Повторение изученного на уроке обучения грамоте (буква и ее звуковое значение). | Послушайте стихотворение и найдите в нем таинственную букву: Она есть в слове «песенка», Она есть в слове «он», Она есть в слове «лесенка», Она есть в слове «слон», С неё «ночь» начинается И ею «сон» кончается И посреди «она» - опять она! - Отгадали, ребята, что это за таинственная незнакомка? -Что мы узнали из этого стихотворения? - Вспомните из урока «Обучение грамоте» какой звук обозначает эта буква, гласный или согласный? - Произнесите звук, который обозначает эта буква. - Молодцы! - Мы с вами уже умеем печатать эту буквы, предлагаю выйти к доске нескольким ученикам и напечатать букву. - А теперь, я приготовила для вас карточки, найдите на них букву «н» и обведите в кружок цветным карандашом. Карточки учитель раздает каждому ребенку перед уроком. - А теперь, обменяйтесь листочками и проверьте, все ли буквы «Н» нашел ваш сосед по парте? (слайд 2) | Слушают стихотворение, пытаются понять о какой букве идет речь. - Буква Н. - Мы узнали, что буква «н» встречается во многих словах. Она бывает, как в начале, в середине, так и в конце слова. -Согласный звук. - Может быть звук [н] - твердый, а может звук [н’] – мягкий. К доске выходят 2-3 ученика, печатают букву «н» Дети индивидуально выполняют задание на карточках. Обмениваются карточками, проводят взаимопроверку. Дети сравнивают работы одноклассников с эталоном на слайде. | Задача: актуализация знаний о букве «Н», о звуках [н], [н’]. Прием: загадка, опрос. - актуализация образа буквы «Н» Прием: работа на карточках. Прием: взаимопроверка по эталону. Использование презентации. |
III. Подготовка руки к письму | - Прежде чем начать писать, нужно пальчики размять! Сделаем зарядку для наших рук. Все приготовили ручки! Что я делала? В понедельник я стирала (кулачки трём друг о друга), Пол во вторник подметала (кисти расслабленных рук вниз и делаем имитирующие движения по столу) В среду я пекла калач (печём «пирожки»), Весь четверг искала мяч (правую руку подносим ко лбу и делаем «козырёк»), Чашки в пятницу помыла (пальцы левой руки полусогнуты, ладонь стоит на ребре, а указательным пальцем правой руки водим по кругу внутри левой руки), А в субботу торт купила (ладошки раскрыты и соединены вместе по стороне мизинцев). Всех подружек в воскресенье Позвала на день рождения (машем ладошками к себе). -Молодцы, размяли руки, можно двигаться дальше! | Выполняют движения вместе с учителем. Кулачки трём друг о друга. Кисти расслабленных рук вниз и делаем имитирующие движения по столу. Печём «пирожки». Правую руку подносим ко лбу и делаем «козырёк». Пальцы левой руки полусогнуты, ладонь стоит на ребре, а указательным пальцем правой руки водим по кругу внутри левой руки. Ладошки раскрыты и соединены вместе по стороне мизинцев. Машем ладошками к себе. | Задача: развитие мелкой моторики. Прием: упражнение для кистей и пальцев рук. |
IV. Изучение нового материала: 4.1. Обучение письму буквы: – зрительный анализ формы буквы; – формирование двигательной программы при написании буквы; – упражнение в письме буквы. 4.2. Обучение соединению новой буквы с предыдущей / последующей буквой. | - Глазки на экран (слайд 4). Вот она наша красавица – Письменная буква «Н, н», но сегодня мы с вами, ребята, научимся пока писать только строчную букву. А заглавную оставим на следующий урок. - Посмотрите на строчную букву н, что можете о ней сказать, на что она похожа? - Давайте посмотрим, как она пишется. Затем проговорим. Включение анимации. Слайд 5 - Что вы заметили, просмотрев, как пишется эта буква? - Внимание смотрим еще раз, я проговариваю, вы запоминаете. Строчная буква «н». (включение анимации снова). Начинаем писать с верхней линии рабочей строки. Ставим ручку на верхнюю линию рабочей строки. Ведем прямую наклонную линию вниз до нижней рабочей строки. Возвращаемся до середины написанного элемента. Затем, от середины первого элемента пишем второй элемент – перекладинку, ведем её до верхней линии рабочей строки. Этот элемент должен быть чуть провисшим. Из точки, где закончился второй элемент, начинаем писать третий – прямая наклонная линия с закруглением внизу. Отпускаем ручку. - Теперь ребята сделаем без анимации, а своими руками в воздухе. Все взяли ручки приготовились писать в воздухе. Слушаем меня внимательно, можно в полголоса проговаривать со мной. Учитель встает к детям спиной в пол-оборота, правой рукой прописывает букву в воздухе, озвучивая написание еще раз, следит за движениями детей. (первый раз подробное озвучивание написания) (второй рас под счет) -Раз – и - первый элемент и возврат до его середины; - Два (второй элемент) – и – третий элемент - Молодцы, открываем прописи на странице14. Вверху прописан отдельно каждый элемент и стрелочками показано, в каком направлении движется ручка. Прежде чем прописать давайте вспомним наш стишок: Я тетрадочку открою И как надо положу, Я от вас друзья не скрою, Ручку правильно держу. Сяду прямо, не согнусь, За работу я возьмусь. (если в классе есть левша, напоминаем, что у правшей тетрадь с наклоном влево, уголок смотрит в живот, у левшей - тетрадь с наклоном вправо.) - Пропишите. - Давайте посмотрим ниже, на это похожи эти элементы? - Согласна, два листочка и стебель. - Ребята, а какие вы знаете названия цветов, которые начинаются на букву «н»? - А как, ребята мы должны относиться к цветам и вообще к растениям? - Молодцы, если мы будем бережно к ним относиться, то они нас порадуют своим цветением. А какой цветок вам больше всего нравиться, ваш любимый? - Хорошо. Я для каждого приготовила вот такой цветок, нарцисс. Дарю их вам, пока отложите, а в конце урока они нам пригодятся. (приложение)А сейчас, давайте пропишем эти элементы и будем всегда помнить о бережном отношении к цветам и растениям. - Хорошо, теперь, давайте пропишем изучаемую нами букву в частой линейке, первую строчку прописываем под счет. Обратите внимание, что между буквами 2 клеточки. Учитель контролирует работу детей. - Раз – и – два – и. - Хорошо. А вторую строчку пропишите уже без моего подсчета. Учитель контролирует работу детей. - Сейчас, возьмите цветной красный карандаш. Обведите в кружок букву, которая по вашему мнению получилась у вас самая аккуратная, красивая, правильно написанная. Те, кто считает, что у него такая буква не одна, можете обвести несколько, а я потом посмотрю. - Хорошо, а сейчас положили ручки. Немножко встанем и отдохнем. Учитель выполняет движения, дети повторяют. | - Сточная буква «н» похожа на печатную букву «н». - Она пишется между верхней и нижней линиями рабочей строки, не выходит за них. Состоит из трёх элементов. Следят за речью учителя и анимацией на экране. Берут в руки авторучки. Выполняют движения, сопровождаемые речью учителя. Проверяют правильную посадку, правильное положение авторучки в руке, Правильное положение тетради на парте. Прописывают элементы справа от иллюстрации. Сначала первую строчку. - На цветок без лепесточков. - Нарциссы, ноготки, незабудка, настурция. - Мы не должны их срывать, топтать. Нужно их беречь, ухаживать за ними, поливать. Дети прописывают под счёт учителя. Дети прописывают вторую строчку в частой разлиновке. Дети обводят понравившуюся, лучшую букву в кружок | Задача: знакомство с образом письменной буквы «Н, н». Прием: зрительный анализ формы буквы. Задача: формирование двигательной программы при написании буквы. Прием: работа с наглядным материалом (презентацией). Прием: упражнение в письме буквы в воздухе под сопровождение поясняющей речи учителя, затем под счет. Прием: упражнение в письме элементов буквы. - развитие умения ориентироваться в учебном материале (рабочей тетради). Задача. Контроль правильной посадки при письме и правильного положения тетради. - развитие воображение Межпредметная связь. Задача: воспитывать бережное отношение к цветам. Прием: воспитательная беседа. Опора на личный опыт ребенка. Приём: упражнения в письме буквы в частую косую линейку. Обучение ориентации в тетради. Прием: самопроверка Задача: пошаговый контроль. |
V. Закрепление изученного: упражнение в письме слов с новой буквой, предложений. | - Берем ручки и давайте теперь усложним задание, пропишем третью строчку – букву «н», уже без частой линейки. - Давайте прочитаем слоги, которые предлагает нам автор прописей. - Давайте придумаем слова с этими слогами. - пропишите эти слоги, по два раза. - Давайте посмотрим в самый конец страницы, пропишите в словах букву «н», давайте прочтем эти слова. - Предлагаю подобрать слово к схеме. Какое слово подойдет к первой схеме? Почему? - Предлагаю закрасить второй звук в этой схеме. Кто помнит, ребята, каким цветом мы обозначаем согласный твёрдый звук? Раскрасьте. Проведите линию от слова он к схеме. - Предлагаю подобрать слово ко второй схеме. Что тут заметили необычного? - Такие прямоугольники называются «слоги-слияния», произносятся слитно, а клеточки – отдельно. Нижний звук означает согласный звук, а верхний – гласный. - Предлагаю вам раскрасить звук зеленым цветом, что тогда? - Почему? - Правильно, ребята. Проведите линию от слова они к схеме. - Ребята, а у нас на странице есть один герой на которого мы сразу внимания не обратили, кто это? - Давайте придумаем ему имя на букву «Н». -Ребята обратите внимание, на его костюм, как вы думаете, кто носит такие пиджаки? - Правильно, а что стоит рядом с дирижёром? - Я тоже так думаю. А кто знает, как называется стойка для нот? - Ребята, а каким словом, из тех, что мы разбирали внизу страницы, мы можем назвать мальчика он, она, оно, или они? - Правильно. А слово ноты? - Вот какие интересные слова – не называют предметы, а просто указывают на них! - Ребята, ниже рабочей строки у нас осталось место, предлагаю записать эти слова. Внимательно посмотрите, где рабочая строка. Употребляемые буквы мы писать уже умеем, сейчас внимательно посмотрите, как они соединяются между собой. Пропишите четыре этих слова. - Подведем итоги, что мы с вами только что научились? - Посмотрите на экран (слайд 6), чего мы еще сегодня не делали? - Кого мы видим на фото? Давайте придумаем ей имя на букву «Н». - Сколько слов мы видим в схеме предложения? - Что нам нужно вспомнить о предложениях? - Устно составьте предложение к фото. - Ребята, а я составила такое предложение, как вы думаете подойдём оно или нет? «Наташа написала маме письмо». - А такое, «Наташа любит писать.» - Мы составили с вами хорошие предложения, а давайте составим вопросительное предложение. - Хорошо. А попробуйте составить восклицательное. - Молодцы. | Прописывают букву «н». - на, но, ны, ни, ну. - на – наши, канава, она, нарцисс. - но – ноты, ножницы, кино, домино. - ны – штаны, нырять, шпионы, бегуны. - ни – нитки, низ, клиника, пони. - ну – нужда, внук, шнур, покину. Дети прописывают слоги. Прописывают в словах букву «н». - он, она, оно, они. - Мы видим в этой схеме 2 звука, первый закрашен красным цветом, значит гласный, а второй не закрашен. К этой схеме подойдет слово «он», потому что в нем два звука: первый – гласный [о], а второй звук [н] – согласный, твёрдый. - Синим. Раскрашивают схему, проводят линию. - Звуки не в клеточках. - К этой схеме подходят слова она, оно, они. Раскрашивают. - Теперь, только одно слово подходит к этой схеме «они». - Только в слове они, согласный звук мягкий. - Мальчик. - Никита. - Дирижёр. - Ноты. - Пюпитр (если дети не знают название, учитель знакомит детей с новым словом). - Мальчик – он. - Ноты – они. Прописывают слова «он, она, оно, они» самостоятельно. - Научились писать строчную букву «н», слоги с этой буквой, и слова. - Мы не составляли предложения со словами, в которых есть буква н. - Девочку. - Наташа. - 4. - Предложение всегда пишется с заглавной буквы и оканчивается точкой или другим знаком (? Или !). - Девочка Наташа пишет письмо. - Наташа пишет букву Н. - Наташе нравиться писать буквы. - Подойдет. - Нет, потому что только три слова. - Наташа написала букву «н»? - Наташа очень любит писать! | Задача: добиться автоматизма и стабильности выполнения двигательного действия. Прием: упражнение в письме буквы в узкую косую линейку. Задача: развитие мышления, памяти в процессе вспоминания слов с указанными слогами в разных местах в слове (в начале, в середине, на конце слова) Прием: работа с учебным материалом Задача: обучение соединению новой буквы с последующей буквой. Приём: упражнение в письме Прием: работа с учебным материалом. Задача: формирование умения сопоставить слово со звуковой схемой. - актуализация знаний об обозначении согласных и гласных звуков в звуковых схемах Прием: работа со звуковыми схемами Задача: познакомить с понятием «слог-слияние» Прием: работа со звуковыми схемами. Задача: развитие мышления, памяти. Прием: работа с учебным материалом (иллюстрацией) Задача: развитие словарного запаса обучающегося. Введение понятия – слова, указывающие на предмет, но не называющие его. Задача: обучение соединению новой буквы с предыдущей и последующей буквой. Прием: упражнение в написании слов Задача: пошаговый контроль Прием: работа с наглядностью (презентация). Задача: совершенствование умений составлять предложения по схеме; - актуализация знаний о интонационной окраске предложения. |
Рефлексия. | - Ребята, я вам раздала цветок нарцисс, мы с вами знаем, что у этого цветка лепестки белые, а в центре могут быть разные цвета. - Если у вас на уроке все получилось, вы довольны своей работой и сможете научить другого человека писать букву «Н», то раскрасьте центр нарцисса оранжевым цветом. - Если у вас все получилось, но были небольшие трудности, то раскрасьте центр цветка жёлтым цветом. - А если у вас ничего не получилось, было много трудностей, но дома вы обязательно постараетесь и научитесь писать эту букву, раскрасьте центр цветка красным цветом. - После того как раскрасили цветы, выйдите и прикрепите их к доске. Как наш урок начался с обмена теплом, так и окончим его обменом наших цветов, которые порадуют нас с вами, пополнят теплую атмосферу, созданную нами на уроке. | Берут в руки шаблон - цветок нарцисса. Слушают учителя, определив свой цвет, раскрашивают центр, прикрепляют цветок к доске. | Самоанализ, самооценка. Прием: раскрашивание шаблона цветка, помещение его а доску. Завершение урока в теплой атмосфере. |