Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Знаменская средняя общеобразовательная школа №1
Имени кавалера ордена Красной Звезды Сергея Курочкина
Минусинский район, Красноярский край
Автор: Руденко Ксения Александровна, учитель математики/физики
Учебный предмет: Математика
Возрастная группа: 5 класс
Тема урока: «Умножение и деление десятичных дробей»
Цели урока для учителя:
1. Формирование у обучающихся навыков умножения и деления десятичных дробей.
2. Углубление понимания правил работы с десятичными дробями через практические задания.
3. Развитие у обучающихся критического мышления и способности к анализу при решении задач.
4. Стимулирование интереса обучающихся к математике через применение знаний в реальных ситуациях.
Задачи урока для учителя:
1. Подготовить обобщающие задания, которые охватывают все аспекты темы «деление и умножение десятичных дробей».
2. Организовать групповую работу для обсуждения различных методов решения задач.
3. Обеспечить обратную связь по результатам выполнения заданий.
Цели урока для обучающихся:
Образовательные:
- Освоение методов умножения и деления десятичных дробей на практике.
- Понимание применения правил работы с десятичными дробями в различных задачах.
Развивающие:
- Развитие навыков работы в команде и обмена знаниями с одноклассниками.
- Развитие логического мышления и умение применять знания на практике.
Воспитательные:
- Укрепление уверенности в своих математических способностях через успешное выполнение заданий.
- Формирование интереса к математике, как к важной составляющей повседневной жизни, и развитию гражданской ответственности.
Задачи урока для обучающихся:
1. Активно участвовать в обсуждениях и выполнении заданий по теме «деление и умножение десятичных дробей».
2. Применять изученные правила при решении практических задач.
3. Задавать вопросы по непонятным моментам, помогать одноклассникам в освоении материала.
4. Анализировать свои ошибки и учиться на них для улучшения результатов.
Планируемые результаты:
Предметные: Обучающиеся освоят правила умножения и деления десятичных дробей и смогут применять их на практике при выполнении различных заданий. А также научатся самостоятельно находить и исправлять ошибки.
Личностные: Развитие навыков самоанализа и самоконтроля.
Метапредметные:
• Коммуникативные: Умение выражать свою обоснованную точку зрения, приводить аргументы, а также принимать мнения других.
• Регулятивные: Составлять цели в учебной деятельности, выявлять и формулировать учебные проблемы, а также работать по заранее составленному плану.
• Познавательные: Способность ориентироваться в различных способах решения задач.
План урока:
Начало урока, оргмомент; (2 минуты)
Этап презентации темы урока, целеполагание; (5 минут)
Актуализация опорных знаний; (15 минут)
Закрепление умений и навыков; (15 минут)
Домашнее задание; (1минута)
Итоги урока, рефлексия. (2 минуты)
Ход урока:
1. Начало урока, оргмомент.
Добрый день, уважаемые ребята!
Мне бы очень хотелось чтобы вам сегодня на уроке было просто и интересно. А, для того чтобы урок прошёл легко и просто. Давайте вместе свами дадим себе пару позитивных установок, повторяйте за мной:
-Я справлюсь со всеми заданиями!
-Я решу даже самые сложные примеры!
-Я интересно и с пользой проведу этот урок!
-У меня есть все навыки, чтобы добиться успеха!
2. Этап презентации темы урока, целеполагание.
Ребята, подскажите, пожалуйста, какую тему мы с вами изучали на предыдущих уроках?
Верно, сегодня у нас с вами заключительный обобщающий урок по теме «умножение и деление десятичных дробей.» [Сл.1]
Давайте вместе с вами попробуем сформулировать цели нашего урока
(формулировка целей).
Молодцы ребята!
Сегодня у нас будет не совсем обычный урок, мы с вами отправимся в увлекательное путешествие, но для начала вам нужно придумать название для своей команды. У вас есть одна минута, помните, что название должно быть креативным и отражать цель урока. Например, вы можете использовать термины, связанные с десятичными дробями (запятая, разряд, бесконечная дробь, периодическая дробь и т.д).
Время вышло! В течении всего урока я буду заполнять таблицу заработанных вами баллов. Прошу каждую команду представить своё название, я запишу их в таблицу результатов, в конце урока мы посчитаем баллы и выставим советующие оценки.
[Сл.2] Критерии оценивания: 3 балла - за верно изложенное правило. 1 балл за одно верно выполненное задание (решенный пример), 0 баллов, если задание выполнено неверно или с ошибками.
Так как работать вы будете в группах, тетради вам сегодня не понадобятся, все задания вы будете выполнять на маршрутных листах, обратите внимание у каждой группы на парте лежит свой маршрутный лист и черновики. [Приложение 1].
[Сл. 3] Как вам уже известно, у нас с вами сегодня необычный урок, а урок-путешествие, а для того чтобы узнать куда мы с вами отправляемся вам нужно правильно соотнести обыкновенную и десятичную дроби.
| | | | | |
0,2 | 0,25 | 0,5 | 0,6 | 0,75 | 0,8 |
Ответ:
ЕНИСЕЙ
[Сл. 4] Итак, мы отправляемся в путешествие по реке Енисей.
Енисей протекает через Красноярский край, Тыву и Хакасию и является одной из самых длинных и полноводных рек как в России, так и в мире. Эта река впадает в Карское море Северного Ледовитого океана.
Наше путешествие обещает быть увлекательным и познавательным. По пути мы будем делать остановки, чтобы узнать интересные факты о Енисее.
А что же нам нужно взять с собой в это путешествие? (Знания, которые пригодятся в дальнейшем). Давайте соберем наш «портфель знаний».
3. Актуализация опорных знаний
-[Сл. 5] Для начала предлагаю вам вспомнить правила умножения десятичных дробей, [Приложение 1]
1. Чтобы перемножить две десятичные дроби, нужно: 1) выполнить _____________не обращая внимания на __________; 2) в полученном произведении отделить ___________ столько цифр _________, сколько их стоит _________ запятой в обоих _______________ вместе. |
- Предлагаю применить данное правило на практике:
Задание 1. [Сл. 6] Применив правило перемножения двух десятичных дробей, закончите запись числа, расставив правильно запятые [Приложение 1]
0,7 ∙ 2,1 = 147 (1,47)
15 ∙ 1,2 = 18 (1,8)
1,5 ∙ 40 = 600 (60)
3,58 ∙ 1,62 = 57996 (5,7996)
16,4 ∙ 1,6=2624 (26,24)
2,5∙31=775 (77,5)
Молодцы ребята!
[Сл. 7-8] А теперь давайте вспомним правила умножения и деления десятичных дробей на 10; 100;1000 и т.д. [Приложение 1]
1) Чтобы умножить десятичную дробь на 10; 100; 1000 и т.д., надо перенести запятую ________на столько цифр, сколько ________ стоит перед единицей в множителе. 2) Чтобы разделить десятичную дробь на 10; 100; 1000 и т.д., надо перенести в ней запятую ________на столько цифр, сколько ________ стоит перед единицей в ___________. |
Задание 2: [Сл. 9] Сделайте вывод о корректности предложенного ответа: отметьте верный ответ знаком «+», а неверный — знаком «-»;[Приложение 1]
15,83 ∙ 10 = 158,3;
1,2: 1000 = 0,012;
38 ∙ 100 = 0,038;
0,34 : 100 = 340;
8,2 : 10= 0,82.
5,6 ∙ 100 =56
Чтобы разделить число на десятичную дробь, нужно: 1) в __________ и ___________ перенести запятую ________ на столько цифр, сколько их _______ запятой в __________; 2) выполнить деление на ____________ число. |
Задание 3: [Сл. 11] Найди ошибку [Приложение 1]
| _ | 1 | 2, | 8 | 6 | 4 | 1, | 6 | | | | _ | 1 | 6, | 6 | 4 | 6, | 4 | | |
| | 1 | 2 | 8 | | | 8, | 4 | | | | | 1 | 2 | 8 | | 2 | 6 | | |
| | | _ | 0 | 6 | 4 | | | | | | | _ | 3 | 8 | 4 | | | | |
| | | | | 6 | 4 | | | | | | | | 3 | 8 | 4 | | | | |
| | | | | | 0 | | | | | | | | | | 0 | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | _ | 0, | 2 | 5 | 6 | 1, | 6 | | | | | | | | | | | | |
| | | | | 0 | | | 1 | 6 | | | | | | | | | | | | |
| | | | _ | 2 | 5 | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | 1 | 6 | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | _ | 9 | 6 | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | 9 | 6 | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | 0 | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
(Разобрать решение данных примеров на магнитной доске с маркерами)
Ответы: 8, 04; 2,6; 0,16
Молодцы ребята, вы полностью собрали свой портфель знаний!
4. Закрепление умений и навыков
[Сл. 12] Остановка «ДЛИНА ЕНИСЕЯ».
А теперь пришло время отправиться в интересное путешествие на реку Енисей, на первой остановке мы с вами узнаем какова же длина реки Енисей.
Для того чтобы вычислить длину реки вы должны выполнить задание:
Задание 4: Найдите значение выражения (a + b) ∙ c, если a = 15,56; b = 19,31; c = 100.
(15,56 + 19,31) ∙ 100 = 3487 (м) [Приложение 1]
[Сл. 13] Остановка «ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ»:
Версия происхождения названия реки «Енисей»:
В давности у реки было множество имён: Энесай, Хук, Ким. Долгое время местные народы называли её Улуг-Хем, то есть «Великая река». Ионесси или «Большая река» называли его Эвенки. Это название полюбилось русским купцам, ведущим торговлю на реке, и постепенно трудно выговариваемое название «Ионесси» трансформировалось в «Енисей». Однако это всего лишь неподтверждённая версия истории названия реки.
[Сл. 14] Остановка «ПОДВИЖНАЯ»
- Ребята я вижу вы устали, давайте немного разомнёмся:
Физкультминутка «Математические действия»
Встали, руки в стороны,
Как «плюс» мы вместе — раз, два!
Прыжок, как «умножение»,
Считаем: раз, два, три — ура!
Вправо шаг, влево шаг,
Как «минус» — убираем флаг.
Глубокий вдох и выдох сделаем,
Готовы к уроку — мы все смелые!
[Сл. 15] Остановка «Ценные экземпляры рыб»
А сейчас у нас следующая остановка, на которой вы узнаете о наиболее ценных экземплярах рыб обитающих в реке Енисей.
Чтобы выяснить название этих рыб, вы будете играть в математическое лото в группах. Решите предложенные примеры и разместите их в соответствующих ячейках таблицы с ответами, перевернув карточку изображением вверх. В результате у вас должна получиться картинка с изображением рыбы, которую вам предстоит назвать.
Команда, которая выполнит задание правильно и быстрее всех остальных, заработает 3 балла за правильность и скорость выполнения.
Задание 5.
Таблица с ответами (А4) [приложения 2]
123 | 1,232 | 1,6 |
0,126 | 5,15 | 545 |
Изображение рыб с заданиями (А4) [Приложение 3] разрезаем на 6 частей. [Приложение 4,5,6]
24,6 : 0,2 | 2,08 ∙ 0,4 | 2,56 : 1,6 |
2,1 ∙ 0,06 | 2,06 : 0,4 | 5,45 : 0,01 |
Ответы: Сибирский осётр, щука, карась.
[Сл.16] Сибирский осётр - крупная пресноводная рыба, обитающая в реках Сибири, включая Енисей. Достигает длины до 3 метров и веса до 200 кг, имеет вытянутое тело и четыре усика на нижней челюсти. Осётр предпочитает глубокие участки и питается донными организмами. Вид находится под угрозой исчезновения из-за чрезмерного вылова и загрязнения, что делает его защиту важной для экосистемы нашего региона.
[Сл.17] Щука - хищная пресноводная рыба, обитающая в реках и озерах Европы, включая реку Енисей. Она достигает 1-1,5 метра в длину и весит до 30 кг. Предпочитает заросшие водоемы, где скрывается, охотясь на рыбу и раков.
Щука играет важную роль в экосистеме, контролируя численность других рыб, но сталкивается с угрозами, такими как загрязнение и чрезмерный вылов.
[Сл.18] Карась - пресноводная рыба, обитающая в реках и озерах, включая Енисей. Он предпочитает стоячие или медленно текущие воды с растительностью. Караси достигают 40 см и 1,5 кг. Известны своей выносливостью и способностью выживать в условиях с низким содержанием кислорода. Карась очень важен для рыболовства и экосистемы.
Остановка: «Причал оценок». (Таблица баллов на доске)
Ребята, последняя остановка нашего путешествия «Причал оценок», давайте вместе с вами посчитаем количество баллов каждой команды и поставим соответствующие оценки.
5. [Сл. 19] Домашнее задание (карточка). [Приложение 7]
1) Поставьте там, где это нужно запятые, чтобы равенство стало верным.
а) 9,6 ∙ 0,25 = 24
б) 548 ∙ 2,1 = 11,508
в) 241 ∙ 0,85 =20,485
2) Вычислите удобным способом.
а) 3,8 ∙ 2,5 ∙ 4
б) 1,25 ∙ 7,9 ∙ 8
в) 0,5 ∙ 78,6 ∙ 20
3) Креативное задание:
Придумать рекламу, стихотворение, загадку, сказку о десятичных дробях, составить кроссворд, ребус (одно на выбор)
6. [Сл. 20] Итоги урока, рефлексия.
На уроке я работал | активно/пассивно | Материал урока мне был | понятен/непонятен полезен/бесполезен интересен/неинтересен |
Своей работой я | доволен/недоволен |
Урок для меня показался | коротким/длинным |
За урок я | не устал/устал | Домашнее задание | легкое/трудное интересное/неинтересное полезное/бесполезное |
Мое настроение | стало лучше/стало хуже |
- [Сл. 21] Ребята, наш урок окончен, спасибо вам за увлекательное путешествие, вы все большие молодцы, справились со всеми заданиями, повторили правила деления и умножения десятичных дробей, а также узнали много нового и интересного!
Я уверена, что вы с легкостью будете применять полученные знания на практике. До свидания!
Приложение 1
Маршрутный лист
Команда «_________________________»
Задание 1:
Расскажите правило «Умножение десятичных чисел» (3балла)
Закончите запись умножения чисел, поставив в ответе запятые. (2 балла)
0,7 ∙ 2,1 = 147
15 ∙ 1,2 = 18
1,5 ∙ 40 = 600
3,58 ∙ 1,62 = 57996
16,4 ∙ 1,6=2624
2,5∙31=775
Задание 2:
Сделай вывод о правильности приведённого ответа, верный ответ отметь знаком «+», неверный ответ – знаком «-». (2 балла)
15,83 ∙ 10 = 15,83;
1,2: 1000 = 0,012;
38 ∙ 100 = 0,038;
0,34 : 100 = 340;
8,2 : 10= 0,82.
5,6 ∙ 100 =56
Задание 3:
Найди ошибку (2 балла) :
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| _ | _ | 1 | 2, | 8 | 6 | 4 | 1, | 6 | | | | _ | 1 | 6, | 6 | 4 | 6, | 4 | |
| | | 1 | 2 | 8 | | | 8, | 4 | | | | | 1 | 2 | 8 | | 2 | 6 | |
| | | | _ | 0 | 6 | 4 | | | | | | | _ | 3 | 8 | 4 | | | |
| | | | | | 6 | 4 | | | | | | | | 3 | 8 | 4 | | | |
| | | | | | | 0 | | | | | | | | | | 0 | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | _ | 0, | 2 | 5 | 6 | 1, | 6 | | | | | | | | | | | |
| | | | | | 0 | | | 1 | 6 | | | | | | | | | | | |
| | | | | _ | 2 | 5 | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | 1 | 6 | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | _ | 9 | 6 | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | 9 | 6 | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | 0 | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Задание 4: Найдите значение буквенного выражения (a + b) ∙ c, если a = 15,56; b = 19,31; c = 100.
( ____+ ____) ∙ ____ = ____ (км)
Задание 5. Математическое лото.
Название рыбы:______________________________________________
Приложение 2
123 | 1,232 | 1,6 |
0,126 | 5,15 | 545 |
Приложение 3
24,6 : 0,2 | 2,08 ∙ 0,4 | 2,56 : 1,6 |
2,1 ∙ 0,06 | 2,06 : 0,4 | 5,45 : 0,01 |
Приложение 4
Приложение 5
Приложение 6
Приложение 7
Домашнее задание: 1) Поставьте там, где это нужно запятые, чтобы равенство стало верным. а) 9,6 ∙ 0,25 = 24 б) 548 ∙ 2,1 = 11,508 в) 241 ∙ 0,85 =20,485 2) Вычислите удобным способом. а) 3,8 ∙ 2,5 ∙ 4 б) 1,25 ∙ 7,9 ∙ 8 в) 0,5 ∙ 78,6 ∙ 20 3) Креативное задание: Придумать рекламу, стихотворение, загадку, сказку о десятичных дробях, составить кроссворд, ребус (одно на выбор) | Домашнее задание: 1) Поставьте там, где это нужно запятые, чтобы равенство стало верным. а) 9,6 ∙ 0,25 = 24 б) 548 ∙ 2,1 = 11,508 в) 241 ∙ 0,85 =20,485 2) Вычислите удобным способом. а) 3,8 ∙ 2,5 ∙ 4 б) 1,25 ∙ 7,9 ∙ 8 в) 0,5 ∙ 78,6 ∙ 20 3) Креативное задание: Придумать рекламу, стихотворение, загадку, сказку о десятичных дробях, составить кроссворд, ребус (одно на выбор) |
Домашнее задание: 1) Поставьте там, где это нужно запятые, чтобы равенство стало верным. а) 9,6 ∙ 0,25 = 24 б) 548 ∙ 2,1 = 11,508 в) 241 ∙ 0,85 =20,485 2) Вычислите удобным способом. а) 3,8 ∙ 2,5 ∙ 4 б) 1,25 ∙ 7,9 ∙ 8 в) 0,5 ∙ 78,6 ∙ 20 3) Креативное задание: Придумать рекламу, стихотворение, загадку, сказку о десятичных дробях, составить кроссворд, ребус (одно на выбор) | Домашнее задание: 1) Поставьте там, где это нужно запятые, чтобы равенство стало верным. а) 9,6 ∙ 0,25 = 24 б) 548 ∙ 2,1 = 11,508 в) 241 ∙ 0,85 =20,485 2) Вычислите удобным способом. а) 3,8 ∙ 2,5 ∙ 4 б) 1,25 ∙ 7,9 ∙ 8 в) 0,5 ∙ 78,6 ∙ 20 3) Креативное задание: Придумать рекламу, стихотворение, загадку, сказку о десятичных дробях, составить кроссворд, ребус (одно на выбор) |