СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Цикл уроков в 9 классе по поэме Н.В. Гоголя "Мёртвые души" (урок №2)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Цикл уроков в 9 классе по поэме Н.В. Гоголя "Мёртвые души" (урок №2)»


Урок литературы, 9 класс

Тема: Н. В.Гоголь. Поэма «Мертвые души». Содержание 1-ой главы

Цель урока: проанализировать первую главу поэмы на основе

комментированного чтения;

совершенствовать работу над анализом художественного произведения;

формировать навыки культуры речи и культуры общения;

развивать навыки самостоятельной работы, прививать любовь

к историческому прошлому своего народа и Родины.

Тип урока: усвоение новых знаний

Методы: беседа, комментированное чтение, работа над отдельными

отрывками из произведения.

Оборудование урока: учебник «Литература», 9 кл. (под ред. В.Я.Коровиной), текст поэмы «Мёртвые души».

.


Ход урока.

1.Организационный момент

2. Определение темы и цели урока

Согласно с домашним заданием обучающиеся определяют тему и цель урока ( анализ содержания прочитанных глав, характеристика героев).


3 Мотивация

Выступление учителя.

Данная поэма является центральной в творчестве Н.В.Гоголя, так как рассматривает проблемы русского народа и российского государства.

Необходимо глубоко и тщательно проанализировать самые важные в идейном и художественном смысле фрагменты произведения. Задача состоит в том, чтобы посредством изучения произведения прийти к пониманию трагедии России первой половины  XIX века.

Проведём первое знакомство с главным героем.

4.Проверка домашнего задания

Выявление знания учащимися содержания 1-ой главы  «Мёртвых душ».

4.1. Словарная работа.

 Бричка – легкая полукрытая повозка

Штабс-капитан – офицерский чин в пехоте

Канифасовых панталонах – плотной льняной ткани, преимущественно полосатой

Манишка – накрахмаленный нагрудник

Демикотонном сюртуке – плотной хлопчатобумажной ткани

Сбитенщик – продавец сбитня, горячего напитка на меду с пряностями

Будочник – нижний полицейский чин

Бутылкою кислых щей – прохладительный напиток вроде кваса

Полицеймейстер – начальник полиции города

Откупщик – частное лицо, получившее от государства право на монопольную торговлю

Бостончик – бостон, карточная игра

Финифть – эмаль по металлу

Пассаж – случай, происшествие

4.2.Беседа по содержанию I главы с комментированным чтением.


4.2.1. Как Н.В.Гоголь знакомит читателя с Чичиковым?

«В ворота губернского города NN въехала довольно красивая рессорная небольшая бричка, в какой ездят холостяки: отставные подполковники, штабс-капитаны, помещики, имеющие около сотни душ крестьян, — словом, все те, которых называют господами средней руки. В бричке сидел господин, не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так чтобы слишком молод. »

Какое ваше первое впечатление о Чичикове?( образ невыразительный)


4.2.2. Как описывает автор гостиницу, комнату Чичикова?

«Покой был известного рода, ибо гостиница была тоже известного рода, то есть именно такая, как бывают гостиницы в губернских городах, где за два рубля в сутки проезжающие получают покойную комнату с тараканами, выглядывающими, как чернослив, из всех углов, и дверью в соседнее помещение, всегда заставленную комодом, где устраивается сосед, молчаливый и спокойный человек, но чрезвычайно любопытный, интересующийся знать о всех подробностях проезжающего. Наружный фасад гостиницы отвечал ее внутренности: она была очень длинна, в два этажа; нижний не был выщекатурен и оставался в темно-красных кирпичиках, еще более потемневших от лихих погодных перемен и грязноватых уже самих по себе; верхний был выкрашен вечною желтою краскою».


4.3.3.Как описывает Гоголь общую залу и обед?

«Какие бывают эти общие залы – всякий проезжающий знает очень хорошо: те же стены, выкрашенные масляной краской, потемневшие вверху от трубочного дыма и залосненные снизу спинами разных проезжающих, а еще более туземными купеческими, ибо купцы по торговым дням приходили сюда сам-шест и сам-сём испивать свою известную пару чаю; тот же закопченный потолок; та же копченая люстра со множеством висящих стеклышек, которые прыгали и звенели всякий раз, когда половой бегал по истертым клеенкам, помахивая бойко подносом, на котором сидела такая же бездна чайных чашек, как птиц на морском берегу; те же картины во всю стену, писанные масляными красками, словом, все то же, что и везде…»


4.4.4. Как описывает Гоголь улицу и городской сад?

 «Мостовая везде была плоховата. Он заглянул и в городской сад, который состоял из тоненьких дерев, дурно принявшихся, с подпорками внизу, в виде треугольников, очень красиво выкрашенных зеленою масляною краскою. Впрочем, хотя эти деревца были не выше тростника, о них было сказано в газетах при описании иллюминации, что «город наш украсился, благодаря попечению гражданского правителя, садом, состоящим из тенистых, широковетвистых дерев, дающих прохладу в знойный день», и что при этом «было очень умилительно глядеть, как сердца граждан трепетали в избытке благодарности и струили потоки слез в знак признательности к господину градоначальнику».

В данных отрывках укажите иронические детали.

Описывая город, явления Н.В.Гоголь прибегает к обобщениям : те же, та же, всё то же, что и везде? Что этим он хотел сказать?( он хотел показать типичность описываемых явлений для всей России.)

4.4.5. Чем был занят в городе Чичиков?

«Весь следующий день посвящен был визитам; приезжий отправился делать визиты всем городским сановникам»


4.4.6. Кому нанёс визиты Чичиков?

«Был с почтением у губернатора, который, как оказалось, подобно Чичикову был ни толст, ни тонок собой, имел на шее Анну, и поговаривали даже, что был представлен к звезде; впрочем, был большой добряк и даже сам вышивал иногда по тюлю. Потом отправился к вице-губернатору, потом был у прокурора, у председателя палаты, у полицеймейстера, у откупщика, у начальника над казенными фабриками... жаль, что несколько трудно упомнить всех сильных мира сего; но довольно сказать, что приезжий оказал необыкновенную деятельность насчет визитов: он явился даже засвидетельствовать почтение инспектору врачебной управы и городскому архитектору. И потом еще долго сидел в бричке, придумывая, кому бы еще отдать визит, да уж больше в городе не нашлось чиновников».



4.4.7.Какое впечатление произвёл Чичиков на знатных лиц, помещиков во время визитов, на балу и вечеринке ?

«Словом, куда ни повороти, был очень порядочный человек. Все чиновники были довольны приездом нового лица. Губернатор об нем изъяснился, что он благонамеренный человек; прокурор — что он дельный человек; жандармский полковник говорил, что он ученый человек; председатель палаты — что он знающий и почтенный человек; полицеймейстер — что он почтенный и любезный человек; жена полицеймейстера — что он любезнейший и обходительнейший человек. Даже сам Собакевич, который редко отзывался о ком-нибудь с хорошей стороны, приехавши довольно поздно из города и уже совершенно раздевшись и легши на кровать возле худощавой жены своей, сказал ей: «Я, душенька, был у губернатора на вечере, и у полицеймейстера обедал, и познакомился с коллежским советником Павлом Ивановичем Чичиковым: преприятный человек!» 



4.4.8. Как удалось Чичикову составить о себе лестное мнение?

«Приезжий во всем как-то умел найтиться и показал в себе опытного светского человека. О чем бы разговор ни был, он всегда умел поддержать его: шла ли речь о лошадином заводе, он говорил и о лошадином заводе; говорили ли о хороших собаках, и здесь он сообщал очень дельные замечания; трактовали ли касательно следствия, произведенного казенною палатою, — он показал, что ему небезызвестны и судейские проделки; было ли рассуждение о бильярдной игре — и в бильярдной игре не давал он промаха; говорили ли о добродетели, и о добродетели рассуждал он очень хорошо, даже со слезами на глазах; об выделке горячего вина, и в горячем вине знал он прок; о таможенных надсмотрщиках и чиновниках, и о них он судил так, как будто бы сам был и чиновником и надсмотрщиком. Но замечательно, что он все это умел облекать какою-то степенностью, умел хорошо держать себя. Говорил ни громко, ни тихо, а совершенно так, как следует».

Какие черты характера проявил Чичиков по содержанию I главы?

(Чичиков выдавал себя за светского человека, весьма деликатного и хорошо воспитанного, а на самом деле был дельцом, ловким мошенником, малокультурным и грубым.  Гоголь говорит о своём герое с тонкой насмешкой: « высмаркивался чрезвычайно громко», « храпя, во всю насосную завёртку», « говорил ни громко, ни тихо, а совершенно так, как следует»).



5.Закрепление темы.

 Гоголь прибегает к приёму чисто внешнего описания своих героев, исходя из идейного замысла поэмы – показать мёртвое царство мёртвых душ.


6. Выводы по анализу отрывков первой главы «Мертвых душ».

 Гоголь уже с первой страницы рисует яркие реальные картины русской жизни, подчёркивая этим, что его цель – не рассказ о похождениях авантюриста Чичикова, а сатирическое изображение всей современной ему русской жизни.

Изображая помещиков и чиновников, он разоблачает их, показывает, что под внешней оболочкой культурных, благовоспитанных людей в них скрывается духовное убожество и грубая животная натура.

Поэму Гоголя следует читать внимательно, вдумываясь в авторские отступления, рассуждения.

7. Рефлексия. 

  • Я доволен(не доволен) собой ...

  • Мне было трудно...

  • Мне необходимо поработать над...

 8.Задание на дом.

 Внимательно перечитать 2-6 главы поэмы. 

Составить характеристики помещиков по следующему плану:

-описание деревни;

-писание господского дома;

-описание внешнего вида помещика;

-отношение помещика к предложению Чичикова;

-отношение Чичикова к каждому из помещиков;

-купля-продажа мертвых душ;

- общее у всех этих помещиков.

 Какими неожиданностями удивляет каждый из них и Чичикова, и читателя?

    1.    

 




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!