И.Н. Колчина
МБОУ «Нижегородская средняя школа»
П. Нижегородец
Дальнеконстантиновский район
Нижегородская область
Творческие задания для немотивированных обучающихся на уроках физики и во внеурочное время
Как часто в начале работы мне приходилось слышать нелестные слова о предмета физика… Да, что греха таить, я и сама так думала, пока училась в школе… Уроки физики вызывали во мне старх и непонимание и, как следствие, отторжение предмета.
Когда же жизнь распорядилась так, что вместо учителя математики я стала учителем физики, то встал вопрос, как сделать так, чтобы мои дети не испытывали таких страхов, как я в свое время… Решение пришло не сразу, сначала самой надо было научиться понимать и, как следствие, любить свой предмет.
А началось все с фонтанов. Изучая сообщающиеся сосуды с семиклассниками, я попросила ребят изготовить самим сообщающийся сосуд – фонтан. И каково было моё удивление, когда ребята не только с удовольствием откликнулись на просьбу, но и сделали настоящие шедевры! И даже совсем немотивированные дети смогли конкурировать с отличниками. Я для себя открыла новый мир, который и сейчас продолжает наполняться, хотя прошло много лет…
В своей работе я применяю множество творческих заданий по физике для учащихся всех классов. Я глубоко убеждена, и практика это подтверждает, что творческие работы делают процесс познания физики увлекательным, дают возможность всем детям иметь положительные оценки, вовлекать в процесс создания шедевров родителей учащихся. Дети с удовольствием (не боясь) идут на урок, сами выступают инициаторами творческих заданий (я же понимаю, что из немотивированных обучающихся, они переходят в инициаторов образовательного процесса)
Творчество может проявляться в любой форме: доклад, презентация, прибор, мини-исследование, поиск информации в Интернете, создание своего видео по исследуемой проблеме, фотографирование изучаемых явлений, исследовательский проект и т.д. Современные технологии позволяют учащимся разрабатывать и представлять информацию в любом виде. Мне остается лишь контролировать процесс. Для этого я веду журнал учета творческих работ учащихся. Посоветовавшись с детьми, мы приняли решение: учащиеся, выполнившие 80% всех творческих работ, имеют право на повышенную оценку в четверти, если их оценка спорная. За творческие работы я, как правило, не ставлю оценку ниже четверки. За одну работу ребенок может получить несколько оценок (это оговаривается с детьми предварительно). Часто применяю общее открытое голосование за самую оригинальную работу. Эта работа получает дополнительную пятерку.
Творчество ребят позволяет мне проводить множество выставок их работ, внеклассные мероприятия, ставшие традиционными. Такие как демонстрация фонтанов, термосов, перископов, камер обскура, электрических театров, запуск ракет и т.д.
Нет проблем и с проведением предметной недели. В процессе подготовки и проведения вовлекаю учащихся, начиная с начальной школы.
Многие учителя могут рассказать о своей работе, но лучше о них могут сказать только дети, которых они учат, и вот как моя ученица Ольга Рябикова рассказала о моей работе:
Урок физики
Утро. Смех. Веселье. Звонок.
Шаги. Учитель. Шепот. Урок.
Тишина. Ожиданье. Волненье.
Шутка. Улыбка. На лицах – смущенье.
Мел. Доска. Пытливые взгляды.
Вопросы. Ответы. Книги. Тетради.
Зима и солнце. Снег. Прохлада.
Восторг и усердие. Дети – отрада.
Опыты. Творчество. Сразу успех.
В колбе вода. Брызги. И смех…
Удивление. Восклицание.
Объяснение. Понимание.
Любимый урок. Физика – радость.
Любимый учитель. Ему благодарность.