СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Цель и задачи реализации программы.

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Цель и задачи реализации программы.»

6


ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.

Цель – формирование у обучающегося младшего школьного возраста первоначальных знаний и практических умений, способствующих бытовой и социальной адаптации.

Задачи:

  1. Помочь детям овладеть умениями и навыками гигиены и охраны зрения и осязания, ухода за кожей, сохранения и укрепления своего здоровья.

  2. Ознакомить детей с основными продуктами питания, способами приготовления и хранения пищи, сервировки стола.

  3. Расширить навыки самообслуживания.

  4. Формировать у детей умения и навыки пользования средствами связи, транспортом, магазинами, медицинской помощью.

  5. Формировать представления о себе, своей семье, ближайшем социальном окружении, обществе.

Одновременно решаются задачи воспитания личностных качеств: трудолюбие, аккуратность, терпение, усидчивость; элементов трудовой культуры: организация труда, экономное и бережное отношение к продуктам, оборудованию использованию электроэнергии, строгое соблюдение правил безопасной работы и гигиены труда; воспитание желания и стремления к приготовлению доброкачественной пищи; творческого отношения к домашнему труду.

Принципы коррекционной работы учителя-дефектолога.

Работа учителя-дефектолога с обучающимися с РАС строится с учетом возрастных и психологических особенностей развития учащихся, уровня их знаний и умений. Материал Программы расположен по принципу усложнения и увеличения объема сведений. Последовательное изучение тем обеспечивает возможность систематизированно формировать и совершенствовать у обучающихся с РАС необходимые им навыки самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в окружающем, а также практически знакомятся с предприятиями, организациями и учреждениями, в которые им придется обращаться по различным вопросам, начав самостоятельную жизнь. Большое значение имеют разделы, направленные на формирование умений пользоваться услугами предприятий службы, торговли, связи, транспорта, медицинской помощи.

ХАРАКТЕРИСТИКИ, ЗНАЧИМЫЕ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.

Особенности развития социально – бытовых навыков у обучающихся с РАС.

Развитие социально – бытовых навыков составляет для обучающегося с РАС особую проблему. Возникающие трудности в обучении социально - бытовым навыкам в большой степени связаны с нарушениями контакта, с затруднениями в сосредоточенности, а также страхами. Обучающимся с РАС в развитии социально – бытовых навыков мешают нарушения моторики, общая моторная неловкость тонуса мышц. Овладение тем или иным навыком бывает связано непосредственно с конкретной ситуацией и перенос этого навыка в иную ситуацию крайне затруднён. Поведение ребёнка отличается стереотипностью. В связи с этим, возникают трудности в организации ситуации обучения, разработке самой структуры и создании стереотипов.

Ребёнок с РАС может отказаться выполнять инструкции, игнорировать их, убегать от взрослого, выказывать протест или делая всё наоборот. Случаи неуспеха могут вызывать стойкий протест, замыкание и отказ ребёнка против повторной попытки повторить действие.

Поэтому крайне важно организовать ситуацию успеха, не спешить с усложнением задачи, обеспечить поддержку и постепенное предоставление самостоятельности, чтобы у него возникло ощущение безопасности и уверенности в собственных силах.

Обучение социально- бытовым навыкам обучающихся с РАС является очень сложным, пролонгированным во времени процессом, перед которым педагог должен быть тщательно подготовлен основными знаниями в умении правильно организовать процесс взаимодействия с ребёнком, установке правильной среды и выбора методов в формировании у ребёнка необходимости быть самостоятельным и возможным использовать приобретённые навыки в дальнейшей жизни.



Особые образовательные потребности обучающихся с РАС.

К особым образовательным потребностям, характерным для данной категории обучающихся относятся:

• специальная поддержка детей в развитии возможностей вербальной и невербальной коммуникации: обратиться за информацией и помощью, выразить свое отношение, оценку, согласие или отказ, поделиться впечатлениями;

• создание особенно четкой и упорядоченной временно-пространственной структуры занятия, дающее ученику опору для понимания происходящего и самоорганизации;

• оказание помощи в проработке впечатлений, воспоминаний, представлений о будущем, развитию способности планировать, выбирать, сравнивать;

• специальная помощь в упорядочивании и осмыслении усваиваемых знаний и умений, не допускающей их механического формального накопления и использования для аутостимуляции;

• создание условий обучения, обеспечивающих обстановку сенсорного и эмоционального комфорта (отсутствие резких перепадов настроения, ровный и теплый тон голоса учителя), упорядоченности и предсказуемости происходящего;

• специальная установка педагога на развитие эмоционального контакта учеником, поддержание в нем уверенности в том, что его принимают, ему симпатизируют, в том, что он успешен на занятиях;

• психолого-педагогическое сопровождение семьи с целью ее активного включения в коррекционно-развивающую работу с ребенком; организация партнерских отношений с родителями.

• индивидуально дозированное и постепенное расширение образовательного пространства за пределы образовательного учреждения.

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ.

Курс «Социально-бытовая ориентировка» имеет безотметочную систему прохождения материала, динамика продвижения определяется по

четырем уровням (низкий, ниже-среднего, средний, высокий) на основе выполнения диагностических заданий.

Форма регистрации результатов: итоговая диагностика, направленная на выявление динамики развития познавательной деятельности, речи и всех психических процессов. Итоговая диагностика проводится в конце учебного года и включает в себя игровые, тестовые и вербальные задания, а также диктант.

Содержание курса:

Основной формой организации процесса обучения данному предмету являются занятия, ориентированные на игровой, практический и наглядный метод обучения, с частичным использованием словесного метода: практические работы; экскурсии; сюжетно-ролевые игры; беседы.

Программа предполагает изучение правил техники безопасности, формирования умений пользоваться нагревательными электрическими и механическими бытовыми приборами и приспособлениями, колющими и режущими инструментами, а также навыков обращения со стеклянной посудой, кипятком. В Программе предусмотрена система упражнений, которые каждый ученик выполняет индивидуально. Это работа осуществляется с целью выработки у учащихся определенных умений и навыков на основе знаний, полученных как на занятиях по коррекционному курсу, так и на занятиях по другим предметам. Беседа на занятиях по является одним из основных методов обучения и применяется в сочетании с сюжетно-ролевыми играми, различными практическими работами: записями в тетрадь определенных правил, зарисовками, упражнениями и другими видами работ. Сюжетно-ролевые игры программой предусмотрены на этапе закрепления пройденного материала и для формирования навыков общения. В программе значительное место отводится экскурсиям. Они проводятся на объекты, в магазины, на предприятия службы быта, в отделения связи, на транспорт, в различные учреждения. Экскурсии в зависимости от их места в учебном процессе могут быть вводные, текущие и итоговые. Вводные экскурсии предшествуют изучению нового материала и имеют целью проведение наблюдений и общее ознакомление с объектами. Текущие экскурсии проводятся в ходе изучения темы и служат для конкретизации и закрепления определенного учебного материала. Итоговые экскурсии организуются при завершении работы над темой. Особое внимание программа уделяет формированию у учащихся умений использовать средства коммуникации (альтернативные и вербальные) для сообщения о своих действиях, обращения за помощью в случае затруднений.

Методы

Наглядные: опорные схемы, сюжетные картинки, альбомы и рабочие

тетради, фотографии, мультимедиа, моделинг.

 Словесные: вопросы, указания, разъяснения, комментарии.

 Игровые: сюжетно-ролевые игры, игры-инсценировки, настольно-

печатные игры.

 Практические: упражнения, практические работы.

 Социальные истории

 PECS

Ход занятия

Водный ролик (презентация)

Разбор понятий и уточнение словаря по заданной теме

Разбор социальной истории/визуальной схемы работы

Обучающий блок (демонстрация на модели, проведение

наблюдения, работа с практическим материалом, работа с

техникой и т.д.)

Дидактическая игра

Практическая работа (повторная проработка навыков)

Разбор домашнего задания.

Раздел «Развитие моторики, графомоторных навыков» решает ряд задач, связанных с расширением двигательного опыта учащихся, развитием умения согласовывать движения различных частей тела, целенаправленно выполнять отдельные действия и серии действий по инструкции педагога, что является основой для формирования у учащихся пространственной ориентировки. Коррекционная направленность занятий предполагает также работу по укреплению моторики рук, развитию координации движений кисти рук и пальцев.

      Для формирования полноты представлений у детей об объектах окружающего мира в программу включен раздел, основной целью которого является развитие тактильно-двигательного восприятия. Речь идет о различении поверхностей предметов на ощупь (мягкий, твердый, шершавый, колючий и др.), определении их температурного режима (горячий, холодный и др.), вибрационных возможностей. Тактильные ощущения, которые возникают при последовательном ощупывании предмета, выделении его контура (или объема), поверхности, позволяют уточнить знания детей о материалах, их свойствах и качествах, сформировать обобщенное представление.

      Раздел «Кинестетическое и кинетическое развитие» предполагает формирование у детей ощущений от различных поз и движений своего тела или отдельных его частей (верхних и нижних конечностей, головы, туловища, глаз) в пространстве. Кинестетический фактор несет информацию о взаиморасположении моторных аппаратов в статике и движении. Он тесно связан с осязанием, что способствует обеспечению более тонких и пластичных подкреплений сложных комплексов рук, ног, кистей, пальцев, органов артикуляции, глаз и т. д. Формирование представлений ребенка о схеме собственного тела формируется исключительно на кинестетической основе.

      Кинетический фактор, или моторная составляющая (мышечно-суставная чувствительность, т. е. глубокая чувствительность), является ведущим при осуществлении зрительно-моторных, слухомоторных, координационно-моторных факторов. В данном разделе уделено внимание мобилизации сенсорно-двигательной памяти, формированию зрительно-моторных и вестибулярно-моторных координаций

      Основной задачей раздела «Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов» является пополнение и уточнение знаний учащихся о сенсорных эталонах.      Программа предусматривает усложнение требований не только к формированию собственно сенсорных эталонов (формы, величины, цвета), но и к умению группировать предметы по различным (в том числе самостоятельно выделенным) нескольким признакам (2—3), составлять сериационные ряды, сравнивать плоскостные и объемные фигуры, использовать различные приемы измерения. Введение в программу задач, связанных с конструированием, вызвано ее особой значимостью для более полного познания объектов и явлений окружающего мира, для практической и мыслительной деятельности детей, что в конечном итоге будет способствовать сознательному усвоению программного материала на разных уроках (математика, рисование, лепка, ручной труд и др.).
      Введение в программу раздела «Использование зрительного восприятия как средства решения логических задач и установления причинно-следственных связей» обусловлено необходимостью обучения детей способов восприятия сюжетного изображения (целостное обведение взором: выделение главного, восприятие по плану, детальное рассматривание отдельных признаков). Обучение детей способности выделять их в сюжетном изображении с установлением логических связей, развитие устной речи. Данный раздел предполагает обучение детей способности определять и рассказывать о месте и времени событий сюжета, о действующих лицах, оценивать происходящее путем детального, последовательного и целостного восприятия изображенного.

            Решение задач раздела «Восприятие особых свойств предметов через развитие осязания, обоняния, барических ощущений, вкусовых качеств» способствует познанию окружающего мира во всем многообразии его свойств, качеств, вкусов, запахов.
      Особое значение придается развитию осязания, так как недостатки его развития отрицательно сказываются на формировании наглядно-действенного мышления и в дальнейшем на оперировании образами. Обучение способам уточнения, расширения и углубления информации, полученной другими анализаторами. Развитие барических ощущений, обонятельного, вкусового анализаторов, чтобы эти ощущения стали определяющими при знакомстве с определенными группами предметов (например, косметическая продукция, специи и др.).

      У детей с ограниченными возможностями здоровья по зрению отсутствует должное соответствие между словом, обозначающим предмет, и конкретным образом. Недостаточно воспринимая и осмысливая предметы и явления окружающей действительности, учащиеся не испытывают потребности в их точном обозначении. Накопление слов, обозначающих свойства и качества объектов и явлений, осуществляется значительно медленнее, чем у нормальновидящих сверстников. Для решения указанных недостатков в программу включен раздел «Развитие слухового восприятия».
      Создание основы для более полного овладения речью, направленной на различение речевых, музыкальных звуков и шумов; выполнение имитационных и разных двигательных упражнений различного ритмического рисунка; игра на детских музыкальных (в том числе шумовых) инструментах и т. д. Обучение ориентировке в пространстве, используя способности дифференцировать звуки, шумы, локализовывать источники звуков, определять направление звуковой волны.
      Развитый фонематический слух является основой и предпосылкой успешного овладения грамотой, что особенно актуально для учащихся.
      Работа над разделом «Восприятие пространства» имеет принципиальное значение для организации учебного процесса в целом. Развитие восприятия глубины пространства. Развитие способности оценивать глубину пространства. Обучение зрительным способом выделять пространственное положение в группе предметов, определение изменения месторасположения, положения относительно других. Обучение восприятию пространственных отношений между предметами.

      Раздел «Восприятие времени» предполагает формирование у детей временных понятий и представлений: секунда, минута, час, сутки, дни недели, времена года. Формирование представления о последовательности основных жизненных событий и их продолжительности. Обучению умению определять время по часам.

      Все разделы программы курса занятий взаимосвязаны, по каждому спланировано усложнение заданий от 1 к 4 классу. В основе предложенной системы лежит комплексный подход, предусматривающий решение на одном занятии разных, но однонаправленных задач из нескольких разделов программы, способствующих целостному развитию ребенка (например, развитие мелкой моторки, формирование представлений о форме предмета, развитие тактильного восприятия или упражнения на развитие крупной моторики, пространственная ориентировка, развитие зрительной памяти и т. д.)

Учебно-тематический план.


№п/п

Название

Количество часов

1

Обследование детей, комплектование групп для коррекционных занятий.

2 часа

2

Развитие моторики, графомоторных навыков.

3 часа

3

Тактильно-двигательное восприятие.

2 часа

4

Кинестетическое и кинетическое развитие.

2часа

5

Восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов.

8 часов

6

Использование зрительного восприятия как средства решения логических задач и установления причинно-следственных связей

2 часа

7

Восприятие особых свойств предметов.

3 часа

8

Развитие слухового восприятия.

3 часа

9

Восприятие пространства.

3 часа

10

Восприятие времени

6 часов


Итого

34 часа





ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

1 класс.

Компетенция взаимодействия:
      — Целенаправленно выполнять действия по инструкции педагога.
      — Правильно пользоваться письменными принадлежностями, копировать несложные изображения.

— Выполнять советы учителя по подготовке рабочего места в школе и дома.

— Учиться работать вместе с товарищем.

Учебно-познавательная компетенция:
      — Анализировать и сравнивать предметы по одному из указанных признаков: форма, величина, цвет.
      — Самостоятельно показывать и называть основные цвета, выделять оттенки, раскладывать от светлого к темному.
      — Узнавать и называть геометрические фигуры.
      — Составлять предмет из 2—3 частей.
      — Определять на ощупь величину хорошо знакомых предметов.
      — Зрительно определять и называть отличительные и общие признаки двух предметов.
      — Классифицировать предметы и их изображения по признаку соответствия знакомым сенсорным эталонам, делать простейшие обобщения.

— Ориентироваться на собственном теле и на плоскости листа бумаги.
      — Выделять части суток и определять порядок дней недели

Коммуникативная компетенция:
      — Оценивать взаиморасположение предметов в пространстве: узнавать положение предмета в пространстве.

— Воспринимать и моделировать позы: движения тела: конечностей: головы: оценивать эмоциональное состояние людей

Компетенция личностного самосовершенствования

— Учиться работать в заданном темпе.

— Проверять свою работу по образцу.

— Учиться правильно оценивать свое отношение к учебной деятельности.

Информационно – методическое обеспечение

1. Никулина Г.В., Фомичева Л.В, Замашнюк Е.В. Развитие зрительного восприятия: Учебное пособие / Под ред. Никулиной Г.В. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2003.

2. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для слабовидящих детей). Часть II – Начальная школа. – М.: ГороД, 1999.

3. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида. Программы начальной школы. Коррекционная работа в начальной  школе. Авт. прогр.: Бельмер В.А., Григорьева Л.П., Денискина В.З. и др. Под ред. Л.И. Плаксиной. - М.: Просвещение, 1997.

4. Григорьева Л.П., Сташевский С.В. Основные методы развития зрительного восприятия при нарушениях зрения. М., 1990.

5. Никулина Г. В., Фомичева Л. В. Охраняем и развиваем зрение: Учеб. – метод. пособие для педагогов образовательных учреждений общего назначения. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2002

6. Плаксина Л. И., Григорян Л. А. Содержание медико-педагогической помощи детям с нарушениями зрения. – М., 1998.

7.  Плаксина Л. И. Развитие зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения. – М., 1998.

8. Фомичева Л. В. Интеграция методов развития зрительного восприятия в работе тифлопедагога. Диагностика, развитие и коррекция сенсорной сферы лиц с нарушениями зрения. – М., 1997.

9. Фомичева Л. В. Клинико-педагогические основы обучения и воспитания детей с нарушениями зрения: Офтальмологические и гигиенические аспекты охраны и развития зрения: Учебно-методическое пособие. – СПб.: КАРО, 2007.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!