«Умные» игровые технологии в развитии речи детей старшего дошкольного возраста
Подготовили : воспитатели
подготовительной к школе
комбинированной группы №12
«Красная шапочка»
Конева Н.С. 1 к.к
Гридина ЕА. 1 к.к.
МКДОУ «детский сад № 362 комбинированного вида» г.Новосибирска
Игровая и речевая деятельность
Утренний круг- игра в ассоциацию
«Словесная фантазия»
1
Технология «Кроссенс»
2
Напольная дидактическая игра - «Умное полотно»
3
1.Игра в ассоциацию «Словесная фантазия» (режимный момент- утренний круг)
Цель игры «Словесная фантазия» : приучение дошкольника при запоминании новой информации каждый раз включать воображение, перебирать в памяти то, с чем можно связать полученные сведения.
дидактическая игра по речевому развитию «Словесная фантазия» имеет простой принцип: один игрок называет слово, картинку, предмет, или изображает задуманное мимикой. Остальные, разобравшись в полученной информации, придумывают ассоциации.
Уровень сложности варьируется в зависимости от возрастной категории детей и их общего интеллектуального развития. Для воспитанников младшей возрастной группы следует выбирать простые слова и изображения, строить из них короткие ассоциативные цепочки. Дошкольникам старшей группы интересно играть в сложные игры, когда нужно формировать длинные цепочки.
Выделяют 4 вида ассоциаций:
по схожести – внешней, функциональной, структурной, смысловой
(огонь-костер)
по противоположности (горячий-холодный)
по пространственно-временной связи (мясо-котлета)
по причинно-следственной связи
(сырость-простуда)
Ассоциации в игре «Словесная фантазия» бывают разные:
вербальные – цепочки формируются словами
образные – используются изображения, мимика, телодвижени
предметные – демонстрируются предметы
Словесная фантазия – это цепочка из слов Первый участник произносит слово. Следующий ребенок придумывает на это слово ассоциацию. И так все игроки поочередно. Например : небо – туча – дождь – земля – огород – овощи – урожай и т.д. Повторяться нельзя. Цель игры : развитие ассоциативного мышления, расширение словарного запаса.
2.Кроссенс -это пересечение смыслов
Кто придумал «Кроссенс»?
Владимир Бусленко – Сергей Федин -
Художник, философ, Писатель, педагог,
доктор технических наук математик
?
кроссенс
Как устроен
«базовый»
кроссенс
(
связи между картинками
-
поверхностные, задача ребенка
)
кроссенс
объяснить
«высокого уровня»
кроссенс
(
связи между картинками
глубинные, образующиеся на
основе замены прямых образов и
ассоциаций косвенными,
-
символическими, задача ребенка
)
кроссенс
разгадать
Алгоритм составления «Кроссенс»
Определить тему, общую идею
Выделение элементов, имеющих отношение к идее, теме.
Найти связь между элементами, определить последовательность
Выделение отличительных черт, особенностей каждого элемента.
Построение ассоциативной связи между образами элементов.
3.Умное полотно
Это дидактическое напольное пособие, вручную разлинованное из клеенчатого покрытия, размером 3-4м², где каждая ячейка имеет определенную функцию. В игре задействована группа детей, количество которых зависит от количества рядов в полотне.
Игра похожа на классики, но вступают в иргу дети поочередно, друг за другом повторяя прыжки из ячейки в ячейку.
Цель игры: Развитие крупной моторики, координации, мышления, внимания, памяти, активизация речи.
Возрастная группа: дети старшего дошкольного возраста
Играя по принципу классиков, дети, двигаясь одновременно в пространстве(влево, вправо, вперед), проговаривают вслух и в такт хором скороговорки, чистоговорки, пословицы, четверостишия.
Спасибо за внимание !