5 класс: Урок . РАЗМЕТКА ЗАГОТОВОК ИЗ ДРЕВЕСИНЫ. ПИЛЕНИЕ СТОЛЯРНОЙ НОЖОВКОЙ (2 ч)
Цели: познакомить учащихся с разметкой заготовок из древесины и процессом пиления столярной ножовкой; прививать навыки рационального использования материалов; способствовать развитию технического мышления.
Тип урока: комбинированный (освоение новых знаний, обобщение и систематизация изученного).
Методы обучения: решение тестовых заданий, рассказ, демонстрация наглядных пособий, практическая работа.
Наглядные пособия: Плакаты, таблицы.
Используемая литература: «Технология» учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. Вариант для мальчиков. Под редакцией В.Д.Симоненко
Ход урока
I. Организационно-подготовительная часть.
Приветствие учителя, контроль посещаемости, проверка готовности учащихся к уроку, сообщение темы и целей урока.
II. Теоретическая часть.
Повторение пройденного материала. Решение тестовых заданий.
Изложение нового материала. План рассказа учителя:
1. Разметка заготовок из древесины.
2. Пиление столярной ножовкой.
1. Разметка заготовок из древесины.
Разметка заготовки заключается в нанесении на нее точек и линий, указывающих места и границы обработки. Размечают заготовку по чертежу, эскизу, техническому рисунку с помощью разметочных инструментов: металлической измерительной линейки, столярного угольника, карандаша, циркуля, рейсмуса, шаблона и др.
Измерительная линейка служит для определения размеров, откладывания их на заготовках, проверки размеров после обработки, а также для проведения прямых линий.
Столярный угольник применяют для проведения линий под прямым углом и для проверки прямых углов.
По ширине и толщине заготовки размечают рейсмусом - инструментом для нанесения разметочных линий параллельно базовой стороне. Термин «рейсмус» происходит от двух немецких слов - «чертить» и «мера». Налаживают рейсмус следующим образом. Ослабляют клин, один из разметочных брусков устанавливают по линейке на заданную ширину, а второй брусок - на толщину детали. В таком положении оба бруска закрепляют клином.
Сначала размечают ширину детали. Для этого заготовку упирают торцом в клин верстака и, прижав колодку рейсмуса к базовой кромке заготовки, проводят шпилькой риску по базовой пласти . Затем заготовку переворачивают и таким же способом проводят риску по второй пласти.
Для разметки заготовок используют также разметочный циркуль - инструмент для вычерчивания окружностей и дуг, деления отрезков и окружностей на части, переноса размеров с измерительной линейки на заготовку. Латинское слово, от которого произошел термин «циркуль», означает «круг».
Разметку ведут в определенной последовательности, начиная от базовой стороны заготовки . Карандаш надо немного наклонять при черчении линии по направлению от линейки.
Размечая заготовку, необходимо помнить об экономии материала, чтобы как можно меньше материала уходило в отходы.
При разметке нескольких одинаковых деталей или одной детали со сложным очертанием применяют шаблон - пластину, очертание которой соответствует контуру детали . Термин «шаблон» произошел от немецкого слова, означающего в переводе «образец».
Разметку можно выполнить и по рисунку, используя лист копировальной бумаги.
На производстве разметочные работы выполняют разметчики. Изготавливают и ремонтируют шаблоны шаблонщики.
2. Пиление столярной ножовкой.
Пиление заключается в разделении древесины на части с помощью пилы.
Пилой называют многорезцовый режущий инструмент, резцами которого являются зубья. Они перерезают волокна древесины и образуют в заготовке пропил.
Человек стал пользоваться металлической пилой с незапамятных времен. Во время раскопок в одной из погребальных камер 1700 г. до н. э. обнаружено изображение пиления металлической пилой.
Пилы бывают различные по устройству и назначению. Чаще всего применяется широкая столярная ножовка Она имеет толщину полотна 1,2 мм и используется в основном для поперечного пиления брусков и досок. Используют и другие ножовки - узкую, с обушком, наградку, складную.
Узкую ножовку используют для раскроя тонких пиломатериалов, фанеры, а также для выпиливания деталей с криволинейным контуром. Полотно у этой ножовки узкое, но сравнительно толстое, зубья бывают средние и мелкие.
Ножовка с обушком имеет утолщение - обушок. Он придает ножовке жесткость, не позволяет изгибаться. Такой ножовкой делают неглубокие пропилы. Толщина полотна 0,8 мм, зубья мелкие.
Ножовку-наградку применяют для выполнения несквозных пропилов. Толщина полотна 0,4...0,7 мм и мелкие зубья.
Складную ножовку применяют для пиления фанеры, а также поперечного и продольного пиления досок, брусков, реек. На ее полотне насечены зубья двух видов - прямые и наклонные.
Чтобы полотно пилы не защемлялось при пилении, на ней делают развод зубьев, то есть отгибают их поочередно в разные стороны на один и тот же угол. В результате ширина пропила получается больше, чем толщина полотна, и пила перемещается свободно.
При пилении необходимо соблюдать правильную рабочую позу и хватку инструмента, использовать простое приспособление — упор. Прежде чем начать пиление, надо сделать запил. Для этого пилу прижимают к упору и делают несколько плавных движений к себе.
Для точного пиления досок и брусков применяют приспособление - стусло . Оно имеет в стенках пропилы под строго определенными углами.
Пилить надо не по линии разметки, а рядом с ней на расстоянии около 5 мм. Линия разметки всегда должна оставаться на будущей детали.
На производстве пилят на круглопильных и ленточнопильных станках станочники-распиловщики.
III. Практическая часть.
Практическая работа «Разметка заготовки из древесины и пиление столярной ножовкой».
Организация рабочего места: учащиеся выполняют задание - каждый на своем рабочем месте. Для выполнения работы понадобятся: верстак, заготовки, линейка, угольник, циркуль, шаблоны, ножовка.
Вводный инструктаж.
Задания:
1) пользуясь технологическими картами, выполните разметку заготовок изделий из древесины при помощи угольника и линейки;
2) при помощи предложенного учителем шаблона выполните разметку заготовок изделий из древесины;
3) рассмотрите устройство рейсмуса, потренируйтесь ослаблять и зажимать клин; выполните разметку заготовок с помощью рейсмуса;
4) разметьте заготовки при помощи циркуля;
5) выпилите деревянные заготовки в соответствии с разметкой;
Правила техники безопасности:
1) Необходимо соблюдать общие правила безопасности труда, работать только исправным и остро заточенным инструментом.
2) Следует пользоваться приспособлениями: упором, стуслом и др., надежно удерживать заготовку.
3) Нельзя допускать резких движений пилой, ее перекоса, держать левую руку близко к полотну.
4) Класть пилу на верстак нужно зубьями от себя.
5) Нельзя сдувать опилки и сметать их рукой, следует пользоваться щеткой-сметкой.
6) Следует обратить внимание на экономное использование материала.
Текущий инструктаж. Самостоятельное выполнение учащимися задания. Текущие наблюдения учителя, контроль за соблюдением правил техники безопасности, ответы на возникающие вопросы в процессе работы, проверка правильности выполнения заданий.
Возможные ошибки:
- несоответствие размеров размеченной заготовки размерам на чертеже или образце изготовленной детали; причины: неточность измерительного инструмента, несоблюдение приемов разметки или невнимательность работающего;
- неточность при распиловке, малая производительность труда; причина: не использование стусла.
Заключительный инструктаж. Оценка результатов работы учащихся, выбор лучших работ учащихся, разбор допущенных ошибок и анализ причин, их вызвавших, разъяснение возможностей применения полученных знаний, умений и навыков в общественно полезном труде.
IV. Итоговая часть.
Установка на следующий урок. На следующем уроке продолжится знакомство с технологией обработки древесины. Учащиеся получат представление об основных приемах строгания древесины, а также зачистке поверхностей деталей.
Домашнее задание:
1) повторить пройденный материал;
2) прочитать параграфы 7, 6 в учебнике.
Уборка рабочих мест.
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/04/06/s_58e65e32b6762/606891_1.png)
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/04/06/s_58e65e32b6762/606891_2.png) | Заготовка: Форма: брусок Материал: берёза Размеры: 150Х30Х20 мм |
№ пп. | Порядок работы | Эскизы | Примечания, Инструменты. |
1 | Выбрать Заготовку. | ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/04/06/s_58e65e32b6762/606891_3.png) | Линейка |
2 | Разметить заготовку | | Линейка карандаш |
3 | Распилить заготовку по размеру | | Ножовка по дереву |
4 | Разметить заготовку | | Линейка карандаш |
5 | С торца вырезать в половину толщины бруска | | Ножовка по дереву, напильник |
6 | Зачистить поверхность заготовки | | Напильник, шлифовальная шкурка |
7 | Сборка изделия гвоздями. | | Молоток, гвозди |
8 | Зачистить. | | Наждачная бумага. |
9 | Контроль размеров. | | Линейка, угольник. |
10 | Покрытие олифой, лаком. | | Кисть, лак, олифа. |
11 | Контроль изделия. |
Тест № 6
Выберите правильный ответ:
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/04/06/s_58e65e32b6762/606891_4.png)
1. Как называется инструмент изображённый на рисунке:
А. Уголок В. Столярный угольник
Б. Столярная линейка Г. Линейка
2. Представляет собой готовую деталь или ее форму, изготовленную из древесины, металла или пластмассы, позволяет быстро и точно вычертить нужную форму детали. Применяют для разметки нескольких одинаковых деталей или деталей сложной криволинейной формы.
А. заготовка Б. шаблон В. угольник Г. изделие
3. С помощью какого из инструментов проводят окружности и дуги на размечаемой заготовке:
А. линейка Б. циркуль В. шаблон Г. рейсмус
4. Каким знаком отмечают центр будущего отверстия?
А. × Б. = В. # Г. ?
5. Какой цифрой на рисунке обозначен шаблон?
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/04/06/s_58e65e32b6762/606891_5.png)