УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ
«ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ»
профессионального компонента типового учебного плана
по специальностям профиля образования «Педагогика»
для реализации образовательной программы среднего
специального образования, обеспечивающей получение
квалификации специалиста со средним специальным
образованием
АВТОР БОЛОТЕВИЧ К.А.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебная дисциплина «Информационные технологии» включена в специальный цикл профессионального компонента типового учебного плана по специальностям профиля образования «Педагогика» (специальность 2-01 01 01 Дошкольное образование (утвержден постановлением Министерства образования Республики Беларусь 13.08.2018 № 86 РБ ст.№ 842 Д/тип.) и 2-03 02 01 Физическая культура (утвержден постановлением Министерства образования Республики Беларусь 13.08.2018 № 86 № 878 Д/тип.) для реализации образовательной программы среднего специального образования, обеспечивающей получение квалификации специалиста со средним специальным образованием.
Учебная программа по учебной дисциплине «Информационные технологии» (далее – программа) разработана на основе типовой учебной программы, утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь 08.11.2013 №108 и примерного тематического плана (приложение к типовому учебному плану по специальности (направлению специальности) в дневной форме получения образования, утвержденного постановлением Министерства образования Республики Беларусь 13.08.2018 №86.
Требования к уровню усвоения учебной дисциплины определены в соответствии с образовательными стандартами Республики Беларусь ОС РБ 2-01 01 01-2014, среднее специальное образование, специальности 2-01 01 01 Дошкольное образование, квалификация воспитатель дошкольного образования, утверждён и введён в действие постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 28.04.2014 № 57 и специальности 2-03 02 01 Физическая культура, квалификация учитель, утвержден и введен в действие постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 05.11.2014 № 157.
Информатизация современного общества ставит перед учреждением образования проблему воспитания у учащихся способностей самостоятельно и творчески использовать средства информационных технологий и современное техническое оборудование в решении учебных и в дальнейшем профессиональных задач. Знание компьютерных информационных технологий в настоящее время является необходимым элементом подготовки квалифицированного педагога, который должен уметь ориентироваться в большом мире программ и программных пакетов и выбирать именно те, которые востребованы в области его профессиональной деятельности. Поэтому использование современных технических средств обучения, изучение новых информационных технологий является неотъемлемой составляющей современного обучения будущих педагогов.
Основные цели преподавания учебной дисциплины «Информационные технологии»: формирование информационно-коммуникационной компетентности учащихся; подготовка специалистов, способных применить информационные технологии и современные технические средства обучения в образовательном процессе.
Для достижения поставленных целей необходимо обеспечить:
формирование целостного представления о современных информационных технологиях, об их роли в профессиональной компетенции современного специалиста;
формирование понимания сути и возможностей технических и программных средств;
формирование умения использовать составляющие современных информационных технологий: текстовые процессоры, табличные процессоры, системы управления базами данных, программы для составления презентаций и др.;
овладение основными приемами работы в локальных и глобальных сетях;
овладение современными техническими средствами обучения;
развитие интереса учащихся к современным информационным технологиям и их применению;
воспитание аккуратности, дисциплинированности, ответственного отношения к труду.
Изучение учебной дисциплины «Информационные технологии» базируется на знаниях, полученных учащимися в ходе изучения учебной дисциплины «Информатика».
Формой организации учебного процесса учебной дисциплины «Информационные технологии» являются практические занятия, которые проводятся с обязательным делением группы на подгруппы.
целях контроля усвоения программного учебного материала предусмотрено проведение одной обязательной контрольной работы (учебное занятие №30), задания для которой разрабатываются преподавателем учебной дисциплины и обсуждаются на заседании предметной (цикловой) комиссии учреждения образования.
Программой определены цели изучения каждой темы, спрогнозированы результаты их достижения в соответствии с уровнями усвоения учебного материала.
В результате изучения учебной дисциплины учащиеся должны
знать на уровне представления:
место и цель использования информационных технологий в образовательном процессе;
свойства локальных и глобальных компьютерных сетей;
особенности воздействия визуальных и звуковых средств обучения на учащихся;
знать на уровне понимания:
возможности технических средств обучения и их значение для качественного и эффективного образовательного процесса;
требования к организации и оборудованию рабочего места, технике безопасности при работе на персональном компьютере;
правила создания текстовых и презентационных документов, баз данных; современные программные средства и технические средства обучения для
организации образовательного процесса, психологического и педагогического тестирования, системы контроля знаний, умений учащихся;
принципы работы в глобальной сети Интернет;
технологию изготовления визуальных, аудиовизуальных, звуковых средств обучения;
уметь:
создавать информационную среду на персональном компьютере для организации своей работы;
использовать возможности текстового и табличного процессоров в образовательном процессе;
эксплуатировать визуальные, аудиовизуальные и звуковые средства обучения;
передавать и получать информацию посредствам глобальной и локальной сетей;
осуществлять поиск информации в глобальной сети Интернет;
использовать в работе электронную почту для профессиональной деятельности.
В программе приведен тематический план для учащихся дневной и заочной формы получения образования. Цикловой комиссией общеобразовательных дисциплин внесены изменения в распределение учебных часов по разделам и темам в пределах времени, отведенного на изучение учебной дисциплины (50уч.ч.) и утверждены заместителем директора по учебной работе.
Раздел 1 «Технические средства обучения» сокращен на 14 учебных часов.
Раздел 2 «Обработка электронных документов» - увеличен на 2 часа.
Раздел 4 «Программные средства профессионального назначения» - сокращен на 8 часов.
Общее сокращение учебных часов на учебную дисциплину «Информационные технологии» составило 20 часов.
В программе приведены критерии оценки результатов учебной деятельности учащихся по учебной дисциплине, разработанные на основе десятибалльной шкалы и показателей оценки результатов учебной деятельности обучающихся в учреждениях среднего специального образования (постановление Министерства образования Республики Беларусь от 29.03.2004 № 17), перечень оснащения лаборатории информационных технологий.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Раздел, тема | Количество учебных часов |
В дневной форме получения образования | В заочной форме получения образования |
Введение | 2 | (2 с/о) |
Раздел 1 Технические средства обучения | 10 | 1 (9 с/о) |
1.1 Визуальные средства обучения | 3 | (3 с/о) |
1.2 Аудиовизуальные средства обучения | 4 | 1 (3 с/о) |
1.3 Звуковые средства обучения | 3 | (3 с/о) |
Раздел 2 Обработка электронных документов | 26 | 7 (19 с/о) |
2.1 Использование возможностей текстового редактора в профессиональной деятельности | 8 | 1 (7 с/о) |
2.2 Обработка данных в электронных таблицах | 9 | 2 (7 с/о) |
Обязательная контрольная работа | 1 | 1 |
2.3 Система управления базами данных. | 3 | 1 (2 с/о) |
2.4 Разработка мультимедийных презентаций средствами PowerPoint | 6 | 2 (4 с/о) |
Раздел 3 Интернет-технологии в образовании | 8 | 2 (6 с/о) |
3.1 Виды компьютерных сетей. Организация эффективного поиска в сети Интернет | 4 | 1 (3 с/о) |
3.2 Образовательные ресурсы сети Интернет | 2 | 1 (1 с/о) |
3.3 Коммуникационные возможности сети Интернет | 2 | (2 с/о) |
Раздел 4 Программные средства профессионального назначения | 4 | (4 с/о) |
Итого | 50 | 10 (40 с/о) |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Цель изучения темы | Содержание темы | Результат |
Введение |
Познакомить с целями, задачами и содержанием учебной дисциплины. Сформировать знания о правилах безопасного поведения в компьютерном классе. Дать понятие о необходимости применения персонального компьютера и технических средств обучения в профессиональной деятельности, об использовании информационных технологий и технических средств обучения в педагогической деятельности. | Цели, задачи и содержание учебной дисциплины «Информационные технологии». Правила работы и безопасного поведения в компьютерном классе. Необходимость применения персональных компьютеров (ПК) и технических средств обучения в сфере профессиональной деятельности. Использование информационных технологий и технических средств обучения в педагогической деятельности. | Высказывает общее суждение о целях, задачах и содержании учебной дисциплины. Излагает правила безопасного поведения в компьютерном классе. Обосновывает необходимость применения персонального компьютера и технических средств обучения в профессиональной деятельности. Обосновывает необходимость применения персонального компьютера и технических средств обучения в профессиональной деятельности. |
РАЗДЕЛ 1. ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ Тема 1.1. Визуальные средства обучения |
Ознакомить с особенностями воздействия визуальных средств обучения на учащихся. Сформировать умения сканировать и обрабатывать изображения с помощью персонального компьютера. Сформировать понятие о цифровом фото. Научить создавать цифровое фото. Научить пользоваться аппаратурой для предъявления визуальных средств обучения. Закрепить навыки работы с графическим редактором. Дать понятие о принципе действия интерактивной доски, возможностях ее использования в педагогической деятельности. | Особенности воздействия визуальных средств обучения на учащихся. Сканирование и обработка изображенийс помощью персонального компьютера. Программное обеспечение сканирования и распознавания текста. Цифровое фото. Создание цифрового фото. Обработка фото с помощью ПК. Приемы использования аппаратуры для предъявления визуальных средств обучения. Технология работы с интерактивной доской. | Различает особенности воздействия визуальныхсредств обучения на учащихся. Выполняет сканирование и обработку изображений с помощью персонального компьютера. Раскрывает сущность цифрового фото. Создает цифровое фото, обрабатывает его с помощью персонального компьютера. Использует аппаратуру для предъявления визуальных средств обучения. Видоизменяет фото с помощью графического редактора. Объясняет принципы работы интерактивной доски. Раскрывает возможности использования интерактивной доски в педагогической деятельности |
Тема 1.2. Аудиовизуальные средства обучения |
Ознакомить с видами аудиовизуальных средств обучения, особенностями использования аудиовизуальных средств в образовательном процессе, принципами функционирования аппаратурыдля видеозаписи и воспроизведения видеоизображения. Сформировать представление о процессе видеосъемки, об основах компьютерного монтажа видеофильмов. Обучить выполнять запись, редактирование и монтаж видеофайлов. Сформировать умение создавать звуковой слайд- фильм учебного содержания. Сформировать понятие о сервисных возможностях телевизора, возможностях видеопроектора, домашнего кинотеатра. Сформировать умение монтировать видеофильм спомощью персонального компьютера. | Виды аудиовизуальных средств обучения. Особенности использования аудиовизуальных средств в образовательном процессе. Принципы функционирования аппаратуры для видеозаписи и воспроизведения видеоизображения. Процесс видеосъемки, основы компьютерного монтажа видеофильмов. Программное обеспечение для записи, редактирования и монтажа видеофайлов. Создание звукового фильма учебного содержания. Сервисные возможности телевизора. Возможности видеопроектора, домашнего кинотеатра. Монтаж видеофильма с помощью персонального компьютера. | Называет виды аудиовизуальных средств обучения. Высказывает общее суждение об особенностях использования аудиовизуальных средств в образовательном процессе. Называет принципы функционирования аппаратуры для видеозаписи и воспроизведения видеоизображения. Высказывает общее суждение о процессе видеосъемки, об основах компьютерного монтажа видеофильмов. Выполняет запись, редактирование и монтаж видеофайлов. Демонстрирует созданный звуковой слайд-фильм учебного содержания. Описывает сервисные возможности телевизора. Производит монтаж видеофильма с помощью персонального компьютера. |
Тема 1.3. Звуковые средства обучения |
Ознакомить с особенностями воздействия звуковых средств обучения на учащихся. Дать представление о месте звуковых средств обучения в образовательном процессе. Дать понятие о технологии изготовления звукозаписей, принципах звукозаписи на различные носители, воспроизведении звука, видах звукозаписи, преобразовании аналогового аудиосигнала в цифровую форму, об основах воспроизведения аудиоинформации на персональном компьютере. Дать понятие о форматах хранения звуковой информации. Обучить записывать звуковую информацию на компакт-диски в различных форматах. Ознакомить с программами для записи и программами для записи и монтажа звуковых файлов. Дать понятие о принципе сжатия звуковых файлов. Обучить основам записи и монтажа фонограмм с помощью персонального компьютера. Обучить созданию DVD-диска с фрагментами фильма. | Особенности воздействия звуковых средств обучения на учащихся и их место в образовательном процессе. Технология изготовления звукозаписей, принцип звукозаписи на различные носители. Воспроизведение звука. Виды звукозаписи: аналоговая и цифровая. Преобразование аналогового аудиосигнала в цифровую форму. Основы воспроизведения аудиоинформации на персональном компьютере. Форматы хранения звуковой информации. Запись звуковой информации на компакт- диск в различных форматах. Программы для записи и программы для записи монтажа звуковых файлов. Принцип сжатия звуковых файлов. Запись и монтаж фонограммы с помощью персонального компьютера. Создание DVD-диска с фрагментами фильма | Называет особенности воздействия звуковых средств обучения на учащихся. Высказывает общее суждение о месте звуковых средств обучения в образовательном процессе. Объясняет технологию изготовления звукозаписей, принципы звукозаписи на различные носители, описывает процесс воспроизведения звука. Определяет виды звукозаписи, описывает процесс преобразования аналогового аудиосигнала в цифровую форму, излагает основы воспроизведения аудиоинформации на персональном компьютере. Описывает форматы хранения звуковой информации. Выполняет запись звуковой информации на компакт-диск в различных форматах. Различает программы для записи и программы для записи и монтажа звуковых файлов. Объясняет принцип сжатия звуковых файлов. Производит запись и монтаж фонограммы с сохранением ее в виде файла на компакт-диске. Демонстрирует созданный DVD-диск с фрагментами фильма. |
РАЗДЕЛ 2. ОБРАБОТКА ЭЛЕКТРОННЫХ ДОКУМЕНТОВ Тема 2.1Использование возможностей текстового редактора в профессиональной деятельности |
Сформировать умения работать в текстовом процессоре MS Word с такими функциями, как настройка интерфейса окна, настройка параметров страницы, создание, сохранение, редактирование, форматирование документа. Научить использовать параметры текстового процессора, соответствующие непечатаемым символам. Дать понятие о назначении колонтитулов, табуляции, разбиения на колонки, научить использовать их при создании документов. Сформировать знания о назначении, видах и способах применения шаблонов. Обучить принципам построения шаблонов, основам применения пользовательских стилей для различных видов документов, созданию, изменению и удалению стиля. Дать понятие о режимах просмотра документа в текстовом процессоре MS Word, просмотре документов в режим «Структура». Научить применятьзаголовки разных уровней присоставлении документов. Сформироватьпредставление об оглавлении ипредметном указателе. Научить создаватьоглавление и предметный указатель при составлении документов, вставлять и редактировать сноски. | Настройка интерфейса окна текстового процессора MS Word, настройка параметров страницы, создание, сохранение, редактирование, форматирование документа. Cмысл непечатаемых знаков (¬, , °, и др.). Колонтитулы: назначение, принципы использования. Управление параметрами колонтитулов. Табуляция. Разбиение на колонки. Шаблоны: назначение, виды, способы применения. Разработка шаблона. Стили. Основы применения пользовательских стилей для различных видов документов. Создание, изменение, удаление стиля. Режимы просмотра документа в текстовом процессоре MS Word. Просмотр документа в режиме «Структура». Использование заголовков разных уровней при составлении документов. Создание оглавления и предметного указателя при составлении документа. Вставка и редактирование сносок. | Демонстрирует приемы работы в текстовом процессоре MS Word с такими функциями, как настройка интерфейса окна, настройка параметров страницы, создание, сохранение, редактирование, форматирование документа. Использует параметры текстового процессора, соответствующие непечатаемым символам. Объясняет назначение колонтитулов, табуляции, разбиения на колонки, использует их на практике при создании документов. Объясняет назначение, описывает виды и способы применения шаблонов. Выполняет построение шаблонов. Использует пользовательские стили при составлении документов, демонстрирует навыки создания, изменения, удаления собственного стиля. Описывает различные режимы просмотра документа в текстовом процессоре MS Word. Объясняет структуру документа в режиме просмотра «Структура». Применяет заголовки разных уровней при составлении документа. Различает оглавление и предметный указатель. Создает оглавление и предметный указатель при составлении документа. Производит вставку сносок. |
Тема 2.2 Обработка данных в электронных таблицах |
Сформировать умения работать в электронной таблице MS Excel с такими функциями, как настройка интерфейса окна, настройка параметров страницы, создание, сохранение, редактирование, форматирование таблицы. Обучить работать с формулами, абсолютной и относительной адресацией, функциями, диаграммами. Сформировать понятие о логических функциях. Научить использовать логические функции. Дать понятие о пользовательской форме, полях формы. Научить создавать пользовательскую форму с элементами управления. Дать понятие о базе данных MS Excel, правилах проектирования базы данных в MS Excel, диапазоне условий. Сформировать представление об этапах проектирования базы данных и ее структурных элементов. Развивать навыки редактирования списков как основы базы данных. Сформировать умение организовывать сортировку. Выработать навык вычисления промежуточных итогов в базе данных. Научить отбирать записи с применением Автофильтра, расширенного фильтра, условий отбора. | Настройка интерфейса окна электронной таблицы MS Excel, настройка параметров страницы, создание, сохранение, редактирование, форматирование таблицы, использование формул, адресация ячеек, работа с функциями, построение диаграмм. Использование логических функций при конструировании формул. Список логических функций и особенности работы с каждой из них. Примеры задач с использованием логических функций. Формы. Поля формы. Использование таких элементов управления, как флажок, переключатель, список, поле со списком, полоса прокрутки, счетчик элементов при создании пользовательских форм. База данных MS Excel. Просмотр, добавление и удаление записей, отбор данных по критериям. Непосредственное редактирование списков. Сортировка в базе данных. Вычисление промежуточных итогов и управление их отображением. Отбор записей в базе данных при помощи Автофильтра и Расширенного фильтра. Условия отбора. Диапазон условий. Создание сводных таблиц и диаграмм на основе данных списка. Редактирование и форматирование сводных таблиц и диаграмм. | Демонстрирует навыкиработы в электронной таблицеMS Excel с такими функциями,как настройка интерфейсаокна, настройка параметровстраницы, создание,сохранение, редактирование,форматирование таблицы.Производит расчеты сиспользованием формул ифункций, применяетотносительную и абсолютнуюадресацию. Использует Мастерсоздания диаграмм дляпостроения различного родадиаграмм. Объясняет суть логическойфункции. Используетлогические функции присоставлении формул. Раскрывает сущностьпользовательской формы,объясняет поля формы.Создает пользовательскую форму с элементамиуправления. Определяет назначениебазы данных MS Excel.Объясняет особенность базыданных относительноэлектронных таблиц каксписка. Трактует диапазон условий. Называет основные этапы проектирования базы данных вMS Excel. Создает базу данных с использованием диалогаФорма для добавления,удаления записей.Осуществляет отбор записейпо критериям через диалогФорма. Организует сортировку вбазе данных. Выполняет вычисление промежуточных итогов, управляет ихотображением. Производитотбор записей в базе данных при помощи Автофильтра, расширенного фильтра. Задает условия отбора и осуществляет отбор. Составляет диапазонусловий и организует отборданных по нему. |
Обязательная контрольная работа Тема 2.3 Система управления базами данных |
Дать понятие о реляционной базе данных, системе управления базами данных, об объектах баз данных. Научить создавать и редактировать таблицы разными способами, формы, простые запросы, отчеты с помощью Мастера. Дать понятие о видахсвязей между таблицами. Сформировать умения устанавливать, корректировать и удалять связи между таблицами. Дать понятие о видах запросов. Научить создавать различные запросы. Сформировать представление о статистических функциях. Научить использовать статистические функции в запросах. Сформировать знания о представлении данных в виде форм. Научить создавать и редактировать формы с помощью Конструктора. | Реляционная база данных (БД), система управления базами данных (СУБД). Объекты базы данных. Создание, сохранение, редактирование базы данных в режиме таблицы, работа с формами, простыми запросами, отчетами. Виды связей. Установка связей между таблицами, параметры связи. Корректировка и удаление связей. Организация сложных запросов. Запросы на выборку, на выполнение расчетов, итоговые запросы, перекрестный запрос, запрос на создание таблиц, на обновление, добавление и удаление записей. Задание условий отбора и сортировки. Создание вычисляемых и итоговых полей, использование операторов и символов шаблона в условиях отбора. Статистические функции, их разновидности. Использование статистических функций в запросах. Работа с формами в режиме Конструктор. Представление данных в виде форм. Простая форма. Составная форма. Режимы представления форм. | Объясняет отличие реляционной базы данных от других моделей баз данных. Трактует систему управления базами данных. Создает базу данных в режиме таблицы, формы, простые запросы, отчетов с помощью Мастера. Описывает виды связей между таблицами. Устанавливает, корректирует и удаляет связи между таблицами. Описывает виды запросов. Объясняет механизм создания запросов, принцип создания вычисляемых и итоговых полей, использования символов шаблона в условиях отбора. Создает запросы различного вида. Называет статистические функции. Использует статистические функции в запросах. Объясняет способы создания форм. Создает и редактирует формы с помощью Конструктора. |
Тема 2.4 Разработка мультимедийных презентаций средствами PowerPoint |
Дать представление о специфике применения презентаций в педагогической деятельности. Обучить созданию и редактированию презентации. Сформировать понятие о назначении различных режимов просмотра презентаций. Научить использовать различные режимы просмотра при создании презентаций и работе с ними. Обучить основным приемам работы со слайдами. Сформировать навыки управления внешним видом слайдов с помощью образцов и шаблонов. Сформировать представление о заимствованных объектах в презентации. Научить внедрять в презентацию объекты различного типа. Сформировать навыки управления внедренными объектами. Закрепить умения форматировать и редактировать списки. Обучить настройке анимационных эффектов объектов презентации и слайдов. Научить добавлять звуковые и видеофайлы в презентации и управлять ими, создавать гиперссылки, редактировать их. | Использование презентаций впедагогической деятельности. Создание иредактирование презентации. Основные режимы просмотрапрезентации. Переключение режимов. Основные приемы работы со слайдами.Управление внешним видом слайдов спомощью образцов и шаблонов оформления.Заимствованные объекты в презентации:рисунок, диаграмма, автофигуры, текстовыеэффекты, формулы. Внедрение в презентацию собственных объектов,управление ими. Работа со списками. Анимация объектов презентации.Настройка анимационных эффектов. Вставка звуковых и видеофайлов впрезентацию. Создание и редактирование гиперссылки | Высказывает общее суждение о специфике применения презентаций в педагогической деятельности. Создает и редактирует презентации. Объясняет назначение различных режимов просмотра презентаций. Использует различные режимы просмотра при создании презентаций и работе с ними: обычный, сортировщик слайдов, страницы заметок, показ слайдов. Организует переключение режимов. Создает новые слайды различными способами. Управляет функциями автоматической разметки слайда. Обеспечивает ввод, редактирование содержимого слайда, перемещение, копирование, удаление вставку слайдов. Оформляет внешний вид слайда с помощью образцов и шаблонов. Называет объекты различного типа, которые могут быть внедрены в презентацию (рисунок, диаграмма, автофигуры, текстовые эффекты, формулы). Изменяет размеры внедренных объектов, перемещает, копирует, удаляет их. Производит преобразование текста в список, форматирование и редактирование существующего списка. Добавляет анимационные эффекты к объектам. Производит настройку последовательности анимационных эффектов, установку путей перемещения объектов на слайде. Организует анимационную смену слайдов. Производит добавление звуковых и видеофайлов в презентацию. Управляет настройкой параметров воспроизведения файлов. Использует гиперссылки при работе с презентациями. |
РАЗДЕЛ 3. ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ Тема 3.1. Виды компьютерных сетей. Организация эффективного поиска в сети Интернет |
Ознакомить с областьюприменения компьютерныхсетей. Сформировать знания осредствах, необходимых длясоздания компьютерных сетей,о классификации сетей,топологии компьютерной сети. Сформироватьпредставление о видахпрограммных и аппаратныхсредств сети.Научить передавать и получать файлы по локальной сети. Сформировать представление об основных службах сети Интернет. Дать понятие о службе WWW. Научить использовать программу-браузер для просмотра веб-страниц. Сформировать представление об основных поисковых службах. Научить приемам поиска информации в WWW. | Область применения компьютерныхсетей. Средства, необходимые для созданияи регулирования компьютерных сетей.Классификация компьютерных сетей.Топология компьютерной сети.Программные и аппаратные средства сети. Получение и передача файлов полокальной сети. Основные службы сети Интернет.Служба WWW. Использование программы-браузера для просмотра веб-страниц. Основы поисковых служб. Приемыпоиска информации в WWW. Факторы эффективности поиска информации в сети Интернет. | Называет областьприменения компьютерныхсетей. Описывает средства,необходимые для созданиякомпьютерных сетей.Определяет класскомпьютерной сети,топологию компьютернойсети. Различает видыпрограммных и аппаратных средств сети. Выполняет обмен информацией посредствам локальной сети. Высказывает общее суждение об основных службах сети Интернет. Описывает основные функции службы WWW. Использует программу-браузер для просмотра Web-страниц. Называет основные поисковые службы. Организует поиск информации в WWW. |
Тема 3.2. Образовательные ресурсы сети Интернет |
Сформировать представление об образовательном пространстве сети Интернет. Дать понятие о дидактических основах применения Интернет-ресурсов в педагогической деятельности. | Образовательное пространство сети Интернет. Дидактические основы применения Интернет-ресурсов в педагогической деятельности. | Высказывает общее суждение об образовательном пространстве сети Интернет. Излагает дидактические основы применения Интернет-ресурсов в педагогической деятельности. |
Тема 3.3. Коммуникационные возможности сети Интернет |
Сформировать понятие об организации и принципах работы электронной почты. Научить настраивать почтовый ящик, работать с корреспонденцией. Дать понятие о сервисных службах сети Интернет | Организация и принципы работы электронной почты. Настройка почтового ящика, работа с корреспонденцией. Сервисные службы сети Интернет. Характеристика основных сервисных служб (Messenger, Skype, FTP). | Объясняет организацию и принцип работы электронной почты. Производит настройку почтового ящика, выполняет обработку корреспонденции. Описывает сервисные службы сети Интернет, характеризует Messenger, Skype, FTP. |
РАЗДЕЛ 4. ПРОГРАММНЫЕ СРЕДСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ |
Сформировать умение применять программные средства профессионального назначения. | Программные средства профессионального назначения. | Демонстрирует умение применять программные средства профессионального назначения. |
КРИТЕРИИ РЕЗУЛЬТАТОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
Отметка в баллах | Показатели оценки |
1 (один) | Узнавание отдельных объектов изучения программного учебного материала, предъявленных в готовом виде (основных терминов, понятий, определений и т. д.) |
2 (два) | Различение объектов изучения программного учебного материала, предъявленных в готовом виде (основных терминов, понятий, определений и т. д.); осуществление соответствующих практических действий (просмотр содержимого файлов, папок; операции с фрагментами текста; форматирование абзацев; подготовка документов, содержащих рисунки и таблицы; создание электронной таблицы; решение практических задач с использованием электронной таблицы; создание однотабличной базы данных; поиск и передача информации в сети Интернет и т. д.) |
3 (три) | Воспроизведение части программного учебного материала по памяти (фрагментарный пересказ и перечисление); осуществление умственных и практических действий по образцу (операции по подготовке документов к слиянию; форматирование абзацев и колонтитулов; подготовка документов, содержащих рисунки и таблицы, пользовательские стили, автосодержание; создание электронной таблицы; решение практических задач с использованием электронной таблицы и т. д.) |
4 (четыре) | Воспроизведение большей части программного учебного материала (описание с элементами объяснения функций изучаемых программных продуктов в профессиональной деятельности педагога; основных понятий, связанных с сетями; основных служб сети Интернет; особенностей воздействия визуальных, аудиовизуальных и звуковых средств обучения на учащихся и т. д.); применение знаний в знакомой ситуации по образцу (выполнение практических заданий по подготовке больших документов, созданию электронной таблицы, решению практических задач с использованием электронной таблицы, создание базы данных; выполнение различных запросов в базе данных и т. д.); наличие единичных существенных ошибок |
5 (пять) | Осознанное воспроизведение большей части программного учебного материала (описание с объяснением процесса подготовки сложных документов; назначения предметного указателя, оглавления, списка иллюстраций; особенностей базы данных относительно электронных таблиц; основных видов запросов в базах данных; различных режимов просмотра презентаций; основных понятий, связанных с сетями; основных служб сети Интернет; цифрового фото; принципов работы интерактивной доски и т. д.); применение знаний в знакомой ситуации по образцу (выполнение практических заданий по подготовке сложных документов; созданию электронных таблиц и организации вычислений в них; созданию базы данных на основе электронной таблицы, созданию базы данных в СУБД и организации запросов в них, подготовке презентаций; организации демонстраций презентаций; использованию основных служб сети Интернет; выполнению записи звуковой информации на компакт-диск в различных форматах и т. д.); наличие несущественных ошибок |
6 (шесть) | Полное знание и осознанное воспроизведение всего программного учебного материала; владение программным учебным материалом в знакомой ситуации (описание и объяснение процесса подготовки сложных документов; назначения предметного указателя, оглавления, списка иллюстраций, средств автоматизации процедур форматирования и правки; особенностей базы данных относительно электронных таблиц; основных видов запросов в базах данных; различных режимов просмотра презентаций: основных служб сети Интернет, дидактических возможностей Интернет-технологий в профессиональной деятельности педагога; описание форматов хранения звуковой информации, процесса преобразования аналогового аудиосигнала в цифровую форму и т. д.); выполнение заданий по образцу, на основе предписаний (создание пользовательских стилей, создание документов на основе шаблонов, использование электронных таблиц, заполнение, редактирование созданной базы данных, выполнение запросов, оформление документа графическими объектами, использование основных служб сети Интернет, демонстрация мультимедийного файла; видоизменение фото с помощью графического редактора; выполнение записи, редактирование и монтаж видеофайлов и т. д.); наличие несущественных ошибок |
7 (семь) | Полное, прочное знание и воспроизведение программного учебного материала; владение программным учебным материалом в знакомой ситуации (развернутое описание и объяснение состава персонального компьютера, классификации программного обеспечения, назначения и возможностей операционной системы Windows, сервисного программного обеспечения, технологий обработки информации, назначения и классификации компьютерных сетей, мультимедийных программ и т. д.); недостаточно самостоятельное выполнение заданий по работе с сервисными программами, созданию текстового документа, использованию электронных таблиц, заполнению, редактированию созданной базы данных, оформлению документа графическими объектами, организации обмена информацией в локальной сети; по выполнению монтажа видеофильма с помощью персонального компьютера и т. д.); наличие единичных несущественных ошибок |
8 (восемь) | Полное, прочное, глубокое знание и воспроизведение программного учебного материала; оперирование программным учебным материалом в знакомой ситуации (развернутое описание иобъяснение классификации программного обеспечения, назначения и возможностейоперационной системы Windows, сервисного программного обеспечения, технологий обработкиинформации, назначения и классификации компьютерных сетей, мультимедийных программ;формулирование выводов и т. д.); самостоятельное выполнение практических заданий посозданию архивов, извлечению файлов из архива, операций с фрагментами текста, форматированию абзацев, подготовке документов, содержащих рисунки и таблицы, созданиюэлектронной таблицы, решению практических задач с использованием электронной таблицы,работе с учебной базой данных, поиску и передаче информации в локальной сети, использованиюосновных служб сети Интернет и средств мультимедиа; созданию визуальных, аудиовизуальныхи звуковых средств обучения и т. д.); наличие единичных несущественных ошибок |
9 (девять) | Полное, прочное, глубокое, системное знание программного учебного материала; оперирование программным учебным материалом в частично измененной ситуации; наличие действий и операций творческого характера при выполнении практических заданий по работе с сервисными программами, созданию текстового документа, использованию электронных таблиц, заполнению, редактированию созданной базы данных, оформлению документа графическими объектами, организации обмена информацией в локальной сети, использованию основных служб сети Интернет, демонстрации мультимедийного файла, созданию и редактированию ссылок; по созданию визуальных, аудиовизуальных и звуковых средств обучения и т. д.) |
10 (десять) | Свободное оперирование программным учебным материалом; применение знаний и умений в (десять) незнакомой ситуации (самостоятельные действия по описанию, объяснению материала с помощью электронного средства обучения, выполнение творческих работ и практических заданий по созданию и форматированию текстовых документов, презентаций и т. д.) |
Примечание. При отсутствии результатов учебной деятельности обучающимся в учреждении среднего специального образования выставляется «0» (ноль) баллов.
ПЕРЕЧЕНЬ ОСНАЩЕНИЯ ЛАБОРАТОРИИ
Наименование | Количество |
Технические средства обучения |
Технические устройства1 | |
Видеокамера цифровая | 1 |
Диск сменный USB FlashDrive | 1 |
Компьютер с бесперебойным блоком питания | 13 |
Копировальный аппарат | |
Мультимедийный проектор | |
Оборудование коммуникационное, включая модем (аналогичный ADSL) | комплект |
Принтер лазерный А4 | 1 |
Сканер А4 (от 1200 dpi) | 1 |
Фильтр-удлинитель сетевой | 1 |
Фотокамера цифровая | 1 |
Класс-комплект вычислительной техники | 12 |
Автоматизированное рабочее место преподавателя (подлежит ежегодному уточнению) | 1 |
CD-RW, DVD-RW | |
FDD | |
HDD | |
Веб-камера | |
Видеокарта | |
Звуковая карта | |
Клавиатура | |
Колонки | |
Монитор | |
Мышь | |
Наушники, микрофон | |
Память ОЗУ | |
Процессор | |
Сетевая карта | |
Автоматизированное рабочее место учащегося (подлежит ежегодному уточнению) | 12 |
CD-ROM | |
FDD | |
HDD | |
Видеокарта onboard | |
Звуковая карта | |
Клавиатура | |
Монитор | |
Мышь | |
Наушники, микрофон | |
Память ОЗУ | |
Процессор | |
Сетевая карта | |
Программное обеспечение | |
Автоматизированное рабочее место преподавателя (подлежит ежегодному уточнению) | 1 |
Антивирусная программа | |
Графический векторный редактор | |
Графический растровый редактор | |
Интернет-браузер | |
Операционная система | |
Программа архивации данных | |
Программа для записи CD и DVD | |
Программа для организации связи и совместной работы с использованием компьютерной сети | |
Программа для работы с электронной почтой | |
Программа-переводчик | |
Программное обеспечение для организации коллективного доступа в сеть Интернет | |
Программы для создания презентаций | |
Редактор анимации Flash | |
Система оптического распознавания текста для русского, белорусского и изучаемых иностранных языков | |
Системы управления базами данных | |
Текстовый процессор | |
Файловый менеджер (в составе операционной системы или отдельно) | |
Электронные таблицы | |
Автоматизированное рабочее место учащегося (подлежит ежегодному уточнению) | 12 |
Графический векторный редактор | |
Графический растровый редактор | |
Интернет-браузер | |
Операционная система | |
Программа для работы с электронной почтой | |
Программы для создания презентаций | |
Системы управления базами данных | |
Текстовый процессор | |
Файловый менеджер (в составе операционной системы или отдельно) | |
Электронные таблицы | |
Средства защиты |
Аптечка медицинская | 1 |
Заземление | 1 |
Огнетушитель | 1 |
Устройство защитного отключения (УЗО) | 1 |
Оборудование помещения |
Доска классная (интерактивная) | 1 |
Стенд по охране труда | 1 |
Стол компьютерный для преподавателя | 1 |
Стол компьютерный для учащихся | 12 |
Стул | 13 |
Шкаф для хранения учебно-методических пособий | 1 |
Экран проекционный | 1 |
ЛИТЕРАТУРА
Басалыга, В.И. Основы компьютерной грамотности/В.И.Басалыга,О.А.Левкович,Т.Н.Шелкоплясова. 2-е изд., доп. и перераб. Минск, 2001.
Берлинер, Э.М. OfficeXP.Самоучитель/Э.М.Берлинер,И.Б.Глазырина,Б.Э.Глазырин.
2-е изд. М., 2003.
Гедранович, В.В. Технологии организации,хранения и обработки данных:учеб.-метод.
комплекс / В.В. Гедранович, Ю.В.Змеева. Минск, 2006.
Денисов, В. ДЗЗWord 97 cсамого начала/В.Денисов.Санкт-Петербург, 1997.
Гринчук, С.Н. Программа подготовки презентацийMicrosoftPowerPoint.Редакторделовой графики / С.Н.Гринчук, А.В.Гринчук, В.Н.Курбацкий. Минск, 2008.
Ершова, С.Г. Инструкция по применению программно-методического комплекса«Деловые применения компьютера» / С.Г.Ершова, Д.И.Пунько. Минск, 2003.
Зайцева, Е.М. Текстовый процессорMicrosoftWord /Е.М.Зайцева,С.И.Максимов.
Минск, 2008.
Карпович, С.Е. Прикладная информатика:учеб.пособие/С.Е.Карпович,И.В.Дайнеко.
Минск, 2001.
Коджаспирова, Г.М. Технические средства обучения и методика их использования/Г.М.Коджаспирова, К.В.Петров. М., 2008.
Кравченя, Э.М .Компьютерная графика:учеб.пособие/Э.М.Кравченя,Т.И.Абрагимович. Минск, 2006.
Кравченя, Э.М. Технические средства обучения:учеб.пособие/Э.М.Кравченя.Минск,2005.
Макарова, Н.В. Информатика10–11кл. /Н.В.Макарова.Санкт-Петербург, 2000.Методические указания по практическому применению СТБ 6.38-2004. УСД РБ. Система ОРД. Требования к оформлению документов. Минск, 2005.
Мэнсфилд, Р. М97 Excel 7.0для занятых/Р.Мэнсфилд;пер.с англ.Санкт-Петербург,1997.
Пасько, В.П. Самоучитель работы на персональном компьютере/В.П.Пасько.
Санкт-Петербург, 2004.
Прикладная информатика.Практикум:учеб.пособие/Е.А.Гришина[и др.];под общ.
ред. С.В. Сочнева. Минск, 2002.
Пунчик, В.Н. Интернет-ресурсы в работе педагога/В.Н.Пунчик,Е.А.Семенова,М.В.Короткевич. Минск, 2010.
Пунчик, В.Н. Мультимедийное сопровождение учебного процесса/В.Н.Пунчик[и др.].
Минск, 2009.
Симонович, С.В. Общая информатика:учеб.пособие/С.В.Симонович,Г.А.Евсеев,А.Г.Алексеев. М., 2004
Симонович, С.В. Практическая информатика:Универсальный курс:учеб.пособие/С.В.Симонович, Г.А. Евсеев. М., 2005.
Симонович, С.В. Специальная информатика:учеб.пособие/С.В.Симонович,Г.А.Евсеев,А.Г.Алексеев. М., 2003.
СТБ 6.38-2004. УСД РБ.Система ОРД.Требования к оформлению документов.
Шакель, Е.В. Табличный процессорMicrosoftExcel /Е.В.Шакель,С.И.Максимов.Минск,2008.
Интернет-ресурсы
http: //www.rusedu.info/Article583.html
http: //eugene.dp.ua/Superadmin/MSWinBook/Chapter2/2_1.htm
http: //freenet.bishkek.su/training.room/internet_k.html
http: //www.nstu.nsk.su/network/navigate/navigate.ru.html
http: //www.mbty.ru/biblio/metod/Subd/lab1/default.asp
http: //www.citforum.ru/internet/html/refer.shtml
http: //main.emc.spb.ru/staff/knv/otvet/webtutor/main.htm
http: //lg.msn.com/intl/ru/tutorial/default.htm
http: //zoo.ustu.ru/tigorni/ppi/lab-7.htm
http: //256bit.ru/informat/index7.htm
http: //256bit.ru/informat/index8.htm
http: //www.adu.by
http: //www.ripo.unibel.by
1При отсутствии использовать специализированную аудиторию технических средств обучения