«Цифровая трансформация образования».
Цифровизация школы всегда должна включать в себя создание новых, более эффективных процессов обучения и преподавания в области информационных технологий, которые делают возможными новые процессы, а не просто заменяют ручки или доски электронной версией. Технология всегда должна приносить пользу педагогике. Хотим мы того или нет, цифровизация неизбежно затрагивает нашу повседневную жизнь, семьи, родителей и детей, общество в целом. Уже выросло целое поколение, которое не представляет свою жизнь без электронных гаджетов, ежедневного выхода в онлайн, общения и учебы в сети.
Информационные технологии могут использоваться, чтобы обогатить преподавание и увеличить его методическое разнообразие. Использование информационных технологий в преподавании и обучении должно осуществляться систематически, исходя из целей учебной программы и учебного заведения.
Основное внимание при использовании технологий в образовании стоит уделять не обучению техническим навыкам, а использованию педагогических информационных и коммуникационных технологий в различных предметах и темах. На самом деле, наибольшее преимущество от использования технологий получают, когда пользуются ими систематически в процессе обучения.
Роль цифровых инструментов в обучении и преподавании
1. Медиа
Информационные технологии действуют как средство обучения, например для распространения учебного материала, который может быть создан педагогом или доступен в интернете. В настоящее время в интернете доступно большое количество готовых материалов, таких как учебные разработки, видеофильмы, презентации.
2. Информационный ресурс
Поиск информации является ключевым предложением интернета и информационных технологий. Сеть и социальные сети являются обширными источниками информации, и фактически интернет называют «всемирной библиотекой». Там много источников, которые можно найти через службы поиска и базы данных статей. Также в «Википедии», совместно созданной онлайн-энциклопедии, можно найти полезную информацию для преподавания и обучения.
3. Связь
Общение — одна из наиболее важных возможностей, которые обеспечиваются технологиями. Компьютеры и интернет позволяют нам обмениваться электронными письмами, сообщениями, звонками, а также проводить видеоконференции. Учащиеся могут использовать информационные технологии для общения со специалистами в различных областях. Диалог между учениками и педагогами онлайн — ещё одна форма общения. Компьютер больше не просто техника, это ещё и коммуникационная среда.
Следует отметить, что «цифровые решения», помогающие развивать школу, берут свое начало и из проблематики внедрения информационно-коммуникационных технологий, и из еще более ранней проблематики применения технических средств обучения в школе. Это технологический прогресс школы.
4. Платформа для совместного создания знаний. Среда онлайн-обучения предлагает инструменты для совместного обучения.
Информационно-коммуникационные технологии стали перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ. Объединение в компьютере текстовой, графической, аудио-видеоинформации, анимации резко повышает качество преподносимой школьникам учебной информации и успешность их обучения. Одной из наиболее удачных форм проведения воспитательных мероприятий считаю использование мультимедийных презентаций, которые создаю, учитывая специфику группы воспитанников, конкретный контингент детей с учетом их психического, физического и эмоционального уровня развития. Проведение мультимедийных презентаций позволяет сделать занятия более интересными, включает в процесс восприятия не только зрение, но и слух, эмоции, воображение, помогает детям глубже погрузиться в изучаемый материал, сделать процесс обучения менее утомительным. С недавнего времени в своей работе я стала использовать метод проектной деятельности. Метод проекта в специальной (коррекционной) школе имеет свои специфические особенности и подходы к организации. Прежде всего, он ориентирован на психофизические возможности учащихся с недостатком слуха, которую обучающиеся выполняют в течение определенного отрезка деятельности. Использование этой технологии даёт воспитанникам не только возможность больше работать самостоятельно, развивать свои способности, взаимодействовать в команде, но и умение работать с источниками информации .При защите проекта сначала использую презентацию и видео, потом идём на экскурсию. Без ИКТ, детям слабослышащим и глухим трудно донести информацию без наглядности.
Я полностью согласна с тем, что на сегодняшний день большое значение в системе специального образования придаётся использованию ИКТ в работе с воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья .Какие выводы можно сделать, говоря о применении ИКТ в воспитательной работе коррекционной школы - интернат II и I вида. Опираясь на собственный опыт, могу сказать, что подготовка занятий с применением информационно-коммуникационных технологий заставляет воспитателя постоянно развиваться самому и повышать свой уровень медиа образованности. В результате применения ИКТ в нашей школе значительно повысился интерес педагогов в использовании новых технологий, возросла заинтересованность детей и воспитателей участия в олимпиадах, конкурсах и проектах.
Литература:
1.Использование информационно-коммуникационных технологий в воспитательном процессе коррекционной школы – интернат Суворова Юлия Владимировна.
2. Как происходит цифровая трансформация образования (сайт «ИЗМЕНЕНИЕ С ЦИФРОВЫМ» Финляндия)