Проект «Дети войны»
Наш проект «Дети войны» - вклад в подготовку к празднованию 75-летия Великой Победы, дань глубокого уважения и благодарности целому поколению – поколению детей войны. Мы задались вопросами: кто они – дети войны, наши ровесники из сороковых годов, как они пережили страшные четыре года, о чем мечтали, какова роль детей и подростков в приближении Дня Победы? Мы поняли, что наших знаний по проблеме недостаточно. Чтобы найти ответы на эти вопросы, решили провести данное исследование.
Актуальность темы заключается в том, что людей, переживших войну, помнящих это страшное время, становится все меньше, а их воспоминания чаще всего не записаны.
Цель: Создание условий для воспитания патриотизма, активной гражданской позиции детей, чувства гордости за героическое прошлое своего народа на основе углубления знаний о Великой Отечественной войне, об участии в ней детей и своих родственников.
Задачи:
1. Изучить и проанализировать художественную литературу по теме исследования.
2. Провести опрос в среде своих сверстников в классе, что им известно об участии детей в годы ВОВ.
3. Собрать материал о наших родственниках - участниках ВОВ, детях войны.
4. Провести встречи с ветеранами, взять у них интервью.
5. Чтение художественной литературы о детях войны.
8.Провести открытое мероприятие «Дети войны» - защита проекта по теме.
9.Развивать исследовательские способности детей, самостоятельность в поисках необходимой информации, умение использовать полученные знания в практической деятельности.
Участники проекта:
учащиеся 4, классный руководитель Несудимова С.Н , родители класса.
Объект исследования: образ жизни детей в годы Великой Отечественной войны.
Предмет исследования: жизнь и роль детей - наших родственников в Великой Отечественной войне.
Проблемные вопросы:
Как жили дети в годы Великой Отечественной войны?
Как события Великой Отечественной войны отразились на судьбах детей?
Могли ли дети быть героями войны?
Как увековечена память о детях войны?
Гипотеза исследования: в тяжёлое для страны время дети несли все тяготы войны наравне со взрослыми.
Методы исследования: чтение и анализ книг, размышления, наблюдение, беседа, интервью.
Продолжительность проекта - долгосрочный (1-4 классы)
Значимостью проекта является то, что данный материал можно использовать как дополнительный на уроках, во внеклассных мероприятиях, родительских собраниях. Также собранные материалы будут переданы нами в музей школы.
Сценарий защиты проекта «Дети войны»
Слайд 1
Ученик:
Хорошо жить, когда ярко светит солнце, поют птицы; когда можно играть с друзьями, когда есть у тебя мама и папа, бабушка и дедушка! Хорошо жить, когда вокруг тебя, во всем мире только хорошие и добрые люди! Но так, к сожалению, не бывает. Живут на земле, и добрые, и злые. Бывает, что ссорятся и даже дерутся. Но когда дерутся два человека - это еще полбеды, а вот когда целые народы, армии - это уже беда! Тогда гибнут люди; тогда разрушаются дома, уничтожаются леса, поля - и все это называется Война.
Этот год знаменателен в истории нашей страны 75 летие Великой Победы!
Слайд 1-5
Слайд6
На уроках, классных часах мы много говорили на эту тему, участвовали в открытых мероприятиях школы: «Смотр строя и песни», «Фестиваль победы», «Инсценирование военной песни» Мы подвели итоги и показали хорошие результаты. 100% ребят знают, когда началась и закончилась война, с кем мы воевали, но когда учитель спросила нас: «Как жили дети в годы войны?» Оказалось, что мы мало знаем о детях войны.
Слайд7
Поэтому нам стало интересно узнать:
Могли ли они быть героями войны?
Как увековечена память о детях войны?
Так возникла идея о проекте «Дети войны».
Слайд 8
Мы предположили, что в тяжёлое для страны время дети несли все тяготы войны наравне с взрослыми.
Выяснились наши интересы, и мы разделились на 4 группы, где коллективно проводили обсуждение вопросов, выбирали правильные действия. Нам помогали учитель и родители. Что у нас получилось, мы сейчас расскажем.
Слайд 9
1 группа – литераторы
Ученик 1:
Мы ходили в школьную библиотеку, и сельскую библиотеку, подбирали книги, читали их, написали отзывы о прочитанных книгах и составили с помощью учителя рекомендательный список книг для чтения о ВОВ для учащихся начальной школы.
Слайд 10
Ученик 3:
А я прочитал о пионерах – героях.
Герой Советского Союза партизан Леня Голиков получил орден Ленина в 15 лет, но так и не успел узнать о награде – пока оформляли документы, он погиб в бою под старой Руссой. Он принимал участие в 27 боевых операциях: брал языков, взрывал мосты и склады, уничтожал вражеские боеприпасы.
Слайд 11
Марат Казей - 15 лет, Герой Советского Союза, был разведчиком у партизан. При выполнении задания был обнаружен фашистами. Юный патриот подорвал себя гранатой и окружавших его врагов.
Слайд 12
Зинаида Портнова — 15 лет, Герой Советского Союза — юная партизанка, ходила в разведку, распространяла листовки, зверски замучена фашистами. Удостоена звания Героя Советского Союза – посмертно.
Слайд 13
Сережа Алешков – самый юный из героев войны. Начал службу в партизанском отряде в 6 лет после казни матери и старшего брата. Был усыновлен 142-м гвардейским стрелковым полком. В 7 лет обнаружил 2-х фашистских диверсантов и спас жизнь командиру полка, награждён медалью «За боевые заслуги». И таких
героев было много.
Слайд 14
2 группа – историки
Ученик 1:
Дети войны жили и живут среди нас, только мы об этом не всегда знаем, ведь это наши прабабушки и прадедушки.
Мы собрали материал о наших родственниках – участниках и детях войны. Об этом нам рассказали наши бабушки и дедушки, наши родители. Этот материал мы передадим в школьный музей.
САМОЙЛОВ ЕГОР
Я хочу рассказать про моего прадедушку Самойлова Николая Михайловича. Я горжусь своим прадедушкой!
ТИМОШЕНКО МАРИНА
Мой прадедушка Шишелов Василий Александрович. Я горжусь своим прадедом!
КОСЫНКИНА Т Я хочу рассказать про моего прадедушку Милютина Анатолия Федоровича. В прошлом году я принимала участие в районном конкурсе «Глубины родословия» в номинации «Рассказы из прошлого семьи» со своей работой «Мой прадедушка»
Елисеев В Мой прадедушка Шитов Евгений Иванович. Я горжусь своим прадедушкой!
ТАТАРНИКОВА А Моя прабабушка Курбатова Наталья Васильевна была ребенком в годы войны и я хочу о ней рассказать.
3 группа – журналисты
Слайд 15
Ученик 1:
К сожалению, тех, кто участвовал в войне, с каждым годом становится всё меньше и меньше. Наша задача в том, чтобы не забывать об их подвиге, ведь тогда и те, кто погиб во время войны, и те, кто уходит теперь, обретут новую жизнь – жизнь в памяти. В нашем селе живут 3 ветерана ВОВ: Панкратова Нина Ильинична, Баранников Павел Давыдович, Ульянов Михаил Дмитриевич. Поэтому так важно расспросить и записать рассказы о войне. Но для победы были важны не только героические подвиги, но и ежедневная работа, которую делали все. Наша группа выпустила газету «Мы помним тебя, солдат!»
Ученик 2:
Я вместе с мамой ходил к ветерану домой, чтобы поздравить их с праздником. Я познакомился с Баранниковым Павлом Давыдовичем. Спасибо учителю за это поручение. Я был под впечатлением от общения с ветераном. Особенно меня поразили слова Павла Давыдовича: есть было нечего, а мы пели песни, шутили, подбадривали друг друга. Всем бы нам такого оптимизма! Наверное, мы последнее поколение, кто может общаться с теми, кто подарил нам мир. Спасибо ветеранам!
Ученицы:
А мы присутствовали на вручении юбилейных медалей ветеранам, участвовали в концерте ко дню села.
Слайд 16
4 группа – искатели
Ученик 1:
Наша группа искала ответы на вопросы:
Зачем людям нужны памятники?
Как увековечена память о детях войны?
Мы искали в книгах, энциклопедиях, сети Интернета информацию о том, что такое памятник, выбирали памятники, установленные детям войны в разных городах России. Составили каталог памятников детям войны «Мы помним, мы гордимся!»
Ученик 2:
Памятник «Цветок жизни» расположен в Ленинградской области. Создан в память о погибших детях блокадного Ленинграда. На лепестках цветка изображены лицо улыбающегося мальчика и слова «Пусть всегда будет солнце». Рядом находится плита, на которой надпись: Во имя жизни и против войны. Детям – юным героям Ленинграда 1941-1944г»
Слайд 17
Ученик 3:
В рабочем посёлке Шатки Нижегородской области был открыт мемориальный комплекс « Тане Савичевой и детям войны посвящается». 12 бетонных арок и стоящая за ними в полный рост фигура Тани.
Слайд 18
Ученик 4:
Памятник «Непокорённый человек» в Хатыни. Белоруссия.
22 марта 1943 года всё население деревни Хатыни согнали в колхозный сарай, заперли в нём, обложили сарай соломой, облили бензином и подожгли. Те, кто пытался бежать, убивали на месте. В огне сгорели 149 жителей деревни, из них75 детей, младше16 лет.
Ученик 5:
Мы должны чтить память погибших в годы войны детей и уважать ныне живущих ветеранов. Память – это главный враг войны. Пока жива память – не повторится война.
Учитель:
-Что же вы узнали о детях войны? (высказывания детей)
Слайд
Ученик 6:
Наше предположение подтвердилось. Дети внесли огромный вклад в победу над фашистами.
Слайд
Учитель:
-Дети войны? Кто они?
Ученики:
- Это наши сверстники с очень трудной, но интересной судьбой, которые пережили страшные лишения и испытания.
- Которые, беззаветно любили свою Родину.
- Которые, несмотря на все ужасы войны, сохранили в своих сердцах тепло, добро, любовь к жизни.
- Сумели в будущем стать настоящими людьми.
Учитель:
-Чему бы вы хотели научиться у детей войны? Какие черты характера перенять?
Ученики: (Ответы детей)
Дети войны -
И веет холодом,
Дети войны -
И пахнет голодом.
Дети войны -
И дыбом волосы -
На челках детских
Седые полосы.
Земля омыта
Слезами детскими
Детьми советскими.
И не советскими.
Их кровь алеет.
На плацах маками,
Трава поникла -
Где дети плакали.
Дети войны -
И боль отчаянна!
О, сколько надо им
Минут молчания.
Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война:
Ведь эта память – наша совесть,
Она, как сила, нам нужна….
(Ю. Воронов)
Слайд
Учитель:
Почтим минутой молчания тех, кого рядом с нами нет, героев войны.
Вечная память детям, погибшим в годы войны! (Минута молчания)
Учитель:
-Ребята, вы собрали такой богатый материал о детях войны. Давайте подумаем, где его можно использовать?
Расскажем ребятам из других классов на классном часе, родителям на собрании, материал о ветеранах передадим в школьный музей, можно организовать выставку «Семейные реликвии» (Фото, письма, награды ветеранов)
Слайд
Спасибо, за внимание!