СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Учим детей с РАС правильно пользоваться местоимениями ОН и ОНА

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мамы детей аутистов часто сталкиваются неправильным соотношением рода подлежащего и сказуемого в предложения в разговорной речи ребёнка. Проще говоря, ребёнок может не правильно понимать, когда нужно употребить мужской или женский род, и также ребёнок может испытывать затруднения с понятиями "Он" и "Она".

Просмотр содержимого документа
«Учим детей с РАС правильно пользоваться местоимениями ОН и ОНА»

УЧИМ ДЕТЕЙ С РАС ПРАВИЛЬНО УПОТРЕБЛЯТЬ МЕСТОИМЕНИЯ

ОН / ОНА



Особенности грамматики нашего русского языка могут вызвать затруднения у людей с особенностями мышления, в первую очередь это касается детей с аутизмом. В этом посте я хочу затронуть тему определения принадлежности имен существительных к мужскому, женскому или среднему роду и правильное употребление окончаний глаголов в зависимости от существительного.

Мамы детей аутистов часто сталкиваются неправильным соотношением рода подлежащего и сказуемого в предложения в разговорной речи ребёнка. Проще говоря, ребёнок может не правильно понимать, когда нужно употребить мужской или женский род, и также ребёнок может испытывать затруднения с понятиями "Он" и "Она".

Часто бывает так, что ребёнок заучивает родовую принадлежность слов, например ребёнок усваивает то, что девочка, тетя, бабушка - это "она", а мальчик, дядя, дедушка, папа - это "он", но всё это усваивается на уровне заучивания. Когда спрашиваешь, например: девочка он или она, - ребёнок отвечает правильно, но тут же скажет "тётя пришел". То есть в данном случае родовая принадлежность слов фиксируется путём машинального повторения, но при этом в уме ребёнка не возникает логических связей между половой принадлежностью людей и грамматическим родом слов. Кроме этого, может встречаться ситуация, когда ребёнок мальчик про себя иногда говорит в женском роде. А также - кошка, зебра, рука - он! Стол, портфель, телевизор - она!

На мой взгляд это две разные ситуации: с одной стороны мы имеем неправильную связь между реальными половыми признаками и грамматикой. То есть дедушка, папа, мальчик - это мужчины и мы автоматически применяем к этим понятиям мужской грамматический род. А вот у ребёнка с аутизмом нет этого автоматического построения связей. Ему приходится строить такие связи самостоятельно - путём заучивания либо путём обдумывания. Однако обдумывание требует дополнительного времени, которого нет в процессе разговора, отсюда возникают ошибки при употребления слов аутичным ребёнком.

Вторая ситуация - это построение грамматических связей между неодушевлёнными предметами. Здесь уже требуется анализ слов в предложении, чтобы правильно определить к какому грамматическому роду относится предмет, о котором идёт речь. Это уже проблема построения связей, а просто неправильное определения рода имени существительного.

Родителям столкнувшимся с подобными проблемами у детей, рекомендуется тренировка в виде игры, которая будет способствовать закреплению навыков быстрого определения родовых связей между словами в предложении.

Для закрепления родов слов ребёнку можно предложить не только игры на классификацию предметов "Он, она, оно, они", но и игры "Мой, моя, моё, мои". Часто ребёнку нетрудно показать и сказать например, на себе - мой глаз, нос, рот; моя - щека, рука, нога; моё - ухо, горло; мои - брови, глаза и т.п. Ещё можно набросать в большую коробку игрушки, вещи, предметы посуды и т.п. и раскладывать по маленьким коробками, проговаривая- это моя машинка, а это мои носки, это моя майка и т.п.

Для более взрослых детей можно применять наглядные пособия. Например набор картинок, ламинированная бумага-основа, лента со глаголами в прошедшем времени. Листая картинки - ищем на ленте соответствующую форму. И лист - подсказка, где форма изменений показана.

Для детей, которые уже умеют читать и писать можно написать ребенку шпаргалку: ручкА, книгА, девочкА, мышкА... - онА... Букву А подчеркиваем в местоимении и в словах на конце.. Пишем: телефон, слон, дом, ком... - он... подчёркиваем и заостряем внимание ребенка на том, что нет гласной на конце. и после этого остаётся только усвоить, что девочкА - онА - женский род, мальчик... - гласной на конце нет, значит это мужской род. Однако в этом упражнении необходимо избегать использования слов исключений, таких как папа, дядя - эти слова мужского рода но имеют окончания женского рода. Тоже самое относится к словам мать, дочь - их лучше заменить на мама, дочка.

Ну и наконец выделим третью проблему - правильное использование местоимений "ОН" и "ОНА". Здесь сложность состоит в том, что это абстрактные местоимения. Поэтому закреплять понимание этой абстрактности и обобщённости нужно не только за столом, а также в процессе активного взаимодействия взрослого и ребенка.

Можно использовать такую игру: на листочке пишем слова "Он" и "Она" крупными буквами. Подбираем к слову "Он" два-три слова. Также подбираем два-три слова к "Она". Каждый день добавляем два-три слова, которые ребёнок должен разложить на группы к местоимениям "Он" и "Она". Дополнительно можно использовать карточки с изображениями предметов, которые нужно разложить на две кучки к "Он" или "Она. На этом этапе очень важно ограничиться только этими двумя местоимениями, то есть раскладывать предметы только на две кучки. И только после полного и безошибочного освоения этого материала, можно переходить к другим местоимениям, например "мой", "моя".