СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Ударение в словах. гласные ударные и безударные.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Ударение в словах. гласные ударные и безударные.»

УДАРЕНИЕ В СЛОВАХ. ГЛАСНЫЕ УДАРНЫЕ И БЕЗУДАРНЫЕ.


Цель. Дать представление учащимся об ударении в слове, научить различать ударные и безударные звуки. Развивать наблюдательность на примере слов, различающихся ударением, фонематический слух, внимание. Воспитывать мотивацию к уроку.


Оборудование.


Ход урока

  1. Организационный момент.

УЧИТЕЛЬ.

Проверь–ка, дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте, всё ль в порядке?

Ручка, книга и тетрадка?

(садитесь)

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Все ль готовы слушать?

Начинаем наш урок.


  1. Основная часть.

  1. Повторение пройденного.

Сколько букв в русском алфавите? (В русском алфавите 33 буквы.)

А сколько гласных букв? (Гласных букв - 10.)

Каким цветом выделены гласные буквы? (Гласные буквы выделены красным цветом.)

  1. Изучение нового материала. Знакомство с ударением.

  1. Сообщение темы и цели урока.

Во время чтения стихотворения учителем  дети прочитывают  слоги, которые в это время показывает учитель, отрабатывая навыки чтения.

Дружат гласная с согласной, Составляя вместе слог. «Ма» и «ша», запомни «Маша», К нам явились на урок. Если слоги встанут рядом, Получаются слова. «Ты» и «ква», А вместе «тыква». «Со» и «ва» - читай: «сова». Соединили мы два слова – И предложение готово! Дождь идет! Гремит гроза! Улетела стрекоза.


- Сегодня на уроке мы будем учиться делить слова на слоги и находить ударный слог

2) Деление слов на слоги. Слог как минимальная произносительная единица. (5 мин.)

- Ранее мы с вами выяснили, что слово состоит из звуков. А можно ли слово поделить на кусочки? (на слоги)

(Учащиеся высказывают свое мнение. Кто-то может заметить, что мы иногда произносим слова по каким-то кусочкам, например, если нам нужно произнести слово медленно или прокричать его.)

- Давайте понаблюдаем, как мы произносим два разных слова: гуси и утята. - Можем ли мы произнести первое слово, разбив его на кусочки? - Сколько таких кусочков получилось в слове гуси? - А теперь попробуйте произнести слово утята по кусочкам. - Сколько кусочков во втором слове?

Ориентируясь на звучание и артикуляционные особенности (можно использовать хорошо знакомый прием – подсчет ударов подбородка о ладонь), учащиеся обнаруживают, что в слове гуси два «кусочка», а в слове утята – целых три.

- Такие звуковые кусочки слова называются слогами.

 3) Слогообразующая роль гласных звуков.

а) Анализ слов лиса и кот, учащиеся выясняют, что в первом слове два слога, а во втором – один; составляют звуковые модели слов. Обращают внимание на работу рта.)

- Сколько раз мы открываем рот, когда произносим слово лиса? А когда произносим слово кот?

- Сколько гласных в слове лиса? А в слове - кот?

б) Вывод. Проанализировав таким образом слова, дети приходят к выводу: сколько в слове гласных (ртооткрывателей), столько и слогов.


ФИЗМИНУТКА

На дверях висит замок, (сомкнуть руки в “замочек”)

Кто открыть его не смог? (вытянуть руки с “замочком” вперед)

Мы замочком постучали, (постучать “замочком” по столу)

Мы замочек повертели, (повертеть “замочком” вправо-влево)

Мы замочек покрутили, (покрутить “замочком” к себе – от себя) И открыли! (разомкнуть руки)


4) Ударение.

а) Игровой сюжет.

  Три друга Миша, Дима и Кирилл увидели радугу и произносят одно и то же слово радуга по-разному. Первый произносит слово с ударением на последнем слоге, второй – на предпоследнем, третий – на первом. Учитель воспроизводит три разных произношения этого слова и спрашивает, чем они отличаются. Дети замечают, что даже узнать слово при таком произношении непросто. Иностранцы выделяют разные слоги в одном и том же слове. Учитель сообщает, что такое выделение слога (т.е.  произнесение его с большей силой, ударяя) называется ударением.

- Кто же из друзей правильно произносит слово радуга?

(Тот, у которого первый слог ударный).

б) Упражнение в нахождении ударного слога. Далее ребята учатся находить ударный слог в словах: сова, оса, рыба, лиса, роза, белка. Можно использовать два способа определения ударения. Первый способ – перестановка ударения в слове (т.е. произнесение его с ударением на первом слоге, на втором, на третьем и т.п.). Второй способ – «позови» слово.

в) Упражнения на определение ударного и безударного гласного.

Катя, Егор, пенал, вода, крыло

Задание записать слова на доске. Отметить красным кружочком гласные звуки. Найти ударный гласный звук. Отметить его.


  1. Итог урока. Рефлексия.

В заключение урока учитель предлагает  определить ценность урока, его полезность,  проводит рефлексию.

- Что нового вы сегодня узнали?

- Пригодится ли это знание вам в жизни?


  1. Домашнее задание.