Урок 1
Тема. Зачем нужна речь? Знакомство с правильной посадкой, положением ручки, разлиновкой Прописи.
1 Создание ситуации успеха.
- Сегодня к нам на урок пришел мальчик вашего возраста, который теперь называется:
Должен он пораньше встать,
Чтоб за партой не зевать,
Чтоб проверить: все ль в порядке,
В ранце ль книжки и тетрадки.
А вопрос такой возник:
-Кто же это? (Ученик)
- Я знаю, что все ученики ходят в школу. Что такое школа и зачем детям в нее ходить?
- Каждое утро ученика в школу будит …
Она лучше всех на свете,
Без нее прожить нельзя.
Есть она у Кати, Пети
И, конечно, у меня. (Мама)
- А что подсказывает маме, что уже утро и пора поднимать ребенка в школу?
Ты весь мир обогреваешь
И усталости не знаешь,
Улыбаешься в оконце,
И зовут тебя все … (солнце)
Рисуем, с.3 в Прописи №1.
2. Постановка учебной задачи.
- Сегодня на уроке мы познакомим нашего ученика со школьными принадлежностями, вежливыми словами, научим его четко и правильно выражать свои мысли, правильно и красиво писать, узнаем, где отдыхает его семья.
3. Решение учебной задачи.
- По какому предмету люди могут догадаться, что ребенок идет именно в школу?
До чего же скучно, братцы,
На чужой спине кататься!
Дал бы кто мне пару ног,
Что бы сам я бегать мог. (Ранец)
Рисуем ранец, с. 3 в Прописи №1, и беседуем об уходе за ранцем. Обговариваем, как правильно сидеть за партой при выполнении работы.
- Ранец необходим ученику, чтобы носит школьные принадлежности.
В небесах и на земле
Я с собой ее ношу,
Не машу я ее – пишу.
Замечательная штучка-
Самопишущая … (ручка)
Рисуем ручку, с. 3 в Прописи №1.
- Кроме ручки, ученик еще пользуется на уроках вот этим предметом:
Я – черный, красный, желтый, синий,
С начинкой твердой в древесине.
Я с острым ножиком дружу
И что хочу – изображу. ( Карандаш)
Рисуем карандаш, с.3 в Прописи №1
-Эти принадлежности должны храниться вот здесь …
Та, что пишет,
Тот, что трет,
В этом домике живет,
Ну а домик всю неделю
Носим мы с собой в портфеле. (Пенал)
Рисуем пенал, с.3 в Прописи №1.
-Отгадайте, какими качествами характера должен обладать ученик? Давайте поиграем. Подходит нам черта характера – хлопаем, нет – топаем.
Пополам – печали, беды,
Счастье, радость и победы. (Дружба)
Ах, как часто нужно нам
С кем- то чем- то поделиться!
Кто привык всегда скупиться?
Кто твердит всегда:
«Не дам»? (Жадина)
Я красавец, я силач,
Я умелец, я лихач,
Я отличник, я всезнайка,
А зовут меня … (зазнайка)
Скажи, кто дела так боится,
Как палки – пес,
Как камня – птица? (Лентяй)
Он боится паука,
Мышь, лягушку и быка,
Он в беде оставит друга,
Лишь бы не было недуга
У него у самого.
Назовите-ка его! (Трус)
Он на словах на все способен.
На деле – ни на что не годен. (Хвастун)
Он привык всегда, везде
Думать только о себе. (Эгоист)
Все расскажет про ребят:
Кто дерется, кто кричит…
А про самого себя,
Не расскажет, промолчит. (Ябеда)
- Какие вежливые слова должен знать ученик? Работа со словами в рамке, с.3 в Прописи №1.
- Отгадайте, в какое время года дети идут в школу.
Пришла без красок и без кисти,
И перекрасила все листья. (Осень)
-Назовите признаки осени.
- Осенью семья нашего ученика старается проводить вот где:
Богатырь стоит богат,
Угощает всех ребят:
Ваню – земляникой,
Таню – костяникой,
Машеньку – орешком,
Петю – сыроежкой,
Катеньку – малинкой,
Васю – хворостинкой. (Лес)
Рисуем лес, с.4 в Прописи №1. Видеофильм об осеннем лесе.
- От дома в лес семью ведет …
От дома начинается
(Вернее, от порога),
У дома и кончается
Дальняя … (дорога)
Рисуем дорогу, с.4. Проводим линию на 1-й строчке, с. 5 в Прописи №1. Рисуем людей, с.4 в Прописи №1.
- По дороге люди шли, выполняя различные упражнения для разминки. Физминутка под музыку.
- Собирали в лесу они вот что:
Кто стоит на крепкой ножке
В бурых листьях у дорожки?
Встала шапка из травы –
Нет под шапкой головы. (Гриб)
- Какие грибы можно собрать в лесу?
Он под старою сосной,
Где склонился пень – старик,
Окружен своей семьей,
Первый найден … (боровик)
Растут на опушке
Розовые подружки,
А зовут их … (волнушки)
Очень дружные сестрички –
Золотистые …
Ходят в рыженьких беретах,
Осень в лес приносят летом. (Лисички)
Стоит мальчонка –
Замаслена шапчонка. (Масленок)
Пришли пареньки,
Присели на пеньки:
Сидят гуртом –
Не сгонишь кнутом. (Опята)
Под березой старичок,
На нем бурый колпачок
И пиджак с пестринкой,
А сапожки с глинкой. (Подберезовик)
Под деревцем, под осинкой
Стоит мальчик-с-пальчик,
На нем серый кафтанчик,
Красна шапочка. (Подосиновик)
У лесных дорожек
Много белых ножек
В шляпках разноцветных,
Издали заметных.
Собирай, не мешкай!
Это … (сыроежка)
Рисуем грибы, с.4 в Прописи №1.
- К каждому грибочку приходилось ходить по ломаной линии. Проводим линию на 2-й строчке, с.4 в Прописи №1.
-Отгадайте, кто из животных тоже питается грибами?
Хожу в пушистой шубе,
Живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе
Орешки я грызу. (Белка)
-Белка прыгает на ветках и оставляет невидимый след в воздухе. Проводим линию на 2-й строчке, с. 4 в Прописи №1.
Лесом катится клубок,
У него колючий бок.
Он охотится ночами
За жуками и мышами. (Еж)
Рисуем ежей, рассказываем об их повадках, с. 3-4 в Прописи №1.
- Ежик тоже оставляет после себя след среди листьев. Прописываем 3-ю строчку, с.4 в Прописи №1.
- Под кустом семье встретился еще один обитатель леса.
Зимой - белый,
Летом – серый. (Заяц)
Рисуем зайца, с. 4-5 в Прописи №1, рассказываем о его повадках.
- Заяц с испуга прыгал и оставил вот такой след. Прописываем 4-ю строчку, с.5 в Прописи.
- В лесу живет птица, которая своим криком оповещает всех животных о приближении опасности.
Длиннохвостая она,
Со спины черным - черна,
Брюхо белое да плечи,
Тарахтенье вместо речи.
Хоть кого увидит – вмиг
Поднимает стрекот – крик. (Сорока)
Рисуем сороку, с.4 в Прописи №1.
-Сорока тоже оставляет след в воздухе. Прописываем 5-ю строчку в Прописи №1, с.5.
- На лесной полянке встретилась еще дона птичка. Это была …
Спиною зеленовата,
Животиком желтовата,
Черненькая шапочка
И полоска шарфика. (Синица)
Рисуем синицу, с.5 в Прописи и рассказываем о ее пользе для леса.
- Синица, порхая среди веток, оставляла тоже след. Прописываем 6-ю строчку, с.5 в Прописи №1.
4 Итог.
- Подскажите, каким элементом лица мы рассказывали, а каким слушали на уроке? Что важнее: рот или уши? Рисуем мальчиков, с.5 в Прописи №1. Как мы слышим звуки?