СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Учимся придумывать сказки (методические рекомендации)

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке даны методические рекомендации по использовани. методики "Работа со сказками". Методики и элементы можно применять как во время учебной деятельности, так и во внеурочной. Можно использовать в работе с первоклассниками.

Просмотр содержимого документа
«Учимся придумывать сказки (методические рекомендации)»

Учимся придумывать сказки

(методические рекомендации)

Составитель:

Башкисер Елена Владимировна,

учитель начальных классов,

МБОУ «СОШ №22»,

г.Новокузнецк

Сказки — прекрасное подспорье в развитии изобретательности мышления.

Цель предлагаемых методик:

  • помочь развить воображение и мышление детей,


  • научить сочинять сказки "из головы",


  • развить умение связно и безбоязненно излагать свои мысли.



Данные методики (элементы) можно использовать на уроках русского языка и литературного чтения, а также на занятиях по внеурочной деятельности. Придумывать сказки дети могут как в группе (групповая работа), так и индивидуально.



Алгоритм создания сказок на основе

«Морфологического анализа»



Элементы


Вариант А

Вариант Б

Вариант В

Вариант Г

Герой


изобретатель

Черномор

Иван - дурак

Царевна

Несмеяна

Характеристика

героя

остроумный

завистливый

трусливый

Красивый

Друг


собака

волшебник

кит

Химик

Характеристика

друга

смелый

умный

сильный

Мудрый

Враг


колдун

крокодил

разбойник

Робот

Характеристика врага

стыдливый

свирепый

нервный

Глупый

Волшебная

вещь

дудочка

машина

времени

свист

жест



1. Строится и заполняется детьми морфологическая таблица: элементы сказки - варианты их исполнения. Строк и столбцов может быть сколько угодно. Обычно 6-10. Например, как в данной таблице.

2. Ребенку задают или он выбирает сам по одному слову из каждой строки таблицы. Это герои и условия будущей сказки. Для большей таинственности можно составить нотацию таблицы по типу шахматной и предложить ребенку выбрать "код сказки ", например, такой: 1Г-2Г-3В-4Б-5Б-6Г-7Б. Другой ребенок или группа детей могут выбрать другой код.

3. На основании этих условий ребенку предлагают сочинить свою сказку. Если в таблицу помещать известных сказочных героев, то получится "салат" из известных сказок , а если - любые объекты, получится "самостоятельная" сказка .

«Сказка по вопросам»

Условие: играют несколько детей, ответы на вопросы по очереди, общий сюжет.

Вопросы:

Кто это был?

Где находился?

Что делал?

Кого встретил?

Что сказал?

Что ему ответили?

Что было вокруг?

Что подумали окружающие, оказавшиеся рядом?

Чем всё окончилось?


«Сказка о предметах»


Выбери сам такой предмет. Он может жить на кухне, в комнате или в ванной. Тебе помогут вопросы, которые задает этот предмет:


Что со мной происходило до того времени, когда я попал в дом?

Как я попал в дом?

Что я могу делать или что со мной можно делать?

Кто меня больше всего любит, и кого я больше всего люблю?

Какие интересные истории со мной происходили?

С какими предметами я дружу?

Кого я не очень люблю?



Алгоритм создания сказок на основе метода

контрольных вопросов

Метод контрольных вопросов для сочинения фантастически интересных сказок и рассказов. Методика проста:

  • Дети придумывают вопросы. Вопросы записываются.

Приём «Мозговой штурм».


  • Отвечая на вопросы, создается фантастический сюжет.



И черновой вариант сказки готов!

Качество сказки зависит:

  • от вопросов;

  • от их последовательности;

  • от оригинальности ответов.

Сказка получается как "езда в неизвестное". Чем менее связаны между собой вопросы, тем интересней получается сказка, но тем безграничнее и необузданней требуется фантазия.

Если сказка "пошла", можно добавлять сколько угодно вопросов, персонажей и событий, повторять отдельные вопросы. Создание хорошей сказки - процесс творческий, с повторениями, переделками и улучшениями. Успех или неуспех сказки является своего рода индикатором уровня развития воображения у детей и взрослых.





В заключение отметим, что составление сказок "по приемам" не исключает, а помогает составлению сказок "из головы".

Двадцать советов составителю сказок

  1. Хорошо бы сказку начать с невероятного происшествия.

  2. Сюжет сказки должен учить чему-то хорошему, доброму, вечному. В сказках должны воспеваться любовь, мужество, честь... и порицаться зло, жадность, зависть…

  3. Напряжение сюжета должно нарастать, а потом вдруг неожиданно разрядиться.

  4. Желательно, чтобы сказки были богато и красочно иллюстрированы.

  5. У персонажей должны быть четко очерченные характеры. Яркий характер - яркая сказка.

  6. Герои должны иметь имена собственные. Это могут быть, например, названия животных, в которых изменена, исключена или переставлена одна буква. Например, Пигвин, Коот, птица Вики-вики...

  7. В сказках обычно за добро отвечают добром, а зло - бедой.

  8. Если у ребенка есть недостаток (плохой слух, произношение...), в сказке этот недостаток должен быть побежден.

  9. В сказках должна описываться природа, облик и одежда героев, волосы, рост, цвет глаз…

  10. Сильную идею надо подчеркнуть, выделить. Например, в затруднительной ситуации герой говорит: "Дай я пойду подумаю" - и после раздумий предлагает сильную идею.

  11. Надо учесть, что диалог легче читается, чем повествование.

  12. Очень интересно, когда разбираются отношения разных героев к одному и тому же событию.

  13. Пусть положительные герои изрекают мудрые мысли, а отрицательные - и умные, и глупые.

  14. В сказках вымысел должен соседствовать с правдой и реальностью.

  15. Можно в сказку вставлять стихи.

  16. Можно рассказывать одну бесконечную сказку, состоящую из серии сюжетов, но с одними героями. Это сказка "на засыпание", ее можно придумывать и рассказывать на ночь.

  17. В сказке может быть много частей, обрываемых "на самом интересном месте" (прием "Санта-Барбара"). Части следует озаглавить.

  18. Главный герой сказки после любых, самых невероятных приключений должен, в конце концов, выйти победителем. Не надо травмировать детей безысходностью.

  19. Жестокости в сказке нет места, сказка должна быть доброй.

  20. Конец сказки должен быть необычным. Конец - всему венец.