СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Твердый согласный звук [ш]. Буквы Ш ш

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дидактическая цель урока для детей: изучить звук [ш] и буквы Ш, ш.

Дидактическая цель для учителя: создать условия для ознакомления учащихся и изучения звука [ш], букв Ш, ш; развитие речи, памяти, мышления.

Планируемые результаты:

  • – распознают в словах и характеризуют звук [ш], как согласный, глухой и всегда твёрдый,
  • – обозначают буквой,
  • – устанавливают на основе наблюдений, что в слоге ши пишется всегда и,
  • – читают слова с новой буквой, предложения и короткие тексты с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания,
  • – отвечают на вопросы, выделяют главную мысль, озаглавливают текст.

Личностные результаты:

  • – эмоциональное проживание текстов, иллюстрации, осмысление своей работы на уроке.

Универсальные учебные действия:

  • Регулятивные: соотносят результат со своей деятельностью и оценивают его.
  • Познавательные: общеучебные – отличают новое от уже известного; логические – характеризуют букву Ш.
  • Коммуникативные: учатся выполнять различные роли в коллективе.

Основное содержание темы, понятия и термины: твёрдый глухой согласный звук [ш], буквы Ш, ш; слого-звуковой анализ слов; правописание сочетания ши.

Оборудование: учебник «Азбука» В.Г. Горецкого и др., электронное приложение к учебнику, мультимедийный проектор, компьютер, карточки для индивидуальной работы, презентация к уроку.

Просмотр содержимого документа
«Твердый согласный звук [ш]. Буквы Ш ш»

Урок по теме: «Твердый согласный звук [ш]. Буквы Ш ш».




Дидактическая цель урока для детей: изучить звук [ш] и буквы Ш, ш.

Дидактическая цель для учителя: создать условия для ознакомления учащихся и изучения звука [ш], букв Ш, ш; развитие речи, памяти, мышления.

Планируемые результаты:

  • – распознают в словах и характеризуют звук [ш], как согласный, глухой и всегда твёрдый,

  • – обозначают буквой,

  • – устанавливают на основе наблюдений, что в слоге ши пишется всегда и,

  • – читают слова с новой буквой, предложения и короткие тексты с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания,

  • – отвечают на вопросы, выделяют главную мысль, озаглавливают текст.

Личностные результаты:

  • – эмоциональное проживание текстов, иллюстрации, осмысление своей работы на уроке.

Универсальные учебные действия:

  • Регулятивные: соотносят результат со своей деятельностью и оценивают его.

  • Познавательные: общеучебные – отличают новое от уже известного; логические – характеризуют букву Ш.

  • Коммуникативные: учатся выполнять различные роли в коллективе.

Основное содержание темы, понятия и термины: твёрдый глухой согласный звук [ш], буквы Ш, ш; слого-звуковой анализ слов; правописание сочетания ши.

Оборудование: учебник «Азбука» В.Г. Горецкого и др., электронное приложение к учебнику, мультимедийный проектор, компьютер, карточки для индивидуальной работы, презентация к уроку.

Ход урока

  1. Мобилизующая часть урока. - Вспомните, какие буквы обозначающие только мягкие (твердые) согласные звуки мы уже изучили? (Ч, ).

II. Формирование новых знаний, умений и навыков.

Постановка целей и задач урока.

Фонетическая зарядка.

– Как шипит змея? (Ш-ш-ш.)

– Как шипит гусь? (Ш-ш-ш.)

1. Дети рассматривают предметные картинки с изображением карандаша и шар и начерченные под ними схемы к этим словам.

Изучаемый звук выделяется из слов:

шкаф карандаш

Наблюдая за произношением звука [ш] в этих словах, дети приходят к выводу, что согласный звук [ш] глухой и всегда твердый.

  • Игра «Кто внимательный?».

а) Назовите одинаковый звук в словах:

шар, шуба, карандаш, машина, шкаф, шарф.

Учитель показывает предметные картинки, дети называют слова, находят одинаковый звук [ш]. Определяют, что он глухой и твердый.

б) На доске предметные картинки с изображением шара, ели, солнца, печной трубы, ежа, руки, карандаша, арбуза (картинки расположены в том порядке, в котором перечислены).

– Нужно отгадать слово по первым звукам названий.

Дети выходят к доске, называют слово и под картинкой печатают начальную букву слова.

Ш Е С Т Ё Р К А

Читается полученное слово.

Делается вывод, что звук [ш] всегда твердый, поэтому гласная буква е не обозначает мягкость согласного.

Учитель сообщает, что согласный звук [ш] на письме обозначается буквой Ш ш (ша).

Вывешивается карточка с буквой Ш ш.

Физкультминутка

2. На что похожа буква Ш?

Шагает кошка не спеша,

Коготки, как буква Ш…

Шустро мышь под печку –

Шасть!

Как бы в лапы

Не попасть.

В. Степанов

– На что похожа буква Ш(Ответы детей.)

3. Учащиеся печатают букву Ш ш в тетрадях.

  • Игра «Капитаны».

Читаются слоги-слияния. Дается характеристика звуков.

  • Чтение слов в столбиках, с. 17.

Проводится слого-звуковой анализ этих слов.

4. Дети рассматривают иллюстрацию, с. 16.

Рассмотри-ка все внимательно,

Поразмысли не спеша

И отыщешь обязательно

Все слова на букву Ш.

(Шуты, Шамаханская царица, шатер, чаша, груша, кувшин, шаровары, подушка, шапка.)

Вопросы:

– Из какой сказки Шамаханская царица?

– Кто автор этой сказки?

(Учитель зачитывает отрывок из «Сказки о золотом петушке» А. С. Пушкина.)

… Вдруг шатер

Распахнулся… и девица,

Шамаханская царица,

Вся сияя, как заря,

Тихо встретила царя.

… … …

И она перед Дадоном

Улыбнулась – и с поклоном

Его за руку взяла

И в шатер свой увела.

Там за стол его сажала.

Всяким яством угощала.

Физкультминутка

  • Чтение пословиц, с. 16.

Учитель выясняет, как дети поняли их смысл.

Выясняется, в каких случаях они могут быть употреблены в речи.

  • Чтение текста на с. 17.

Вопросы:

– О каком времени года говорится в тексте?

– Куда пошли дети?

– Что они видели в лесу?

– Что собирали ребята?

Дети повторно читают текст, подчеркивая слова с буквой ш. Проводится слого-звуковой анализ этих слов.

III. Итог урока.

– Что нового узнали на уроке?

– Что особенно запомнилось?