Урок по теме: «Твердый согласный звук [ш]. Буквы Ш ш».
Дидактическая цель урока для детей: изучить звук [ш] и буквы Ш, ш.
Дидактическая цель для учителя: создать условия для ознакомления учащихся и изучения звука [ш], букв Ш, ш; развитие речи, памяти, мышления.
Планируемые результаты:
– распознают в словах и характеризуют звук [ш], как согласный, глухой и всегда твёрдый,
– обозначают буквой,
– устанавливают на основе наблюдений, что в слоге ши пишется всегда и,
– читают слова с новой буквой, предложения и короткие тексты с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания,
– отвечают на вопросы, выделяют главную мысль, озаглавливают текст.
Личностные результаты:
– эмоциональное проживание текстов, иллюстрации, осмысление своей работы на уроке.
Универсальные учебные действия:
Регулятивные: соотносят результат со своей деятельностью и оценивают его.
Познавательные: общеучебные – отличают новое от уже известного; логические – характеризуют букву Ш.
Коммуникативные: учатся выполнять различные роли в коллективе.
Основное содержание темы, понятия и термины: твёрдый глухой согласный звук [ш], буквы Ш, ш; слого-звуковой анализ слов; правописание сочетания ши.
Оборудование: учебник «Азбука» В.Г. Горецкого и др., электронное приложение к учебнику, мультимедийный проектор, компьютер, карточки для индивидуальной работы, презентация к уроку.
Ход урока
Мобилизующая часть урока. - Вспомните, какие буквы обозначающие только мягкие (твердые) согласные звуки мы уже изучили? (Ч, ).
II. Формирование новых знаний, умений и навыков.
Постановка целей и задач урока.
Фонетическая зарядка.
– Как шипит змея? (Ш-ш-ш.)
– Как шипит гусь? (Ш-ш-ш.)
1. Дети рассматривают предметные картинки с изображением карандаша и шар и начерченные под ними схемы к этим словам.
Изучаемый звук выделяется из слов:
шкаф карандаш
Наблюдая за произношением звука [ш] в этих словах, дети приходят к выводу, что согласный звук [ш] глухой и всегда твердый.
а) Назовите одинаковый звук в словах:
шар, шуба, карандаш, машина, шкаф, шарф.
Учитель показывает предметные картинки, дети называют слова, находят одинаковый звук [ш]. Определяют, что он глухой и твердый.
б) На доске предметные картинки с изображением шара, ели, солнца, печной трубы, ежа, руки, карандаша, арбуза (картинки расположены в том порядке, в котором перечислены).
– Нужно отгадать слово по первым звукам названий.
Дети выходят к доске, называют слово и под картинкой печатают начальную букву слова.
Ш Е С Т Ё Р К А
Читается полученное слово.
Делается вывод, что звук [ш] всегда твердый, поэтому гласная буква е не обозначает мягкость согласного.
Учитель сообщает, что согласный звук [ш] на письме обозначается буквой Ш ш (ша).
Вывешивается карточка с буквой Ш ш.
Физкультминутка
2. На что похожа буква Ш?
Шагает кошка не спеша,
Коготки, как буква Ш…
Шустро мышь под печку –
Шасть!
Как бы в лапы
Не попасть.
В. Степанов
– На что похожа буква Ш? (Ответы детей.)
3. Учащиеся печатают букву Ш ш в тетрадях.
Читаются слоги-слияния. Дается характеристика звуков.
Чтение слов в столбиках, с. 17.
Проводится слого-звуковой анализ этих слов.
4. Дети рассматривают иллюстрацию, с. 16.
Рассмотри-ка все внимательно,
Поразмысли не спеша
И отыщешь обязательно
Все слова на букву Ш.
(Шуты, Шамаханская царица, шатер, чаша, груша, кувшин, шаровары, подушка, шапка.)
Вопросы:
– Из какой сказки Шамаханская царица?
– Кто автор этой сказки?
(Учитель зачитывает отрывок из «Сказки о золотом петушке» А. С. Пушкина.)
… Вдруг шатер
Распахнулся… и девица,
Шамаханская царица,
Вся сияя, как заря,
Тихо встретила царя.
… … …
И она перед Дадоном
Улыбнулась – и с поклоном
Его за руку взяла
И в шатер свой увела.
Там за стол его сажала.
Всяким яством угощала.
Физкультминутка
Учитель выясняет, как дети поняли их смысл.
Выясняется, в каких случаях они могут быть употреблены в речи.
Вопросы:
– О каком времени года говорится в тексте?
– Куда пошли дети?
– Что они видели в лесу?
– Что собирали ребята?
Дети повторно читают текст, подчеркивая слова с буквой ш. Проводится слого-звуковой анализ этих слов.
III. Итог урока.
– Что нового узнали на уроке?
– Что особенно запомнилось?