Значение дыхательной гимнастики для постановки голоса.
Правильный сценический голос дает ребенку возможность быть понятым и услышанным со сцены. Освобожденный голос дает большие преимущества в жизни. Дыхательная гимнастика используется не только для постановки голоса, но и для укрепления здоровья.
Цели и задачи:
Звучащий голос является результатом физических процессов. Интеллектуальные и эмоциональные зажимы отрицательно воздействуют на голос. Изучение сценической речи преследует цель:
- свободно общаться друг с другом;
- освобождение личности через освобождение голоса;
Основные задачи:
- раскрыть и развить голосовые возможности ребенка;
- научить детей поддерживать свое дыхание и голос в рабочей форме самостоятельно;
- освободить природный голос от мышечного напряжения;
- развивать и укреплять уже освобожденный голос;
- обучить воспитанников различным видам специальной гимнастики, укрепляющей речевой, голосовой и дыхательный аппарат;
- обучить методике работы с поэтическим, прозаическим и драматическим текстом.
Ключевые упражнения
Упражнение1. «Мячик и насос»
Упражнение на длительный и резкий выдох.
Ребенок, выполняющий роль насоса, надувает мячик, роль которого выполняет его партнер. Наклоняясь вперед, при каждом «нажатии» выдыхать воздух со звуком «с-с-с-с-…» и каждый раз при вдохе полностью выпрямляться. Выполняющий роль мячика начинает упражнение из положения в точке – на корточках, на полной ступне. При каждом надувающем движении «насоса» «мячик надувается, набирая максимального наполнения легких, постепенно расправляясь до полной точки раскрытия: корпус распрямлен, руки раскинуты верх и немного в стороны. Из полностью накачанного «мяча» «вытаскивается пробка», и он сдувается со звуком «ш-ш-ш-ш…», медленно опускаясь в точку.
«Упражнение 2 «Уставший мячик и измученный насос»
Упражнение на освобождение голоса.
Насос измучился надувать мячик, да и мячик страшно устал. Возникает необходимость сняь напряжение во время выдоха, что способствует рождению голоса.
Упражнение 3 «Орган»
Упражнение на освобождение голоса.
Расслабившись и закрыв глаза, дети лежат на полу. Коснуться каждого, как бы открывая клапаны каждой органной трубы. Дети – «органные трубы» - начинают звучать и звучат до тех пор, пока касанием руки педагог не закроет клапан. Когда нажаты все клапаны, в помещении звучит орган».
Упражнение 4 «Диалог со стеной»
Ребенок следит, чтобы звук из груди направлялся точно в стену, слушая при этом собственное эхо.
Таким же способом провести диалог с полом.
Упражнение 5 «Пятачок, улыбочка»
Упражнение из артикуляционной гимнастики на развитие губных мышц.
Пи положении «пятачок» зубы сомкнуты, губы натянуты вперед и собраны в пятачок. При положении «улыбочка» зубы сомкнуты, а губы растянуты в улыбку, но так, чтобы зубы не были видны. По команде положения меняются.
Упражнение 6 «Кидаем мяч»
Упражнение на развитие дикции. Произнося различные звукосочетания, например, «птки-птке-птка-птку-пткы», ребенок бросает воображаемые мячи в стену, подключая к действию все тело.
Упражнение 7 «Словесное действие»
Упражнение на работу с литературным текстом.
Используя текст знакомого произведения, ребенок должен совершить заданное действие. Например, убаюкать ребенка или отругать его.
Упражнение 8 «Точка зрения»
Упражнение на логику текста. Участник должен прочитать знакомую басню от лица одного или другого персонажа, выстраивая интонирование в соответствие с логикой отношения данного персонажа к описываемым событиям.