СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Учимся делить текст на части и составлять план

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация вебинара «Учимся делить текст на части и составлять план (УМК «Школа России»)». (23. 05. 2018).

 

***

См.:

Карта сайта

https://multiurok.ru/blog/karta-saita.html

Презентации. Из опыта коллег

https://multiurok.ru/blog/prezentatsii-iz-opyta-kolleg.html

Просмотр содержимого документа
«Учимся делить текст на части и составлять план»

Учим делить текст на части и составлять план Бойкина Марина Викторовна, старший преподаватель кафедры начального образования, СПб АППО, соавтор УМК по литературному чтению УМК «Школа России», «Перспектива»; автор методических, дидактических и учебных пособий в области начального образования

Учим делить текст на части и составлять план

Бойкина Марина Викторовна, старший преподаватель кафедры начального образования, СПб АППО, соавтор УМК по литературному чтению УМК «Школа России», «Перспектива»; автор методических, дидактических и учебных пособий в области начального образования

Нормативные правовые документы, определяющие систему работы с текстом 1 . Основная образовательная программа начального общего образования (Протокол № 1/15 от 08 апреля 2015 г.). 2. Основная образовательная программа начального общего образования ОО. 3. Программы по учебным предметам (УМК «Школа России», УМК «Перспектива»). 4. Программа формирования универсальных учебных действий (программа «Чтение. Работа с текстом»; программа «Смысловое чтение»). 5. Рабочая программа педагога.

Нормативные правовые документы, определяющие систему работы с текстом

1 . Основная образовательная программа начального общего образования (Протокол № 1/15 от 08 апреля 2015 г.).

2. Основная образовательная программа начального общего образования ОО.

3. Программы по учебным предметам (УМК «Школа России», УМК «Перспектива»).

4. Программа формирования универсальных учебных действий (программа «Чтение. Работа с текстом»; программа «Смысловое чтение»).

5. Рабочая программа педагога.

ООП НОО: Чтение. Работа с текстом. Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного Выпускник научится: находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде; определять тему и главную мысль текста; делить тексты на смысловые части, составлять план текста; вычленять содержащиеся в тексте основные события и  устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию.

ООП НОО: Чтение. Работа с текстом.

Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного

Выпускник научится:

  • находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;
  • определять тему и главную мысль текста;
  • делить тексты на смысловые части, составлять план текста;
  • вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию.
ООП НОО: Русский язык. Содержательная линия «Развитие речи» Выпускник научится: самостоятельно озаглавливать текст; составлять план текста.

ООП НОО: Русский язык.

Содержательная линия «Развитие речи»

Выпускник научится:

  • самостоятельно озаглавливать текст;
  • составлять план текста.
ООП НОО: Литературное чтение. для художественных текстов: устанавливать взаимосвязь между событиями, фактами, поступками (мотивы, последствия), мыслями, чувствами героев, опираясь на содержание текста; для научно-популярных текстов: устанавливать взаимосвязь между отдельными фактами, событиями, явлениями, описаниями, процессами и между отдельными частями текста, опираясь на его содержание.

ООП НОО: Литературное чтение.

  • для художественных текстов: устанавливать взаимосвязь между событиями, фактами, поступками (мотивы, последствия), мыслями, чувствами героев, опираясь на содержание текста;
  • для научно-популярных текстов: устанавливать взаимосвязь между отдельными фактами, событиями, явлениями, описаниями, процессами и между отдельными частями текста, опираясь на его содержание.
ВСЕРОССИЙСКАЯ ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА (РУССКИЙ ЯЗЫК)

ВСЕРОССИЙСКАЯ ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА (РУССКИЙ ЯЗЫК)

ПРОБЛЕМЫ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ Определение главной мысли. Нахождение в тексте информации явной и неявной на основе выборочного чтения. Деление текста на части, составление плана. Преобразование исходного текста в таблицу, схему, другой текст. Создание собственного текста на тему.  

ПРОБЛЕМЫ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ

  • Определение главной мысли.
  • Нахождение в тексте информации явной и неявной на основе выборочного чтения.
  • Деление текста на части, составление плана.
  • Преобразование исходного текста в таблицу, схему, другой текст.
  • Создание собственного текста на тему.  
Формирование умения делить текст на части, составлять план. Восстановить картинный план, озаглавить картинки. Определить картины (микротемы), назвать опорные слова, определить тему и главную мысль, озаглавить части, составить план. Определить события, назвать тему и главную мысль, составить план. Нарисовать устно (словесное рисование) или графически, как развивались события, озаглавить картинки, составить план.

Формирование умения делить текст на части, составлять план.

  • Восстановить картинный план, озаглавить картинки.
  • Определить картины (микротемы), назвать опорные слова, определить тему и главную мысль, озаглавить части, составить план.
  • Определить события, назвать тему и главную мысль, составить план.
  • Нарисовать устно (словесное рисование) или графически, как развивались события, озаглавить картинки, составить план.
Азбука, 1 часть

Азбука, 1 часть

Азбука, 1 часть

Азбука, 1 часть

Литературное чтение, 2 класс

Литературное чтение, 2 класс

А.С. Пушкин. Сказка о рыбаке и рыбке.

А.С. Пушкин. Сказка о рыбаке и рыбке.

2 класс. Н. Носов. Затейники.

2 класс. Н. Носов. Затейники.

3 класс. Литературное чтение.

3 класс. Литературное чтение.

ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЯ ПО ЗАГОЛОВКУ ПРЕДПОЛАГАТЬ ОБЩИЙ ХАРАКТЕР СООБЩЕНИЯ. ПЛАН ТЕКСТА Русский язык, 3 кл., ч.2, с.17

ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЯ ПО ЗАГОЛОВКУ

ПРЕДПОЛАГАТЬ ОБЩИЙ ХАРАКТЕР СООБЩЕНИЯ.

ПЛАН ТЕКСТА

Русский язык, 3 кл.,

ч.2, с.17

ПЛАНЫ ТЕКСТОВ. СРАВНЕНИЕ ИХ ФУНКЦИОНАЛЬНОСТИ Русский язык, 3 кл., ч.2, с.80

ПЛАНЫ ТЕКСТОВ. СРАВНЕНИЕ ИХ ФУНКЦИОНАЛЬНОСТИ

Русский язык, 3 кл.,

ч.2, с.80

Алгоритм составления плана текста 1. Прочитайте текст. Обрати внимание на то, как он построен: - О чём говорится сначала? - О каких событиях рассказывается в тексте? Перечисли. - Как заканчивается текст? 2. Разделите текст на части (эпизоды) – смену эпизодов определяет изменение таких повествовательных компонентов как место действия, время действия, состав персонажей (достаточно изменение одного из них).

Алгоритм составления плана текста

1. Прочитайте текст. Обрати внимание на то, как он построен:

- О чём говорится сначала?

- О каких событиях рассказывается в тексте? Перечисли.

- Как заканчивается текст?

2. Разделите текст на части (эпизоды) – смену эпизодов определяет изменение таких повествовательных компонентов как место действия, время действия, состав персонажей (достаточно изменение одного из них).

Алгоритм составления плана текста  3. Соотнесите части с элементами композиции: - экспозиция (присутствует не всегда) - завязка - развитие действия - кульминация - развязка эпилог (не всегда) 4. Определите количество пунктов плана (оптимально 5-6, возможно объединение некоторых частей).

Алгоритм составления плана текста

3. Соотнесите части с элементами композиции:

- экспозиция (присутствует не всегда)

- завязка

- развитие действия

- кульминация

- развязка

  • эпилог (не всегда)

4. Определите количество пунктов плана (оптимально 5-6, возможно объединение некоторых частей).

Алгоритм составления плана текста 5 . Выделите главное в каждой части , отметив в тексте основные предложения. 6. Перечитайте выделенные предложения. Скажите своими словами, о чём главном говорится в каждой части. Подберите к ним заголовки . 7. Запишите свой заголовок к каждой части . 8. Проверьте себя по книге , определите, отражает ли заголовок главное, не повторяются ли заголовки, не пропущено ли что-либо важное?

Алгоритм составления плана текста

5 . Выделите главное в каждой части , отметив в тексте основные предложения.

6. Перечитайте выделенные предложения. Скажите своими словами, о чём главном говорится в каждой части. Подберите к ним заголовки .

7. Запишите свой заголовок к каждой части .

8. Проверьте себя по книге , определите, отражает ли заголовок главное, не повторяются ли заголовки, не пропущено ли что-либо важное?

Бойкина М.В., Бубнова И.А. Литературное чтение: работа с текстом: учебное пособие для общеобразовательных организаций. - М.: Просвещение: Учлит, 2017.

Бойкина М.В., Бубнова И.А. Литературное чтение: работа с текстом: учебное пособие для общеобразовательных организаций. - М.: Просвещение: Учлит, 2017.

1 класс

1 класс

Бойкина М.В., Бубнова И.А. Литературное чтение: тетрадь по развитию речи: учебное пособие для общеобразовательных организаций. - М.: Просвещение: Учлит, 2017.

Бойкина М.В., Бубнова И.А. Литературное чтение: тетрадь по развитию речи: учебное пособие для общеобразовательных организаций. - М.: Просвещение: Учлит, 2017.

Тема: учимся составлять краткий пересказ Цель: учиться …

Тема: учимся составлять краткий пересказ

Цель: учиться …

Что значит «пересказать кратко»? Пересказать текст кратко (сжато) – перечислить его основные события, исключив описание, детали, подробности.

Что значит «пересказать кратко»?

Пересказать текст кратко (сжато) – перечислить его основные события, исключив описание, детали, подробности.

 По каким критериям можно определить, достигли ли цели?  Текст соответствует теме и главной мысли. В тексте сохранена последовательность событий. В тексте перечислены основные события, отсутствуют детали, подробности. В тексте присутствует описание с подробными деталями.

По каким критериям можно определить, достигли ли цели?

  • Текст соответствует теме и главной мысли.
  • В тексте сохранена последовательность событий.
  • В тексте перечислены основные события, отсутствуют детали, подробности.
  • В тексте присутствует описание с подробными деталями.
По каким критериям можно определить, достигли ли цели?  Текст соответствует теме и главной мысли. В тексте сохранена последовательность событий. В тексте перечислены основные события, отсутствуют детали, подробности.

По каким критериям можно определить, достигли ли цели?

  • Текст соответствует теме и главной мысли.
  • В тексте сохранена последовательность событий.
  • В тексте перечислены основные события, отсутствуют детали, подробности.
Какие умения необходимы для работы над кратким пересказом? уметь определять жанр произведения; уметь устанавливать последовательность событий в тексте; уметь определять тему текста, главную мысль и смысл заглавия; уметь делить текст на смысловые части; уметь составлять план текста; уметь исключать подробности в каждой части плана.

Какие умения необходимы для работы над кратким пересказом?

  • уметь определять жанр произведения;
  • уметь устанавливать последовательность событий в тексте;
  • уметь определять тему текста, главную мысль и смысл заглавия;
  • уметь делить текст на смысловые части;
  • уметь составлять план текста;
  • уметь исключать подробности в каждой части плана.
УМЕНИЯ Уметь определять жанр произведения. ПЛАН ДЕЙСТВИЙ Определить … Уметь устанавливать последовательность событий в тексте. Установить … Уметь определять тему текста, главную мысль и смысл заглавия. Уметь делить текст на смысловые части. Определить … Разделить … Уметь составлять план текста. Составить … Уметь исключать подробности в каждой части текста. Исключить …

УМЕНИЯ

Уметь определять жанр произведения.

ПЛАН ДЕЙСТВИЙ

Определить …

Уметь устанавливать последовательность событий в тексте.

Установить …

Уметь определять тему текста, главную мысль и смысл заглавия.

Уметь делить текст на смысловые части.

Определить …

Разделить …

Уметь составлять план текста.

Составить …

Уметь исключать подробности в каждой части текста.

Исключить …

ПЛАН РАБОТЫ  Определить  жанр произведения. Установить  последовательность событий в тексте. Определить  тему текста, главную мысль и смысл заглавия. Разделить  текст на смысловые части. Составить  план текста. Исключить  подробности в каждой части текста.

ПЛАН РАБОТЫ

  • Определить жанр произведения.
  • Установить последовательность событий в тексте.
  • Определить тему текста, главную мысль и смысл заглавия.
  • Разделить текст на смысловые части.
  • Составить план текста.
  • Исключить подробности в каждой части текста.
6. Исключить  подробности в каждой части текста.  1. Прочитай завязку. Ответь на вопросы. Когда происходит действие рассказа? ______________________________________________________ Где происходит действие рассказа? ______________________________________________________ Кто участвует в событиях, описанных в завязке? ______________________________________________________  2. Озаглавь первую часть текста. Запиши. ______________________________________________________ 3. Поработай карандашом – исключи подробности. Расскажи эту часть кратко.

6. Исключить подробности в каждой части текста.

1. Прочитай завязку. Ответь на вопросы.

Когда происходит действие рассказа?

______________________________________________________

Где происходит действие рассказа?

______________________________________________________

Кто участвует в событиях, описанных в завязке?

______________________________________________________

2. Озаглавь первую часть текста. Запиши.

______________________________________________________

3. Поработай карандашом – исключи подробности. Расскажи эту часть кратко.

4. Согласен ли ты с тем, как это сделал другой третьеклассник? Если нет – исправь текст.  Осенью автор с друзьями был на рыбалке. Вместе с ними в походе был маленький мальчик, выдумщик, который каждый день сочинял новые истории. Взрослые делали вид, что верили ему.

4. Согласен ли ты с тем, как это сделал другой третьеклассник? Если нет – исправь текст.

Осенью автор с друзьями был на рыбалке. Вместе с ними в походе был маленький мальчик, выдумщик, который каждый день сочинял новые истории. Взрослые делали вид, что верили ему.

5. Прочитай вторую часть текста - развитие действия. Ответь на вопросы. Какая обстановка была у костра? _______________________________________________________ Кто появился из зарослей? _______________________________________________________ 6. Озаглавь вторую часть текста. Запиши. _______________________________________________________

5. Прочитай вторую часть текста - развитие действия. Ответь на вопросы.

Какая обстановка была у костра?

_______________________________________________________

Кто появился из зарослей?

_______________________________________________________

6. Озаглавь вторую часть текста. Запиши.

_______________________________________________________

7. Поработай карандашом – исключи подробности. Проверь, правильно ли это сделал другой третьеклассник. Если думаешь по-другому – исправь.  Все, что окружало нас, казалось необыкновенным: и поздняя луна, блиставшая над черными озерами, и высокие облака, похожие на горы розового снега, и даже привычный морской шум высоких сосен.  Мальчик первый услышал фырканье зверя и зашипел на нас, чтобы мы замолчали. Мы притихли. Мы старались даже не дышать, хотя рука невольно тянулась к двустволке, — кто знает, что это мог быть за зверь!  Через полчаса зверь высунул из травы мокрый черный нос, похожий на свиной пятачок. Нос долго нюхал воздух и дрожал от жадности. Потом из травы показалась острая морда с черными пронзительными глазками. Наконец показалась полосатая шкурка.  Из зарослей вылез маленький барсук. Он поджал лапу и внимательно посмотрел на меня. Потом он брезгливо фыркнул и сделал шаг к картошке.

7. Поработай карандашом – исключи подробности. Проверь, правильно ли это сделал другой третьеклассник. Если думаешь по-другому – исправь.

Все, что окружало нас, казалось необыкновенным: и поздняя луна, блиставшая над черными озерами, и высокие облака, похожие на горы розового снега, и даже привычный морской шум высоких сосен.

Мальчик первый услышал фырканье зверя и зашипел на нас, чтобы мы замолчали. Мы притихли. Мы старались даже не дышать, хотя рука невольно тянулась к двустволке, — кто знает, что это мог быть за зверь!

Через полчаса зверь высунул из травы мокрый черный нос, похожий на свиной пятачок. Нос долго нюхал воздух и дрожал от жадности. Потом из травы показалась острая морда с черными пронзительными глазками. Наконец показалась полосатая шкурка.

Из зарослей вылез маленький барсук. Он поджал лапу и внимательно посмотрел на меня. Потом он брезгливо фыркнул и сделал шаг к картошке.

…  Составь и запиши план текста. План 1.  _____________________________________________________________ 2.  _____________________________________________________________ 3.  _____________________________________________________________ 4.  _____________________________________________________________ 5.  _____________________________________________________________  Перескажи текст кратко с опорой на сделанные записи. Если нужно, внеси изменения. Запиши получившийся текст. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Составь и запиши план текста.

План

1. _____________________________________________________________

2. _____________________________________________________________

3. _____________________________________________________________

4. _____________________________________________________________

5. _____________________________________________________________

Перескажи текст кратко с опорой на сделанные записи. Если нужно, внеси изменения. Запиши получившийся текст.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Какую цель ставили перед собой?  Оцените полученные тексты по критериям. Текст соответствует теме и главной мысли. В тексте сохранена последовательность событий. В тексте перечислены основные события, отсутствуют детали, подробности.

Какую цель ставили перед собой?

Оцените полученные тексты по критериям.

  • Текст соответствует теме и главной мысли.
  • В тексте сохранена последовательность событий.
  • В тексте перечислены основные события, отсутствуют детали, подробности.
УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ ДЛЯ 3-4 КЛАССОВ  АВТОРЫ БОЙКИНА М.В., БУБНОВА И.А. Виды сочинений: Учимся составлять сообщение о литературном герое  на основе исторических источников; Учимся отбирать информацию из научно-познавательных текстов для создания сообщения; Учимся составлять рассказ по картине; Учимся составлять рекомендации к чтению; Учимся сочинять юмористический рассказ; Учимся писать сочинение на основе литературного произведения; Учимся писать сценарий к литературному произведению; Учимся составлять литературно-музыкальную композицию на основе литературного произведения; Учимся составлять сообщение по итогам самостоятельной исследовательской деятельности; Учимся сочинять фантастическую историю; Учимся творческому пересказу.

УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ ДЛЯ 3-4 КЛАССОВ АВТОРЫ БОЙКИНА М.В., БУБНОВА И.А.

Виды сочинений:

  • Учимся составлять сообщение о литературном герое

на основе исторических источников;

  • Учимся отбирать информацию из научно-познавательных текстов для создания сообщения;
  • Учимся составлять рассказ по картине;
  • Учимся составлять рекомендации к чтению;
  • Учимся сочинять юмористический рассказ;
  • Учимся писать сочинение на основе литературного произведения;
  • Учимся писать сценарий к литературному произведению;
  • Учимся составлять литературно-музыкальную композицию на основе литературного произведения;
  • Учимся составлять сообщение по итогам самостоятельной исследовательской деятельности;
  • Учимся сочинять фантастическую историю;
  • Учимся творческому пересказу.
УМЕНИЯ, КОТОРЫЕ НЕОБХОДИМО СФОРМИРОВАТЬ ДЛЯ СОЗДАНИЯ ТЕКСТОВ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ: умение определять тему; умение определять главную мысль; умение отбирать материал для создания текста в соответствии с темой и главной мыслью; умение восстанавливать текст в логике раскрытия темы и главной мысли.

УМЕНИЯ, КОТОРЫЕ НЕОБХОДИМО СФОРМИРОВАТЬ ДЛЯ СОЗДАНИЯ ТЕКСТОВ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ:

  • умение определять тему;
  • умение определять главную мысль;
  • умение отбирать материал для создания текста в соответствии с темой и главной мыслью;
  • умение восстанавливать текст в логике раскрытия темы и главной мысли.
ПЛАН Определить тему текста. Определить главную мысль текста. Составить тезис. Выбрать из текста доказательства к тезису. Сделать вывод в соответствии с тезисом. Расположить части в логической последовательности. Грамотно записать текст. Проверить готовый текст. Если нужно, внести изменения.

ПЛАН

  • Определить тему текста.
  • Определить главную мысль текста.
  • Составить тезис.
  • Выбрать из текста доказательства к тезису.
  • Сделать вывод в соответствии с тезисом.
  • Расположить части в логической последовательности.
  • Грамотно записать текст.
  • Проверить готовый текст. Если нужно, внести изменения.
 Жил-был мальчик по имени Петя Зубов. Учился он в третьем классе четырнадцатой школы и всё время отставал, и по русскому письменному, и по арифметике, и даже по пению. — Успею! — говорил он в конце первой четверти. — Во второй вас всех догоню. А приходила вторая — он надеялся на третью. Так он опаздывал да отставал, отставал да опаздывал и не тужил. Всё «успею» да «успею».

Жил-был мальчик по имени Петя Зубов. Учился он в третьем классе четырнадцатой школы и всё время отставал, и по русскому письменному, и по арифметике, и даже по пению.

Успею! — говорил он в конце первой четверти. — Во второй вас всех догоню.

А приходила вторая — он надеялся на третью. Так он опаздывал да отставал, отставал да опаздывал и не тужил. Всё «успею» да «успею».

 Отвернулся бедный Петя и пошёл куда глаза глядят. Идёт он и думает: — Какой я одинокий, несчастный старик. Ни мамы, ни детей, ни внуков, ни друзей… И главное, ничему не успел научиться. Настоящие старики — те или доктора, или мастера, или академики, или учителя. А кому я нужен, когда я всего только ученик третьего класса? Мне даже и пенсии не дадут: ведь я всего только три года работал. Да и как работал — на двойки да на тройки. Что же со мною будет? Бедный я старик! Несчастный я мальчик? Чем же всё это кончится?

Отвернулся бедный Петя и пошёл куда глаза глядят.

Идёт он и думает:

Какой я одинокий, несчастный старик. Ни мамы, ни детей, ни внуков, ни друзей… И главное, ничему не успел научиться. Настоящие старики — те или доктора, или мастера, или академики, или учителя. А кому я нужен, когда я всего только ученик третьего класса? Мне даже и пенсии не дадут: ведь я всего только три года работал. Да и как работал — на двойки да на тройки. Что же со мною будет? Бедный я старик! Несчастный я мальчик? Чем же всё это кончится?

 Увидел он — сидит недалеко на другой скамеечке старушка и плачет. Хотел подбежать к ней Петя, но не посмел. — Подожду! — сказал он сам себе. — Посмотрю, что она дальше делать будет.  А старушка перестала плакать, сидит, ногами болтает. Потом достала из кармана одного газету, а из другого кусок ситного с изюмом. Развернула старушка газету — Петя ахнул от радости: «Пионерская правда»! — и принялась старушка читать и есть. Изюм выковыривает, а самый ситный не трогает.  Кончила старушка читать, спрятала газету и ситный и вдруг что-то увидела в снегу. Наклонилась она и схватила мячик. Наверное, кто-нибудь из детей, игравших в сквере, потерял этот мячик в снегу.  Оглядела старушка мячик со всех сторон, обтёрла его старательно платочком, встала, подошла не спеша к дереву и давай играть в трёшки.

Увидел он — сидит недалеко на другой скамеечке старушка и плачет.

Хотел подбежать к ней Петя, но не посмел.

Подожду! — сказал он сам себе. — Посмотрю, что она дальше делать будет.

А старушка перестала плакать, сидит, ногами болтает. Потом достала из кармана одного газету, а из другого кусок ситного с изюмом. Развернула старушка газету — Петя ахнул от радости: «Пионерская правда»! — и принялась старушка читать и есть. Изюм выковыривает, а самый ситный не трогает.

Кончила старушка читать, спрятала газету и ситный и вдруг что-то увидела в снегу. Наклонилась она и схватила мячик. Наверное, кто-нибудь из детей, игравших в сквере, потерял этот мячик в снегу.

Оглядела старушка мячик со всех сторон, обтёрла его старательно платочком, встала, подошла не спеша к дереву и давай играть в трёшки.

 Взялись они за руки, побежали искать остальных товарищей. Искали час, другой, третий. Наконец зашли во второй двор огромного дома. И видят: за дровяным сараем прыгает старушка. Нарисовала мелом на асфальте классы и скачет на одной ножке, гоняет камешек.  Бросились Петя и Маруся к ней. — Бабушка! Вы школьница? — Школьница! — отвечает старушка. — Ученица третьего класса Наденька Соколова. А вы кто такие?    Вдруг Маруся закричала: — Смотрите! Смотрите!  Посмотрели Петя и Наденька и вот что увидели: летит трамвай, девятый номер. А на колбасе висит старичок. Шапка лихо надвинута на ухо, борода развевается по ветру. Едет старик и посвистывает. Товарищи его ищут, с ног сбились, а он катается себе по всему городу и в ус не дует!  Бросились ребята за трамваем вдогонку. На их счастье, зажёгся на перекрёстке красный огонь, остановился трамвай.  Схватили ребята колбасника за полы, оторвали от колбасы. — Ты школьник? — спрашивают. — А как же? — отвечает он. — Ученик второго класса Зайцев Вася. А вам чего?  Рассказали ему ребята, кто они такие.

Взялись они за руки, побежали искать остальных товарищей. Искали час, другой, третий. Наконец зашли во второй двор огромного дома. И видят: за дровяным сараем прыгает старушка. Нарисовала мелом на асфальте классы и скачет на одной ножке, гоняет камешек.

Бросились Петя и Маруся к ней.

Бабушка! Вы школьница?

Школьница! — отвечает старушка. — Ученица третьего класса Наденька Соколова. А вы кто такие?

Вдруг Маруся закричала:

Смотрите! Смотрите!

Посмотрели Петя и Наденька и вот что увидели: летит трамвай, девятый номер. А на колбасе висит старичок. Шапка лихо надвинута на ухо, борода развевается по ветру. Едет старик и посвистывает. Товарищи его ищут, с ног сбились, а он катается себе по всему городу и в ус не дует!

Бросились ребята за трамваем вдогонку. На их счастье, зажёгся на перекрёстке красный огонь, остановился трамвай.

Схватили ребята колбасника за полы, оторвали от колбасы.

Ты школьник? — спрашивают.

А как же? — отвечает он. — Ученик второго класса Зайцев Вася. А вам чего?

Рассказали ему ребята, кто они такие.


Скачать

© 2018 11181 97

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!