УТВЕРЖДЕНО |
Постановление Министерства образования |
Республики Беларусь |
_27.07.2017_ № 92 |
Учебная программа по учебному предмету
«Черчение»
для ІХ класcа учреждений общего среднего образования
с русским языком обучения и воспитания
ЧЕРЧЕНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Черчение в учреждениях общего среднего образования — учебный предмет, в процессе изучения которого учащиеся получают целостную систему знаний о графических средствах информации и овладевают разнообразными приемами графической деятельности. При этом графическая деятельность учащихся выступает как общеобразовательное и воспитательное средство, источник знаний, средство развития основ графической грамоты.
Целью изучения черчения является формирование у учащихся такой совокупности рациональных приемов чтения и выполнения графических изображений, которая позволит им в той или иной степени ориентироваться в широком мире графической информации, приобщиться к графической культуре, овладеть графическим языком как средством общения людей различных профессий, адаптироваться к продолжению образования в учреждениях профессионально-технического, среднего специального и высшего образования, к участию в практической деятельности.
Задачи:
• формирование знаний о графических средствах информации;
• формирование приемов выполнения и чтения установленных стандартом графических документов;
• овладение способами отображения и чтения графической информации в различных видах практической деятельности человека;
• осуществление связи с техникой, производством, подготовка учащихся к конструкторскотехнологической и творческой деятельности, художественному конструированию, овладение элементами прикладной графики.
Черчение способствует:
• активному развитию у учащихся пространственных представлений и пространственного воображения;
• формированию логического мышления, включая такие мыслительные операции, как анализ и синтез, сравнение, умозаключение;
• знакомству с различными трудовыми операциями, в основе которых лежит использование чертежа;
• воспитанию личностных качеств учащихся, таких как аккуратность, самостоятельность, внимание, наблюдательность.
На основе научных представлений, геометрической теории, стандартов Единой системы конструкторской документации (далее — ЕСКД) черчение обеспечивает формирование базового компонента графического образования. Этот компонент включает:
— объекты изображений (форма, взаимосвязь, пространственная характеристика);
— средства графического отображения информации об изделиях;
— графическую документацию, применяемую в различных сферах деятельности человека;
— рациональные приемы графической деятельности при выполнении и чтении изображений.
В связи с этим содержание программы включает:
• знакомство с графическими изображениями, техникой их выполнения и правилами оформления;
• способы проецирования, способы построения изображений на чертежах;
• геометрические построения, анализ графического состава изображений;
• чертежи предметов в системе прямоугольных проекций, их аксонометрические проекции, технические рисунки, эскизы, чтение чертежей деталей;
• проекционные задачи с использованием графических преобразований;
• сечения и разрезы.
Программа рекомендует рассматривать черчение в IX классе как обобщающую дисциплину. Она систематизирует знания учащихся о графических изображениях, полученные ими на уроках трудового обучения и других предметов.
В то же время необходимо показать практическую направленность изучаемого материала в образовательной, бытовой и производственной сферах. В связи с этим с целью установления межпредметных связей на уроках при изложении материала, во внеклассной работе следует максимально использовать примеры из других учебных предметов, иллюстрирующие графическое отображение информации об объектах и явлениях, рассматриваемых в них.
В программе предлагается альтернативный перечень графических работ. Учитель может использовать тот вариант предложенной работы, который соответствует уровню подготовки учащихся.
Аксонометрические проекции имеют ограниченное применение на производстве и в повседневной практике. Они требуют больших затрат времени на их исполнение — построение осей, масштабных отрезков, овалов и пр. В связи с этим рассматривать аксонометрические (изометрические) проекции следует по усмотрению учителя, с учетом уровня подготовки учащихся. В учебной практике аксонометрические проекции фигур рекомендуется заменять техническими рисунками.
При наличии соответствующей материально-технической базы учреждений общего среднего образования возможно использование на уроках информационных технологий.
В программе выделено резервное время, которое может быть использовано для углубления знаний, изучения новых тем, в том числе освоения аксонометрических проекций, архитектурно строительных чертежей, решения графических и занимательных задач.
ІХ КЛАСC
(35 ч)
1. Графические изображения. Техника выполнения чертежей и правила их оформления (5 ч)
Углубление сведений о графических изображениях и областях их применения. Чертежи, их значение в практике. Графический язык и его роль в передаче информации о предметном мире и в общечеловеческом общении.
Культура черчения и техника выполнения чертежей. Чертежные инструменты. Применение компьютерных технологий при выполнении чертежей.
Систематизация правил оформления чертежей на основе стандартов ЕСКД: форматы, основная надпись. Шрифты чертежные. Линии чертежа. Нанесение размеров. Масштабы.
Условности и упрощения на чертежах.
Практические задания. Знакомство с отдельными типами графической документации; подготовка чертежных инструментов, организация учебного места; проведение различных линий; выполнение надписей чертежным шрифтом; нанесение размеров; выполнение эскиза плоской детали.
Варианты графической работы № 1:
1) оформление формата А4;
2) выполнение чертежа детали по половине изображения.
2. Геометрические построения при выполнении чертежей (4 ч)
Графическое отображение и чтение геометрической информации о предмете. Анализ графического состава изображений.
Графические (геометрические) построения: деление отрезка, угла и окружности на равные части; построение сопряжений.
Практические задания. Деление отрезков и окружности на равные части; построение сопряжений; выполнение чертежей деталей с геометрическими построениями; построение орнаментов и др.
Графическая работа № 2: выполнение чертежа детали с применением геометрических построений (по наглядному изображению).
3. Способы построения изображений на чертежах (3 ч)
Проецирование как средство графического отображения формы предмета. Центральное и параллельное проецирование. Проецирование отрезков, прямых и плоских фигур, различно расположенных относительно плоскостей проекций. Получение аксонометрических проекций.
Чертежи в системе прямоугольных проекций. Прямоугольное проецирование на одну, две и три плоскости проекций. Сравнительный анализ проекционных изображений.
Изображения на технических чертежах: виды и их названия, местные виды, необходимое количество видов на чертеже.
Практические задания. Сравнение изображений (нахождение чертежей предметов по их наглядным изображениям); указание направлений проецирования для получения проекций предмета; нахождение правильно выполненных видов детали по наглядному изображению; выполнение чертежа предмета по модульной сетке; выполнение моделей (моделирование) деталей и предметов по чертежу.
4. Чертежи, технические рисунки и эскизы предметов (6 ч)
Проекции элементов фигур на чертежах: изображение на чертеже вершин, ребер и граней предмета как носителей графической информации.
Прямоугольные проекции и технические рисунки многогранников и тел вращения. Выявление объема предмета на техническом рисунке.
Проекции точек на поверхностях геометрических тел и предметов.
Анализ геометрической формы предмета.
Построение чертежей предметов на основе анализа их геометрической формы. Нанесение размеров на чертежах с учетом формы предмета, использование условных знаков.
Эскизы деталей, последовательность их выполнения.
Практические задания. Нахождение на чертеже предмета проекций точек, прямых и плоских фигур; построение чертежей, аксонометрических проекций и технических рисунков основных геометрических тел; нахождение проекций точек, лежащих на поверхности предмета; анализ геометрической формы предмета по чертежу; выполнение технических рисунков и эскизов деталей; выполнение чертежа детали по ее описанию; анализ содержания информации, представленной на графических изображениях.
Варианты графической работы № 3:
1) выполнение чертежа детали по наглядному изображению;
2) выполнение технического рисунка детали;
3) выполнение эскиза детали.
5. Чтение чертежей в прямоугольных проекциях (1 ч)
Чтение чертежей и других графических изображений. Последовательность чтения чертежей деталей на основе анализа формы и их пространственного расположения.
Практические задания. Устное чтение чертежа по вопросам и по заданному плану.
6. Графические преобразования геометрических фигур (4 ч)
Графические операции с трехмерными объектами и их отображение на чертеже. Преобразование изображений. Дополнение, реконструкция и изменение количества изображений на чертеже. Общие сведения о чертежах разверток как средствах графического отображения формы поверхности предмета (краткий обзор).
Чертежи предметов с преобразованием их формы, взаимного положения частей и пространственного положения предметов: сечение геометрических тел проецирующими плоскостями, построение чертежей предметов со срезами и вырезами. Изменение формы предмета по чертежу.
Практические задания. Дочерчивание изображений; дополнение их пропущенными линиями; реконструкция изображений; построение чертежей геометрических тел, форма которых изменена срезами и вырезами.
Варианты графической работы № 4:
1) построение на чертеже отсутствующих видов предметов;
2) выполнение чертежа детали с изменением ее формы по разметке;
3) выполнение чертежа с преобразованием геометрической формы детали.
7. Построение чертежей, содержащих сечения и разрезы (8 ч)
Сечения. Назначение сечений. Получение сечений. Размещение и обозначение сечений на чертеже. Графические обозначения материалов в сечениях.
Разрезы. Назначение разрезов как средства получения информации о внутренней форме и устройстве детали и изделия. Название и обозначение разрезов. Местные разрезы.
Соединение на чертеже вида и разреза. Соединение части вида и части разреза. Соединение половины вида и половины разреза.
Практические задания. Выполнение эскизов и чертежей деталей с использованием сечений; выполнение эскизов и чертежей деталей с применением разрезов; чтение чертежей, содержащих разрезы; нанесение на чертежах проекций точек, расположенных на поверхности предмета; дочерчивание изображений деталей, содержащих разрезы; выполнение чертежей деталей с использованием местных разрезов; построение отсутствующих видов детали с применением необходимых разрезов.
Варианты графической работы № 5:
1) выполнение эскиза детали с натуры (или по наглядному изображению) с применением разрезов;
2) выполнение чертежа детали с использованием разрезов (по трем заданным видам);
3) построение вида слева детали с применением целесообразных разрезов.
Итоговое занятие (2 ч)
Выполнение чертежа детали по наглядному изображению. Подведение итогов.
Резервное время (2 ч)
ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ УЧАЩИХСЯ
Учащиеся должны знать:
• правила построения чертежей по способу проецирования, требования ЕСКД по их оформлению;
• условия выбора видов, сечений и разрезов на чертежах;
• порядок чтения чертежей в прямоугольных проекциях;
• возможности применения компьютерных технологий.
Учащиеся должны уметь:
• выбирать рациональные графические средства отображения информации о предметах;
• выполнять чертежи и эскизы, состоящие из нескольких проекций, технические рисунки, другие изображения изделий;
• производить анализ геометрической формы предмета по чертежу;
• получать необходимые сведения об изделии по его изображению (читать чертеж);
• применять графические знания в новой ситуации при решении задач с творческим содержанием;
• использовать приобретенные знания и умения в качестве средств графического языка в школьной практике и повседневной жизни, при продолжении образования и пр.