Учимся придумывать сказки
(методические рекомендации)
Составитель:
Башкисер Елена Владимировна,
учитель начальных классов,
МБОУ «СОШ №22»,
г.Новокузнецк
Сказки — прекрасное подспорье в развитии изобретательности мышления.
Цель предлагаемых методик:
Данные методики (элементы) можно использовать на уроках русского языка и литературного чтения, а также на занятиях по внеурочной деятельности. Придумывать сказки дети могут как в группе (групповая работа), так и индивидуально.
Алгоритм создания сказок на основе
«Морфологического анализа»
Элементы | Вариант А | Вариант Б | Вариант В | Вариант Г |
Герой | изобретатель | Черномор | Иван - дурак | Царевна Несмеяна |
Характеристика героя | остроумный | завистливый | трусливый | Красивый |
Друг | собака | волшебник | кит | Химик |
Характеристика друга | смелый | умный | сильный | Мудрый |
Враг | колдун | крокодил | разбойник | Робот |
Характеристика врага | стыдливый | свирепый | нервный | Глупый |
Волшебная вещь | дудочка | машина времени | свист | жест |
1. Строится и заполняется детьми морфологическая таблица: элементы сказки - варианты их исполнения. Строк и столбцов может быть сколько угодно. Обычно 6-10. Например, как в данной таблице.
2. Ребенку задают или он выбирает сам по одному слову из каждой строки таблицы. Это герои и условия будущей сказки. Для большей таинственности можно составить нотацию таблицы по типу шахматной и предложить ребенку выбрать "код сказки ", например, такой: 1Г-2Г-3В-4Б-5Б-6Г-7Б. Другой ребенок или группа детей могут выбрать другой код.
3. На основании этих условий ребенку предлагают сочинить свою сказку. Если в таблицу помещать известных сказочных героев, то получится "салат" из известных сказок , а если - любые объекты, получится "самостоятельная" сказка .
«Сказка по вопросам»
Условие: играют несколько детей, ответы на вопросы по очереди, общий сюжет.
Вопросы:
Кто это был?
Где находился?
Что делал?
Кого встретил?
Что сказал?
Что ему ответили?
Что было вокруг?
Что подумали окружающие, оказавшиеся рядом?
Чем всё окончилось?
«Сказка о предметах»
Выбери сам такой предмет. Он может жить на кухне, в комнате или в ванной. Тебе помогут вопросы, которые задает этот предмет:
Что со мной происходило до того времени, когда я попал в дом?
Как я попал в дом?
Что я могу делать или что со мной можно делать?
Кто меня больше всего любит, и кого я больше всего люблю?
Какие интересные истории со мной происходили?
С какими предметами я дружу?
Кого я не очень люблю?
Алгоритм создания сказок на основе метода
контрольных вопросов
Метод контрольных вопросов для сочинения фантастически интересных сказок и рассказов. Методика проста:
Приём «Мозговой штурм».
И черновой вариант сказки готов!
Качество сказки зависит:
Сказка получается как "езда в неизвестное". Чем менее связаны между собой вопросы, тем интересней получается сказка, но тем безграничнее и необузданней требуется фантазия.
Если сказка "пошла", можно добавлять сколько угодно вопросов, персонажей и событий, повторять отдельные вопросы. Создание хорошей сказки - процесс творческий, с повторениями, переделками и улучшениями. Успех или неуспех сказки является своего рода индикатором уровня развития воображения у детей и взрослых.
В заключение отметим, что составление сказок "по приемам" не исключает, а помогает составлению сказок "из головы".
Двадцать советов составителю сказок
Хорошо бы сказку начать с невероятного происшествия.
Сюжет сказки должен учить чему-то хорошему, доброму, вечному. В сказках должны воспеваться любовь, мужество, честь... и порицаться зло, жадность, зависть…
Напряжение сюжета должно нарастать, а потом вдруг неожиданно разрядиться.
Желательно, чтобы сказки были богато и красочно иллюстрированы.
У персонажей должны быть четко очерченные характеры. Яркий характер - яркая сказка.
Герои должны иметь имена собственные. Это могут быть, например, названия животных, в которых изменена, исключена или переставлена одна буква. Например, Пигвин, Коот, птица Вики-вики...
В сказках обычно за добро отвечают добром, а зло - бедой.
Если у ребенка есть недостаток (плохой слух, произношение...), в сказке этот недостаток должен быть побежден.
В сказках должна описываться природа, облик и одежда героев, волосы, рост, цвет глаз…
Сильную идею надо подчеркнуть, выделить. Например, в затруднительной ситуации герой говорит: "Дай я пойду подумаю" - и после раздумий предлагает сильную идею.
Надо учесть, что диалог легче читается, чем повествование.
Очень интересно, когда разбираются отношения разных героев к одному и тому же событию.
Пусть положительные герои изрекают мудрые мысли, а отрицательные - и умные, и глупые.
В сказках вымысел должен соседствовать с правдой и реальностью.
Можно в сказку вставлять стихи.
Можно рассказывать одну бесконечную сказку, состоящую из серии сюжетов, но с одними героями. Это сказка "на засыпание", ее можно придумывать и рассказывать на ночь.
В сказке может быть много частей, обрываемых "на самом интересном месте" (прием "Санта-Барбара"). Части следует озаглавить.
Главный герой сказки после любых, самых невероятных приключений должен, в конце концов, выйти победителем. Не надо травмировать детей безысходностью.
Жестокости в сказке нет места, сказка должна быть доброй.
Конец сказки должен быть необычным. Конец - всему венец.