СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Упражнения для обучения чтению в начальной школе

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Упражнения для обучения чтению в начальной школе»

Технология  формирования правильной читательской деятельности

Технология формирования правильной читательской деятельности

«Можно жить и быть  счастливым , не овладев математикой, но нельзя быть счастливым, не умея читать. Тот, кому не доступно искусство чтения – невоспитанный человек. Нравственный невежда».  В. А. Сухомлинский

«Можно жить и быть

счастливым , не овладев

математикой, но нельзя

быть счастливым, не умея

читать. Тот, кому не

доступно искусство

чтения – невоспитанный

человек. Нравственный

невежда».

В. А. Сухомлинский

 Чтение шепотом и медленно   Ра – ра – ра – начинается игра.   Ры – ры – ры – у нас в руках шары.   Ру – ру – ру – бью рукою по шару.   Чтение тихо и умеренно:   арка арца  арта арща   арла арча  арса аржа   Чтение быстро и громко:   гарь – парь – жарь  дверь – зверь – червь .

Чтение шепотом и медленно Ра – ра – ра – начинается игра. Ры – ры – ры – у нас в руках шары. Ру – ру – ру – бью рукою по шару.

Чтение тихо и умеренно: арка арца арта арща арла арча арса аржа Чтение быстро и громко: гарь – парь – жарь дверь – зверь – червь .

Чтение чистоговорок,  скороговорок, пословиц   - Жа – жа – жа - есть иголки у ежа.  Ша – ша – ша - наша Маша хороша.  Са – са – са - летает оса.  Сы – сы - сы – у осы усы.  Са – са – са – в лесу бегает лиса.  -На дворе трава, на траве дрова,  Не руби дрова на траве двора.  -Проворонила ворона вороненка.  -От топота копыт пыль по полю летит.  - Нет ничего на свете краше,  Чем Родина наша.  Развивает четкое произношение

Чтение чистоговорок, скороговорок, пословиц

- Жа – жа – жа - есть иголки у ежа.

Ша – ша – ша - наша Маша хороша.

Са – са – са - летает оса.

Сы – сы - сы – у осы усы.

Са – са – са – в лесу бегает лиса.

-На дворе трава, на траве дрова,

Не руби дрова на траве двора.

-Проворонила ворона вороненка.

-От топота копыт пыль по полю летит.

- Нет ничего на свете краше,

Чем Родина наша.

Развивает четкое произношение

Чтение слов и нахождение лишнего  1. Какая буква, слог, слово лишнее? - а, у, р, о, ы. - ма, ра, ла, ны, са. река, речка, ручей, ручка, ручеёк.  2. Что общего в словах и чем они различаются?  - мел – мель, мал – мял, мыл – мил. Развивает мышление, учит выделять общий признак в нескольких понятиях, исключать лишний предмет.

Чтение слов и нахождение лишнего

1. Какая буква, слог, слово лишнее?

- а, у, р, о, ы.

- ма, ра, ла, ны, са.

река, речка, ручей, ручка, ручеёк.

2. Что общего в словах и чем они различаются?

- мел – мель, мал – мял, мыл – мил.

Развивает мышление, учит выделять общий признак в нескольких понятиях, исключать лишний предмет.

Упражнения для расширения поля зрения .  те †  ဠ Ġ 耠 (4 Р Ġ Ġ 0 тэ  

Упражнения для расширения поля зрения .

те † Ġ (4 Р Ġ Ġ 0 тэ

  •  
Задания: 1) Назови, с какой буквы начинаются слоги, которые живут на З и 4 этажах. 2) Назови слог, который живет на З этаже в 4 подъезде. 3) Впиши слоги, которых не хватает. 4) Найди слог БЫ, посмотри, какой слог живет слева от него. 5) Прочитай сверху вниз все слоги, живущие в 1,2,3,4, 5 подъездах.  А О У Ы Э Б БА БО БУ БЫ В ВА ВО ВУ ГА Развивает умение ориентироваться на информационном поле, расширяет поле зрения.

Задания:

1) Назови, с какой буквы начинаются слоги, которые живут на З и 4 этажах.

2) Назови слог, который живет на З этаже в 4 подъезде.

3) Впиши слоги, которых не хватает.

4) Найди слог БЫ, посмотри, какой слог живет слева от него.

5) Прочитай сверху вниз все слоги, живущие в 1,2,3,4, 5 подъездах.

А

О

У

Ы

Э

Б

БА

БО

БУ

БЫ

В

ВА

ВО

ВУ

ГА

Развивает умение ориентироваться на информационном поле, расширяет поле зрения.

у О ХТ СТ ЧК ВС РН ЛК ЖМ Учит читать слоги со стечением согласных .

у

О

ХТ

СТ

ЧК

ВС

РН

ЛК

ЖМ

Учит читать слоги со стечением согласных .

Чтение слогов и слов

Чтение слогов и слов

Составление слов . Помоги слову найти свою последнюю букву.  Соедини их прямыми линиями   КРО   Р  ТРО  Т   ВРА  Ч  СТО  К  ПЛО  Н  СТУ  Л  УЗО  В Задание не только учит читать, но и формирует догадку (антиципацию).

Составление слов .

Помоги слову найти свою последнюю букву.

Соедини их прямыми линиями

КРО Р

ТРО Т

ВРА Ч

СТО К

ПЛО Н

СТУ Л

УЗО В

Задание не только учит читать, но и формирует догадку (антиципацию).

Распределение слов по группам  Запиши под диктовку слова в столбики.  А Я У И Ы Е Ё  ____ ____ ____ ____ ____ _____ ____ ____ ____ ____ ____ ____ _____ ____ ____ ____ ____ ____ ____ _____ ____  Распределяя слова по группам, без опоры на зрительный образ слова, учащиеся тренируют свой фонематический слух.

Распределение слов по группам

Запиши под диктовку слова в столбики.

А Я У И Ы Е Ё

____ ____ ____ ____ ____ _____ ____

____ ____ ____ ____ ____ _____ ____

____ ____ ____ ____ ____ _____ ____

Распределяя слова по группам, без опоры на зрительный образ слова, учащиеся тренируют свой фонематический слух.

Обозначение мягкости с помощью Ь. В некоторых словах забыли в конце слова после согласного поставить мягкий знак. Найди эти слова и исправь ошибку.   Лист окун крик карас сом мох гус рул нол  тир пыл вес ден шёл кон рол лос плот бол   Задание покажет, насколько хорошо дети усвоили букву ь и её роль в слове и в словообразовании.

Обозначение мягкости с помощью Ь.

  • В некоторых словах забыли в конце слова после согласного поставить мягкий знак. Найди эти слова и исправь ошибку.

Лист окун крик карас сом мох гус рул нол

тир пыл вес ден шёл кон рол лос плот бол

Задание покажет, насколько хорошо дети усвоили букву ь и её роль в слове и в словообразовании.

Чтение по слогам и целыми словами . За-ва-лин-ка – завалинка Рас-спро-сил – расспросил От-дох-нуть – отдохнуть Ос-то-рож-но – осторожно Вы-пря-ми-лась – выпрямилась Мед-ве-жат-ник – медвежатник Рас-щеп-лен-ном – расщепленном    Предупреждаются ошибки при чтении трудных, громоздких по структуре слов.

Чтение по слогам и целыми словами .

  • За-ва-лин-ка – завалинка
  • Рас-спро-сил – расспросил
  • От-дох-нуть – отдохнуть
  • Ос-то-рож-но – осторожно
  • Вы-пря-ми-лась – выпрямилась
  • Мед-ве-жат-ник – медвежатник
  • Рас-щеп-лен-ном – расщепленном

Предупреждаются ошибки при чтении трудных, громоздких по структуре слов.

Чтение словесных «лесенок». Прочитай слова сверху вниз, по слогам, а потом целым словом. Какие слова тебе непонятны?   ЯД  ДУБ  УЛЕЙ  МУФТА  НЕЛАДЫ  ОРХИДЕЯ  БЛИЗНЕЦЫ  НАВЕРНЯКА  КОНСЕРВНАЯ  РАДИОТЕХНИКА Задание расширяет словарный запас, чтение сложных по слоговому составу слов.

Чтение словесных «лесенок».

  • Прочитай слова сверху вниз, по слогам, а потом

целым словом. Какие слова тебе непонятны?

ЯД

ДУБ

УЛЕЙ

МУФТА

НЕЛАДЫ

ОРХИДЕЯ

БЛИЗНЕЦЫ

НАВЕРНЯКА

КОНСЕРВНАЯ

РАДИОТЕХНИКА

Задание расширяет словарный запас, чтение сложных по слоговому составу слов.

Чтение словесных «лесенок». Сегодня мы прочитаем отрывок из сказки. Слова из этой сказки помещены на лесенке. Прочитай их. Попробуй догадаться, из какой они сказки. ПОД НЕГО ДОЖДЬ ЗАСТАЛ ДОБЕЖАЛ УМЕСТИЛСЯ ПЕРЕЖИДАЕТ СПРЯТАТЬСЯ  Отработка техники чтения сложных слов, их смысловое содержание. Эта работа готовит ученика к чтению отрывка на скорость.

Чтение словесных «лесенок».

  • Сегодня мы прочитаем отрывок из сказки. Слова

из этой сказки помещены на лесенке. Прочитай их.

Попробуй догадаться, из какой они сказки.

ПОД

НЕГО

ДОЖДЬ

ЗАСТАЛ

ДОБЕЖАЛ

УМЕСТИЛСЯ

ПЕРЕЖИДАЕТ

СПРЯТАТЬСЯ

Отработка техники чтения сложных слов, их смысловое содержание. Эта работа готовит ученика к чтению отрывка на скорость.

 Чтение и заполнение «лесенок».     считать количество букв в слове.  - Заполни «лестницу» по образцу. л а л к а л л п а л а м ы п н л а д ж  Задание учит анализировать слова,  у н к ы о ш и ц в а и ц а

Чтение и заполнение «лесенок».

считать количество букв в слове.

- Заполни «лестницу» по образцу.

л

а

л

к

а

л

л

п

а

л

а

м

ы

п

н

л

а

д

ж

Задание учит анализировать слова,

у

н

к

ы

о

ш

и

ц

в

а

и

ц

а

Группировка слов по слоговому составу.  - Попробуй найти подходящие слова и записать их. Будь внимателен, в одной клеточке должен поместиться один слог, а не буква.  Лес, кукла, стол, кубики, машина, лук, вилка, молоко,  лопата, дом, мама, окно, книга, жук, шар     Задание позволяет выявить умение ребенка делить слова на слоги.

Группировка слов по слоговому составу.

- Попробуй найти подходящие слова и записать их. Будь внимателен, в одной клеточке должен поместиться один слог, а не буква.

Лес, кукла, стол, кубики, машина, лук, вилка, молоко,

лопата, дом, мама, окно, книга, жук, шар

Задание позволяет выявить умение ребенка делить слова на слоги.

Составление словосочетаний. Догадайся, какое слово «потерялось». Допиши его .  КЛЕНОВЫЙ……. ШКОЛЬНЫЙ…….. ДОМАШНИЙ……. РУССКИЙ………… ГРЕЦКИЙ……… РУСАЯ…………. КАРИЕ…………… ЛЮТЫЙ………….. ХОЛОДНАЯ…….. ВЕСЕЛАЯ ……….   Переход от чтения слов к чтению словосочетаний.

Составление словосочетаний.

  • Догадайся, какое слово «потерялось». Допиши его .

КЛЕНОВЫЙ……. ШКОЛЬНЫЙ……..

ДОМАШНИЙ……. РУССКИЙ…………

ГРЕЦКИЙ……… РУСАЯ………….

КАРИЕ…………… ЛЮТЫЙ…………..

ХОЛОДНАЯ…….. ВЕСЕЛАЯ ……….

Переход от чтения слов к чтению словосочетаний.

Дописывание окончаний. Допиши окончания, подчеркни «хитрые» буквы.  Мягк…..игрушка ярк… картинки Звонк…..хлопушка рван….ботинки Стар…. подушка бел…..снежинки      Учим согласовывать слова между собой.

Дописывание окончаний.

  • Допиши окончания, подчеркни «хитрые» буквы.

Мягк…..игрушка ярк… картинки

Звонк…..хлопушка рван….ботинки

Стар…. подушка бел…..снежинки

Учим согласовывать слова между собой.

Чтение и восстановление пословиц. Собери пословицы из частей, «потерявших» друг друга. Соедини их линиями.  За двумя зайцами погонишься, а телегу зимой. Старый друг лучше новых двух. Скучен день до вечера, да не в обиде. Готовь сани летом, ни одного не поймаешь. В тесноте, коли делать нечего .      Нацеливает не только на чтение, но и на решение познавательной задачи.

Чтение и восстановление пословиц.

  • Собери пословицы из частей, «потерявших» друг друга. Соедини их линиями.

  • За двумя зайцами погонишься, а телегу зимой.
  • Старый друг лучше новых двух.
  • Скучен день до вечера, да не в обиде.
  • Готовь сани летом, ни одного не поймаешь.
  • В тесноте, коли делать нечего .

Нацеливает не только на чтение, но и на решение познавательной задачи.

Чтение и восстановление стихотворения. Прочитай стихотворение, подбери слова и впиши их на свои места. Я нос уткнул в оконное __________. Осенним ветром муху ___________. Она снаружи на окне ___________ . И на меня внимательно _________. Я думаю, что мухе _____________. И интересно, и ногам ____________. ПОВЕЗЛО, СИДИТ, ПРИНЕСЛО, СТЕКЛО, ТЕПЛО, ГЛЯДИТ.   Задание развивает умение читать и понимать прочитанное.

Чтение и восстановление стихотворения.

  • Прочитай стихотворение, подбери слова и впиши их на свои места.

Я нос уткнул в оконное __________.

Осенним ветром муху ___________.

Она снаружи на окне ___________ .

И на меня внимательно _________.

Я думаю, что мухе _____________.

И интересно, и ногам ____________.

ПОВЕЗЛО, СИДИТ, ПРИНЕСЛО, СТЕКЛО, ТЕПЛО, ГЛЯДИТ.

Задание развивает умение читать и понимать прочитанное.

Познавательное чтение. Внимательно прочитай и подумай, из- за чего произошла ошибка и как её исправить. Жучка будку не доела, (Булку) Неохота, надоело. Ехал дядя без жилета, (Билета) Заплатил он штраф за это. Мама с бочками пошла (Дочками) По дороге вдоль села.   Активизирует внимание и понимание прочитанного.

Познавательное чтение.

  • Внимательно прочитай и подумай, из- за чего произошла ошибка и как её исправить.

Жучка будку не доела, (Булку)

Неохота, надоело.

Ехал дядя без жилета, (Билета)

Заплатил он штраф за это.

Мама с бочками пошла (Дочками)

По дороге вдоль села.

Активизирует внимание и понимание прочитанного.

Логические упражнения. 1. Назови одним словом.  Чиж, грач, сова, ласточка, стриж - ……..  Ножницы, клещи, молоток, пила, грабли -…… Варежки, фуфайка, пальто - …….  2.Раздели слова на группы: 3.К выделенному слову подбери нужные по смыслу слова: Травы:  клевер, щавель, подорожник, кедр, лиственница.  Насекомые:  сорока, муха, сова, жук, комар, кукушка, пчела. Логические упражнения даются с целью быстрого синтеза, восприятия, произнесения и понимания. а) заяц б) корова горох в) апельсин шкаф ежик стул автобус медведь капуста яблоки коза диван абрикос волк автомобиль овца огурец стол трамвай груши

Логические упражнения.

1. Назови одним словом.

Чиж, грач, сова, ласточка, стриж - ……..

Ножницы, клещи, молоток, пила, грабли -……

Варежки, фуфайка, пальто - …….

2.Раздели слова на группы:

3.К выделенному слову подбери нужные по смыслу слова:

Травы: клевер, щавель, подорожник, кедр, лиственница.

Насекомые: сорока, муха, сова, жук, комар, кукушка, пчела.

Логические упражнения даются с целью быстрого синтеза, восприятия, произнесения и понимания.

а) заяц

б) корова

горох

в) апельсин

шкаф

ежик

стул

автобус

медведь

капуста

яблоки

коза

диван

абрикос

волк

автомобиль

овца

огурец

стол

трамвай

груши

Использование системы упражнений обеспечивает овладение устойчивым навыком правильного чтения .

Использование системы упражнений обеспечивает овладение устойчивым навыком правильного чтения .