Управление познавательной деятельностью на уроке
«Мыслить можно, ничего не познавая, а познавать, не мысля нельзя»
Очень важно сделать так, чтобы процесс обучения не превращался для учеников в скучное и однообразное занятие. Ведь наличие у учеников интереса к предмету является предпосылкой для появления более сложной его разновидности - познавательного интереса. Познавательный интерес способствует активности. учащихся на уроках и росту качества знаний. Все это отражает актуальность проблемы развития познавательного интереса школьников для современного построения учебного процесса. Современные инновационные технологии обучения ориентированны не на усвоение знаний, а на развитие
познавательных способностей личности и
познавательных процессов посредством специально созданных учебных и познавательных ситуаций.
Управление познавательной деятельностью учащихся не может быть осуществлено вне форм организации познавательной деятельности учащихся.
Под формой организации познавательной деятельности (ФОПД) следует понимать «... целенаправленно формируемый характер общения в процессе взаимодействия учителя и учащихся, отличающихся спецификой распределения учебно-познавательных функций, последовательностью и выбором звеньев учебной работы и режимом – временным и пространственным».
Через ФОПД решается задача активизации познавательной активности учеников как репродуктивной, так и продуктивной и творческой. Разное сочетание в использовании ФОПД дает возможность в ходе процесса обучения преодолеть индивидуалистический характер деятельности учеников, повысить роль коллективистских начал, поднять социальную активность учащихся и развить каждого ученика в соответствии с его способностями.
1. Индивидуально – обособленная форма. Она имеет место в том случае, когда содержание учебного материала вполне доступно для самостоятельного изучения школьников.
2.Фронтальная форма познавательной деятельности. Она предполагает выполнение общих заданий всеми учениками класса для достижения ими общей познавательной задачи. Она используется на уроках, на семинарах, на экскурсиях, конференциях и во многих других конкретных видах учебных занятий.
3.Групповая форма организации познавательной деятельности. Групповая форма познавательной деятельности является организация таких учебных занятий при которых единая познавательная задача ставится перед определенной группой
4. Коллективная форма познавательной деятельность.Наличие у всех участников общей цели. Работа строится на сотрудничестве и товарищеской взаимопомощи.
«Обучать – это значит все усвоенное в свою очередь пересказывать товарищам или всякому желающему слушать».
С первого дня обучения необходимо изучить характер и поведение ребенка. Как он сходится со своими сверстниками? Умеет ли запоминать задания, ладить с незнакомыми людьми? Детям младшего школьного возраста трудно привыкать к жестким рамкам школьной жизни, когда приходится быстро переходить от одного вида занятий к другому. Учителю необходимо помочь таким учащимся справиться с растерянностью, несобранностью, помочь ученику пользоваться расписанием уроков, читать и правильно выполнять задания к упражнениям.
Очень часто говорят: “Он совсем не умеет учиться”. Ничего удивительного, ведь он только начинает свою трудовую деятельность. Используя разнообразные виды работ на уроках, учитель помогает, ученику переключаться с одного вида работ на другой, внимательно и старательно работать весь урок. Для этого надо часто использовать похвалу: “Молодец, ты пишешь, или решаешь лучше, чем неделю назад” или “Как ты повзрослел, став школьником”. Это может быть и улыбка учителя, учитель погладил по голове, аплодисменты товарищей, ласковый взгляд учителя, пожатие руки …
Словесные: Умница! Молодец! Прекрасно!
Материализованные – благодарность в дневнике, различные грамоты, значки.
Поощрение развивает внимание, память, мышление, формирует познавательный интерес и т.д. Это прибавит ребенку уверенности в себе. Не стоит упрекать его за неважный результат. Похвалите за старание и только потом объясните, как важно доводить дело до конца. Не следует в погоне за лучшими отметками увеличивать объем знаний. Ребенок будет уставать, а его интерес к учебе снижаться.
В настоящее время появляется все больше учеников, изначально не желающих учиться. Как педагог может добиться того, чтобы учебная деятельность стала личностно значимой для школьников? Может быть через разъяснения о ценности, смысле учения, роли познания в жизни общества и отдельного человека? А может , ребенок должен убедиться в значимости результатов своей учебы для родителей и учителя? Или надо сделать акцент на чувстве радости за добросовестно выполненную работу? Наверное, важно всё. Важно отметить, что учителю необходимо развивать правильную мотивацию учебной деятельности: не подкреплять эгоистическую направленность в учёбе, отмечать в развитии учеников не только учебные достижения, но и личностные качества. Ведь примерный отличник может быть грубияном и эгоистом, а слабо- успевающий – честным человеком, хорошим другом. Целью обучения должна стать не отметка, а знания.
Порой на уроке редко увидишь внимательные глаза. Такое чувство, что в современных детях нет жизненных сил, они двигаются по жизни не задумываясь, находятся во власти своего, хочу. Между тем, в учебной деятельности как раз необходимы усидчивость, трудолюбие, настойчивость, мыслительная активность. Поступая в школу, почти все первоклассники выражают желание учиться, но после того, как они сталкиваются с первыми трудностями ( соблюдение режима дня, отказ от игры на определенное время, необходимость добиваться аккуратности при написании букв и цифр и т.д.) у многих пропадает это желание. Начало обучения в школе – сложный и ответственный этап в жизни ребёнка.
В младшем школьном возрасте происходит интенсивное развитие всех психических качеств личности, среди которых ведущими являются мышление, внимание, память и воображение. В этом возрасте начинается социальное и личностное развитие ребенка, его вхождение в жизнь общества, а это значит, перед учителем начальных классов встает задача развития ребенка, его творческих возможностей.
Приоритетом современного образования должно стать обучение, ориентированное на самосовершенствование и самореализацию личности. В своей работе я опираюсь на положение ФГОС, согласно которому на смену модели «образование-преподавание» пришло» «образование-взаимодействие»,когда личность ученика становится центром внимания педагога. Я считаю, что сформированность у учащихся познава- тельных интересов позволяет в полной мере проявить свои способности, творческий потенциал. Источником познавательного интереса выступает сам процесс деятельности. Поэтому именно деятельностный подход в обучении внедряю на уроках.
Структура современного урока предполагает
Целеполагание (дети на моих уроках формулируют цели, задачи,тему урока), каждый этап урока мотивационно обеспечен, в ходе урока провожу рефлексию. Да и в системе учебников УМК «Перспектива» заложены возможности развития самостоятельности учащихся, познавательной активности. Для усиления мотивации предусмотрены «Творческие переменка», «Словесное творчество» по русскому языку, «Странички Умного совёнка» по окружающему миру, задания повышенной сложности по математике, творческие проекты по разным предметам. Всё это помогает мне управлять процессомпознавательной деятельности учащихся. Использую на уроках различные пути активизации учебной деятельности: проблемное изложение материала, самостоятельная и творческая работы детей. Хочется отметить следующие способы активизации: работа в парах и группах, проектная деятельность. Существенным компонентом познавательной деятельности в начальных классах является игра. Игровой сюжет – это такая форма организации учебной деятельности, при которой урок пронизывается от начала до конца единой игровой линией, темой высказываний. Но, применяя этот прием, надо помнить, что чрезмерное, частое использование знакомых сюжетов и героев в качестве средств и форм обучения может лишить учебный урок новизны и привлекательности.
На уроках математики я провожу устный счёт, использую при этом игровые и занимательные задания: «Собери букет» «Математическая рыбалка» «Молчанка». На орфографических минутках часто использую загадки, скороговорки. Предлагаю ребятам самим придумать сказку, кроссворд, составить ребус. А проведение нетрадиционных уроков очень нравится моимдетям. В моей работе нетрадиционные уроки чаще имеют место при проверке изученного материала. Это урок-сказка, урок –путеществие, урок-игра, урок- конференция, урок-соревнование. Лучшему усвоению материала способствуют средства наглядности, опорные схемы, таблицы. Очень важным средством является занимательность. Заслуживает вниманияколлективная форма познавательной деятельности. Это такая форма, при которой коллектив обучает каждого своего члена, и в то же время каждый член коллектива принимает активное участие в обучении всех других его членов.Создание на уроках проблемных ситуаций развивает и активизирует познавательную деятельность учащихся.
Например:
- С помощью чего можно увеличить количество слов в русском языке?(удосподкатился)
Планируя свою урочную и внеурочную деятельность, я включаю в работу современное учебное оборудование такое, как ноутбук. Его я использую для поиска, сбора, обработки и хранения данных, при работе с системой контроля и мониторинга качества знаний. Это и разработки уроков, и презентации к урокам, и иллюстративный материал, материалы для проведения классных часов.
Незаменимой в моей работе является Интерактивная доска – это доска огромных возможностей. Ребятам нравится работать с интерактивными тренажёрами, используя электромагнитный маркер. Желающих выйти к доске всегда большое количество, это, несомненно, оживляет урок, вызывает огромный интерес, экономит время на уроке. Работа с интерактивной доской не требует специальных навыков и знаний. С помощью специального маркера можно работать с изображением на экране: выделять, подчёркивать, обводить важные участки, рисовать схемы. Интерактивная доска также позволяет мне показывать слайды, видео, даёт возможность работать с рисунком, схемой, картиной; сохранять нанесённые изображения в виде файла, обмениваться ими по каналам связи.
Развивая познавательную деятельность, воспитывая стремление к знаниям, мы развиваем личность маленького человека, умеющего мыслить, сопереживать, творить. Вопросы развития познавательной деятельности младшего школьника актуальны, важны для каждого педагога, которому небезразлична судьба своих учеников.
Труд учителя - тяжелый труд, но труд радостный, когда видишь добрые плоды своей работы. Заложишь прочный фундамент знаний, научишь любить учиться, разовьешь мыслительные способности, значит, можно быть спокойной. Я верю, что наши дети будут всегда стремиться учиться хорошо.