Тема: «Использование технологии развития критического мышления на уроках литературного чтения»
Поиск… Вероятно, это то, чем живёт современная школа. Вероятно, это то, что не даёт нам, учителям, быть статичными, остановиться в современном быстро развивающемся обществе. Поиск – это то, что позволяет ребёнку стать учеником, настоящим учеником, умеющим не зазубривать, а делать открытия, радоваться этим открытиям и стремиться к новым. Поиск и творчество не могут существовать обособленно и, на мой взгляд, являются важнейшими составляющими в учебном процессе. Именно поисковая деятельность в сочетании с творчеством стала ведущей на моих уроках.
Мне, как и всем учителям, хочется, чтобы на уроке царила атмосфера творчества, чтобы ученики могли сравнивать и ассоциировать, задумываться над проблемными ситуациями и предлагать выход из них. Для этого, безусловно, необходимо творчески мыслить. Можем ли мы научить творческому мышлению? Однозначно ответить нельзя, так как творческие возможности ребёнка закладываются в раннем детстве. Создать условия для развития тех, кто открыт для творчества, – это уже большое дело. А тех, кто не был отягощён интеллектуальным и творческим развитием в дошкольном возрасте, мы можем научить мыслить критически через поиск. Поэтому теория технологии развития критического мышления через чтение и письмо во многом была принята мной и стала частью проблемного обучения на уроках.
Цель технологии развития критического мышления состоит в развитии мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в дальнейшей жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений); реализации компетентностного подхода в обучении и воспитании школьников.
На формирование опыта работы оказали влияние следующие факторы:
-внедрение стандартов второго поколения в начальной школе;
-изучение методической литературы;
-организация учебной и внеурочной деятельности учащихся в условиях внедрения ФГОС НОО;
-курсы повышения квалификации.
В новом стандарте (ФГОС) в основе метапредметных результатов освоения основной образовательной программы, иначе говоря, метапредметных результатов обучения, лежат метапредметные умения:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;
-умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
-умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
-смысловое чтение;
-умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты.
Работая с детьми младшего школьного возраста, я нахожусь в поиске таких методов и приёмов работы на уроках литературного чтения, которые бы совершенствовали мыслительные способности учащихся и позволили бы мыслить более продуктивно.
Одним из инновационных методов, позволяющих добиться позитивных результатов в формировании мыслительной деятельности младших школьников, является технология развития критического мышления.
Цель ее состоит в развитии мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в дальнейшей жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений). Говоря иначе, данная технология способствует реализации компетентностного подхода в обучении и воспитании школьников.
Суть технологии развития критического мышления очень точно передана в китайской пословице: «Скажи мне – я забуду, покажи мне – я запомню, вовлеки меня –я пойму». Для учителей начальных классов всегда существует проблема: как сделать свои уроки увлекательными и емкими в плане содержания. Я пришла к выводу, что актуальна технология критического мышления на уроках литературного чтения, ее применение позволяет оживить урок, сделать его увлекательным и эмоциональным, социально значимым для учащегося. Развиваются познавательные способности и познавательные процессы личности: разные виды памяти (слуховой, зрительной, моторной), мышление, внимание, восприятие. Также развитие критического мышления направлено на удовлетворение потребностей личности в уважении, самоутверждении общении, игре и творчестве.
Особенностью данной педагогической технологии является то, что учащийся в процессе обучения сам конструирует этот процесс, исходя из реальных и конкретных целей, сам отслеживает направления своего развития, сам определяет конечный результат. С другой стороны, использование данной информацией.
Данная технология предполагает использование на уроке трех этапов (стадий): стадии вызова, смысловой стадии и стадии рефлексии. Каждая фаза имеет свои цели и задачи, а также набор характерных приемов, направленных сначала на активизацию исследовательской, творческой деятельности, а потом на осмысление и обобщение приобретенных знаний.
Применение приемов технологии РКМЧП обеспечивает понимание текста за счёт овладения приемами его освоения на этапах до чтения, во время чтения и после чтения. Эта технология направлена на формирование познавательных универсальных учебных действий, например, умения извлекать информацию из текста; коммуникативных универсальных учебных действий, обеспечивая умение истолковывать прочитанное и формулировать свою позицию, адекватно понимать собеседника (автора), умение осознанно читать вслух и про себя тексты учебников.
Результаты работы заметны уже на первых занятиях. Учащиеся охотно идут на общение со сверстниками, активнее включаются в коллективную работу, меньше становится конфликтных ситуаций, связанных с коммуникативными компетенциями, адаптивный период проходит безболезненно, снимается тревожность у учащихся, количество детей «изолированных» от коллектива снижается. Уроки становятся живыми, эмоциональными, увлекательными. Читательская грамотность, мыслительная деятельность младших школьников повышаются.
Данная диаграмма свидетельствует о позитивной динамике сформированности умения работать с информацией: умение систематизировать материал, устанавливать причинно – следственные связи.
Промежуточный контроль показал возрастание качества успеваемости учащихся, а также формирование навыка самостоятельности, творческой активности. Показывают устойчивые результаты обучения (коэффициент обученности – 72 %, успеваемость- 100%).
Дети активно принимают участие во Всероссийских конкурсах, олимпиадах и викторинах; пишут стихи, рассказы, сказки; создают учебные и социальные проекты.
Результативность работы учителя – это достижения его учеников. Я могу с уверенностью сказать, что применение технологии развития критического мышления помогло достичь следующих результатов:
Уровень обученности по предметам
Победители школьных предметных олимпиад
Победители дистанционных олимпиад.
(См. приложение)
Победители городского конкурса проектов (См. приложение)
Критическое мышление — это поиск здравого смысла: как рассудить объективно и поступить логично, с учётом как своей точки зрения, так и других мнений, умение отказаться от собственных предубеждений.
Критическое мышление - это точка опоры для мышления человека, естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. Критическое мышление означает мышление оценочное, рефлексивное. Это открытое мышление, не принимающее догм, развивающееся путём наложения новой информации на жизненный личный опыт.
И я понимаю: чтобы используемая технология дала результат, важно развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в повседневной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.п.).