| Министерство образования, науки и молодёжной политики Краснодарского края |
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ» |
ПРОВЕРИЛ
_____________/___________
Упражнения для развития основных качеств чтения
Выполнила:
студентка Ш-41 группы
Шкавро Алевтина
Ейск, 2022
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данный сборник упражнений поможет учителям начальных классов в том, чтобы ребенок, как можно быстрее овладел техникой чтения, и чтобы этот процесс стал для него привлекательным, удовлетворяющим его познавательные интересы. Для этого на своих уроках литературного чтения в «читательскую пятиминутку» включать упражнения по совершенствованию навыка чтения учащихся. Эти упражнения могут быть проведены в течение урока в удобное время.
Навык чтения характеризуется такими качествами, как сознательность, беглость, правильность и выразительность. Для развития этих качеств мы включали специальные упражнения на каждый урок литературного чтения. Все упражнения делятся на четыре группы: для развития сознательного чтения; для формирования правильности чтения; для развития беглости чтения; для развития выразительности чтения.
Классификация упражнений по совершенствованию
навыка чтения учащихся
Упражнения для развития осознанного чтения. |
Первая группа - логические упражнения: 1. Что общего в словах и чем они различаются? 2. Назови одним словом. 3. Какое слово лишнее и почему? 4. Чем похожи слова? 5. Путем перестановки букв составь слово. 6. Составь слово, взяв у каждого из данных только первый слог. 7. Составь новое слово, используя последний слог 8. Раздели слова на группы и др. | Вторая группа – игры по составлению слов со словами: 1. Найди слово в слове. 2. Подбери пару. 3. Закончи предложение. 4. Шарады. 5. Ребусы. 6. Загадки. 7. Найди животное среди строк. 8. Составь слова, в которых один из слогов должен начинаться с буквы Л. |
Третья группа – работа с деформированными текстами, незаконченными рассказами: 1. Составь текст. 2. Закончи рассказ. 3. Составь предложения к теме урока. | Четвертая группа – работа с текстом по учебнику: 1. Прочитай текст самостоятельно, ответь на вопросы по карточкам. 2. Расположи вопросы по порядку содержания текста. 3. Определи, сколько частей в тексте, есть ли здесь вступление, заключение. 4. Работа над заголовком. 5. Выборочное чтение. 6. Составление плана. |
Упражнения для формирования правильности чтения. |
Первая группа – упражнения, направленные на развитие внимания, памяти. 1. Найди, что изменилось. 2. Опиши предмет. 3. Чудесные превращения. 4. «Фотоглаз» 5. Работа со скороговорками и др. | Вторая группа – упражнения со словами: 1. Подбор слов, различающихся одной буквой. 2. Чтение слов, в написании которых использованы одинаковые буквы. 3. Чтение слов, имеющих одинаковые приставки, окончания. 4. Чтение перевертышей. 5. «Сквозная буква» |
Упражнения для развития беглого чтения. |
Первая группа – упражнения для расширения поля зрения. Для быстрого чтения необходимо иметь хорошее периферическое зрение. Значительно расширяют поле ясного видения и решают задачу вертикального движения глаз по центру страницы при чтении широко известные у психологов тестовые цифровые таблицы Шульте. Взгляд фактически неподвижно фиксирует центральную часть таблицы. Время поиска всех цифр 8-11 секунд. А также используем работу с буквенными таблицами и трафаретами, со словарными блоками. | Вторая группа – упражнения для активизации органов речи: Артикуляционная гимнастика. Скороговорки. Чистоговорки Различные виды чтения. |
4. Упражнения для развития выразительности чтения: |
1. Чтение с разными оттенками интонации. 2. Упражнения для дыхания. 3. Чтение по ролям, в лицах. 4. Упражнения для дикции. |
Упражнения для развития интереса к чтению, помогающие выработать навыки правильного, беглого, осознанного и выразительного чтения
Чтение строчек наоборот по словам.
Написанное прочитывается таким образом, что последнее слово оказывается первым, предпоследнее − вторым и т.д. Это упражнение уводит от привычного стереотипа чтения слева направо, развивает точность движений глаз, предупреждает ошибки в грамматической форме слова, пропуски и перестановки слов и слогов. Задание: Прочитай текст вслух, начиная с последнего слова каждого предложения.
Проказы старухи-зимы.
Сжить света со дыхание всякое задумала, зима-старуха разозлилась. Писком и криком своим они ей надоели: добираться птиц до стала она всего прежде. Дорогам по их разметала и дубрав и лесов с листья посорвала, холодом зима подула. Думать думушку, собираться стайками они стали; деваться птицам некуда. Страны теплые в, моря синие за, горы высокие за полетели и покричали, собрались.(К.Д.Ушинский)
Чтение строчек наоборот по буквам.
Написанное прочитывается справа налево так, что каждое слово озвучивается по буквам в обратном порядке. Это упражнение развивает способность строгого побуквенного анализа каждого слова, формирует произвольность регуляции движения глаз, а также создаёт предпосылки для устранения распространённых ошибок «зеркального» чтения. Задание: Прочитай текст вслух, читая слова наоборот - справа налево.
алиЖ акчовед янеЖ. ыджандО алалсоп ёе амам в низагам аз имакнараб. алипуК янеЖ ьмес конараб: евд икнараб с морахас ялд ябес и ундо юукьнелам юувозор укнараб -ялд акитарб акилваП.(В.Катаев «Цветик-семицветик»
3) «Заколдованное слово».
Первое слово читается обычно, второе (или подчёркнутое) − справа налево. Это упражнение развивает способность персептивной и речедвигательной систем работать при одновременном функционировании двух противоположных установок: на хорошо знакомые, привычные образы и на новые - и гибко переходить от одной к другой. Подчёркивается сначала каждое второе слово, затем слова, несущие основную смысловую нагрузку.
Задание: Прочитай текст вслух, читая подчёркнутые слова наоборот.
Баран, заяц и ёж.
Я учох рассказать о том, как у янем в деревне, в мёом деревянном емод, у большого асел, в глуши, илиж со мной йиншамод баран, цяаз и ёж. И так скоро ко мне илкывирп, что не илидохто от меня. Как-то, ядис вечером у леса, я ледиву, как по травке лёш ко мне небольшой зверёк – жё. (К.А.Коровин)
4) Метод ритмических фиксаций. Это упражнение основано на принудительном увеличении скорости перемещения взгляда по строкам, что способствует формированию навыка скачкообразного движения взгляда во время чтения.
Задание: Бросайте взгляд поочерёдно на левую и правую части строчек. На каждой раздельной части строки взгляд фиксируйте всего один раз. Целые строки необходимо осмысливать двумя фиксациями.
«Волк, улитка и осы.» Французская народная сказка.
Раз шёл | волк по лесу |
и наступил | на улитку. |
В те времена | животные |
ещё умели | говорить, |
как люди. | Вот улитка |
ему и | сказала: |
_-Какой ты, | злой, волк! |
Зачем топчешь | ногами слабых? |
5) Читайте текст как можно быстрее.
Во время чтения старайтесь бросать взгляд на пробелы между словами. Упражнение направлено на расширение поля зрения.
Листик за листиком падают с липы на крышу, какой листик летит парашютиком, какой мотыльком, какой винтиком. А между тем мало-помалу день открывает глаза, и ветер с крыши поднимает все листья, и летят они к реке куда-то вместе с перелетными птичками. (М.Пришвин.«Осеннее утро»)
6) Чтение текста с добавлением недостающего слога, слова. Упражнение предназначено для совершенствования умения учащихся прогнозировать состав слова и предложения, что ведёт к усвоению смысла прочитанного. Задание: Прочитай текст и добавь необходимые по смыслу части слов или слово.
На иных берёз.., обращен… к солнц…, появились серёжк… золот…, чудесн…, нерукотворн… . На других только наклюнулись почк…, на треть… раскрылись и усел…, как удивлен… всему на свете, маленьк… зелён… птичк… .( М.Пришвин «Лесная капель»)
7) Поиск отрывков из разных текстов. Упражнение формирует умение выявлять структурную и смысловые части текста. Задание: Найди отрывки из разных текстов: К.Ушинский «Плутишка кот» и русская народная сказка «Зимовье зверей». Восстанови каждый из них и прочитай отдельно.
У старика со старухой были бык, баран, свинья, гусь и петух. Жили они дружно, сена клок и то пополам; а коли вилы в бок, так одному коту Ваське. Вот старик и говорит старухе: -А что, старуха, с петухом-то нам нечего делать, зарежем его к празднику .Он такой вор и разбойник: где что плохо лежит, туда и глядит.. Услыхал это петух и ночью в лес убежал. Вот идет раз кот-мурлышка, серый лобишко; идет да так жалобно плачет.. Вечером опять говорит старик старухе: -Не нашёл я петуха, придется нам свинью заколоть! Услышала это свинья и ночью в лес убежала. Старик искал-искал свинью- не нашёл. –Придется барана зарезать! Спрашивает кота козёл да баран:-Котик-коток, серенький лобок! О чём плачешь, на трёх ногах скачешь? Баран услышал это и говорит гусю:-Убежим в лес, а то зарежут и тебя, и меня!
Упражнения, развивающие дыхание, дикцию.
Обрызгайте цветы водой (в один прием, три, пять).
Глубокий вдох и имитация разбрызгивания воды на цветы.
Морской бриз.
Представьте, что вы стоите на берегу моря и почувствовали дуновение легкого ветерка, дующего с моря. Вы хотите насладиться его запахом и набраться целительной силы. Сделайте шумный вдох носом и выдох (2 – 3 раза).
Кочки.
Представьте, что вы едете на велосипеде по кочкам. Сделайте, глубокий вдох, на выдохе громко считайте до тех пор, пока не кончится воздух. (пока не кончатся кочки)
Задуйте свечу.
Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну большую свечу. А теперь представьте, что на руке стоят три свечки. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя порциями, задувая каждую свечку. Представьте, что перед вами именинный пирог. На нем много маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь задуть как можно больше маленьких свечек, сделав максимальное количество коротких выдохов.
Для разогрева голосовых связок предлагаем так называемые распевные упражнения.
Медвежата.
Представьте, что вы маленькие медвежата и просите у мамы – медведицы кушать. Слова нужно произносить протяжно, басом, четко произнося звук м.
Мам, меду б нам. Мам, молока б нам.
В ракете.
Представьте, что мы стартуем в ракете и ведем отчет времени. Чем выше поднимаемся, тем голос выше, и наоборот. Сначала отчёт в прямом порядке от одного до девяти, а потом в обратном.
Кисточка в зубах
Нарисуйте в воздухе молча цветок. Произнесите это слово, зажав ручку зубами и губами.