Учим делить текст на части и составлять план
Бойкина Марина Викторовна, старший преподаватель кафедры начального образования, СПб АППО, соавтор УМК по литературному чтению УМК «Школа России», «Перспектива»; автор методических, дидактических и учебных пособий в области начального образования
Нормативные правовые документы, определяющие систему работы с текстом
1 . Основная образовательная программа начального общего образования (Протокол № 1/15 от 08 апреля 2015 г.).
2. Основная образовательная программа начального общего образования ОО.
3. Программы по учебным предметам (УМК «Школа России», УМК «Перспектива»).
4. Программа формирования универсальных учебных действий (программа «Чтение. Работа с текстом»; программа «Смысловое чтение»).
5. Рабочая программа педагога.
ООП НОО: Чтение. Работа с текстом.
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного
Выпускник научится:
- находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;
- определять тему и главную мысль текста;
- делить тексты на смысловые части, составлять план текста;
- вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию.
ООП НОО: Русский язык.
Содержательная линия «Развитие речи»
Выпускник научится:
- самостоятельно озаглавливать текст;
- составлять план текста.
ООП НОО: Литературное чтение.
- для художественных текстов: устанавливать взаимосвязь между событиями, фактами, поступками (мотивы, последствия), мыслями, чувствами героев, опираясь на содержание текста;
- для научно-популярных текстов: устанавливать взаимосвязь между отдельными фактами, событиями, явлениями, описаниями, процессами и между отдельными частями текста, опираясь на его содержание.
ВСЕРОССИЙСКАЯ ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА (РУССКИЙ ЯЗЫК)
ПРОБЛЕМЫ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ
- Определение главной мысли.
- Нахождение в тексте информации явной и неявной на основе выборочного чтения.
- Деление текста на части, составление плана.
- Преобразование исходного текста в таблицу, схему, другой текст.
- Создание собственного текста на тему.
Формирование умения делить текст на части, составлять план.
- Восстановить картинный план, озаглавить картинки.
- Определить картины (микротемы), назвать опорные слова, определить тему и главную мысль, озаглавить части, составить план.
- Определить события, назвать тему и главную мысль, составить план.
- Нарисовать устно (словесное рисование) или графически, как развивались события, озаглавить картинки, составить план.
Азбука, 1 часть
Азбука, 1 часть
Литературное чтение, 2 класс
А.С. Пушкин. Сказка о рыбаке и рыбке.
2 класс. Н. Носов. Затейники.
3 класс. Литературное чтение.
ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЯ ПО ЗАГОЛОВКУ
ПРЕДПОЛАГАТЬ ОБЩИЙ ХАРАКТЕР СООБЩЕНИЯ.
ПЛАН ТЕКСТА
Русский язык, 3 кл.,
ч.2, с.17
ПЛАНЫ ТЕКСТОВ. СРАВНЕНИЕ ИХ ФУНКЦИОНАЛЬНОСТИ
Русский язык, 3 кл.,
ч.2, с.80
Алгоритм составления плана текста
1. Прочитайте текст. Обрати внимание на то, как он построен:
- О чём говорится сначала?
- О каких событиях рассказывается в тексте? Перечисли.
- Как заканчивается текст?
2. Разделите текст на части (эпизоды) – смену эпизодов определяет изменение таких повествовательных компонентов как место действия, время действия, состав персонажей (достаточно изменение одного из них).
Алгоритм составления плана текста
3. Соотнесите части с элементами композиции:
- экспозиция (присутствует не всегда)
- завязка
- развитие действия
- кульминация
- развязка
4. Определите количество пунктов плана (оптимально 5-6, возможно объединение некоторых частей).
Алгоритм составления плана текста
5 . Выделите главное в каждой части , отметив в тексте основные предложения.
6. Перечитайте выделенные предложения. Скажите своими словами, о чём главном говорится в каждой части. Подберите к ним заголовки .
7. Запишите свой заголовок к каждой части .
8. Проверьте себя по книге , определите, отражает ли заголовок главное, не повторяются ли заголовки, не пропущено ли что-либо важное?
Бойкина М.В., Бубнова И.А. Литературное чтение: работа с текстом: учебное пособие для общеобразовательных организаций. - М.: Просвещение: Учлит, 2017.
1 класс
Бойкина М.В., Бубнова И.А. Литературное чтение: тетрадь по развитию речи: учебное пособие для общеобразовательных организаций. - М.: Просвещение: Учлит, 2017.
Тема: учимся составлять краткий пересказ
Цель: учиться …
Что значит «пересказать кратко»?
Пересказать текст кратко (сжато) – перечислить его основные события, исключив описание, детали, подробности.
По каким критериям можно определить, достигли ли цели?
- Текст соответствует теме и главной мысли.
- В тексте сохранена последовательность событий.
- В тексте перечислены основные события, отсутствуют детали, подробности.
- В тексте присутствует описание с подробными деталями.
По каким критериям можно определить, достигли ли цели?
- Текст соответствует теме и главной мысли.
- В тексте сохранена последовательность событий.
- В тексте перечислены основные события, отсутствуют детали, подробности.
Какие умения необходимы для работы над кратким пересказом?
- уметь определять жанр произведения;
- уметь устанавливать последовательность событий в тексте;
- уметь определять тему текста, главную мысль и смысл заглавия;
- уметь делить текст на смысловые части;
- уметь составлять план текста;
- уметь исключать подробности в каждой части плана.
УМЕНИЯ
Уметь определять жанр произведения.
ПЛАН ДЕЙСТВИЙ
Определить …
Уметь устанавливать последовательность событий в тексте.
Установить …
Уметь определять тему текста, главную мысль и смысл заглавия.
Уметь делить текст на смысловые части.
Определить …
Разделить …
Уметь составлять план текста.
Составить …
Уметь исключать подробности в каждой части текста.
Исключить …
ПЛАН РАБОТЫ
- Определить жанр произведения.
- Установить последовательность событий в тексте.
- Определить тему текста, главную мысль и смысл заглавия.
- Разделить текст на смысловые части.
- Составить план текста.
- Исключить подробности в каждой части текста.
6. Исключить подробности в каждой части текста.
1. Прочитай завязку. Ответь на вопросы.
Когда происходит действие рассказа?
______________________________________________________
Где происходит действие рассказа?
______________________________________________________
Кто участвует в событиях, описанных в завязке?
______________________________________________________
2. Озаглавь первую часть текста. Запиши.
______________________________________________________
3. Поработай карандашом – исключи подробности. Расскажи эту часть кратко.
4. Согласен ли ты с тем, как это сделал другой третьеклассник? Если нет – исправь текст.
Осенью автор с друзьями был на рыбалке. Вместе с ними в походе был маленький мальчик, выдумщик, который каждый день сочинял новые истории. Взрослые делали вид, что верили ему.
5. Прочитай вторую часть текста - развитие действия. Ответь на вопросы.
Какая обстановка была у костра?
_______________________________________________________
Кто появился из зарослей?
_______________________________________________________
6. Озаглавь вторую часть текста. Запиши.
_______________________________________________________
7. Поработай карандашом – исключи подробности. Проверь, правильно ли это сделал другой третьеклассник. Если думаешь по-другому – исправь.
Все, что окружало нас, казалось необыкновенным: и поздняя луна, блиставшая над черными озерами, и высокие облака, похожие на горы розового снега, и даже привычный морской шум высоких сосен.
Мальчик первый услышал фырканье зверя и зашипел на нас, чтобы мы замолчали. Мы притихли. Мы старались даже не дышать, хотя рука невольно тянулась к двустволке, — кто знает, что это мог быть за зверь!
Через полчаса зверь высунул из травы мокрый черный нос, похожий на свиной пятачок. Нос долго нюхал воздух и дрожал от жадности. Потом из травы показалась острая морда с черными пронзительными глазками. Наконец показалась полосатая шкурка.
Из зарослей вылез маленький барсук. Он поджал лапу и внимательно посмотрел на меня. Потом он брезгливо фыркнул и сделал шаг к картошке.
…
Составь и запиши план текста.
План
1. _____________________________________________________________
2. _____________________________________________________________
3. _____________________________________________________________
4. _____________________________________________________________
5. _____________________________________________________________
Перескажи текст кратко с опорой на сделанные записи. Если нужно, внеси изменения. Запиши получившийся текст.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Какую цель ставили перед собой?
Оцените полученные тексты по критериям.
- Текст соответствует теме и главной мысли.
- В тексте сохранена последовательность событий.
- В тексте перечислены основные события, отсутствуют детали, подробности.
УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ ДЛЯ 3-4 КЛАССОВ АВТОРЫ БОЙКИНА М.В., БУБНОВА И.А.
Виды сочинений:
- Учимся составлять сообщение о литературном герое
на основе исторических источников;
- Учимся отбирать информацию из научно-познавательных текстов для создания сообщения;
- Учимся составлять рассказ по картине;
- Учимся составлять рекомендации к чтению;
- Учимся сочинять юмористический рассказ;
- Учимся писать сочинение на основе литературного произведения;
- Учимся писать сценарий к литературному произведению;
- Учимся составлять литературно-музыкальную композицию на основе литературного произведения;
- Учимся составлять сообщение по итогам самостоятельной исследовательской деятельности;
- Учимся сочинять фантастическую историю;
- Учимся творческому пересказу.
УМЕНИЯ, КОТОРЫЕ НЕОБХОДИМО СФОРМИРОВАТЬ ДЛЯ СОЗДАНИЯ ТЕКСТОВ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ:
- умение определять тему;
- умение определять главную мысль;
- умение отбирать материал для создания текста в соответствии с темой и главной мыслью;
- умение восстанавливать текст в логике раскрытия темы и главной мысли.
ПЛАН
- Определить тему текста.
- Определить главную мысль текста.
- Составить тезис.
- Выбрать из текста доказательства к тезису.
- Сделать вывод в соответствии с тезисом.
- Расположить части в логической последовательности.
- Грамотно записать текст.
- Проверить готовый текст. Если нужно, внести изменения.
Жил-был мальчик по имени Петя Зубов. Учился он в третьем классе четырнадцатой школы и всё время отставал, и по русскому письменному, и по арифметике, и даже по пению.
— Успею! — говорил он в конце первой четверти. — Во второй вас всех догоню.
А приходила вторая — он надеялся на третью. Так он опаздывал да отставал, отставал да опаздывал и не тужил. Всё «успею» да «успею».
Отвернулся бедный Петя и пошёл куда глаза глядят.
Идёт он и думает:
— Какой я одинокий, несчастный старик. Ни мамы, ни детей, ни внуков, ни друзей… И главное, ничему не успел научиться. Настоящие старики — те или доктора, или мастера, или академики, или учителя. А кому я нужен, когда я всего только ученик третьего класса? Мне даже и пенсии не дадут: ведь я всего только три года работал. Да и как работал — на двойки да на тройки. Что же со мною будет? Бедный я старик! Несчастный я мальчик? Чем же всё это кончится?
Увидел он — сидит недалеко на другой скамеечке старушка и плачет.
Хотел подбежать к ней Петя, но не посмел.
— Подожду! — сказал он сам себе. — Посмотрю, что она дальше делать будет.
А старушка перестала плакать, сидит, ногами болтает. Потом достала из кармана одного газету, а из другого кусок ситного с изюмом. Развернула старушка газету — Петя ахнул от радости: «Пионерская правда»! — и принялась старушка читать и есть. Изюм выковыривает, а самый ситный не трогает.
Кончила старушка читать, спрятала газету и ситный и вдруг что-то увидела в снегу. Наклонилась она и схватила мячик. Наверное, кто-нибудь из детей, игравших в сквере, потерял этот мячик в снегу.
Оглядела старушка мячик со всех сторон, обтёрла его старательно платочком, встала, подошла не спеша к дереву и давай играть в трёшки.
Взялись они за руки, побежали искать остальных товарищей. Искали час, другой, третий. Наконец зашли во второй двор огромного дома. И видят: за дровяным сараем прыгает старушка. Нарисовала мелом на асфальте классы и скачет на одной ножке, гоняет камешек.
Бросились Петя и Маруся к ней.
— Бабушка! Вы школьница?
— Школьница! — отвечает старушка. — Ученица третьего класса Наденька Соколова. А вы кто такие?
Вдруг Маруся закричала:
— Смотрите! Смотрите!
Посмотрели Петя и Наденька и вот что увидели: летит трамвай, девятый номер. А на колбасе висит старичок. Шапка лихо надвинута на ухо, борода развевается по ветру. Едет старик и посвистывает. Товарищи его ищут, с ног сбились, а он катается себе по всему городу и в ус не дует!
Бросились ребята за трамваем вдогонку. На их счастье, зажёгся на перекрёстке красный огонь, остановился трамвай.
Схватили ребята колбасника за полы, оторвали от колбасы.
— Ты школьник? — спрашивают.
— А как же? — отвечает он. — Ученик второго класса Зайцев Вася. А вам чего?
Рассказали ему ребята, кто они такие.