СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Учебная программа по черчению для 9 класса (2018-19)

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учебная программа по черчению для 9 класса (2018-19)

Просмотр содержимого документа
«Учебная программа по черчению для 9 класса (2018-19)»

УТВЕРЖДЕНО

Постановление

Министерства образования

Республики Беларусь

_27.07.2017_92











Учебная программа по учебному предмету

«Черчение»

для ІХ класcа учреждений общего среднего образования

с русским языком обучения и воспитания











ЧЕРЧЕНИЕ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Черчение в учреждениях общего среднего образования — учебный предмет, в процессе изучения которого учащиеся получают целостную систему знаний о графических средствах информации и овладевают разнообразными приемами графической деятельности. При этом графическая деятельность учащихся выступает как общеобразовательное и воспитательное средство, источник знаний, средство развития основ графической грамоты.

Целью изучения черчения является формирование у учащихся такой совокупности рациональных приемов чтения и выполнения графических изображений, которая позволит им в той или иной степени ориентироваться в широком мире графической информации, приобщиться к графической культуре, овладеть графическим языком как средством общения людей различных профессий, адаптироваться к продолжению образования в учреждениях профессионально-технического, среднего специального и высшего образования, к участию в практической деятельности.

Задачи:

• формирование знаний о графических средствах информации;

• формирование приемов выполнения и чтения установленных стандартом графических документов;

• овладение способами отображения и чтения графической информации в различных видах практической деятельности человека;

• осуществление связи с техникой, производством, подготовка учащихся к конструкторско­технологической и творческой деятельности, художественному конструированию, овладение элементами прикладной графики.

Черчение способствует:

• активному развитию у учащихся пространственных представлений и пространственного воображения;

• формированию логического мышления, включая такие мыслительные операции, как анализ и синтез, сравнение, умозаключение;

• знакомству с различными трудовыми операциями, в основе которых лежит использование чертежа;

• воспитанию личностных качеств учащихся, таких как аккуратность, самостоятельность, внимание, наблюдательность.

На основе научных представлений, геометрической теории, стандартов Единой системы конструкторской документации (далее — ЕСКД) черчение обеспечивает формирование базового компонента графического образования. Этот компонент включает:

— объекты изображений (форма, взаимосвязь, пространственная характеристика);

— средства графического отображения информации об изделиях;

— графическую документацию, применяемую в различных сферах деятельности человека;

— рациональные приемы графической деятельности при выполнении и чтении изображений.

В связи с этим содержание программы включает:

• знакомство с графическими изображениями, техникой их выполнения и правилами оформления;

• способы проецирования, способы построения изображений на чертежах;

• геометрические построения, анализ графического состава изображений;

• чертежи предметов в системе прямоугольных проекций, их аксонометрические проекции, технические рисунки, эскизы, чтение чертежей деталей;

• проекционные задачи с использованием графических преобразований;

• сечения и разрезы.

Программа рекомендует рассматривать черчение в IX классе как обобщающую дисциплину. Она систематизирует знания учащихся о графических изображениях, полученные ими на уроках трудового обучения и других предметов.

В то же время необходимо показать практическую направленность изучаемого материала в образовательной, бытовой и производственной сферах. В связи с этим с целью установления межпредметных связей на уроках при изложении материала, во внеклассной работе следует максимально использовать примеры из других учебных предметов, иллюстрирующие графическое отображение информации об объектах и явлениях, рассматриваемых в них.

В программе предлагается альтернативный перечень графических работ. Учитель может использовать тот вариант предложенной работы, который соответствует уровню подготовки учащихся.

Аксонометрические проекции имеют ограниченное применение на производстве и в повседневной практике. Они требуют больших затрат времени на их исполнение — построение осей, масштабных отрезков, овалов и пр. В связи с этим рассматривать аксонометрические (изометрические) проекции следует по усмотрению учителя, с учетом уровня подготовки учащихся. В учебной практике аксонометрические проекции фигур рекомендуется заменять техническими рисунками.

При наличии соответствующей материально-технической базы учреждений общего среднего образования возможно использование на уроках информационных технологий.

В программе выделено резервное время, которое может быть использовано для углубления знаний, изучения новых тем, в том числе освоения аксонометрических проекций, архитектурно строительных чертежей, решения графических и занимательных задач.



ІХ КЛАСC

(35 ч)


1. Графические изображения. Техника выполнения чертежей и правила их оформления (5 ч)

Углубление сведений о графических изображениях и областях их применения. Чертежи, их значение в практике. Графический язык и его роль в передаче информации о предметном мире и в общечеловеческом общении.

Культура черчения и техника выполнения чертежей. Чертежные инструменты. Применение компьютерных технологий при выполнении чертежей.

Систематизация правил оформления чертежей на основе стандартов ЕСКД: форматы, основная надпись. Шрифты чертежные. Линии чертежа. Нанесение размеров. Масштабы.

Условности и упрощения на чертежах.

Практические задания. Знакомство с отдельными типами графической документации; подготовка чертежных инструментов, организация учебного места; проведение различных линий; выполнение надписей чертежным шрифтом; нанесение размеров; выполнение эскиза плоской детали.

Варианты графической работы № 1:

1) оформление формата А4;

2) выполнение чертежа детали по половине изображения.


2. Геометрические построения при выполнении чертежей (4 ч)

Графическое отображение и чтение геометрической информации о предмете. Анализ графического состава изображений.

Графические (геометрические) построения: деление отрезка, угла и окружности на равные части; построение сопряжений.

Практические задания. Деление отрезков и окружности на равные части; построение сопряжений; выполнение чертежей деталей с геометрическими построениями; построение орнаментов и др.

Графическая работа № 2: выполнение чертежа детали с применением геометрических построений (по наглядному изображению).


3. Способы построения изображений на чертежах (3 ч)

Проецирование как средство графического отображения формы предмета. Центральное и параллельное проецирование. Проецирование отрезков, прямых и плоских фигур, различно расположенных относительно плоскостей проекций. Получение аксонометрических проекций.

Чертежи в системе прямоугольных проекций. Прямоугольное проецирование на одну, две и три плоскости проекций. Сравнительный анализ проекционных изображений.

Изображения на технических чертежах: виды и их названия, местные виды, необходимое количество видов на чертеже.

Практические задания. Сравнение изображений (нахождение чертежей предметов по их наглядным изображениям); указание направлений проецирования для получения проекций предмета; нахождение правильно выполненных видов детали по наглядному изображению; выполнение чертежа предмета по модульной сетке; выполнение моделей (моделирование) деталей и предметов по чертежу.

4. Чертежи, технические рисунки и эскизы предметов (6 ч)

Проекции элементов фигур на чертежах: изображение на чертеже вершин, ребер и граней предмета как носителей графической информации.

Прямоугольные проекции и технические рисунки многогранников и тел вращения. Выявление объема предмета на техническом рисунке.

Проекции точек на поверхностях геометрических тел и предметов.

Анализ геометрической формы предмета.

Построение чертежей предметов на основе анализа их геометрической формы. Нанесение размеров на чертежах с учетом формы предмета, использование условных знаков.

Эскизы деталей, последовательность их выполнения.

Практические задания. Нахождение на чертеже предмета проекций точек, прямых и плоских фигур; построение чертежей, аксонометрических проекций и технических рисунков основных геометрических тел; нахождение проекций точек, лежащих на поверхности предмета; анализ геометрической формы предмета по чертежу; выполнение технических рисунков и эскизов деталей; выполнение чертежа детали по ее описанию; анализ содержания информации, представленной на графических изображениях.

Варианты графической работы № 3:

1) выполнение чертежа детали по наглядному изображению;

2) выполнение технического рисунка детали;

3) выполнение эскиза детали.


5. Чтение чертежей в прямоугольных проекциях (1 ч)

Чтение чертежей и других графических изображений. Последовательность чтения чертежей деталей на основе анализа формы и их пространственного расположения.

Практические задания. Устное чтение чертежа по вопросам и по заданному плану.


6. Графические преобразования геометрических фигур (4 ч)

Графические операции с трехмерными объектами и их отображение на чертеже. Преобразование изображений. Дополнение, реконструкция и изменение количества изображений на чертеже. Общие сведения о чертежах разверток как средствах графического отображения формы поверхности предмета (краткий обзор).

Чертежи предметов с преобразованием их формы, взаимного положения частей и пространственного положения предметов: сечение геометрических тел проецирующими плоскостями, построение чертежей предметов со срезами и вырезами. Изменение формы предмета по чертежу.

Практические задания. Дочерчивание изображений; дополнение их пропущенными линиями; реконструкция изображений; построение чертежей геометрических тел, форма которых изменена срезами и вырезами.

Варианты графической работы № 4:

1) построение на чертеже отсутствующих видов предметов;

2) выполнение чертежа детали с изменением ее формы по разметке;

3) выполнение чертежа с преобразованием геометрической формы детали.


7. Построение чертежей, содержащих сечения и разрезы (8 ч)

Сечения. Назначение сечений. Получение сечений. Размещение и обозначение сечений на чертеже. Графические обозначения материалов в сечениях.

Разрезы. Назначение разрезов как средства получения информации о внутренней форме и устройстве детали и изделия. Название и обозначение разрезов. Местные разрезы.

Соединение на чертеже вида и разреза. Соединение части вида и части разреза. Соединение половины вида и половины разреза.

Практические задания. Выполнение эскизов и чертежей деталей с использованием сечений; выполнение эскизов и чертежей деталей с применением разрезов; чтение чертежей, содержащих разрезы; нанесение на чертежах проекций точек, расположенных на поверхности предмета; дочерчивание изображений деталей, содержащих разрезы; выполнение чертежей деталей с использованием местных разрезов; построение отсутствующих видов детали с применением необходимых разрезов.

Варианты графической работы № 5:

1) выполнение эскиза детали с натуры (или по наглядному изображению) с применением разрезов;

2) выполнение чертежа детали с использованием разрезов (по трем заданным видам);

3) построение вида слева детали с применением целесообразных разрезов.

Итоговое занятие (2 ч)

Выполнение чертежа детали по наглядному изображению. Подведение итогов.

Резервное время (2 ч)

ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ УЧАЩИХСЯ

Учащиеся должны знать:

• правила построения чертежей по способу проецирования, требования ЕСКД по их оформлению;

• условия выбора видов, сечений и разрезов на чертежах;

• порядок чтения чертежей в прямоугольных проекциях;

• возможности применения компьютерных технологий.

Учащиеся должны уметь:

• выбирать рациональные графические средства отображения информации о предметах;

• выполнять чертежи и эскизы, состоящие из нескольких проекций, технические рисунки, другие изображения изделий;

• производить анализ геометрической формы предмета по чертежу;

• получать необходимые сведения об изделии по его изображению (читать чертеж);

• применять графические знания в новой ситуации при решении задач с творческим содержанием;

• использовать приобретенные знания и умения в качестве средств графического языка в школьной практике и повседневной жизни, при продолжении образования и пр.