МБОУ «Красноборская средняя общеобразовательная школа»
Районный семинар учителей начальных классов»
«Учебный проект» как дидактическое средство для активизации познавательной деятельности обучающегося. Технология изготовления
сувенира в национальных традициях .
Презентацию подготовила: учитель начальных классов,
ИЗО, педагог дополнительного образования Рочева Л.Л.
Фото из сети интернет
С. Краснобор, май 2022 год.
Цель : Формирование деятельностной структуры личности(познавательной , коммуникативной, нравственной, трудовой, эстетической) как носителя этнокультурной среды, умелого хранителя, пользователя и создателя ценностей и традиций Коми края через проектную деятельность.
Задачи:
1)Познакомить учебно-методическим пособием «Национально-региональный компонент Республики Коми на уроках технологии в начальных классах.
2)Рассмотреть основные теоретические и методические аспекты организации проектной деятельности.
3) Рассмотреть этапы в проектной деятельности.
4)Описать основное содержание проекта «Сувенир в национальных традициях . Сумка-тучу».
По определению Н.Ю.Пахомовой, учебный проект с точки зрения учащегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат ; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи , когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.
Учебный проект с точки зрения учителя – это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации.
Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в проектную деятельность, закладывающую фундамент дальнейшего овладения ею в среднем и старшем звене. ( авторы программы для нач.классов И.А.Буденная,Е.А. Лутцева,И.И.Колисниченко).
«Проект- самостоятельная, творческая, завершенная работа учащегося, выполненная под руководством учителя»( Программы для общеобразовательных учреждений.Трудовое обучение.Технология.1-4 кл.5-11
Кл./ Под ред.Ю.Л.Хохунцева и В.Д.Симоненко.М.:Просвещение, 1997 223 с.
В учебно-методическом пособии Н.Н.Новикова, Е.Э.Бугаева «Национально-региональный компонент Республики Коми на уроках технологии в начальных классах» «учебный проект» рассматривается как творческая, самостоятельная работа учащегося, соответствующая уровню подготовки и возрастным особенностям.
Применение учебно-методического пособия
на уроках технологии в МБОУ «Красноборская СОШ»
Ученые М.Б.Павлова,И.Сасова, В.Д.Симоненко указывают, что проектная деятельность:
1.Развивает произвольность психических процессов;
2.Вызывает повышенную познавательную активность школьников;
3.Стимулирует стремление к исследованию( дает возможность находить и решать проблемы, рассуждать и принимать
решения, оценивать полученные результаты).
4. Формирует основные личностные новообразования;
5.Способствует овладению учебной деятельностью и освоению ее структуры.
Основная цель : развитие обучающихся как субъектов творческой проектной деятельности.
Успешная работа по проекту:
- Создание атмосферы доброжелательности и доверительности;
- Расположение учебного материала в «зоне ближайшего развития»;
- Учет возрастных особенностей младших школьников;
- Учет индивидуальных особенностей каждого учащегося;
- Поэтапное формирование основных действий проектной деятельности;
- Формирование интереса;
- Постепенное увеличение степени самостоятельности обучающихся;
- Сочетание индивидуальных и групповых форм обучения.
Проект- это совокупность «шести П»:
1. проблема;
2. проектирование;
3. поиск информации;
4. продукт;
5. презентация;
6. портфолио
Содержание проектной деятельности:
1. Руководителем проекта является учитель, координирующий проект.
2. Темы проектов могут предлагаться как учителем, так и учениками.
3. Проект может быть индивидуальным или групповым.
Результат: изделия; проектная документация( дизайн-папка,проект-папка);знания и навыки, а также качества личности, приобретенные учащимися в результате проектной деятельности.
Оценивание. Процессуальные критерии.
- уровень самостоятельности;
-уровень оригинальности выдвижения идей;
-уровень знаний и умений в решении проектных и технологических задач;
-уровень умений выполнять технологические операции и приемы
-уровень умений защищать проект.
Результативные критерии.
- Оценку проектной документации (полнота и качество)
- Оценку изделия
Компоненты (этапы) в проектной деятельности
1.Определение проблемы и краткая формулировка задачи.
2.Выдвижение первоначальных идей.
3.Анализ,выбор и обоснование лучшей идеи.
4.Проработка одной идеи.
5.Выполнение технологического процесса. Изготовление изделия.
6.Самооценка.
6 Защита проекта.
Перспектива.Технология.Москва «Просвещение
2019 год.
Проект «Кукольный театр». Уроки 31-34.
Проект «Сувенир в национальных традициях.
Сумка-тучу».
Фото Рочевой Л.Л .
Тема. Класс .Количество часов.
Сувенир в национальных традициях. Сумка-тучу. 3 класс. 5 часов.
Проблема или потребность
Краткая формулировка задачи
Скоро каникулы, и многие отправятся путешествовать. Появятся новые знакомые, друзья. В память о встрече с хорошими людьми всегда хочется подарить что-то особенное. Лучше, если этот подарок, сувенир будет отражать национальные традиции ДПИ края, в котором ты родился.
Тип проекта
На основе традиции ДПИ народа коми спроектировать и изготовить сувенир.
Смешанный(практико-ориентированный, исследовательский); среди участников класса, индивидуальный, средней продолжительности.
Знания и умения по проектированию
Знания и умения по элементам технологии и по основам культуры коми народа
Краткая формулировка задачи; подбор, переработка и оформление информации, оформление проект-папки;выработка первоначальных идей с помощью «Звездочки обдумывания»,анализ и выбор лучшей идеи, проработка лучшей идеи, анализ и оценка своей деятельности и изделия, защита проекта.
Национальные традиции по ДПИ коми народа, приемы обработки природных и традиционных материалов коми народа; комбинирование в одной работе различных материалов и техники выполнения. Декорирование изделий национальных традициях.
Тематическое планирование занятий по выполнению проекта «Сувенир в национальных традициях.Сумка-тучу»
№ занятия
Тема занятия
1
Количество часов
Запуск проекта
2
3
Анализ первоначальных идей и выбор лучшей идеи.
1
1
4
Проработка лучшей идеи
1
Изготовление проектируемого изделия
5
1
Защита проекта
1
Любовь к малой родине через орнаментальные мотивы Коми.
Фото Рочевой Л.Л.
Фото Рочевой Л.Л .
Фото Рочевой Л.Л.
Оформление кабинета. Краеведческая работа.
Работа на детской площадке.
Проектная работа «Жители тундры».
Работа над проектом .
Фото Рочевой Л.Л.
Фото Рочевой Л.Л.
Фото из сети интернет
Фото Рочевой Л.Л .
Фото из сети интернет.
Оформление к уроку по технологии .
Фото Рочевой Л.Л.
Фото Рочевой Л.Л .
Выставка сумок к уроку.
Фото Рочевой Л.Л.
Продукт «Сумка-тучу»
Фото Рочевой Л.Л .
Коми орнамент «Рога оленя»
Проработка лучшей идеи. Рисунок или чертеж.
Фото Рочевой Л.Л .
Фото из сети интернет
Сувенир. Сумка-тучу .
Фото Рочевой Л.Л.
Фото Рочевой Л.Л .
Сувенир «По памятным местам…»(элемент коми орнамента «солнце»)
Фото Рочевой Л.Л.
Фото Рочевой Л.Л .
Сувенир «Праздник Луд»( элемент коми орнамента «чум)
Литература.
1. Н.Н.Новикова, Е.А.Бугаева Национально-региональный компонент Республики Коми на уроках технологии в начальных классах. Учебно-методическое пособие. Сыктывкар 2006.
Спасибо за внимание
Здоровья, благополучия , удачи и творческих успехов.