СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Трудовое обучение

Нажмите, чтобы узнать подробности

Деревообработка. Разметка изделия.

Урок для 5 класса

Открытый урок

Просмотр содержимого документа
«Трудовое обучение»

5 класс: Урок . РАЗМЕТКА ЗАГОТОВОК ИЗ ДРЕВЕСИНЫ. ПИЛЕНИЕ СТОЛЯРНОЙ НОЖОВКОЙ (2 ч)

Цели: познакомить учащихся с разметкой заготовок из древесины и процессом пиления столярной ножовкой; прививать навыки рационального использования материалов; способствовать развитию технического мышления.

Тип урока: комбинированный (освоение новых знаний, обобщение и систематизация изученного).

Методы обучения: решение тестовых заданий, рассказ, демонстрация на­глядных пособий, практическая работа.

Наглядные пособия: Плакаты, таблицы.

Используемая литература: «Технология» учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. Вариант для мальчиков. Под редакцией В.Д.Симоненко

Ход урока

I. Организационно-подготовительная часть.

Приветствие учителя, контроль посещаемости, проверка го­товности учащихся к уроку, сообщение темы и целей урока.

II. Теоретическая часть.

Повторение пройденного материала. Решение тестовых заданий.

Изложение нового материала. План рассказа учителя:

1. Разметка заготовок из древесины.

2. Пиление столярной ножовкой.

1. Разметка заготовок из древесины.

Разметка заготовки заключается в нанесении на нее точек и линий, указывающих места и границы обработки. Размечают заго­товку по чертежу, эскизу, техническому рисунку с помощью разме­точных инструментов: металлической измерительной линейки, сто­лярного угольника, карандаша, циркуля, рейсмуса, шаблона и др.

Измерительная линейка служит для определения размеров, откладывания их на заготовках, проверки размеров после обработ­ки, а также для проведения прямых линий.

Столярный угольник применяют для про­ведения линий под прямым углом и для проверки прямых углов.

По ширине и толщине заготовки размечают рейсмусом - инструментом для нанесения разметочных ли­ний параллельно базовой стороне. Термин «рейсмус» происходит от двух немецких слов - «чертить» и «мера». Налаживают рейсмус следующим образом. Ослабляют клин, один из разметочных бру­сков устанавливают по линейке на заданную ширину, а второй брусок - на толщину детали. В таком положении оба бруска закре­пляют клином.

Сначала размечают ширину детали. Для этого заготовку упи­рают торцом в клин верстака и, прижав колодку рейсмуса к базо­вой кромке заготовки, проводят шпилькой риску по базовой пласти . Затем заготовку переворачивают и таким же способом проводят риску по второй пласти.

Для разметки заготовок используют также разметочный цир­куль - инструмент для вычерчивания окружно­стей и дуг, деления отрезков и окружностей на части, переноса размеров с измерительной линейки на заготовку. Латинское слово, от которого произошел термин «циркуль», означает «круг».

Разметку ведут в определенной последовательности, начиная от базовой стороны заготовки . Карандаш надо немного наклонять при черчении линии по направлению от линейки.

Размечая заготовку, необходимо помнить об экономии мате­риала, чтобы как можно меньше материала уходило в отходы.

При разметке нескольких одинаковых деталей или одной де­тали со сложным очертанием применяют шаблон - пластину, очер­тание которой соответствует контуру детали . Термин «шаблон» произошел от немецкого слова, означающего в переводе «образец».

Разметку можно выполнить и по рисунку, используя лист ко­пировальной бумаги.

На производстве разметочные работы выполняют разметчи­ки. Изготавливают и ремонтируют шаблоны шаблонщики.

2. Пиление столярной ножовкой.

Пиление заключается в разделении древесины на части с по­мощью пилы.

Пилой называют многорезцовый режущий инструмент, рез­цами которого являются зубья. Они перерезают волокна древесины и образуют в заготовке пропил.

Человек стал пользоваться металлической пилой с незапа­мятных времен. Во время раскопок в одной из погребальных камер 1700 г. до н. э. обнаружено изображение пиления металлической пилой.

Пилы бывают различные по устройству и назначению. Чаще всего применяется широкая столярная ножовка Она имеет толщину полотна 1,2 мм и используется в основном для поперечного пиления брусков и досок. Используют и другие но­жовки - узкую, с обушком, наградку, складную.

Узкую ножовку используют для раскроя тонких пиломате­риалов, фанеры, а также для выпиливания деталей с криволиней­ным контуром. Полотно у этой ножовки узкое, но сравнительно толстое, зубья бывают средние и мелкие.

Ножовка с обушком имеет утолщение - обушок. Он придает ножовке жесткость, не позволяет изгибаться. Такой ножовкой де­лают неглубокие пропилы. Толщина полотна 0,8 мм, зубья мелкие.

Ножовку-наградку применяют для выполнения несквозных пропилов. Толщина полотна 0,4...0,7 мм и мелкие зубья.

Складную ножовку применяют для пиления фанеры, а также поперечного и продольного пиления досок, брусков, реек. На ее полотне насечены зубья двух видов - прямые и наклонные.

Чтобы полотно пилы не защемлялось при пилении, на ней делают развод зубьев, то есть отгибают их поочередно в разные стороны на один и тот же угол. В результате ширина пропила по­лучается больше, чем толщина полотна, и пила перемещается сво­бодно.

При пилении необходимо соблюдать правильную рабочую позу и хватку инструмента, использовать простое приспособле­ние — упор. Прежде чем начать пиление, надо сделать запил. Для этого пилу прижимают к упору и делают не­сколько плавных движений к себе.

Для точного пиления досок и брусков применяют приспособ­ление - стусло . Оно имеет в стенках пропилы под строго определенными углами.

Пилить надо не по линии разметки, а рядом с ней на расстоя­нии около 5 мм. Линия разметки всегда должна оставаться на бу­дущей детали.

На производстве пилят на круглопильных и ленточнопильных станках станочники-распиловщики.

III. Практическая часть.

Практическая работа «Разметка заготовки из древе­сины и пиление столярной ножовкой».

Организация рабочего места: учащиеся выполняют зада­ние - каждый на своем рабочем месте. Для выполнения работы по­надобятся: верстак, заготовки, линейка, угольник, циркуль, шабло­ны, ножовка.

Вводный инструктаж.

Задания:

1) пользуясь технологическими кар­тами, выполните разметку заготовок изделий из древесины при по­мощи угольника и линейки;

2) при помощи предложенного учителем шаблона выполните разметку заготовок изделий из древесины;

3) рассмотрите устройство рейсмуса, потренируйтесь ослаб­лять и зажимать клин; выполните разметку заготовок с помощью рейсмуса;

4) разметьте заготовки при помощи циркуля;

5) выпилите деревянные заготовки в соответствии с разметкой;

Правила техники безопасности:

1) Необходимо соблюдать общие правила безопасности тру­да, работать только исправным и остро заточенным инструментом.

2) Следует пользоваться приспособлениями: упором, стуслом и др., надежно удерживать заготовку.

3) Нельзя допускать резких движений пилой, ее перекоса, держать левую руку близко к полотну.

4) Класть пилу на верстак нужно зубьями от себя.

5) Нельзя сдувать опилки и сметать их рукой, следует поль­зоваться щеткой-сметкой.

6) Следует обратить внимание на экономное использование материала.

Текущий инструктаж. Самостоятельное выполнение уча­щимися задания. Текущие наблюдения учителя, контроль за со­блюдением правил техники безопасности, ответы на возникающие вопросы в процессе работы, проверка правильности выполнения заданий.

Возможные ошибки:

- несоответствие размеров размеченной заготовки размерам на чертеже или образце изготовленной детали; причины: неточ­ность измерительного инструмента, несоблюдение приемов раз­метки или невнимательность работающего;

- неточность при распиловке, малая производительность труда; причина: не использование стусла.

Заключительный инструктаж. Оценка результатов работы учащихся, выбор лучших работ учащихся, разбор допущенных ошибок и анализ причин, их вызвавших, разъяснение возможно­стей применения полученных знаний, умений и навыков в общест­венно полезном труде.

IV. Итоговая часть.

Установка на следующий урок. На следующем уроке про­должится знакомство с технологией обработки древесины. Учащиеся получат представление об основных приемах строгания дре­весины, а также зачистке поверхностей деталей.

Домашнее задание:

1) повторить пройденный материал;

2) прочитать параграфы 7, 6 в учебнике.

Уборка рабочих мест.














































ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА


Заготовка:


Форма: брусок


Материал: берёза


Размеры: 150Х30Х20 мм

пп.

Порядок

работы

Эскизы

Примечания,

Инструменты.

1

Выбрать

Заготовку.





Линейка


2

Разметить заготовку





Линейка

карандаш

3

Распилить заготовку по размеру






Ножовка по дереву


4

Разметить заготовку






Линейка

карандаш

5

С торца вырезать в половину толщины бруска






Ножовка по дереву, напильник


6

Зачистить поверхность заготовки






Напильник, шлифовальная шкурка

7

Сборка изделия гвоздями.







Молоток, гвозди

8

Зачистить.


Наждачная бумага.

9

Контроль размеров.



Линейка, угольник.

10

Покрытие олифой, лаком.



Кисть, лак, олифа.

11

Контроль изделия.





Тест № 6






Выберите правильный ответ:


1. Как называется инструмент изображённый на рисунке:


А. Уголок В. Столярный угольник

Б. Столярная линейка Г. Линейка




2. Представляет собой готовую деталь или ее форму, изготовленную из древесины, металла или пластмассы, позволяет быстро и точно вычертить нужную форму детали. Применяют для разметки нескольких одинаковых деталей или деталей сложной криволинейной формы.



А. заготовка Б. шаблон В. угольник Г. изделие




3. С помощью какого из инструментов проводят окружности и дуги на размечаемой заготовке:


А. линейка Б. циркуль В. шаблон Г. рейсмус




4. Каким знаком отмечают центр будущего отверстия?


А. × Б. = В. # Г. ?




5. Какой цифрой на рисунке обозначен шаблон?




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!