СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Учетная политика организации

Категория: Экономика

Нажмите, чтобы узнать подробности

В политике организация прописывает, какой именно метод будет использовать. Таким же образом выбирается способ учета сырья и материалов, транспортно-заготовительных расходов, метод амортизации и т.д.

 

Если конкретные способы учета законодательством не предусмотрены, компания прописывает свой способ, разработанный с применением: МСФО, положений федеральных и отраслевых стандартов бухучета по аналогичным и связанным вопросам, рекомендаций в области бухучета.

 

Документ должен содержать:

 

- применяемый план счетов, полный или сокращенный (для малых предприятий);

 

- формы первичных документов. Можно закрепить в приложении сами формы, или указать в тексте, что используются унифицированные формы или из учетных программ.

Просмотр содержимого документа
«Учетная политика организации»

Тема 2. Документы, регламентирующие учетную политику организации

План

  1. Понятие и виды учетной политики

  2. Основные этапы учетной политики, цели и факторы, влияющие на её формирование

  3. Цели, которые преследует предприятие при составлении учетной политики на предприятии

Учетная политика (УП) — набор способов ведения бухгалтерского (и налогового) учета каждой конкретной организацией. Она утверждается при создании компании и действует до ее ликвидации.

При этом документ применяется из года в год, а возможные поправки в него вносятся с 1 января (если иная дата не обусловлена существенными причинами) при наличии изменений

  • требований нормативных актов, регулирующих бухучет;

  • способа ведения бухучета;

  • условий деятельности фирмы.

В главном бухгалтерском документе компании должны найти отражение:

  1. Рабочий план счетов.

  2. Используемые компанией формы первичных бланков.

  3. График документооборота.

  4. Порядок учета имущества.

  5. Алгоритм проведения ревизий обязательств и активов фирмы.

  6. Методы и порядок определения доходов и расходов компании.

  7. Способы и порядок оценки имущества и иных активов организации.

  8. Алгоритм контроля хозопераций.

  9. Прочие важные учетные нюансы.

Для корректного формирования каждого раздела учетной политики компаниям необходимо ориентироваться на единые стандарты ведения бухгалтерского учета, утвержденные Минфином КР, а именно: положения по бухгалтерскому учету (ПБУ) и методические разъяснения к ним.

Учетная политика организации - положение по бухгалтерскому учету , которое устанавливает правила ее формирования, утверждено приказом Минфина. Она составляется главным бухгалтером и утверждается руководителем компании.

Понятие «учетная политика» используется как в бухгалтерском законодательстве, так и в налоговом и несет определенный отличный друг от друга смысл. Отличие в сфере применения данного термина подразумевает различия в сроках, на которые утверждается данный нормативный документ и в его содержании. В связи с чем выделяют следующие виды:

  1. Учетная политика для целей бухгалтерского учета;

  2. Учетная политика для целей налогового учета;

  3. Учетная политика для целей составления отчетности согласно МСФО.

Содержание оформляется специальным внутренним документом – «Приказ об учетной политике». Данный документ составляется главным бухгалтером, и он несет ответственность за его формирование и исполнение. Приказ составляется в момент создания предприятия, либо его реорганизации  в течении 90 дней с момента государственной регистрации). Утверждение учетной политики каждый год не является обязательным, однако необходимо обратить на срок действия данного документа. Для предприятий, у которых учетная политика не меняется длительный период конечную дату лучше оставить открытой. Корректировать ее можно двумя способами:

  • внесение изменений путем переутверждения в новой редакции;

  • внесение изменений и дополнений к действующей политике соответствующим приказом.

В приказе находят свое отражение все основные элементы учетной политики. Элементы, требующие наиболее детального рассмотрения и являющиеся слишком объемными для отражения в приказе, помещаются в приложение.

Примерами таких приложений являются:

  1. Формы первичных документов не имеющих унифицированной формы, разработанные самой организацией;

  2. Организационная структура центра финансовой ответственности осуществляющего ведение бухгалтерского учета на предприятии, его состав и функциональное закрепление;

  3. Система документооборота предприятия и др.

Понятийная справка!

Учетная политика предприятия определяется, как совокупность способов ведения бухгалтерского учета – первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной (уставной) деятельности .


Основные этапы учетной политики, цели и факторы, влияющие на её формирование

Учетная политика является внутренним документом предприятия и процесс ее составления подразумевает в себе две стадии:

  1. Формирование (составление, выбор и обоснование);

  2. Раскрытие (опубликование).

Вторая стадия применима только для организаций, которые в соответствии с законодательством (либо согласно уставным документам) обязаны публиковать бухгалтерскую отчетность.

Рассмотрим более детально стадию формирования. Данная стадия включает в себя несколько этапов:

  1. определение предмета, выбор объектов бухгалтерского учета для данного предприятия (состав объектов определяет условия, влияющие на формирование на втором этапе);

  2. оценка факторов, их анализ и формирование перечня способов ведения бухгалтерского учета;

  3. определение базисных положений составления учетной политики;

  4. идентификация способов ведения бухгалтерского учета с выбранными объектами;

  5. утверждение перечня способов ведения БУ для данного предприятия;

  6. документальное оформление.

Цели, которые преследует предприятие при составлении учетной политики на предприятии сводятся к следующему:

  1. документальное закрепление способа ведения БУ;

  2. организация документооборота;

  3. организация работы бухгалтерской службы, обеспечение вертикальных и горизонтальных связей;

  4. определение кол-ва элементов БУ и др.

В учетной политике закреплены способы ведения бухгалтерского учета, выбранные из перечня, определенного стандартами БУ, либо способы, разработанные самой организацией, в случае отсутствия для каких-либо объектов. В любом случает выбор способа должен основываться на единых началах, что означает:

  1. использование выбранных способов всеми структурными подразделениями предприятия, с целью сопоставимости информации и возможности составления сводной отчетности (в части филиалов и представительств);

  2. использование одного способа при решении одного конкретного вопроса. Например, выручка от реализации продукции для всех видов деятельности должна определяться либо по отгрузке, либо по оплате.

Факторы, оказывающие влияние на формирование учетной политики:

  1. организационно-правовой статус предприятия, форма собственности, масштаб деятельности;

  2. цели создания предприятия (укрепление позиции на рынке, привлечение инвестиций и др.);

  3. вид деятельности предприятия, ее особенности. Производственная деятельность – используемые ресурсы, технологии), коммерческая деятельность (формы расчетов, организация сбыта и снабжения), финансовая деятельность (взаимоотношения с внебюджетными фондами, налоговой службой), управленческая деятельность (функциональная структура, система отчетности и др.).

  4. кадровый состав – квалификация персонала;

  5. внешние факторы: инфраструктура рынка, финансовая политика, законодательство и т.д.

Структура учетной политики и ее основные элементы

Формирование учетной политики предполагает раскрытие следующих аспектов:

  1. Методический аспект

  2. Технический аспект

  3. Организационный аспект

Методический аспект

Методические аспекты определяются в следующем:

  1. Порядок начисления амортизации по объектам ОС и НМА

Выбор способа начисления амортизации осуществляется раздельно по ОС и НМА и зависит от целей предприятия.