовании по алгоритму (ребенку предлагаются схемы, как нарисовать человека, дерево, птицу, животное и т. д.);
работе с лабиринтами;
графических диктантах;
создании орнаментов (раскрашивание, рисование по образцу);
обучении поэтапному копированию изображений.
Кроме перечисленных трудностей в развитии ребенка, которые влияют на формирование графических навыков, важно отметить проблемы обучения, связанные с мотивацией. Далеко не всем детям интересно выполнять какие-либо графические задания, особенно, если ребенок чувствует, что у него это плохо получается. Именно тех воспитанников, которые «не дружат» с карандашом и бумагой и которым нужны дополнительные занятия, сложнее всего усадить за рисование или выполнение заданий в развивающей тетради. И еще сложнее сделать так, чтобы они упражнялись в «полезных навыках», а не рисовали то, что хочется.