СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 02.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Цель и основные понятия предмета ОБЖ

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель и основные понятия предмета ОБЖ

Просмотр содержимого документа
«Цель и основные понятия предмета ОБЖ»

Цель  и  основные понятия  предмета  ОБЖ. Преподаватель ОБЖ В.И. Кирков

Цель и основные понятия предмета ОБЖ.

Преподаватель ОБЖ

В.И. Кирков

 Основы  безопасности  жизнедеятельности  -  это  предмет,  помогающий  узнать  о  том,  как  не  попасть  в  беду,  и  о том,  как вести  себя  в  трудных и  опасных  ситуациях,  чтобы  сохранить  жизнь  и  здоровье  свои  и  того,  кто  находится  рядом.  При  изучении  этого предмета  рассматриваются  самые разные  аспекты  жизни  человека:  безопасность  в  быту, на  природе,  на  транспорте, в  общественных  местах,  в  информационном  пространстве  и др.

Основы безопасности жизнедеятельности - это предмет, помогающий узнать о том, как не попасть в беду, и о том, как вести себя в трудных и опасных ситуациях, чтобы сохранить жизнь и здоровье свои и того, кто находится рядом. При изучении этого предмета рассматриваются самые разные аспекты жизни человека: безопасность в быту, на природе, на транспорте, в общественных местах, в информационном пространстве и др.

 Основными  задачами  предмета  являются  усвоение  базовых,  общих  принципов  безопасного  поведения  и  овладение  способностью  их  применять,  приобретение  знаний  и  формирование  умений  безопасно  действовать  в  конкретных  обстоятельствах  с учётом своих слабых и сильных сторон.

Основными задачами предмета являются усвоение базовых, общих принципов безопасного поведения и овладение способностью их применять, приобретение знаний и формирование умений безопасно действовать в конкретных обстоятельствах с учётом своих слабых и сильных сторон.

Ключевые  понятия   предмета  ОБЖ.   Опасность- это событие, явление, факторы, процессы, которые могут негативно сказаться на жизни и здоровье человека, благосостоянии общества или государства в целом (нарушение жизнедеятельности. Вред здоровью, нанесение ущерба и пр.)

Ключевые понятия предмета ОБЖ.

Опасность- это событие, явление, факторы, процессы, которые могут негативно сказаться на жизни и здоровье человека, благосостоянии общества или государства в целом (нарушение жизнедеятельности. Вред здоровью, нанесение ущерба и пр.)

Классифиция опасности по различным основаниям. по происхождению- природные, антропогенные, техногенные, экологические, социальные, биологические; по характеру воздействия- механические, физические, химические, биологические, психофизиологические; по локализации - атмосферные, гидросферные, литосферные, космические.

Классифиция опасности по

различным основаниям.

  • по происхождению- природные,

антропогенные, техногенные, экологические, социальные, биологические;

  • по характеру воздействия- механические, физические, химические, биологические, психофизиологические;
  • по локализации - атмосферные, гидросферные, литосферные, космические.
 Антропогенные  опасности-это  опасности,  вызванные  действиями  или  бездействием человека. Они противопоставляются природным  опасностям.  Антропогенные  опасности  могут  отрицательно  сказываться  на  людях,  других  организмах, биомах и экосистемах.

Антропогенные опасности-это опасности, вызванные действиями или бездействием человека. Они противопоставляются природным опасностям. Антропогенные опасности могут отрицательно сказываться на людях, других организмах, биомах и экосистемах.

Любая деятельность человека  (учёба, труд, занятия спортом  и т. д.) и даже отсутствие  видимой  деятельности  (сон,  пассивный отдых и т. д.)  содержат явные или  потенциальные  опасности. Особенность  потенциальной опасности состоит в её  неявном характере и в том,  что при определённых  условиях она может  проявиться. Вероятность  создания  таких  условий, как  гласит третья аксиома,  целиком  зависит  от  общего  уровня  опасности:  чем  он  выше, тем  серьёзнее должны быть меры для  обеспечения  комфорта и  безопасности. Прилагая  усилия,  мы  можем  создать безопасные и  комфортные условия  жизнедеятельности.

Любая деятельность человека (учёба, труд, занятия спортом и т. д.) и даже отсутствие видимой деятельности (сон, пассивный отдых и т. д.) содержат явные или потенциальные опасности.

Особенность потенциальной

опасности состоит в её неявном характере и в том, что при определённых условиях она может проявиться.

Вероятность создания таких условий, как гласит третья аксиома, целиком зависит от общего уровня опасности: чем он выше, тем серьёзнее должны быть меры для обеспечения комфорта и безопасности.

Прилагая усилия, мы можем создать безопасные и комфортные условия жизнедеятельности.

Источники  опасности.

Источники опасности.

Уровни  опасности:  На  планетарном  уровне  поддержанием  и  укреплением  международного  мира  и  безопасности  занимается  ООН.  Вопросы  здравоохранения  на  планетарном  уровне  находятся  в  ведении  Всемирной  организации  здравоохранения  (ВОЗ),  которая  устанавливает  стандарты  и  предоставляет  международные  рекомендации  в  области  здравоохранения.

Уровни опасности:

На планетарном уровне поддержанием и укреплением международного мира и безопасности занимается ООН. Вопросы здравоохранения на планетарном уровне находятся в ведении Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), которая устанавливает стандарты и предоставляет международные рекомендации в области здравоохранения.

 На  общественно-государственном  уровне  в  РФ  за  каждое  направление  безопасности  отвечает  орган  государственной  власти.  Например,  борьбой  с  терроризмом  и  особо  опасными  формами  преступности  занимается  ФСБ  России.  Министерство  обороны  РФ отвечает  за  вопросы  военной  безопасности,  включая  выполнение  задач  за  её  пределами,  как,  например,  борьба  с  международным  терроризмом  в  Сирийской  Арабской  Республике.

На общественно-государственном уровне в РФ за каждое направление безопасности отвечает орган государственной власти. Например, борьбой с терроризмом и особо опасными формами преступности занимается ФСБ России. Министерство обороны РФ отвечает за вопросы военной безопасности, включая выполнение задач за её пределами, как, например, борьба с международным терроризмом в Сирийской Арабской Республике.

 На  групповом  уровне  вопросы  безопасности  находятся  в  ведении  муниципальных (местных)  органов  власти  и городских  (сельских)  специализированных  служб  (скорая  медицинская  помощь,  пожарная  охрана, спасательные формирования),  которые являются  подразделениями  соответствующих  федеральных  министерств  и  ведомств.

На групповом уровне вопросы безопасности находятся в ведении муниципальных (местных) органов власти и городских (сельских) специализированных служб (скорая медицинская помощь, пожарная охрана, спасательные формирования), которые являются подразделениями соответствующих федеральных министерств и ведомств.

 Индивидуальный  уровень  является  основным,  базовым  для  всех  других.  Здесь  безопасность  зависит  от  самого  человека, его  ценностей,  мотивов  поведения  и  порядка  действий  в  конкретных  обстоятельствах.  Ключевым  условием  безопасности  на  данном  уровне  является  модель  индивидуального  безопасного  поведения,  которая  должна  быть  сформирована у  каждого  гражданина, его  культура  безопасности  жизнедеятельности.

Индивидуальный уровень является основным, базовым для всех других. Здесь безопасность зависит от самого человека, его ценностей, мотивов поведения и порядка действий в конкретных обстоятельствах. Ключевым условием безопасности на данном уровне является модель индивидуального безопасного поведения, которая должна быть сформирована у каждого гражданина, его культура безопасности жизнедеятельности.

К у л ь т у ра  б ез о па с н о сти жизнедеятельности.  Несмотря на  наличие  нескольких  уровней  опасности, как и  прежде,  в  основе  безопасности жизнедеятельности  лежит  задача  сохранения  жизни  и  здоровья  конкретного  человека.  Для  её  успешного  решения  важна  культура  безопасности  жизнедеятельности ,  базирующаяся  на  идее  осознания  каждым  гражданином  значимости  безопасного  поведения  в повседневной  жизни.

К у л ь т у ра б ез о па с н о сти жизнедеятельности.

Несмотря на наличие нескольких уровней опасности, как и прежде, в основе безопасности жизнедеятельности лежит задача сохранения жизни и здоровья конкретного человека. Для её успешного решения важна культура безопасности жизнедеятельности , базирующаяся на идее осознания каждым гражданином значимости безопасного поведения в повседневной жизни.

 Мысль о  необходимости  объединить  понятия  «культура»  и «безопасность»  принадлежит  Международному  агентству  по  атомной  энергии.  Высказана  она  была  в  1986  г.  в  ходе  анализа  причин  и  оценки  последствий  аварии  на  Чернобыльской  атомной  электростанции.

Мысль о необходимости объединить понятия «культура» и «безопасность» принадлежит Международному агентству по атомной энергии. Высказана она была в 1986 г. в ходе анализа причин и оценки последствий аварии на Чернобыльской атомной электростанции.

 Главенствующая  роль  в  формировании  культуры  безопасности  жизнедеятельности  принадлежит  человеку.  Именно  от  его  ценностных  установок,  мотивов  поведения,  личностных  качеств  и  профессиональных  компетенций  зависит  эффективность  мер  по  обеспечению  безопасности  жизнедеятельности  как  отдельной  личности,  так  и  общества  в  целом,  мер  по  снижению  индивидуальных  и  коллективных  рисков,  что  в  конечном  счёте  приведёт  к  успешному решению  вопросов  национальной  безопасности  Российской Федерации.

Главенствующая роль в формировании культуры безопасности жизнедеятельности принадлежит человеку. Именно от его ценностных установок, мотивов поведения, личностных качеств и профессиональных компетенций зависит эффективность мер по обеспечению безопасности жизнедеятельности как отдельной личности, так и общества в целом, мер по снижению индивидуальных и коллективных рисков, что в конечном счёте приведёт к успешному решению вопросов национальной безопасности Российской Федерации.

Общие принципы безопасного  поведения. Ведущая  роль  человека  на  всех  уровнях  культуры  безопасности  жизнедеятельности  предполагает  высочайший  уровень  его  ответственности,  в  первую  очередь  за  соблюдение  установленных  норм  и  правил,  неравнодушное  отношение  к  вопросам  безопасности,  заинтересованность в вопросах  защиты.

Общие принципы безопасного поведения.

Ведущая роль человека на всех уровнях культуры безопасности жизнедеятельности предполагает высочайший уровень его ответственности, в первую очередь за соблюдение установленных норм и правил, неравнодушное отношение к вопросам безопасности, заинтересованность в вопросах защиты.

 Как показывает  многолетний  опыт  развития  человечества,  в  основу  модели  индивидуального  безопасного  поведения  следует  положить  ряд  общих  принципов,  которые  в  виде  простых  правил  были  выдвинуты  основателем  первой  европейской  школы  выживания  Яцеком  Палкевичем: Предвидеть  опасность. По возможности избегать её. При  необходимости  действовать.

Как показывает многолетний опыт развития человечества, в основу модели индивидуального безопасного поведения следует положить ряд общих принципов, которые в виде простых правил были выдвинуты основателем первой европейской школы выживания Яцеком Палкевичем:

  • Предвидеть опасность.
  • По возможности избегать её.
  • При необходимости действовать.
 Осмыслить  эти  правила,  понять  их  простоту  и  силу,  научиться  эффективно  выполнять  их  в  интересах  активной,  полноценной  и  счастливой  жизни  вам  поможет  школьный  предмет «Основы  безопасности  жизнедеятельности».

Осмыслить эти правила, понять их простоту и силу, научиться эффективно выполнять их в интересах активной, полноценной и счастливой жизни вам поможет школьный предмет

«Основы безопасности жизнедеятельности».

Опасная,  экстремальная  и  чрезвычайная  ситуации.  Опасная ситуация - это неблагоприятная обстановка, в которой действуют вредные и опасные факторы, угрожающие здоровью, жизни человека.  Экстремальная ситуация – это прямое взаимодействие человека со сверхсложной обстановкой. Такие ситуации могут случиться с человеком или группой людей на природе: в лесу, в степи, в горах, в пустыне, т. е. в тех местах, где много опасностей и помощи ждать неоткуда.

Опасная, экстремальная и чрезвычайная ситуации.

Опасная ситуация - это неблагоприятная обстановка, в которой действуют вредные и опасные факторы, угрожающие здоровью, жизни человека.

Экстремальная ситуация – это прямое взаимодействие человека со сверхсложной обстановкой. Такие ситуации могут случиться с человеком или группой людей на природе: в лесу, в степи, в горах, в пустыне, т. е. в тех местах, где много опасностей и помощи ждать неоткуда.

 Чрезвыча́йная ситуа́ция (ЧС)  — это обстановка на определенной территории , сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, стихийного или иного бедствия, которая может повлечь или повлекла за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Чрезвыча́йная ситуа́ция (ЧС)  — это обстановка на определенной территории , сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, стихийного или иного бедствия, которая может повлечь или повлекла за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Правила  поведения  в  опасных  и  чрезвычайных  ситуациях.  Наша  повседневная  жизнь  (учёба,  труд,  отдых)  должна  базироваться  на  модели  индивидуального  безопасного  поведения ,  например,  при  возникновении  ситуации  реальной  опасности  следует  руководствоваться  первым  и  вторым  правилами  безопасного  поведения  (предвидеть  опасность  и  по  возможности  её  избегать).

Правила поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях.

Наша повседневная жизнь (учёба, труд, отдых) должна базироваться на модели индивидуального безопасного поведения , например, при возникновении ситуации реальной опасности следует руководствоваться первым и вторым правилами безопасного поведения (предвидеть опасность и по возможности её избегать).

Контрольные вопросы. 1. Основными задачами предмета ОБЖ  являются? 2. Экстремальная ситуация– это ? 3. Перечислите основные Правила поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях.

Контрольные вопросы.

1. Основными задачами предмета ОБЖ

являются?

2. Экстремальная ситуация– это ?

3. Перечислите основные Правила

поведения в опасных

и чрезвычайных ситуациях.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Поделитесь с друзьями
ВКонтактеОдноклассникиTwitterМой МирLiveJournalGoogle PlusЯндекс