СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Участие обучающихся во внеурочной деятельности

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Форма 6. Титульный лист и программа элективного курса "Физика в мире"(История физики и развитие представление о мире) 10 класс. 

Просмотр содержимого документа
«Участие обучающихся во внеурочной деятельности»




Актуальность

В современных условиях модернизации школьного образования, в том числе физического, на приоритетные позиции встаёт тенденция гуманитаризации и гуманизации образовательного процесса. Данный подход, естественно, не подразумевает перекоса в сторону изучения дисциплин исключительно гуманитарного цикла, рассматривая законы природы лишь обзорно. Обучение должно быть направлено в первую очередь на разностороннее развитие ребёнка, привитию у подрастающего поколения навыков самостоятельного добывания знаний, умений среди безбрежного потока информации выделять главное, аргументировано важного и необходимого для дальнейшей жизни. Сегодня перед учителем физики стоит задача отбора учебного материала в ситуации, когда время, выделяемое на изучение предмета, сокращается. Важно нарисовать картину единства материального мира, взаимосвязь происходящих процессов и явлений, их многообразие, показав мировоззренческую роль естественных наук, состоящей в том, что они, вместе с философскими и общественными, участвуют в развитии научной картины в целом. Учителю современной школы предоставлены широкие возможности претворения своих идей. На вооружении творческого педагога имеется масса всевозможных способов предъявления знаний.


•  использование биографических справок об учёных, фактов открытий, событий в мире физических процессов;

•  рассмотрение эксперимента и его возможное воспроизведение или моделирование (опыты Эрстеда, Ньютона, Фарадея, Галилея), открытие некоторых наиболее популярных научных экспериментов прошлого, известных уже сотни и даже тысячи лет

•  решение экспериментальных, расчётных задач, сформулированных на основе исторических фактов;




Следует еще раз отметить, что осуществляемая связь обучения физики с историче­ским содержанием физики позволяет конкретизировать и уточнить общенаучные зна­ния, делает теоретические положения более понятными, доходчивыми, легче усвояемы­ми. Факты более близкие и понятные школьникам оказывают сильное эмоциональное воздействие, что обеспечивает наиболее успешное восприятие и усвоение материала.










Пояснительная записка.

Элективный курс предназначен для учащихся 10 класса общеобразовательных учреждений, проявляющих интерес к изучению физики, мировой культуры.

Курс опирается на знания и умения, полученные учащимися при изучении физики в основной школе. В процессе занятий учащиеся учатся находить информацию по заданной теме, готовить рефераты и доклады по избранным темам, устанавливать межпредметные связи. Изучение курса способствует повышению интереса к физике, развитию творческих способностей, исследовательских умений.

Материалы курса можно использовать и на уроках.

Программа курса рассчитана на 17 часов и состоит из введения и шести разделов:

  • Наука древней Греции (античная культура)

  • Зарождение науки в средневековье. Геоцентрическая картина мира.

  • Гелиоцентрическая система мира. Эпоха Галилея.

  • Зарождение классической физики. Ньютон - математические начала природы.

  • Полевая картина мира.

  • Квантовая картина мира.

Основные задачи курса:

Развитие мировоззрения учащихся. Рассмотреть физику не только как науку, а как часть мировой культуры, представления о мире, как продукт развития цивилизации.

Развитие познавательных интересов учащихся, интеллектуальных и творческих способностей в процессе самостоятельного приобретения знаний.

В процессе занятий школьники должны научиться выдвигать гипотезы, обосновывать свою позицию по обсуждаемому вопросу. Овладеть навыками сотрудничества и совместной работы, уважительного отношения к мнению оппонента в процессе дискуссии. Предлагаемый курс соответствует задачам, стоящим перед обучением физике в старших классах средней школы, основны­ми особенностями которого является универсальность, включа­ющая, наряду с другими, такие составляющие, как овладение учащимися языком изучаемой науки, общими методами и спо­собами познания. Изучая фундаментальные опыты, учащиеся знакомятся с историей развития физики, становлением и эво­люцией физической науки, с биографиями ученых, что позво­лит им представить физику в контексте общей культуры.

Целью данного курса, идейно и содержательно связанного с базовым курсом физики старшей школы, является углубле­ние и расширение представлений учащихся об эксперимента­льном методе познания в физике, о роли и месте фундаменталь­ного эксперимента в становлении физического знания, о взаимосвязи теории и эксперимента. Выполнение учащимися некоторых фундаментальных опытов с использованием физиче­ских приборов позволяет внести вклад в формирование у них экспериментальных умений. Использование компьютерного мо­делирования дает возможность сформировать у учащихся умения выполнять исследование с помощью компьютера.

Таким образом, в ходе изучения данного элективного курса создаются условия для решения таких образовательных задач, как

■ приобретение учащимися знаний:

  • о цикле научного познания, о месте эксперимента в нем, о соотношении теории и эксперимента,

  • о роли и месте фундаментальных опытов в истории разви­тия физической науки,

  • об истории развития физики,

  • о биографиях ученых и их научной деятельности;

■ приобретение учащимися предметных умений:

  • планировать эксперимент,

  • отбирать приборы для выполнения эксперимента,

  • выполнять эксперимент,

  • применять математические методы к решению теоретиче­ских задач;

■ приобретение учащимися общеучебных умений:

  • работать со средствами информации (учебной, хрестома­тийной, справочной, научно-популярной литературой, программно-педагогическими средствами, средствами дис­танционного образования),

  • готовить сообщения и доклады, оформлять и представ­лять их,

  • готовить и представлять натурный и модельный экспери­мент, использовать технические средства обучения и средства новых информационных технологий,

  • участвовать в дискуссии;

■ воспитание учащихся:

  • формирование научного мировоззрения,

  • нравственное,

  • эстетическое;


  • политехническое образование, путем формирования пред­ставлений о роли фундаментальных опытов в научно-техни­ческом прогрессе;

  • развитие речи, мышления, восприятия, способностей, инте­ресов и мотивации.

Работа учащихся в элективном курсе оценивается с учетом их активности, качества подготовленных докладов и выступлений.



Ожидаемые результаты элективного курса.

Формирование представлений о методах научного познания и современной физической картине мира.

В процессе занятий школьники научатся находить информацию по заданной теме, составлять реферат и устные доклады, выполнять наглядные проекты, презентации.


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ


Учащиеся должны знать (на уровне воспроизведения):

■ имена ученых, поставивших изученные фундаментальные опыты, даты их жизни, краткие биографические сведения, основные научные достижения.

Учащиеся должны понимать:

■ роль фундаментальных опытов в развитии физики;

■ место фундаментальных опытов в структуре физического знания;

■ цель, схему экспериментальной установки, результат и значение конкретного фундаментального опыта.

Учащиеся должны уметь:

■ выполнять определенные программой исследования с использованием физических приборов и компьютерных моделей;

■ демонстрировать опыты;

■ работать со средствами информации (искать и отбирать информацию, конспектировать ее, осуществлять реферирование);

■ готовить сообщения и доклады;

■ выступать с сообщениями и докладами;

■ участвовать в дискуссии;

■ подбирать к докладам и рефератам иллюстративный материал;

■ оформлять сообщения и доклады в письменном виде.

Основным содержанием курса является знакомство с историей открытий в области физики, развитие представлений об окружающем мире, биографии учёных.

Курс опирается на знания и умения, полученные учащимися на уроках физики в основной школе.

Занятия курса носят развивающий характер и не предполагают занятий репродуктивного типа. Учащиеся должны самостоятельно выполнять задания, представлять материалы по заданной теме, вести дискуссию с товарищами.

Основными формами занятий являются семинары и конференции.

Темы семинаров объявляются заранее, успех таких занятий во многом зависит от их подготовки. Учитель готовит семинар вместе с докладчиком, помогает, направляет учащихся. Помогает подобрать интересный наглядный материал, демонстрации, способ подачи информации.

Изучая историю открытий, учащийся может проследить развитие представлений о мире, повышение уровня развития цивилизации. Проведение некоторых исторических опытов позволяет убедить учащихся в том, что научные открытия можно сделать и сегодня.


Особое внимание на элективных занятиях по данной программе следует уделить рассмотрению этапов выдвижения гипотез и построения физических моделей для объяснения новых, неизвестных науке фактов. Примеры из истории физики должны помочь пониманию особой важности роли интуиции, фантазии, образного мышления на этапах встречи с чем-то новым. На начальном этапе возникновения новые теории обычно кажутся опирающимися на фантастические гипотезы и весьма сомнительные модели. Для открытия нового в науке нужно воспитать в себе не только чувство уважения к великим творцам науки, но и чувство собственного достоинства, смелость, готовность отстаивать собственные взгляды и убеждения по проблемам науки без оглядки на любые научные авторитеты прошлого и настоящего.









































Содержание курса.


Планирование учебного материала.

Содержание занятия

Практические задания

Кол-во часов.

дата

1

Введение. Представления о мире древних людей.

Мифологическое объяснение мира

Диспут «Каковы причины возникновения и развития науки о природе?2

1


15.01

2.

Древняя Греция – колыбель современной науки. Первые научные теории о строении мира..

Темы рефератов. Атомистическое строение вещества по Демокриту Геоцентрическая картина мира по Аристотелю.

Труды и приборы Архимеды дожившие до наших дней.

1


22.01


Борьба за гелиоцентрическую картину мира.



3

Геоцентрическая картина мира. Роль инквизиции в развитии физики.

Клавдий Птолемей. В чём он заблуждался?

1

29.01

4.

Становление Гелиоцентрической картины мира.

Николай Коперник. Его труды и его роль в развитии представлений о мире.

1

5.02

5.

Галилео Галилей один из основоположников научного метода познания

Биография Г. Галилея.

Труды Г. Галилея.

Борьба с инквизицией.

1

12.02

6.

Гелиоцентрическая картина мира – пример научного представления об окружающем мире.

Методы изучения природы. Первые инструменты науки.

1

19.02


Механическая картина мира


7.

Ньютон – последователь учения Г.Галилея.

Биография Ньютона.

Труды И. Ньютона

1

26.02

8.

Открытие закона всемирного тяготения.

Открытие планет «на кончике пера»

1

4.03

9.

Первая научная картина мира.

Труды И. Ньютона

1

11.03

10.

Открытие законов сохранения. Развитие тепловой физики.

Идеи М.В. Ломоносова, его работы в области физики.

1

18.03

Полевая картина мира


11

Развитие представлений о природе электрических и магнитных явлений.

Опыты Эрстеда, Фарадея, гипотеза Ампера.

1

25.03

12

Электромагнитная индукция – начало эры электромагнитного поля.

Максвелл – гениальный теоретик.

Опыты Герца.

1

8.04

13

Электромагнитные волны. ЭМ природа света.

Изобретение радио. Телевидение.

1

15.04

Квантовая картина мира.


14

1. Открытия ХХ века. (Открытие строения атома, элементарных частиц, строение ядра)

Элементарные частицы. Превращения частиц.

1

22.04

15

Ядерные реакции. Использование ядерной энергии.

Влияние радиации на здоровье человека.

Радиоактивные изотопы.

1

29.04

16-17

Представление итоговых проектов


2

6.05

13.05



.























СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ


В соответствии с требованиями к подготовке учащихся можно предложить следующую систему оценивания их учебной деятельности (см. табл. 1).


Таблица 1.

Виды деятельности, которые оцениваются

Уровни и критерии

Выполнять исследования с использованием физиче­ских приборов

Умение сформулировать цель иссле­дования, его гипотезу, умение спла­нировать эксперимент, оценить полу­ченные результаты, сделать выводы

Выполнять исследования с использованием компью­терных программ

Умение сформулировать цель иссле­дования, его гипотезу, умение спла­нировать эксперимент, оценить по­лученные результаты, сделать выводы

Демонстрировать опыты

Умение сформулировать цель де­монстрации, умение подобрать при­боры, выделить демонстрируемое явление, объяснить результат




Осуществлять поиск и отбор информации

Привлечение различных источни­ков информации, соответствие ото­бранной информации теме доклада или сообщения

Конспектировать и рефери­ровать информацию

Умение выделить основное в ото­бранной информации и изложить в письменной форме

Готовить сообщения и до­клады в письменном виде

Умение структурировать информа­цию, представлять ее в логической последовательности, подбирать и представлять иллюстративный материал

Выступать с сообщениями

и докладами

Умение структурировать информа­цию, представлять ее в логической последовательности, четко и кратко излагать мысли, иллюстрировать рисунками, схемами и пр., делать

компьютерную презентацию


Участвовать в дискуссии

Умение задавать вопросы, отвечать

на вопросы, высказывать

и обосновывать свою точку зрения



Литература.


  1. Блудов М.И. Беседы по физике. Ч. III. Изд. 2-е, переработ.. М., «Просвещение», 1974 г.

  2. Дягилев Ф.М. Из истории физики и жизни её творцов: Кн. Для учащихся.-М.: Просвещение, 1986.- 255с., ил.

  3. Кудряшов П.С. Курс истории физики. М., 1982. с.7.

  4. Мощанский В.Н.Формирование мировоззрения учащихся при изучении физики. М., 1976. С.24-25.

  5. Программы элективных курсов.Физика 9-11 классы. Профильное обучение/сост. В.А.Коровин.-М.:Дрофа, 2005.-125,[3],с.- (Элективные курсы).