СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Цикл уроков для 1 класса "Первые дни ребенка в школе"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка уроков для 1 класса "Первые дни ребенка в школе"

Просмотр содержимого документа
«Цикл уроков для 1 класса "Первые дни ребенка в школе"»



Цикл уроков



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Вишняковская

«начальная общеобразовательная школа №29»


Федорова Е.В.,

учитель начальных классов
















Психологический аспект уроков


Первые дни ребёнка в школе – особые дни. Самым важным, на мой взгляд, является формирование у каждого ребёнка положительного отношения к школе, к учебной деятельности, снятие напряжённости, страхов, боязни нового общества, новых взаимоотношений. Поэтому цель уроков данного периода заключается в создании психологических условий для успешной адаптации первоклассников в ситуации школьного обучения. На достижение цели направлено решение следующих задач:

  • развитие у детей коммуникативных и социальных умений, необходимых для установления межличностных отношений со сверстниками и соответствующих ролевых отношений с учителем (коммуникативные умения - КУ);

  • формирование устойчивой учебной мотивации на фоне позитивной «Я-концепции» детей, устойчивой самооценки и низкого уровня школьной тревожности (деятельностные умения - ДУ);

  • развитие у детей когнитивных умений и способностей, необходимых для успешного обучения (познавательные умения - ПУ).


Содержание уроков данного периода направлено на решение поставленных задач. Для этого применяю разнообразные методы и приёмы обучения, формы организации обучения. На первых порах ребёнку особенно необходимо ощущение собственной успешности, поэтому на уроках создаю ситуации успеха, эмоционального благополучия, поощряю учебные успехи, поддерживаю игровую инициативу. Создание проблемных ситуаций, опора на жизненный опыт детей, игровые ситуации, прямое и косвенное знакомство с правилами поведения в новой обстановке способствует формированию устойчивой учебной мотивации. Специальные упражнения, направленные на развитие познавательных процессов создают основу успешного обучения.

Первый день


Тема: «Знакомство»


Цель: Знакомство первоклассников с учителем и друг с другом.


Ход урока:

п/п

Этапы урока

Содержания деятельности учителя и учеников

Задачи этапа и

формируемые умения

I.

Эмоционально-положительное восприятие ребенком системы своих отношений с учителем.

Доброе утро! Я очень рада встрече с вами. Вот, ребята, вы и стали учениками 1 класса. Вы такие нарядные, я вижу ваши умные глазки, вижу, что вы немного волнуетесь. Я уверена, в том, что у нас с вами все будет замечательно. У вас все будет получаться, вы узнаете много нового и интересного. Мы будем понимать и уважать друг друга.

КУ

учиться строить коммуникативные отношения с учителем

II.

Введение правила: «говорим

по-очереди»


Вы самые маленькие жители нашей школы и вам предстоит многому научиться. Но сначала нужно познакомиться.

Я ваш учитель. Меня зовут Татьяна Станиславовна. У каждого свое имя и каждому бывает трудно запомнить, кого как зовут. Но ведь сложно разговаривать с человеком, если не знаешь его имени. А мы будем вместе учиться, поэтому надо знать всех ребят. Давайте познакомимся! Как же вас зовут? Когда я скажу 3-4, каждый громко-громко скажет свое имя.

Что-то не получилось громко. Давайте попробуем тихо сказать. Каждый шепотом скажет свое имя. Опять что-то не то. Как же нам познакомиться? В чем же дело? Почему мы ничего не понимаем?

Верно, все дело в том, что все говорят одновременно. Вместе хорошо работать, весело играть, здорово петь, а вот отвечать плохо: когда все говорят одновременно, то ничего непонятно. Давайте попробуем говорить по-другому. Я буду подходить к вам и кого коснусь рукой, тот человек встанет и громко скажет свое имя.

ДУ

учить создавать нормы деятельности и поведения


КУ

знакомство со школьным правилом «говорим

по-очереди»


III.

Наш класс – это все мы!


Смотрите все вместе мы класс. Вот какой наш класс – это все мы. А в детском саду как называли? (группа)

Ребята, наш класс – это все мы, а еще наш класс – это комната, где мы находимся. Посмотрите, какой класс замечательный: светлый, уютный. Но вы здесь совсем недавно и еще не привыкли к нему, правда? И он к вам тоже не привык: ждет, присматривается – будете ли вы его любить, заботиться, не обидите ли вы его.

Ребята, которые учились до вас, очень любили этот класс: ухаживали за цветами, протирали пыль; следили за порядком: бумажки и разный мусор бросали в мусорную корзину; когда на улице было грязно - переобувались в чистую обувь. Родители этих ребят сделали ремонт, повесили жалюзи на окна. Вам нравится наш класс? Вы не будете его обижать?

Тогда давайте сделаем классу подарок: украсим его солнышками. Каждый из вас нарисует солнышко. В нем можно написать свое имя.

Листы бумаги небольшие. Каждый ребенок рисует свое солнышко и прикрепляет на доску. Мы любуемся ими и встаем в круг для того, чтобы еще раз услышать, кого как зовут.

Один ребенок подходит к другому и прикасается своими ладошками к его ладошкам и называет свое имя и т.д..

После этого садимся за парты. Обращаю еще раз внимание на солнышки. Любуемся ими.


КУ

формирование у учащихся отношения друг к другу как к целостной группе – «класс»

КУ

снятие напряженности, страхов, боязни школы


ДУ

уметь создавать для себя нормы поведения



IV.

Итог урока

- Как вы думаете, понравился ли классу ваш подарок?

- Закройте глазки, и послушайте, что скажет вам наш класс (шепчу: спасибо).








Тема: «Знакомство со школой»


Цель: познакомить детей с расположением в школе кабинетов.


Ход урока:

п/п

Этапы урока

Содержания деятельности учителя и учеников

Задачи этапа и

формируемые умения

I.

Орг. момент. Построение для экскурсии по школе.


Звенит звонок. Начинаем наш урок.

Какие девочки и мальчики красивые! А кого же в нашем классе больше? Как узнать?

I вариант – посчитать и сравнить: выйдут девочки, а мальчик их посчитает; выйдут мальчики, девочка их посчитает, потом сравниваем.

II вариант – Как по другому узнать кого больше? Верно, нужно встать парами мальчики встаньте в пару с девочками. Кто же остался без пары (2 девочки).

Вывод: в классе больше девочек.

На сколько больше?

Настало время познакомиться со школой.

ПУ

выяснить запас математических представлений детей



II.

Экскурсия по школе


Проводим экскурсию по школе.

КУ

развитие умения ориентироваться в пространстве; понимать границы пространства и корректировать в связи с ними свои действия и поведение

ДУ

осуществлять рефлексию поведения

III.

Обмен впечатлениями


Понравилась школа? Что особенно понравилось? Что удивило вас? Давайте договоримся: ответить хочешь – не шуми, а только руку подними. Я увижу ваш сигнал, и вы ответите на вопрос.

В нашей школе очень много разных кабинетов. А в каждом из них – ребята – жители нашей школьной страны. Можно сказать, что каждый класс – это маленький город со своими традициями. И у нас с вами тоже будут свои правила жизни. А наш городок я назвала «Солнечный». Почему? У нас есть уголок, который будет рассказывать нам с вами о школьной жизни. И сегодня в наш уголок мы перенесем солнышки, которые вы нарисовали. А какое настроение у жителей Солнечного городка? Показываем руками.


КУ

выражать себя,

мир своих чувств















































Тема: «Правила школьной

жизни»


Цель: знакомство первоклассников с правилами поведения на уроке, перемене.


Ход урока:

п/п

Этапы урока

Содержания деятельности учителя и учеников

Задачи этапа и

формируемые умения

I.

Закрепление знакомства

Ребята, на столе лежат карточки с вашими именами. Где же чья карточка. Что-то я запуталась. Помогите. Показываю карточку, кто-то из детей читает имя и «дарит» ее ребенку, чье имя на карточке.



II.

Введение школьных правил


Мы знаем имена друг друга, познакомились с нашей школой. Настало время узнать правила, по которым люди живут в школе.

Раз, два, три, слушай и смотри…

А зачем вообще нужны правила. И что это такое? Какие правила дорожного движения вы знаете?

Дорожные знаки помогают водителям и пешеходам, они показывают правила поведения на дороге. Если не обращать на них внимание – быть беде! А есть ли в школе правила? Зачем они нужны?

Какие правила школьные вы уже знаете?

Что делать, когда звенит звонок на урок? С урока?

А если во время урока в класс войдет кто-либо из взрослых. Проигрываем ситуации: начало урока, окончание урока, в класс вошли.

Что делать, если во время урока нужно выйти из класса?

У нас тоже есть свои знаки, которые показывают нам определенные правила.

Знакомимся со знаками:

Как думаете, что обозначает знак(соблюдай тишину)

А этот? (на карточке ребенок с поднятой рукой) (ответить хочешь – не шуми, а только руку подними)

А этот? (на карточке несколько ребят, которые говорят вместе) – (отвечаем хором).

Вот сколько много у нас правил. Мы постепенно их все запомним. Они важны для порядка.


ДУ

осуществлять выбор своих действий, умение создавать для себя нормы поведения


ПУ

введение правила – «хочешь ответить – подними руку», «не разговаривай на уроке, если это не связано с выполнением задания», «начало урока», «окончание урока», «в класс вошел кто-либо во время урока»

III.

Отдыхаем и развиваем внимание

Игра: пол, нос, потолок.

Показываю одно, а говорю другое. Верьте тому, что слышите, а не тому, что видите.



IV.

Школьные правила

А сейчас послушайте историю, которая произошла у зверят первоклассников в лесной школе.

В самый первый день учитель познакомил их с теми школьными правилами, о которых мы говорили. Зверята слушали внимательно, головами кивали, мол все понятно, а на следующий день… Слушайте.

Утром зверята собрались в классе. Медвежонок сонно поглядывал вокруг, Зайка радостно подпрыгивал на месте, с нетерпением ожидая начала урока, Лисенок посматривал на зверят в классе и вспоминал, как кого зовут. Прозвенел звонок. Начался урок. В класс вошел Учитель, поздоровался со всеми и спросил: «Кто сегодня хочет помочь мне раз­дать книги?» Не успел он договорить, как зверята с мест повскакивали, руки до потолка тянут, и каждый кричит изо всех сил, чтобы его Учитель услышал: «Я хочу! Я помогу!» А Зайчонок и Лисенок даже к Учителю подбежали и вокруг него прыгают, чтобы он именно их заметил. Еле-еле успокоил своих «помощников» Учитель.

Между тем урок продолжался. Учитель сказал, что приготовил для зверят загадки и попросил их внимательно слушать. А Медвежонок го­лову к Лисенку наклонил и слушает, как Лисенок ему шепчет, что он са­мые грибные места в лесу знает и после школы Медвежонку покажет, где белые грибы растут размером со стул.

Учитель говорит: «Ну как, ушки на макушке? Слушайте загадку: «Всю ночь летает, мышей добывает, а станет светло — спать летит в дуп­ло. Кто это? Медвежонок, как ты думаешь, кто это?» Встал Медвежо­нок, по сторонам оглядывается, понять ничего не может. «Кто это, как ты думаешь?» — опять Учитель спрашивает. «Это Лисенок», — отвечает Медвежонок первое, что в голову пришло, и никак понять не может, отчего все вокруг смеются. Попросил Учитель Медвежонка не отвле­каться, слушать внимательно и у Зайчонка спрашивает ответ. Зайчонок отгадать загадку никак не может и на друзей глазами косит, мол, помо­гите, подскажите. Жалко стало Белочке своего соседа по парте, она и давай ему нашептывать: «Со-ва. Со-ва». А Зайка ушками шевелит, рас­слышать старается, да только никак слова не разберет, уж больно тихо Белочка говорит.

«Ну, так что же, знаешь ты ответ?» — Учитель спрашивает. «Да. Это лиса», — сказал Зайчонок то, что он расслышал из белочкиного бормо­тания. И опять рассмеялись зверята. Да только веселого в этой истории было немного, потому как не успели за урок зверята ни новому научиться, ни интересного ничего узнать.

Почему так получилось, о каких школьных правилах они забыли?

ДУ

осуществлять выбор своих действий, умение создавать для себя нормы поведения



V.

Окончание первого дня


Наш учебный день подходит к концу. Мне бы очень хотелось знать, понравился ли он вам.

На столах у вас лежат жетоны. Подарите жетон одному из гномов: (На доске 3 гнома: веселый, грустный, равнодушный).

Если понравилось в школе – то улыбающемуся гному; если нет – то грустному, а если что-то понравилось, а что-то нет, то третьему гному.

ДУ

осуществлять рефлексию учебных занятий и выражать свои чувства





Второй день


Тема: «Оценка»


Цель: формирование реалистического восприятия школьной оценки.


Ход урока:

п/п

Этапы урока

Содержания деятельности учителя и учеников

Задачи этапа и

формируемые умения

I.

Развитие артикуляции

Доброе утро! Подарите друг другу улыбку. Проснулись ли ваши язычки. Давайте сделаем для них зарядку.

Щеткой чищу я щенка,

Щекочу ему бока.

Повторяем все вместе по рядам.


КУ

развитие артикуляции



II.

Применение знаний и способов действий

А теперь садитесь поудобнее и слушайте внимательно. Я расскажу еще одну историю, которая произошла в лесной школе.

Каждый день зверята с удовольствием ходили в лесную школу. На уроках они учились, на переменах – играли. Много нового и интересного узнали маленькие первоклассники: как следы запутывать, какие ягоды есть можно, а какие – нельзя, даже считать до пяти научились. Только оценок им еще не ставили, говорили, рано еще. И вот наконец учительница сказала, что скоро первоклассники начнут получать оценки. Первоклассники должны будут нарисовать узоры, которые она проверит.

Конечно, все зверята очень разволновались и захотели получить только хорошие оценки.

Зайчонок очень сильно хотел получить пятерку. Ему казалось, что для этого нужно поторопиться и выполнить задание самым первым. На перемене он тщательно подготовился, разложил карандаши и ручки и стал ждать звонка. Наконец звонок прозвенел, в класс вошла учительница и раздала зверятам листки с заданиями. Ученики взяли ручки и склонили головы над работами.

Выполним работу и мы с вами. Откройте тетради на 1 странице. Найдите красную линию, идущую сверху вниз. Что это?

Знакомлю с линией полей.

Поставьте карандаши в отмеченную точку. Я буду диктовать. Если вы все сделаете правильно, у вас получится красивый узор.

Проверяю, правильно ли дети выполнили указания и готовы ли они к началу работы.

Две клетки вверх, две клетки вправо, две клетки вниз, две клетки вправо, две клетки вверх, две клетки вправо, две клетки вниз. Продолжайте этот узор до конца строчки. Если кто–то не догадался, как продолжать, я диктую еще раз.

Повторяю последовательность необходимое число раз и хожу по классу, оказывая детям необходимую помощь.

Вот какой узор должен был получиться, у вас и у зверят.

Вывешиваю на доску плакат «Образец».

Сравните ваш узор с образцом.

Зайчонок очень спешил, чтобы выполнить задание самым первым. И правда: все только – только приближались к середине, а он уже поднял свою лапу и радостно закричал: «Я уже все! Я закончил!». Учительница подошла к его парте, взяла в руки листок и отчего – то нахмурилась. -Посмотрите, ребята, какой узор получился у Зайчонка.

Вывешиваю на доску таблицу «Работа Зайчонка».


Ребята, как вы думаете, почему нахмурилась учительница?

Дети отвечают: работа грязная, неправильная и т. д.

Давайте попробуем оценить работу Зайчонка. Правда, оценки мы ему ставить не будем, а используем волшебные лесенки».

Вывешиваю на доску таблицу с разноцветными лесенками.

Ребята, красная лесенка – это лесенка красоты. На ее верхней ступеньке стоят самые – самые красивые работы, а на самой нижней – самые некрасивые. Как вы думаете, куда можно поставить работу Зайчонка?

Выслушиваю предложения детей и ставлю крестик на одной из нижних ступенек.

Итак, работа у Зайчонка получилась не очень красивая.

А теперь посмотрите на зеленую лесенку. Это лесенка правильности. На самой верхней ступеньке стоят самые правильные работы, на самой нижней – самые неправильные. Куда можно поставить работу Зайчонка?

Выслушиваю ответы детей. Если дети предлагают поместить работу вниз, обращаю их внимание на то, что, хотя работа выполнена некрасиво, ошибок в ней нет.

Итак, работа у Зайчонка получилась правильная.

Ставлю крестик на одной из ступенек.

И, наконец, перед нами синяя лесенка. Это лесенка быстроты. На ее верхней ступеньке стоят работы, которые были сделаны быстрее всех, а на нижней – медленнее всех. Зайчонок выполнил свою работу самым первым. На какую же ступеньку мы поставим его работу?

Дети отвечают: на верхнюю. Ставлю крестик на верхней ступеньке.

Посмотрите, ребята: работа у Зайчонка получилась правильная и быстрая, но некрасивая.

А вот Лисенок тоже очень старался. Он очень боялся сделать что–нибудь неправильно, поэтому рисовал очень медленно, так что выполнил свою работу самым последним в классе. Вот что у него получилось.


Вывешиваю таблицу «Рисунок Лисенка».


Давайте оценим работу Лисенка с помощью волшебных лесенок. Как бы вы оценили эту работу по красоте, на какую бы ступеньку поставили?

Дети отвечают: на одну из верхних, ставлю на эту ступеньку крестик другого цвета.

Хорошо. А на какую ступеньку вы бы поставили эту работу на лесенке правильности?

Дети отвечают: на одну из верхних, ставлю крестик на соответствующей ступеньке.

Прекрасно. А как оценить быстроту этого рисунка?

Если дети затрудняются с ответом, напоминаю им, что Лисенок закончил работу самым последним.

Конечно, Лисенок выполнил свою работу медленно.

Ставлю крестик на одну из нижних ступенек.

Посмотрите, работу Лисенок выполнил красиво и правильно, но медленно.

Посмотрели Лисенок с Зайчонком на свои оценки и задумались. Оказывается, все работы бывают разными. Иногда можно выполнить задание некрасиво, зато быстро и правильно. А иногда работу выполняешь долго, зато она получается красивой и правильной. А бывает, что вроде бы и не совсем правильно выходит, зато красиво и быстро.

Вот так Лисенок и Зайчонок познакомились с волшебным словом «зато». Это слово помогает найти что–то хорошее даже в самых трудных ситуациях. Даже если что–то не получилось, мы можем обратиться к слову «зато». Пусть буквы получились не очень красивые, зато слово написано правильно. А сейчас я расскажу вам, что случилось с учениками лесной школы, а вы им помогите с помощью слова «зато».

Зайчонок написал буквы не ручкой, а карандашом, и очень расстроился. (Вариант: зато он может стереть ошибки).

Лисенок забыл дома ручку. (Зато он может ее у кого–нибудь попросить и познакомиться с новыми ребятами).

Ежик решил не ту задачу. (Зато он будет больше знать).


ДУ

ввести прием, с помощью которого идет формирование позитивного оценивания результатов своей деятельности;

учить проводить оценку результатов своей и «чужой» деятельности по нескольким критериям;

умение ориентироваться в пространстве


III.

Отдыхаем!

Играем в игру «Мы охотники за львом».

Мы охотники за львом

Не боимся мы его

У нас огромное ружье

И точеный меч.


- Ой, что это?

- Это лес. Его не обойдешь (встань на цыпочки, руки в стороны)

- Над ним не пролетишь (руки вверх)

- Под ним не проползешь (присели)

- Дорога напрямик (показали рукой).

(Идем по лесу: ударяем кулачок о кулачок)

Далее повторяется все.

- Только идем по лугу (ладонь об ладонь)

- По реке (руками показываем)

- По болоту (языком щелкаем).

В окончании:

- Ой, что это?

- Это … лев … (убегаем).

Повторяем только движения: щелкаем языком, плывем по реке, «идем по лугу, по лесу».



IV.

Самооценка

А теперь мы попробуем поставить себе оценки с помощью волшебных лесенок.

У каждого ребенка лесенки.

У каждого на столе лежат разноцветные лесенки. Красная лесенка – лесенка красоты. На самой верхней ступеньке стоят самые верхние работы, а на самой нижней – самые некрасивые работы. Между ними – очень красивые, красивые и не очень красивые работы. На какую ступеньку вы поставите свою работу по красоте? Поставьте крестик на этой ступеньке.

Дети оценивают свои работы по красоте.

Зеленая лесенка – это лесенка правильности. На самой верхней ступеньке стоят самые правильные работы, где нет ни одной ошибки. А посередине – почти правильные, не совсем правильные и не очень правильные работы. Как вы оцениваете свою работу по правильности? Поставьте крестик на соответствующей ступеньке.

Дети выполняют.

Синяя лесенка – это лесенка быстроты. На верхней ступеньке стоят те работы, которые были сделаны самыми первыми. На самой нижней – работы, которые были сделаны самыми последними. Между ними - работы, которые были сделаны быстрее или медленнее. Оцените, насколько быстро вы справились с заданием.

Дети ставят себе оценки. По необходимости напоминаю, на какой ступеньке располагаются самые красивые, самые быстрые и т. п. работы.

Теперь повернитесь к соседу по парте и расскажите друг другу, как вы оценили свою работу. Не забудьте про волшебное слово «зато». Например: моя работа не очень красивая, зато быстрая и правильная.

Дети выполняют задание.

Молодцы. Итак, сегодня мы с вами узнали, что одну и ту же работу можно оценить с разных точек зрения: по красоте, по правильности или как–то еще, и что волшебное слово «зато» может нам помогать в трудных ситуациях.

ДУ

учить преодолевать неудачи


Математика

Тема: «Счет предметов.

Обратная связь на уроке»


Цель: развивать умение вести счет прямой и обратный (в пределах 15); образовывать порядковые и количественные числительные.


Ход урока:

п/п

Этапы урока

Содержания деятельности учителя и учеников

Задачи этапа и

формируемые умения

I.

Организационный момент. Настрой на учебную деятельность.


Раз, два, три – слушай и смотри!

Все дети делают движения: хлопки на счёт, показывают на уши, показывают на глаза.



II.

Обратная связь

на уроке.


- Кто не знает до сих пор,

Что такое светофор?

Что его предназначенье –

Регулировать движенье.

Знать его обязан каждый

Он простой, но очень важный

Днем и ночью круглый год

У него полно забот:

Днем и ночью круглый год

Он сигналы подает.

- Какие сигналы подает светофор? Ответ хоровой.

Стой, если на светофоре … горит,

Приготовься, внимание - …

Можно идти, ехать, если горит …

- А если и нам с вами с помощью сигналов светофора регулировать движение на уроке? Для этого у нас свои особые светофоры.

Рассматриваем, объясняют дети почему так назвали карточки с красным и зеленым кружком.

- Как им пользоваться? (Красный кружок – неверный ответ, зеленый - верный).

Попробуем.

- Сейчас весна

- В неделе 7 дней

- Осенью птицы прилетают с юга

- День и ночь образуют сутки

- За зимой идет весна

- В нашем классе мальчиков больше

- Я умею считать до 100, до 50, до 20, до 10.


ДУ

научить пользоваться «светофором» для выражения своего согласия, несогласия

III.

Физминутка

Горит зеленый свет – и мы продолжаем урок.

Жил на полянке маленький гном (присели)

Был у гнома чудо – дом (встаем – показываем руками)

Рано – рано, вместе с солнцем

Раскрывает гном оконце (наклон вперед, ручки в стороны)

На носочки поднялся

За зарядку принялся (любые движения)

Не спеша завел часы (наклоны туловища влево, вправо)

Тик – так, тик – так

А потом засел за книжки,

Как девчонки и мальчишки.


IV.

Изучение нового материала

А вот и наш гном. Он предлагает вам послушать сказку А. Прейсена «Про козленка, который умел считать до 10».

Читаю сказку.

- Давайте и мы с вами посчитаем вместе с козленком пассажиров.

На доске картинка: парусник, возле него козленок и разные зверята.

- Сколько всего зверят пришло на кораблик?

- Какой по счету стоит белка, лось, медвежонок?

- Все ли могут уплыть на паруснике? Почему?

- Кто стоит между лосем и медведем? Справа от белки, слева от зайца?

- Закройте глаза, что изменилось?

Меняю местами героев, добавляю, убираю.

- Сколько теперь пассажиров? Смогут ли все уплыть? Почему?

- Кто пятый? Восьмой?

- Права ли я? (ответ светофором) лось идет четвертым,

белка – второй и т. п.

- Сколько пар можно составить из зверят?

Составляем у доски.

Работа в тетради

- Нарисуйте столько квадратиков, сколько всего пассажиров на корабле. Раскрасьте третий и пятый квадратик.

- Кто идет третьим, а пятым?

- Ниже нарисуйте кружочков столько же, сколько теперь стало зверят

Убираю двух.

- Раскрасьте круги, сохраняя последовательность: первый и третий – зеленым цветом, второй и четвертый – желтым, пятый - ? Шестой - ? (самостоятельно)

- На паруснике есть мачты, на которые можно забраться по канату, посмотреть вдаль. Давайте и мы заберемся.

Счет до 10 прямой и обратный.

- А выше сможем

Счет до 15 и обратно.


ПУ

развивать умения вести прямой и обратный счет, развитие логического мышления, внимания


КУ

содействовать развитию у детей умения общаться

V.

Итог урока

- Что нового узнали на уроке? Что уже знали и на уроке – повторили?

Просигнальте светофором: понравился урок – зеленый свет, не понравился – красный свет горит.




Письмо

Тема: «Штриховка.

Выходы из спорных ситуаций»


Цель:

    • выяснить различные способы решения спорных ситуаций;

    • развивать мелкую моторику.


Ход урока:

п/п

Этапы урока

Содержания деятельности учителя и учеников

Задачи этапа и

формируемые умения

I.

Организационный момент.


Подарите друг другу улыбку.

- Раз, два, три – слушай и смотри!


КУ

эмоциональный настрой на работу

II.

Знакомство с различными способами решения спорных ситуаций.

Работа строится следующим образом: читаю текст, задавая по ходу вопросы. В процессе обсуждения "дожидаюсь " нужного по сюжету ответа, благодарю этого ученика и продолжаю читать дальше. При таком варианте организации работы дети несколько раз вслух проговаривают спо­собы выхода из спорных ситуаций.

-За чистым-чистым полем, за дремучим-дремучим лесом, за дальней дорогой, за высокой горой есть город. Ах, если бы вы вдруг очутились в нем! Даже рот бы открыли от удивления. Дома тут сложены из шоколада. Крыши мармеладные. В каждом доме ставни из конфет и печенья. А остроконечные городские башни - пряничные!

Всех чудес в Сказочном городе не перечесть. В высокой-превысокой башне под говорящими часа­ми в маленькой квартире за разноцветными окошками живет самая обыкновенная семейка самых насто­ящих гномиков. Мама, папа и два брата-близнеца...

Показываю фигурки братьев-гномиков.

Однажды вечером мама зашла в комнату к гноми­кам и спросила:

-Дети, что вам завтра приготовить на завтрак: кашу или омлет? Договоритесь между собой и ска­жите мне.

Как только мама вышла, братья сразу же стали "договариваться":

  • Кашу!

  • Омлет!

  • Нет, кашу!

- Нет, омлет!

- Кашу, кашу, кашу!!!

- Омлет, твоя каша невкусная!

  • А ты ничего не понимаешь!

  • Ты сам ничего не понимаешь!

- А ты игрушки всегда разбрасываешь!

- А ты на велосипеде кататься не умеешь!
Диалог произношу с соответству­ющими интонациями и повышением голоса.

- Стойте, ребята!

Прячу гномиков за спину.

Не понимаю, какое отношение игрушки и ве­лосипед имеют к каше и омлету. Как вы думаете, смо­гут ли гномики договориться между собой?

- Как вы считаете, они спорят или ссорятся?

- …

  • Конечно, они ссорятся: обзывают и обижают друг друга; забыли, из-за чего начался спор. А можно ли договориться и не поссориться, даже если разные мнения?

  • Посмотрим, а может, и гномики уже смогли до­говориться?

Достаю гномиков и показы­ваю, как они дерутся.

  • Какой ужас! Они уже дерутся!

На шум прибежала мама и развела гномиков в раз­ные стороны:

- Вы не смогли договориться, поэтому на завтрак будут макароны...

Утром гномики встали и пошли умываться. Кто будет первым?

-Я!

- Нет, я!

Но тут же вспомнили вчерашний вечер. Как дого­вориться гномикам, чтобы не поссориться?

- Гномики решили умываться по очереди: сегод­ня один первый, завтра - другой. Когда стали оде­ваться, снова возник спор: какой колпачок наряднее:
синий или желтый? Как вы думаете?

Но тут вошла мама и сказала:

- Пусть каждый выбирает тот, который ему нравится. О вкусах не спорят.

По пути в садик гномики снова затеяли спор: на чем сегодня добираться - на автобусе или на трам­вае.

Но тут подошел нужный троллейбус, и спор раз­решился сам собой.

На прогулке в детском саду воспитательница пред­ложила детям выбрать, во что поиграть. Одни закри­чали: "В кошки-мышки!", а другие: "В рыбака и рыб­ку!". Как договориться, в какую игру им играть?

Большинством голосов дети выбрали игру "Кош­ки-мышки".

Когда пришло время идти в группу, воспитатель­ница предложила построиться по парам. Гномики быстро встали первой парой. Но тут и другие дети захотели быть первыми. Гномики уже поняли, что не всегда нужно спорить, и решили уступить.

Вечером мама опять спросила: "Так что же гото­вить на завтрак: кашу или омлет?"

- Омлет из каши!

- Дружно, в один голос сказали братья.

  • Молодцы! Научились договариваться! Вот вам за эти конфеты,

  • Мама улыбнулась и протянула гно­микам две... разные конфеты.

  • Кому какую?

  • Очень просто! В какой руке? - мама спрятала конфеты за спину...

Гномики поняли, что есть много способов догово­риться и не поссориться.

Это: установить очередность или бросить жребий; уметь уступить или выбрать что-то другое, чтобы никому не было обидно; можно проверить каким-нибудь способом, кто прав; можно проголосовать или просто не спорить, а каждому остаться при своем мнении...

И фантики от конфет, которые гномики решили сохранить, будут им напоминать о том, как надо и как не надо спорить...


ПУ

выяснить различные способы решения спорных ситуаций


КУ

строить коммуникацию с другими ребятами, занимать в соответствии с собственной оценкой ситуации свою позицию


ДУ

уметь создавать для себя нормы поведения

III.

Физминутка

Игра «Пол, нос, потолок».



IV.

Подготовка руки к письму.

- А теперь нарисуем дом, где жили наши гномы, пользуясь линейкой – трафаретом.

Заштрихуем по образцу. Дом можно нарисовать любой. У меня получилось так.

Показ образца.


- Дан образец штриховки.

- Не забывайте о лесенках красоты, правильности и быстроты.

После штриховки дети оценивают свои работы, используя лесенки красоты, правильности и быстроты.


ДУ

развитие тонкой моторики,

осуществление рефлексии своей деятельности, поведения

V.

Итог урока


- Чем спор отличается от ссоры?

- Как можно решить спорную ситуацию?






















Третий день


Обучение грамоте: чтение

Тема: «Речь устная и письменная.

Мир звуков и знаков»


Цель:

  • формировать понятия у учащихся: речь, речь устная, письменная.


Ход урока:

п/п

Этапы урока

Содержания деятельности учителя и учеников

Задачи этапа и

формируемые умения

I.

Организационный момент


Доброе утро, передайте улыбку по цепочке (объясняю как).

Гимнастика для язычника:

Зоя – зайкина хозяйка.

Спит в тазу у Зои зайка.


КУ

развитие артикуляции

II.

Знакомство с учебником


Сегодня я приглашаю вас в страну Слов. В этой стране обитают живые слова, которые имеют волшебную силу: что сказано, то и происходит. С помощью живых слов можно совершать чудеса, но можно сделать и много плохого от неумелого обращения. Поэтому мы должны узнать как можно больше о словах, чтобы совершать добрые дела. Помогать в нашем путешествии будет учебник – учебная книга – Русская азбука. Рассмотрите учебник. Какого он цвета? Что на обложке нарисовано? Почему?

Красный цвет – цвет красоты, в старину считалось, что если красный, значит красивый, важный, главный. Наверное, поэтому главная площадь нашей страны называется как? (Красная).

На обложке сказочная (мифическая) птица. В русской мифологии таких птиц две: Сирин и Алконост – птицы радости и печали.

- Посмотрите, как изобразил этих птиц великий русский художник В. Васнецов. (Показываю картину В. Васнецова «Сирин и Алконост. Песнь радости и печали»)

- Какая из них птица радости, а какая птица печали?

- Почему вы так решили?

- Какая из них прилетела на обложку учебника? Почему?

- Что изображено на обложке в конце книги?

- Солнцу люди поклонялись издавна. И было оно для людей очень важным.

- Почему же учебник назвали «Азбука»?

- Прочитайте загадку (на доске) (читает ребенок)

Сели на странички

33 сестрички.

Сели рядом – не молчат,

Нам загадки говорят.

- Что это за число 33?

В алфавите 33 буквы, из которых можно сложить любые слова.

- Как буквы называют? Называем буквы по цепочке (так же как передавали улыбку). А в старину так же называли?

А – аз, б – буки, д – добро, у – УК, п – покой.

Какие буквы начинают алфавит? (Рассматриваем эти буквы на форзаце учебника).

- Кто догадался, почему же азбуку назвали азбукой?

- Что будем изучать на уроках?


ПУ

познакомить с учебником

«Русская азбука»,

учить понимать язык художника

III.

Физминутка

Поднимайте плечики,

Прыгайте кузнечики,

Стоп, сели. Травушку покушали, тишину послушали.

Выше, выше, высоко, прыгать на носках легко.



IV.

Речь. Понятие об устной и письменной речи.


- Кто же придумал (создал) азбуку?

Давным – давно жили два человека: Кирилл и Мефодий. Они и создали азбуку. В благодарность за это люди установили в Москве памятник, рисунок которого есть в ваших учебниках. Рассмотрите его.

- Почему у них в руках книга и свиток?

- Что написано на свитке?

- Почему они держат крест?

Много мы говорили сегодня. Еще читали. Все это – наша речь. Она красивая, ее приятно слушать и произносить слова, из которых она состоит. Поэтому я изобразила нашу речь в виде красивого цветка. Вывешиваю плакат, в дальнейшем на каждый лепесток буду прикреплять таблички с названием частей речи.


Почему слева нарисованы губы, а справа ручка? Губы в старину называли уста. (Выясняем, что речь бывает устная и письменная). Знакомство с учебником. Кто написал для вас учебник, кто автор, художник? Будете ли обижать учебник? Как обращаться нужно с учебником, почему? Посмотрите, на странице внизу справа стоят цифры. Зачем они нужны? Работаем на странице 5. Расскажите, что вы видите на странице учебника? Найдите отгадки на странице.

  • Ночью по небу гуляю,

Тускло землю освещаю.

Скучно, скучно мне одной,

А зовут меня? (луной).

Как по-другому луну называют, почему?

  • Серебряные нити сшивают землю и небо? (дождь).

  • Разноцветное коромысло в небе повисло? (радуга).

  • Белая вата плывет куда - то? (облака).

  • Два братца в воду глядятся, век не сойдутся (берега).

  • На полянке девчонки:

В белых рубашонках,

В зеленых полушалках? (ромашки)

Каких птиц вы видите? Сколько их? Если птицы сказочные? Какие птицы реальные? Сколько звезд в небе? Сколько цветов в радуге? Какие? Что чувствует мальчик, глядя на эту картину?

Мы сейчас рассматривали картинку в учебнике, отвечали на вопросы. Как называется эта речь?

- Найдите в учебнике письменную речь. Прочитайте, кто желает.


ПУ

формирование понятий «речь», «речь устная и письменная»


КУ

развивать речь


ДУ

выражать мир своих чувств

V.

Итог урока.

Что узнали на уроке?


Письменная речь живет в книгах, а многие книги живут в библиотеке. Нас ждут книги в центральной детской библиотеке, поэтому мы отправляемся к ним в гости.



Урок 2 и 3 проводились в библиотеке.

Праздник, посвященный дню знаний.

Предлагаю второй вариант занятия:

Второй и третий уроки можно провести и в школе. В этом случае уроки посвящены развитию познавательных процессов, коммуникативных навыков.















































Урок психологического развития

Тема: «Восприятие. Внимание»



Цель:

  • развитие фонетико-фонематического восприятия;

  • развитие произвольного внимания;

  • развитие пространственных представлений.

Ход урока:

  1. Орг. момент.

Улыбнитесь друг другу и садитесь. Выполним упражнение мозговой гимнастики «Шапка для размышлений» (улучшает внимание, ясное восприятие и речь()ка для размышлений"и садитесь. редставлений.000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000). «Надеть шапку»- дети должны «мягко завернуть» уши от верхней точки до мочки три раза. Это помогает им слышать резонирующий звук своего голоса, когда они говорят или поют.

  1. Постановка цели.

Упражнение, которое мы сейчас выполняли, поможет вам быть внимательными. Что значит быть внимательным человеком? Сегодня на уроке мы будем учиться быть внимательными.

  1. Основная часть. Восприятие внимания.

Задание 1. Дети, послушайте фразы, которые я скажу. В некоторых словах есть ошибки. Нужно найти эти ошибки и исправить их. Как только услышите ошибку в слове - поднимите руку.

З – С

Хозяйка сварила зуб.

Мальчик перелез через сабор и забрался в огород.

У девочки болел суб.

П – Б

Воду хранили в почке.

На цветке сидела папочка.

Мальчик бил воду из стакана.

Из чайника шел бар.

Д – Т

В этом томе я живу.

У меня взрослая точка.

В конце предложения надо ставить дочку.

Г – К

Футболисты забили кол.

Собака грызла гости.

Ж – Ш

В руке у мальчика воздушный жар.

Летом я шил у бабушки.

Раскаленная печка давала сильный шар.

Ш – С

Из норы выбежала большая черная крыша.

В нашем доме отремонтировали крысу.

Я люблю пить томатный шок.

Задание 2. На доске два плаката с нарисованными перепутанными линиями. Ребята, посмотрите на рисунки и попробуйте определить задание к этим рисункам. Верно, нужно найти каждой иголочке свою катушку ниток. Проследите взором за направлениями нитей и ответьте на вопрос: какой иголочке, какая катушка ниток соответствует.


Аналогично находим соответствие между цифрами и буквами (буквы и цифры можно заменить картинками).

Задание 3. «Переверни рисунок».

Показываю рисунок, на котором изображена ракета летящая вверх.

Игра:

- К запуску ракеты приготовиться!

Дети: - Есть приготовиться! (руки вытянули вперед).

- Проверить контакты!

Дети: - Есть проверить контакты! (повернули кулачки рук).

- Завести моторы!

Дети: - Есть завести моторы!

Вместе делаем круговые движения руками перед собой.

Вжиг, вжиг, вжиг, вжиг… Ура! А! А!

Я предлагаю вам нарисовать такую же ракету, но опускающуюся вниз.

IV. Итог урока.

Возьмите цветной карандаш, который вам нравится и раскрасьте ракету. Расскажите, почему ракета ваша такого цвета? Что понравилось на этом уроке? Что не понравилось? Почему? Что было особенно интересно?

Урок психологического развития

Тема: «Мышление»


Цель:

  • развитие логического мышления, фантазии, речи;

  • развитие пространственных представлений (усвоение понятий «следует за», «находится перед», «слева», «справа», «между», «сверху», «снизу»).

Ход урока:

I. Орг. момент.

С неба смотрит солнце

Миллионы лет.

Льёт на землю солнце

И тепло, и свет.

Но посветит солнце

И уходит прочь.

А живое сердце

Греет день и ночь.

Значит, сердце лучше

Солнца самого.

Никакие тучи

Не затмят его!

Дети, когда так говорят: «На сердце хорошо»? А когда говорят: «На сердце плохо»?

Что нужно сделать, по-вашему мнению, чтобы у человека было хорошее настроение, самочувствие?

Давайте мы с вами улыбнёмся друг другу и скажем добрые слова.

II. Постановка цели урока.

Посмотрите на наш паровозик (на доске картинка весёлого паровозика). Как вы думаете, какое у него настроение, почему?

Мы будем играть в поезд. Этот паровозик везёт очень необычных пассажиров и называется он: Логический поезд. Кто знает, а что такое логика? Верно, это умение мыслить. Вот этому мы и будем учиться на нашем уроке.

III.Основная часть урока:

Задание 1 -логический поезд.


Объясняю правила игры.

Пассажиры поезда – различные предметы. Я кладу первую картинку, каждый из вас по-очереди будет класть свою картинку-вагончик рядом с последней. У настоящего поезда вагоны прочно скрепляются друг с другом, чтобы на ходу не расцепиться. Наши вагончики тоже должны быть скреплены. Мы будем делать так: я кладу первый вагончик, на котором нарисованы, например, сапоги. За ним положу вагончик с тучей и объясняю: положила рядом, потому что сапоги надевают в дождливую погоду. Так я скрепила вагончики. Можно положить мяч – сапоги и мяч сделаны из резины. Можно положить кита, сапоги и кит синего цвета. Теперь вы выбирайте картинку и объясняйте, как их можно скрепить. (обязательно помогаю по ходу работы).

Мы составили логический поезд, т.к. вагончики мы скрепляли, строя логическую цепочку. Мы находили признаки, по которым картинки можно было «связать» между собой.


Отдыхаем.

Буратино потянулся,

Раз нагнулся, два нагнулся.

Руки в стороны развёл,

Ключик, видно не нашёл.

Чтобы ключик нам достать,

Надо на носочки встать!

Задание 2 - раскрась правильно.

(у каждого ребёнка – лист бумаги с контурами домиков и полосками из квадратиков)




Задания

  • Раскрасьте синим карандашом второй домик слева.

  • Раскрасьте красным карандашом третий домик справа.

  • Раскрасьте зелёным карандашом домик, который находится перед синим.

  • Раскрасьте жёлтым карандашом домик, чтобы красный оказался между синим и жёлтым.

  • Раскрасьте коричневым карандашом домик, который следует за жёлтым.



  • Закрасьте чёрным карандашом клеточку, отмеченную крестиком.

  • Клеточку снизу закрасить зелёным карандашом

  • Клеточку, находящуюся сверху, закрасить жёлтым карандашом.

  • Красным карандашом закрасить клеточку так, чтобы жёлтая клеточка находилась между чёрной и красной клеточками.



  • Раскрасьте зелёным карандашом клеточку, расположенную на пересечении двух полосок.

  • Клеточку справа от зелёной раскрасить красным карандашом, а клеточку слева – жёлтым.

  • Клеточку, следующую за красной, раскрасить синим карандашом, а клеточку, находящуюся перед жёлтой, - чёрным.

  • Раскрасить клеточку, расположенную над зелёной, коричневым карандашом, а клеточку под зелёной – голубым.


(по ходу выполнения заданий – помогаю тем детям, кому это необходимо)

IV. Итог урока.

Дети, какое задание было для вас самым сложным? Какое задание выполнить было легко? Какие задания особенно понравились на нашем уроке? Какое у вас настроение? Кто может сказать: «У меня на сердце хорошо»? Я желаю вам радости и тепла, пусть сердечки ваши будут всегда добрыми и открытыми. (дарю детям сердечки – наклейки).













Четвертый день


Обучение грамоте: чтение

Тема: «Предложение. Слово»


Цель:

  • формировать образы предложений на интуитивном уровне;


Ход урока:

п/п

Этапы урока

Содержания деятельности учителя и учеников

Задачи этапа и

формируемые умения

I.

Постановка цели урока


Наш знакомый гном зашифровал план нашего урока (На доске план урока).

  1. (речь)


  1. (слово)


  1. (предложение)


- Посмотрите и скажите, что вам знакомо в плане, что уже можете расшифровать?

- Что мы узнаем на уроке нового?

ДУ

развитие умения ставить цель, планировать свою деятельность

II.

Повторение изученного


  1. Произнеси чисто.

Стоит воз овса,

Возле воза - овца

  1. - Мы сейчас произносили скороговорку. Как называется все то, что мы говорим?

- Какая бывает речь?

- Какой учебник будет нам помогать в путешествии по стране Слов?


ПУ

актуализация знаний


КУ

развитие артикуляции

III.

Изучение нового


1) – Как думаете, всегда ли человек мог говорить?

- Как общались раньше?

(Выясняем, что сначала были жесты, потом появились в речи людей отдельные звуки, потом слова. Для этого потребовалось тысячи лет; а малышу требуется 2-3 года.)

- Много ли слов в русском языке?

В русском языке сотни тысяч слов. Каждое слово что-либо означает. Иногда мы не знаем значения того или иного слова - на помощь приходит словарь. (Показываю толковый словарь).

2) Игра «Назови одним словом».

- Курица, петух, утка, гусь, индюк.

- Щука, лещ, камбала, сом, судак.

- Сосна, ель, дуб, береза, осина, клен, рябина.

- Бабочка, жук, стрекоза, муха, пчела.

- Картофель, капуста, огурец, помидор, свекла.

- Яблоко, груша, лимон.

- Заяц, медведь, лось, жираф, слон.

- Попугай, воробей, ворона, колибри.

- Пальто, шуба, плащ, куртка, жилет.

- Кукла, юла, пирамида, мячик.

- Трамвай, поезд, метро, самолет, автобус.

3) Работа по учебнику.

- Откройте учебник на стр. 6.

- Что нарисовано слева от вопроса?

- Сколько слов мы назвали?

- Сколько предметов нарисовано?

- Почему слов 4, а предметов 6?

- Назовите одним словом.

- Что же такое слово? (Знак, обозначение чего-либо).

- Каждое слово можно произнести, услышать; написать буквами, прочитать. А можно еще «написать» слово, составив его схему. Каждое слово можно обозначить так:

Вывод: Так что же гном зашифровал нам в плане под цифрой 2?

4) Отдыхаем. Игра «Мы охотники за львом».

5) Знакомство с предложением.

Раз, два, три – слушай и смотри!

А теперь послушайте. Я скажу 2 фразы. Одинаковы ли они?

Птица ветка сидит. Птица сидит на ветке.

- Чем отличаются?

1 гр. – отдельные слова

2 гр. – слова связываются друг с другом (дружат). Получилось предложение.

- Значит предложение из чего состоит?

- Что слова делают в предложении?

- Кто догадался что гном зашифровал под цифрой 3?

- Предложения бывают короткими и длинными. Например. Дождь идет. У вас гости? Солнце светит. (Это короткие предложения)

Вот и длинное:

Если б дали березе расческу,

Изменила б береза прическу;

В речку, как в зеркало, глядя,

Расчесала б кудрявые пряди,

И вошло бы у нее в привычку

По утрам заплетать косички.

Есть предложения добрые, смешные, сердитые, скучные, громкие, легкие.

Угадайте, какое это предложение: доброе, смешное или немножко грустное? (читаю с соответствующей интонацией)

- Молока в блюдце больше не осталось.

- И все улыбнулись!

- Злой колдун решил превратить всех детей в пауков.

Посмотрите на страницы учебника, вокруг и придумайте добрые предложения.


ПУ

развитие умения обобщать;

выяснить, что предложения состоят из слов, а наша речь из предложений




КУ

развитие умения владеть языком; развитие артикуляции


ДУ

выражать мир своих чувств

IV.

Итог урока

Что нового узнали на уроке?

Что зашифровал гном?






Обучение грамоте: письмо

Тема: «История возникновения письма. Гигиена письма»


Цель:

  • кратко познакомить с историей возникновения письма и гигиеной письма.

Ход урока:

п/п

Этапы урока

Содержания деятельности учителя и учеников

Задачи этапа и

формируемые умения

I.

Организационный момент


Прозвенел звонок – начинаем наш урок.



II.

Знакомство с прописью


1) Наш урок – это урок письма. Чему мы будем учиться? Помогать будет особая тетрадь, которая называется «Пропись».

Откройте пропись на странице 3. Что вы видите?

- Вот так же красиво научимся и мы с вами писать буквы, и не только буквы, но и слова, предложения.

- Для этого нужно много тренироваться. Вы готовы?

2) Стр.6. Разделите предметы на 2 группы. Обведите карандашом любой предмет и раскрасьте его.


ПУ

познакомить с рабочей тетрадью – прописью


ДУ

развитие тонкой моторики

III.

История возникновения письма


- Говорить люди научились не сразу, а писать?

- Кто и когда изобрел письменность?

- Дорога к ней была длинной и трудной.

Оказывается начинали то все медведи. Было это очень давно. В те далекие времена не было ни одного дома и люди жили в пещерах. В пещерах жили и медведи. Долго ли, коротко ли, но люди выселили медведей из пещер, зашли, огляделись по сторонам и вдруг увидели на стенах какие-то таинственные знаки. Но ничего таинственного в них не было. Это были всего лишь царапины. Но люди поняли, что на ровной поверхности можно что-то нацарапать, и стали рисовать на стенах пещер. Так появились наскальные рисунки. Люди передавали все что видели рисунками. Удобно ли это? Давайте разберемся, а для этого прочитаю вам отрывок из книги Э.Успенского «Школа клоунов». Вот какая история произошла в школе, где учились клоуны Саня, Наташа, товарищ Помидоров, воспитательницей была Василиса Потаповна и директор - Ирина Вадимовна.

(Читаю отрывок и по ходу чтения вывешиваю рисунок, который нарисовал клоун Саня).

«В класс вошла Ирина Вадимовна – директор школы

- Чем вы тут занимались?

- Нам Василиса Потаповна объясняла, что учиться совсем не обязательно! – закричала Наташа. – Можно радио слушать и все знать.

- А если вам надо написать письмо товарищу?

- Мы ему по телефону позвоним.

- А если телефона нет?

-Мы это письмо нарисуем, - не унималась Наташа. – При помощи картинок

- Прекрасно! – сказала Ирина Вадимовна.- В таком случае мы проведем опыт. Мы с клоуном Саней уйдем в живой уголок. Он нарисует письмо. А вы будете его читать. Клоуны обрадовались и стали ждать. В живом уголке Ирина Вадимовна сказала Сане:

- Помнишь телеграмму, которую ты прислал нам из тайги?

- Конечно.

- Вот её и нарисуй.

Саня крепко задумался. Потом взял карандаш и нарисовал такой рисунок.




Директриса глянула и сказала:

- Что- то я не понимаю. Ведь телеграмма была такая: «Встречайте меня. Я уже вылетел. Клоун Саня из тайги и его верный Полкан». И никаких мух.

- И здесь мух нет. Это пчела. Она жужжит. Значит, надо читать: Ж-Ж-Ж. а это дитя. Вместе получается: Ж-Ж-Ж-ЖДИТЯ. Дальше нарисован я.

- А ты что делаешь?

- Я ужа лечу.

- А причем тут уж?

- А при том, что получается: Ж-Ж-Ж-ЖДИТЯ. Я УЖА ЛЕЧУ. То есть я уже лечу в самолете. В смысле – вылетел.

- Что же, логично, - согласилась директриса. – Только ты и самолет нарисуй. И не забудь, что в телеграмме еще про Полкана было. Саня согласился и дорисовал. Вот , что у него вышло:


Потом Саня свистнул, и со двора примчался Полкан. Саня запихнул ему в рот письмо и велел отнести клоунам. И вот Полкан вбежал в класс с посланием в зубах. Все к нему бросились. Первой, как обычно, успела Наташа. Она стала читать письмо:

- Ой, это всё очень просто. Когда Саня был маленький, его укусила муха. Так что он даже подлетел. Он долго болел и страдал. И решил, когда вырастет, он станет врачом и будет лечить зверей.

- А что? – сказала Василиса Потаповна. – Очень трогательная история. Может все так и было.

- Нет, - возразил Шура. – Это надо по - другому читать. Смотрите: «Полкан, уж, доктор…» Это ж стихотворение получается:

Полкан уж заболел,

Как малое дитя

Летите все ко мне.

Он болен не шутя.

- Высокая поэзия,- сказал товарищ Помидоров. А потто добавил:- И температура высокая. Что–нибудь под 40… Но тут его осенило:

- Как же Полкан заболел, когда он сам сюда пришел. Нос у него холодный, язык красный. Хвостом так и крутит. И при чем тут муха?

- Внесем поправки,- сказал поэтичный Шура.- учтем муху.

- И хвост надо учесть,- вставила Наташа.

- И хвост учтем. Вот что будет:

Полкан уж весь здоров,

Как малое дитя,

Он мухой к нам летит,

Своим хвостом крутя.

Василиса Потаповна была поражена. Как из такого маленького письма столько поэзии вышло? И столько смысла совершенно противоположного. Только, что Полкан был больной с высокой температурой, и вот он мухой к нам летит, своим хвостом крутя.

Сама Василиса Потаповна только головой крутила.

Вывод: Не все можно передать рисунками. Поэтому люди сначала изобрели иероглифы – спец. знаки, а потом и буквы. Кто создал азбуку?

ПУ

кратко познакомить с историей возникновения письма;

выяснить зачем нужно уметь писать



IV.

Физминутка

Игра «Пол, нос, потолок».



V.

Гигиена письма

- Сразу ли ручкой писали? Рассмотрите рисунки на стр.4-5 и расскажите, чем писали раньше.

1) Мы будем писать ручкой.

- Как держать ручку? Как положить тетрадь?

- Как сидеть при письме?

(Вместе с ребятами формулируем и показываем основные правила при письме).

2)Пальчиковая гимнастика.

«Дождик»

Набежала тучка, пошел дождь.

По 1 капельке (ударяет указат. Пальчик пишущей руки по ладони другой руки)

По 2 капельки (два пальчика, поочередно)

По 3 (три пальчика)

По 4 (4 пальчика поочередно)

Ливень! (Хлопаем в ладоши)

Дождик стал стихать. Пошел по 4 капельки, по 3, по 2, по 1. тучи разбежались. Взошло солнышко. Все улыбнулись, потянулись и принялись за работу.

  1. Письмо элементов букв на стр.6.



ДУ

развитие тонкой моторики;

уметь создавать для себя нормы поведения


ПУ

познакомить с правилами посадки при письме





VI.

Итог урока

Что интересного было на уроке?

Что узнали нового? Поднимите руки, кому на уроке было интересно.












Математика

Тема: «Сравнение групп предметов. Отношения «больше», «меньше», «столько же»


Цель:

  • развивать умение сравнивать различные группы предметов по количеству;

  • отрабатывать понятия «больше», «меньше», «столько же».


Ход урока:

п/п

Этапы урока

Содержания деятельности учителя и учеников

Задачи этапа и

формируемые умения

I.

Организационный момент


На уроках математики мы будем совершать путешествие в страну математики. Это особая страна – страна математических знаков, символов, равенств, уравнений, задач. Для этого урока – свой учебник, который так и называется «Математика», тетрадь.

В добрый путь!


КУ

эмоциональный настрой на урок


ПУ

познакомить с учебником «Математика»

II.

Разминка

- К запуску ракеты приготовиться!

Дети:

- Есть приготовиться! (руки вытянули вперед).

- Проверить контакты!

Дети:

- Есть проверить контакты! (повернули кулачки рук).

- Завести моторы!

Дети:

- Есть завести моторы!

Вместе делаем круговые движения руками перед собой.

Вжиг, вжиг, вжиг, вжиг… Ура! А! А!

Для начала разминка!

Поспевай – не зевай!

- Сколько дней в неделе?

- Кто первым тянул репку?

- Сколько месяцев в году?

- Назовите второй день недели.

- Что раньше: лето или осень?

- Продолжи: 2, 3, 4, 5, …, 9, 10, 11, 12, …, 11, 10, 9, 8 …, понедельник, вторник, …, весна, лето.

Смотрите, кто нас ждет в стране Математика. (Зайчонок и Бельчонок, рисунок поезда, в котором 9 вагонов). Они собрались ехать в этом поезде. Сколько в нем вагонов?

Задача.

Зайчонок и бельчонок договорились ехать в пятом вагоне. Заяц сел в 5 вагон с начала поезда, а бельчонок в пятый вагон с конца. В одном ли вагоне ехали зверята? Докажите.

ПУ

актуализация субъектного опыта учащихся



III.

Изучение нового материала, способов действий и первичная проверка понимания изученного

      1. На доске картинки: 6 ягод больших и 8 маленьких грибов.

- Смотрите, какая полянка красивая. Ягоды, грибы. Интересно, чего больше, грибов или ягод? Я думаю больше ягод, потому что они вон какие большие, много места занимают!

- Как доказать, чего больше (2 варианта: посчитать и сравнить 6

Ребенок у доски расставляет пары: ягода-гриб.

- Что можно сказать о количестве ягод? Грибов?

- Чего больше?

- Что нужно сделать, чтобы грибов стало столько же, сколько ягод?

(рассматриваем 2 варианта: добавить 2 ягоды или убрать 2 гриба)

2) Отдыхаем!

Мы работали отлично,

Отдохнуть не прочь сейчас.

И зарядка к нам привычно

На урок приходит в класс.

Выше руки, выше пятки,

Улыбнитесь веселей!

Мы попрыгаем как зайки,

Сразу станем всех бодрей.

Потянулись и вздохнули

Отдохнули? Отдохнули!

3)Откроем учебник на странице 6. рассмотрите картинку.

- К какой сказке художник нарисовал рисунок?

- Кто автор сказки? О чем она?

- Какие красивые, большие домики, значит их больше, чем поросят. Я права?

- Какие еще группы предметов можно сравнить и сказать о них «столько же»; «больше»; «меньше».

4) Логическая задача

- Ой, а зайчонок маме бусы хотел подарить, да нитка порвалась. Помогите ему собрать бусы. (Стр.7 учебника)

- В какой последовательности расположены бусинки?

- Значит, какой кусочек будет продолжением бус? (соединяем карандашом)

5) Наши тетради обижаются. Они хотят тоже вас чему-нибудь поучить.

Откройте тетради на странице 5.

-Найдите слева синие кружки. Сколько их?

- Зачем их нарисовали?

- Выполняем задание под вторым кружком.

-Чем похожи грибы?

-Чем отличаются?

-Выполняем, не забываем о правильности, красоте и быстроте.

Оцените свою работу на уроке, используя лесенки быстроты, правильности и красоты.


ПУ

выяснить различные способы сравнения групп предметов по количеству;

отрабатывать понятия «больше», «меньше», «столько же»;

развитие логического мышления


ДУ

осуществление рефлексии своей деятельности

IV.

Итог урока

- К запуску ракеты приготовиться!

Дети: - Есть приготовиться! (руки вытянули вперед).

- Проверить контакты!

Дети: - Есть проверить контакты! (повернули кулачки рук).

- Завести моторы!

Дети: - Есть завести моторы!

Вместе делаем круговые движения руками перед собой.

Вжиг, вжиг, вжиг, вжиг… Ура! А! А!


Вот мы и вернулись из страны «Математика».

- Что же вы узнали сегодня?

-Как можно сравнить группы предметов?

Спасибо!


















Пятый день


Математика

Тема: «Пространственные представления.

Взаимное расположение предметов в пространстве»


Цель:

  • уточнить понятия «ниже», «выше», «между», «справа», «слева»;

  • развивать умение определять местоположение предмета в пространстве.


Ход урока:

п/п

Этапы урока

Содержания деятельности учителя и учеников

Задачи этапа и

формируемые умения

I.

Организационный момент


Осень на дворе стоит

Низко небо серое

Над крышами висит

А в классе чистота, уют,

У нас своя погода тут.

Улыбнемся мы друг другу

Ясно и тепло –

Вот уж вам и солнышко

В комнате взошло.


КУ

создание у учащихся определенного положительного эмоционального фона

II.

Постановка цели урока


Дети, сегодня на уроке нас ждут легкие задания и задания посложнее. Надеюсь, что всем будет интересно.


ДУ

мотивация на организацию учебной деятельности

III.

Разминка

После правильного выполнения каждого задания на доске появится буква. Затем буквы сложатся в слово. И вы узнаете, кто же придет и к нам на урок.

  1. Дима старше Вани, а Ваня старше Марины. Кто старше: Дима или Марина? (м)

  2. Найди лишнее. Докажите почему треугольник лишний?

(ы)


  1. Как–то раз в лесу густом

Еж построил себе дом.

Пригласил лесных зверей (ш)

Сосчитайте их скорей:

2 зайчонка, 2 лисенка,

2 веселых медвежонка,

2 бельчонка, 2 бобра

Называть ответ пора!

  1. Продолжи! (Учитель называет числа, …)

А) 4, 5, 6, 7, …

12, 11, 10, …

10, 11, 12, …

7, 6, 5, …

16, 17, 18, … (к)

Б) Понедельник, вторник, среда, …

5) Угадай, по какому правилу стоят игрушки на полке. Кто должен быть следующий? (на месте пропусков). Почему. Докажите. (игрушки на доске)

Собачка, мишка, мишка, белка, собачка, мишка, …, белка, …, мишка.

Сколько всего игрушек? Кто первый? Кто последний? (а)

- Посчитайте справа налево. Кто первый? Последний?

(Складываем слово из получившихся букв - МЫШКА)


ПУ

развитие умения вести счет прямой и обратный;

логически мыслить






КУ

развитие умения отстаивать свою точку зрения, общаться на уроке


IV.

Пространственные представления

А вот и мышка. Она принесла вам задания. (Дети работают на местах, один у доски).

1. На столах лежат квадраты. Постройте башню из них так, чтобы красный квадрат был выше желтого, но ниже синего.

Какой квадрат сверху, снизу.

Права ли я? Синий квадрат лежит между красным и желтым?

А о каком квадрате можно сказать лежит между? Справа от башни положите один треугольник, а слева – два треугольника.

- Сколько всего треугольников? А квадратов? Что можно сказать об их количестве.

- Что в нашем классе находится справа от вас, а слева?

- Чему вы учились, выполняя первое задание мышонка? Какую вы поставите себе оценку? (работа с лесенкой зеленого цвета).

2. Отдыхаем

3. А вот и следующее задание.

Для его выполнения нам потребуются тетради.

Графический диктант.




















От отмеченной точки две клетки вверх, одна вправо, две вниз, 1 вправо, 1 вверх, 1 вправо, 1 вниз, 1 вправо, 2 вверх, … далее самостоятельно.

4. По нарисованной вами дорожке мышка забежала в наш учебник. Она приглашает вас на страницу 9. Буратино просил ее помочь дойти до школы, а Мышка не смогла ему объяснить. Может, вы поможете Буратино попасть в школу. Чему мы научились, выполняя это задание?


ДУ

через практическую деятельность развитие умения определять пространственное положение предметов на плоскости;

развитие умения проводить оценку результатов своей деятельности

V.

Итог урока

Мышонок очень старался, чтобы вам на уроке было интересно. Мы с ним подбирали такие задания, чтобы вы развивали свое умение определять, где лево, где право, верх, низ.

Если вам понравился урок, помашите мышонку рукой.

Спасибо за работу.

























Обучение грамоте: чтение

Тема: «Слог.

Слоговая схема слова»


Цель:

- выяснить, что такое слог.


Ход урока:

п/п

Этапы урока

Содержания деятельности учителя и учеников

Задачи этапа и

формируемые умения

I.

Гимнастика для языка

Клара у Вали играла на рояле.


КУ

выработка четкой артикуляции

II.

Повторяем тему: «Предложение»


Я приглашаю вас на стр.7 Азбуки. Какие сказки пришли к нам в гости. Составьте предложения к верхнему рисунку; нижнему рисунку.

- Из чего состоят предложения?

- Сколько слов может быть в предложении?

- Я тоже составила предложение. Чудесные предложения услышали мы! Сколько в нем слов? (покажите пальчиками).

Вас приглашает сказка «Теремок».

- О чем сказка «Теремок»? Кто ее придумал?

У С.Маршака тоже есть сказка «Теремок».

Ребята подготовили для вас маленький отрывок из сказки и хотят вам показать.

Вы зрители, а вот наши артисты.

(Детям, заранее подготовленным, надеваем маски героев и они инсценируют отрывок из сказки).

Делимся своими впечатлениями.


ПУ

актуализация знаний учащихся; развитие умения составлять предложения


КУ

строить коммуникацию с другими людьми; создавать образы героев через мимику, жесты, речь



III.

Новый материал

  1. В сказке мы побывали. И я хочу пригласить вас на стадион в страну слов.

На стадионе играют в хоккей. И если болельщики будут дружно кричать «Шай-бу!», «Шай-бу!», то шайба обязательно залетит в ворота. Поможем болельщикам?

(Появляется на доске Мастер слогов).

А я и не знал, что к нам в страну Слов прибыли знатоки и умельцы. Оказывается, вы умеете делить слова на части. Вы совершенно верно разделили слово «шайба» на 2 части (на 2 слога). Мо-лод-цы!

Можете ли это слово поделить на слоги как я?

Я мастер слогов и делю слова на слоги. Смотрите, как я говорю и хлопаю: «Сло-во де-лит-ся на сло-ги. Интересно, а вы можете поделить слова на слоги? Делим слова: сказка, попугай, школа, цветы, игрушки, книга, учебник, рука.

А еще может нам помочь наша рука определить сколько в слове слогов.

(Приём: рука под подбородок: сколько раз опустится рука – столько и слогов)

Мастер Слогов чему вас научил?

  1. Отдыхаем.

Топай, мишка, хлопай, мишка!

Приседай со мной, братишка!

Руки вверх, вперёд и вниз,

Улыбайся и садись!

  1. Мастер слогов хочет вас научить писать слова по слогам. Произнесите и отхлопайте слово ДОЖДИК. (Дети произносят, учитель на доске составляет схему)


солнышко


Вы поняли, что я записываю? Каждый кирпичик – это слог. А несколько кирпичиков – слово.

А бывает ли так, чтобы слово было из одного кирпичика? Докажите.

4) Составляем схемы слов на доске и в тетрадях: Медведь, Айболит, бегемот, ручка.


ПУ

учить делить слова на слоги, развивать умение определять количество слогов в слове, составлять и читать слоговую схему слова

ДУ

через дидактическую игру осуществлять практическую деятельность по заданному алгоритму

IV.

Итог урока

– Чему мы учились на уроке?

- Из чего состоят слова?

- Как разделить его на слоги?

ДУ

осуществлять рефлексию занятия










Обучение грамоте: письмо

Тема: «Письмо наклонной прямой»


Цель:

- развитие мелкой моторики рук.


Ход урока:

п/п

Этапы урока

Содержания деятельности учителя и учеников

Задачи этапа и

формируемые умения

I.

Орг. момент. Постановка цели


- Как называется наш урок? Чему мы учимся на уроке письма?

Сегодня мы будем тренировать свои пальчики, в гости к нам придут сказки.


КУ

мотивация на организацию учебной деятельности

II.

Гимнастика для пальчиков

  1. Руку плотно положить на стол ладонью вниз и поочередно сгибать пальцы: средний, указательный, большой, мизинец, безымянный. Выполнить поочередно каждой рукой.

  2. Упражнение «Дождик».


ДУ

развитие тонкой моторики

III.

Работа по прописи

1) Откройте пропись на стр.7. Из каких сказок пришли к нам герои? О чем сказка Э.Успенского, К.Чуковского. Найдите схему слов Гена, Айболит.





Обведите любую пару героев и раскрасьте их.

2) Физминутка.

Ветер сильно вдруг подул (Руки вверх – наклоны)

Листья с дерева смахнул (Руки вперед – наклоны слева направо)

Закружились листья все (кружимся).

Прилетели все к земле (сели).

3)А листочки по-разному летели.

Посмотрите, как летел листочек к Айболиту. Давайте повторим его путь.

(Пишем элементы под Доктором Айболитом)

А к бегемотику как листок летел?

(Письмо строки под бегемотом).

Отгадайте загадку

Не пешеход, а идет.

Мокнут люди у ворот.

Ловит дворник его в кадку

Очень трудная загадка?

Как дождик идет? Найдите его дорожку на странице прописи.

(Письмо наклонных прямых линий).


ДУ

развитие тонкой моторики


ПУ

ввести понятие «наклонная прямая»; учить писать короткую наклонную прямую

IV.

Развитие образного мышления

Я вижу вы знаете и любите сказки. А сейчас у нас будет цветная сказка.

(У детей цветные прямоугольники. Дети работают на листах, по – очереди у доски).

Я рассказываю вам сказку, а вы составляете ее цветовую картинку. Для этого из комплекта цветных прямоугольников нужно взять тот цвет, о котором идет речь в сказке.

Готовы?!

Пришел дед в огород и стал копать землю (какую?) черную. Решил сажать репу (какую?) желтую. Стала репа расти. Ботва у нее (какая?)зеленая. Созрела репа. Стал дед репу тянуть. Лицо стало (какое?) красное. Небо над дедом (какое?) голубое. Позвал дед бабку. Стали тянуть репку. Солнце над ними (какое?) оранжевое. Зовут внучку. Прибежала внучка в платье (каком?) бордовом. Позвали жучку, у нее язычок (какой?) розовый. Позвали Мурку (какую?) белую. Никак не могут вытянуть репку. Позвали мышку (какую?) серую. Вытянули репку. Вымыли, сварили кашу. Сели все вместе за стол и стали есть кашу (какую?) желтую.

- А теперь расскажите эту сказку, глядя на разложенные цветные прямоугольники.

ДУ

развитие зрительных ощущений и образного мышления

V.

Итог урока

Что понравилось на уроке?

Что было сложного, трудного?

Что было легко выполнить?








Используемая литература



  1. Агаркова Н.Г., Бугрименко Е.А., Жедек П.С., Цукерман Г.А. Чтение и письмо по системе Д.Б. Эльконина. Кн. Для учителя. – М.: Просвещение,1993.

  2. Битянова М.Р., Азарова Т.В. «Работа психолога в начальной школе». – М., 1998.

  3. Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. «Секреты орфографии». – М., 1991.

  4. Ильина М.Н., Парамонова Л.Г., Головнева Н.Я. «Тесты для детей. Готов ли ваш ребенок к школе? – СПб; Дельта, 1998.

  5. Локалова Н.П. «120 уроков психологического развития младших школьников». – М., 2000.

  6. Пилипенко Н.В., Громова Т.В., Чибисова М.Ю. «Здравствуй, школа! Адаптационные занятия с первоклассниками».

  7. Сутеев В. Сборник. «Про козленка, который умел считать до 10». – М., 1999.

  8. Успенский Э. «Школа клоунов». – М., 1993.

  9. Фефилова Е.П., Мокрушина О.А. Поурочные разработки по математике. – М.: «Вано», 2006.

  10. Энциклопедия мирового искусства «Шедевры русской живописи». – М.: Белый город, 2005.






51




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!