Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №6» городского округа Рефтинский.
Учебная программа
по предмету
«Шумовой ансамбль»
Рефтинский
2015 гол
Пояснительная записка.
Направленность программы:
Образовательная программа дополнительного образования детей фольклорного проекта «Скоморошины» является комплексной, разноуровневой программой детского коллектива художественно-эстетической направленности.
Актуальность, новизна и педагогическая целесообразность программы:
Фольклор- коллективное народное творчество народа, вобравшее в себя его вековой жизненный опыт и знания. Народное творчество многообразно отражает жизнь человека, раскрывает его духовную красоту и богатство, его думы и чаяния.
Эстетические идеалы, заложенные в народном творчестве, оказали благотворное влияние на многие поколения людей. Они учат с достоинством, но без ложной патетики любить свою родину, народ, природу; воспитывают чувство коллективизма, развивают музыкально-поэтический вкус, пробуждают творческие способности.
Важность изучения народного творчества давно признана. Роль его громадна. Народное творчество вносит в жизнь своеобразный элемент, называемый национальным.
Современная педагогика одной из основных задач в области образования и воспитания подрастающего поколения ставит целью его приобщение к народным традициям, национальной творческой культуре. Желательно, чтобы такая работа начиналась с самого раннего детства, когда ещё только закладываются основные понятия у ребёнка, формируется речь и мышление, развиваются умения, навыки, способности.
Фольклор помогает раскрытию, раскрепощённости личности, проявлению её потенциальных особенностей, инициативы. Обращение к фольклору сегодня имеет глубокий смысл, так как это является средством воспитания человека: идейно-эстетического, нравственного, патриотического.
Изучение и освоение культурного наследия даёт возможность в современной жизни создать оптимальную систему передачи эстетических, нравственных, интеллектуальных ценностей, знаний и практического опыта, накопленного за время исторического развития русским народом, подрастающему поколению.
Одним из наиболее важных направлений можно считать серьёзное привлечение народного творчества в детское музыкальное образование и воспитание.
Наиболее доступной формой приобщения детей к народной музыке является пение, народный танец, игра на различных народных и шумовых инструментах.
Программа фольклорного проекта отражает интересы и потребности детского и взрослого населения городского округа в дополнительном художественном образовании и эстетическом воспитании.
Программа направлена на формирование базовой культуры личности ребёнка, способствует самореализации, саморазвитию в настоящем и будущем.
Программа построена на следующих принципах:
-развивающего и творческого образования и воспитания
-коллективной деятельности и раскрытия индивидуальности
-интегративный подход к воспитанию.
Цель программы:
- формирование у детей первоначальных умений и навыков музыкально-сценической деятельности
- приобщение детей к русской национальной культуре.
Задачи программы:
- введение детей в мир народного фольклора
- воспитание интереса к русской народной культуре
- формирование творческих навыков через игру на различных народных и шумовых инструментах
- исполнение народных песен
- знакомство с устным народным творчеством
- углубление духовно-личностного развития детей
- раскрытие индивидуальности ребёнка.
Учебный план предполагает определённые разделы- направления, традиционно определяющие развитие определённых сторон личности:
- коммуникативных качеств
- психофизических способностей (мимика, пантомима)
- развитие речи (монолог, диалог)
- культура речи
- творческих способностей (умение перевоплощаться, импровизировать)
- актёрских способностей
- музыкальных способностей
- репетиционный процесс
- участие в праздниках, спектаклях.
В процессе работы сочетаются индивидуальные и групповые формы занятий.
Формы итогового контроля в подавляющем большинстве случаев носят практический характер в виде творческого показа народных потешек, закличек, озвучивания музыкальных пьес шумовыми инструментами.
Методы и формы работы:
Основным методом обучения на первом этапе является игра. Она помогает развитию таких качеств, как внимание и смекалка, помогает достижению первых результатов на пути к внутренней свободе, естественному и непринуждённому поведению детей в коллективе. Объединяя богатый и разносторонний мир игры с обучением, мы приобретаем возможность сделать образным и интересным выполнение любых заданий и упражнений.
Формы работы:
- познавательные занятия
- творчески-практические занятия
- праздники
- открытые занятия с приглашением родителей и учителей.
Ожидаемые результаты:
В результате освоения данной программы учащиеся должны получить целый комплекс знаний и определённые умения и навыки:
- ориентироваться в традициях народной культуры
- знание обрядов и праздников своего народа, различных жанров народного творчества
- стремиться использовать элементы народной культуры в повседневной жизни
- приобрести комплекс специальных знаний и навыков: знания о музыкальном фольклоре, умение играть на шумовых инструментах.
- владеть навыками общения, быстро адаптироваться, чувствовать себя комфортно в любой обстановке
- воспитать в себе такие качества, как отзывчивость, сопереживание, стремление помочь, чувство собственного достоинства.
Учебно-тематический план
№ | Название темы 1 полугодие | Количество часов |
1 | Введение. Знакомство с шумовыми инструментами. | 1 |
2 | История возникновения русских народных инструментов. | 2 |
3 | Приёмы игры на шумовых инструментах | 2 |
4 | Исполнительская техника и её роль в работе актёра | 2 |
5 | Подготовка к концерту к Дню Учителя | 4 |
6 | Работа над ролью в спектакле. Работа с шумовым оркестром. | 2 |
7 | Подготовка новогоднего спектакля «Когда зажигаются свечи» | 4 |
| Всего | 17 |
№ | Название темы 2 полугодие | Количество часов |
1 | Знакомство с песенным материалом | 4 |
2 | Импровизация в работе актёра | 2 |
3 | Подготовка к празднику Весны- 8 Марта | 4 |
4 | Знакомство с народными праздниками и обрядами | 2 |
5 | Песня в жизни русского народа | 2 |
6 | Подготовка к выступлению на празднике последнего звонка | 2 |
7 | Концерт для родителей | 1 |
8 | Анализ учащимися своей работы | 1 |
| Всего | 18 |
Содержание курса.
2015-16 учебный год.
1 полугодие.
1 тема: Введение.
Знакомство с шумовыми инструментами.
2 тема: История возникновения русских народных инструментов.
Легенды, сказы о народных инструментах, их чудодейственной силе.
3 тема: Приёмы игры на шумовых инструментах.
4 тема: Исполнительская техника и её роль в работе актёра. Овладение логикой личностного общения, проявление основных особенностей характера в особенностях логики взаимодействия с партнёром, проявление характера персонажа в логике и особенностях речи.
5 тема: Подготовка к концерту к Дню Учителя. Разучивание «Латвийской польки». Работа над ансамблем, ритмом.
6 тема: Работа над ролью в спектакле. Применение знаний технологии действия для создания характера, образа. Импровизация в работе актёра.
7 тема: Подготовка новогоднего спектакля «Когда зажигаются свечи». Распределение ролей. Работа над дикцией, выразительностью. Разучивание с шумовым оркестром пьесы «Колокольчики». Показ спектакля для учащихся младших классов.
2 полугодие.
1 тема: Знакомство с песенным материалом. Разучивание колядок.
2 тема: Импровизация в работе актёра. Роль импровизации, взаимосвязь импровизации с техническими навыками в репетиционной работе.
3 тема: Подготовка к празднику весны- 8 Марта. Распределение ролей и разучивание пьесы «Мамин вальс», «Музыка весны».
Выступление на концерте к 8 Марта.
4 тема: Знакомство с народными праздниками и обрядами. Праздник Троицы и Ивана Купалы.
5 тема: Песня в жизни русского народа. Исполнение народных песен в сопровождении шумовых инструментов.
6 тема: Подготовка к выступлению на празднике последнего звонка. Разучивание пьесы Д.Шостаковича «Вальс-шутка».
7 тема: Подготовка к отчётному концерту для родителей. Повторение всего репертуара. Концертное выступление.
8 тема: Анализ учащимися своей работы. Развитие способности анализировать свою работу и работу товарищей. Умение видеть рост мастерства от спектакля к спектаклю. Закрепление удачных находок и устранение ошибок.
Перечень учебно-методического обеспечения.
1. Неустроев В.В. Театральное отделение ( для учреждений дополнительного образования) Екатеринбург 2007г.
2. Тютюнникова Т.Э. Сто секретов музыки для детей. С-Петербург 2003г.
3. Михайлова М.А. Праздники в детском саду. Ярославль «Академия развития» 1998г.
4. Струве Г. Нотный бал. Сборник песен 1-4 классы. Москва 2007г.
5. Рябцева И.Ю., Жданова Л.Ф. Приходите к нам на праздник. Сборник сценариев для детей. Ярославль «Академия развития» 2000г.
6. Лапшина Г.А. Календарные и народные праздники в детском саду. Волгоград серия «Дошкольник» 2001г.
7. Липатникова Т.Н. Праздник начинается. Ярославль «Академия развития» 2001г.
8. Хитц К.Ф. В стране музыкальных инструментов. «Адонис» 1995г.
9. Энциклопедия обрядов и обычаев. С-Петербург «Респекс» 1996г.
Сведения о составителе программы.
Соколова Елена Николаевна- учитель музыки школы №6 пос. Рефтинский, 1 квалификационная категория.
Образование: высшее, Свердловский государственный педагогический институт, специальность- учитель музыки и пения.
Домашний адрес: 624285 п.Рефтинский, ул.Юбилейная 6- 119.
Телефон: 3-17-00 (дом.) или 8 908 9197958.