СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Учащимся начальной школы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Творческий прект "Дети войны". Подготовка к праднованию 75-летия победы ВОВ.

Просмотр содержимого документа
«Учащимся начальной школы»

Проект «Дети войны»

Наш проект «Дети войны» - вклад в подготовку к празднованию 75-летия Великой Победы, дань глубокого уважения и благодарности целому поколению – поколению детей войны. Мы задались вопросами: кто они – дети войны, наши ровесники из сороковых годов, как они пережили страшные четыре года, о чем мечтали, какова роль детей и подростков в приближении Дня Победы? Мы поняли, что наших знаний по проблеме недостаточно. Чтобы найти ответы на эти вопросы, решили провести данное исследование.

Актуальность темы заключается в том, что людей, переживших войну, помнящих это страшное время, становится все меньше, а их воспоминания чаще всего не записаны.

Цель: Создание условий для воспитания патриотизма, активной гражданской позиции детей, чувства гордости за героическое прошлое своего народа на основе углубления знаний о Великой Отечественной войне, об участии в ней детей и своих родственников.

Задачи:

1. Изучить и проанализировать художественную литературу по теме исследования.

2. Провести опрос в среде своих сверстников в классе, что им известно об участии детей в годы ВОВ.

3. Собрать материал о наших родственниках - участниках ВОВ, детях войны.

4. Провести встречи с ветеранами, взять у них интервью.

5. Чтение художественной литературы о детях войны.

8.Провести открытое мероприятие «Дети войны» - защита проекта по теме.
9.Развивать исследовательские способности детей, самостоятельность в поисках необходимой информации, умение использовать полученные знания в практической деятельности.

Участники проекта:

учащиеся 4, классный руководитель Несудимова С.Н , родители класса.

Объект исследования: образ жизни детей в годы Великой Отечественной войны.

Предмет исследования: жизнь и роль детей - наших родственников в Великой Отечественной войне.

Проблемные вопросы:

  • Как жили дети в годы Великой Отечественной войны?

  • Как события Великой Отечественной войны отразились на судьбах детей?

  • Могли ли дети быть героями войны?

  • Как увековечена память о детях войны?

Гипотеза исследования: в тяжёлое для страны время дети несли все тяготы войны наравне со взрослыми.

Методы исследования: чтение и анализ книг, размышления, наблюдение, беседа, интервью.

Продолжительность проекта - долгосрочный (1-4 классы)

Значимостью проекта является то, что данный материал можно использовать как дополнительный на уроках, во внеклассных мероприятиях, родительских собраниях. Также собранные материалы будут переданы нами в музей школы.


Сценарий защиты проекта «Дети войны»

Слайд 1

Ученик:

Хорошо жить, когда ярко светит солнце, поют птицы; когда можно играть с друзьями, когда есть у тебя мама и папа, бабушка и дедушка! Хорошо жить, когда вокруг тебя, во всем мире только хорошие и добрые люди! Но так, к сожалению, не бывает. Живут на земле, и добрые, и злые. Бывает, что ссорятся и даже дерутся. Но когда дерутся два человека - это еще полбеды, а вот когда целые народы, армии - это уже беда! Тогда гибнут люди; тогда разрушаются дома, уничтожаются леса, поля - и все это называется Война.

Этот год знаменателен в истории нашей страны 75 летие Великой Победы!

Слайд 1-5

Слайд6

На уроках, классных часах мы много говорили на эту тему, участвовали в открытых мероприятиях школы: «Смотр строя и песни», «Фестиваль победы», «Инсценирование военной песни» Мы подвели итоги и показали хорошие результаты. 100% ребят знают, когда началась и закончилась война, с кем мы воевали, но когда учитель спросила нас: «Как жили дети в годы войны?» Оказалось, что мы мало знаем о детях войны.

Слайд7

Поэтому нам стало интересно узнать:

  • Как дети пережили годы войны?

  • Могли ли они быть героями войны?

  • Как увековечена память о детях войны?

Так возникла идея о проекте «Дети войны».

Слайд 8

Мы предположили, что в тяжёлое для страны время дети несли все тяготы войны наравне с взрослыми.

Выяснились наши интересы, и мы разделились на 4 группы, где коллективно проводили обсуждение вопросов, выбирали правильные действия. Нам помогали учитель и родители. Что у нас получилось, мы сейчас расскажем.

Слайд 9

1 группа – литераторы

Ученик 1:

Мы ходили в школьную библиотеку, и сельскую библиотеку, подбирали книги, читали их, написали отзывы о прочитанных книгах и составили с помощью учителя рекомендательный список книг для чтения о ВОВ для учащихся начальной школы. 

Слайд 10

Ученик 3:

А я прочитал о пионерах – героях.

Герой Советского Союза партизан Леня Голиков получил орден Ленина в 15 лет, но так и не успел узнать о награде – пока оформляли документы, он погиб в бою под старой Руссой. Он принимал участие в 27 боевых операциях: брал языков, взрывал мосты и склады, уничтожал вражеские боеприпасы.

Слайд 11

Марат Казей - 15 лет, Герой Советского Союза, был разведчиком у партизан. При выполнении задания был обнаружен фашистами. Юный патриот подорвал себя гранатой и окружавших его врагов.

Слайд 12

Зинаида Портнова — 15 лет, Герой Советского Союза — юная партизанка, ходила в разведку, распространяла листовки, зверски замучена фашистами. Удостоена звания Героя Советского Союза – посмертно.

Слайд 13

Сережа Алешков – самый юный из героев войны. Начал службу в партизанском отряде в 6 лет после казни матери и старшего брата. Был усыновлен 142-м гвардейским стрелковым полком. В 7 лет обнаружил 2-х фашистских диверсантов и спас жизнь командиру полка, награждён медалью «За боевые заслуги». И таких

героев было много.

Слайд 14

2 группа – историки

Ученик 1:

Дети войны жили и живут среди нас, только мы об этом не всегда знаем, ведь это наши прабабушки и прадедушки.

Мы собрали материал о наших родственниках – участниках и детях войны. Об этом нам рассказали наши бабушки и дедушки, наши родители. Этот материал мы передадим в школьный музей.

САМОЙЛОВ ЕГОР

Я хочу рассказать про моего прадедушку Самойлова Николая Михайловича. Я горжусь своим прадедушкой!

ТИМОШЕНКО МАРИНА

Мой прадедушка Шишелов Василий Александрович. Я горжусь своим прадедом!

КОСЫНКИНА Т Я хочу рассказать про моего прадедушку Милютина Анатолия Федоровича. В прошлом году я принимала участие в районном конкурсе «Глубины родословия» в номинации «Рассказы из прошлого семьи» со своей работой «Мой прадедушка»

Елисеев В Мой прадедушка Шитов Евгений Иванович. Я горжусь своим прадедушкой!

ТАТАРНИКОВА А Моя прабабушка Курбатова Наталья Васильевна была ребенком в годы войны и я хочу о ней рассказать.

3 группа – журналисты

Слайд 15

Ученик 1:

К сожалению, тех, кто участвовал в войне, с каждым годом становится всё меньше и меньше. Наша задача в том, чтобы не забывать об их подвиге, ведь тогда и те, кто погиб во время войны, и те, кто уходит теперь, обретут новую жизнь – жизнь в памяти. В нашем селе живут 3 ветерана ВОВ: Панкратова Нина Ильинична, Баранников Павел Давыдович, Ульянов Михаил Дмитриевич. Поэтому так важно расспросить и записать рассказы о войне. Но для победы были важны не только героические подвиги, но и ежедневная работа, которую делали все. Наша группа выпустила газету «Мы помним тебя, солдат!»

Ученик 2:

Я вместе с мамой ходил к ветерану домой, чтобы поздравить их с праздником. Я познакомился с Баранниковым Павлом Давыдовичем. Спасибо учителю за это поручение. Я был под впечатлением от общения с ветераном. Особенно меня поразили слова Павла Давыдовича: есть было нечего, а мы пели песни, шутили, подбадривали друг друга. Всем бы нам такого оптимизма! Наверное, мы последнее поколение, кто может общаться с теми, кто подарил нам мир. Спасибо ветеранам!


Ученицы:

А мы присутствовали на вручении юбилейных медалей ветеранам, участвовали в концерте ко дню села.

Слайд 16

4 группа – искатели

Ученик 1:

Наша группа искала ответы на вопросы:

Зачем людям нужны памятники?

Как увековечена память о детях войны?

Мы искали в книгах, энциклопедиях, сети Интернета информацию о том, что такое памятник, выбирали памятники, установленные детям войны в разных городах России. Составили каталог памятников детям войны «Мы помним, мы гордимся!»

Ученик 2:

Памятник «Цветок жизни» расположен в Ленинградской области. Создан в память о погибших детях блокадного Ленинграда. На лепестках цветка изображены лицо улыбающегося мальчика и слова «Пусть всегда будет солнце». Рядом находится плита, на которой надпись: Во имя жизни и против войны. Детям – юным героям Ленинграда 1941-1944г»

Слайд 17

Ученик 3:

В рабочем посёлке Шатки Нижегородской области был открыт мемориальный комплекс « Тане Савичевой и детям войны посвящается». 12 бетонных арок и стоящая за ними в полный рост фигура Тани.

Слайд 18

Ученик 4:

Памятник «Непокорённый человек» в Хатыни. Белоруссия.

22 марта 1943 года всё население деревни Хатыни согнали в колхозный сарай, заперли в нём, обложили сарай соломой, облили бензином и подожгли. Те, кто пытался бежать, убивали на месте. В огне сгорели 149 жителей деревни, из них75 детей, младше16 лет.

Ученик 5:

Мы должны чтить память погибших в годы войны детей и уважать ныне живущих ветеранов. Память – это главный враг войны. Пока жива память – не повторится война.

Учитель:

-Что же вы узнали о детях войны? (высказывания детей)

Слайд

Ученик 6:

Наше предположение подтвердилось. Дети внесли огромный вклад в победу над фашистами.

Слайд

Учитель:

-Дети войны? Кто они?

Ученики:

- Это наши сверстники с очень трудной, но интересной судьбой, которые пережили страшные лишения и испытания.

- Которые, беззаветно любили свою Родину.

- Которые, несмотря на все ужасы войны, сохранили в своих сердцах тепло, добро, любовь к жизни.

- Сумели в будущем стать настоящими людьми.

Учитель:

-Чему бы вы хотели научиться у детей войны? Какие черты характера перенять?

Ученики: (Ответы детей)



Дети войны -
И веет холодом,
Дети войны -
И пахнет голодом.
Дети войны -
И дыбом волосы -
На челках детских
Седые полосы.
Земля омыта
Слезами детскими
Детьми советскими.

И не советскими.
Их кровь алеет.

На плацах маками,
Трава поникла -
Где дети плакали.
Дети войны -
И боль отчаянна!
О, сколько надо им
Минут молчания.
Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война:
Ведь эта память – наша совесть,
Она, как сила, нам нужна….

(Ю. Воронов)

Слайд

Учитель:

Почтим минутой молчания тех, кого рядом с нами нет, героев войны.

Вечная память детям, погибшим в годы войны! (Минута молчания)

Учитель:

-Ребята, вы собрали такой богатый материал о детях войны. Давайте подумаем, где его можно использовать?

Расскажем ребятам из других классов на классном часе, родителям на собрании, материал о ветеранах передадим в школьный музей, можно организовать выставку «Семейные реликвии» (Фото, письма, награды ветеранов)

Слайд

Спасибо, за внимание!