Тема: Уравнение. Решение уравнения подбором неизвестного числа.(2 урок в теме)
Цель: 1) формирование знаний учащихся в решении уравнений вида х+3=13;
2) развивать навыки устного счета, мыслительную деятельность учащихся при решении уравнений, задач, развивать логическое мышление, память, смекалку, устную речь, повышать познавательную активность;
3) воспитывать желание учиться, умение работать в коллективе, доброжелательность, любовь к Родине.
Оборудование: учебник, наглядность, герои Фиксики, раздаточный материал
Тип урока: комбинированный
Методы: словесные, наглядные, практические
Формы: индивидуальные, коллективные
Ход урока
1. Организационный момент.
-Настроение каково? Во? Или во?(вверх большой пальчик-отличное, вниз-не очень) Давайте попытаемся сейчас поднять настроение ребятам, у кого настроение «Во(» и повысить ещё больше, у кого оно «Во!)»
Психологический настрой «Лучик»
Сядьте поудобнее и представьте себя на берегу тёплого моря. Солнечный зайчик заглянул вам в глазки. Что вы сделаете? Почему?(Правильно, потому что жмуриться-это естественная реакция человека на яркий свет для того, чтобы не испортить зрение) Поэтому закройте глазки. Зайчик побежал по лицу-погладьте его нежно ладонью: на лобике, на подбородке, перешёл на левый глазик, на правую щёчку, на правое ушко, залез к вам за пазуху…погладьте его и там. Перешёл на животик, на левую коленку, залез под правую пятку. Он вас обогрел, скажите ему «Спасибо тебе!» и пусть он летит к другим деткам, а мы с вами откроем глазки и приступим к уроку.
Сюрпризный момент «Фиксики»
-Ой, смотрите, ребята, пока нас с вами грел лучик, кто к нам пришёл на урок? (Фиксики) А кто они? Почему так называются? (Фиксики-маленькие существа, которые дружат с людьми и помогают им ремонтировать различные приборы. А назвали их фиксиками от анг, слова fix-ремонтировать, или ещё потому что фиксики-это болтики-гаечки, которые помогают ФИКСировать приборы) Какое любимое слово фиксиков?(Тыдыщь), а жест?
Поэтому наш урок пройдёт сегодня под дивизом «Возьмемся за любое дело. Тыдыщь работа закипела!
2. Устный счёт. Ну что? Готовы? Давайте начнём с умственной разминки!
Сейчас посмотрим чей ряд- Нолика, Симки или Маси у нас будет не просто быстрее, а и внимательнее! У вас на листиках написаны примеры-каждый ученик решает по одному примеру по порядку и передаёт цепочкой до последней парты передать, чтобы цепочка не разорвалась, чтобы фиксикам не пришлось её ремонтировать! Девиз: Возьмемся за любое дело. Тыдыщь работа закипела! (начали)
9+8= 17
15-5=10
7+7=14
18-8=10
3+9=12
12-4=8
( Коллективная проверка)
3. Объявление темы урока
Ребята, а тема нашего урока…Ой, ребята, посмотрите, что стало с темой урока? Все буквы перемешались и слово «поломалось»(( Не зря Фиксики пришли к нам на урок! А ну, чей же ряд быстрее нам поможет? Ряд Нолика, Симки или Маси? (Уравнение)
- Что такое уравнение? ( это равенство, содержащее неизвестное число)
- Какой чаще всего буквой обозначается неизвестное? (х) Чтобы хорошо запомнить, нужно включить все виды чувств. Мы увидели букву, закрыли глазки- послушали, проговорили сами, прочувствовали-написали каждый на спинке друг друга пальчиком)
Из истории: Французкий ученый Декарт начал использовать первые буквы французкого алфавита «A», «B», «C», «D» для известных значений, а последние «X», «Y», «Z» — для неизвестных. Поскольку наиболее часто используется одна неизвестная, популярной стала именно буква «X».
4. Работа с материалом урока
А) А сейчас, открыли тетради. Запишем число, классная работа.
Минутка чистописания
Сколько фиксиков всего в мультике? (9) Пропишем цифру 9.
Физкультминутка (упражнения для глаз) Только глазки делают упражнение
Зажмурили глазки сильно-сильно
Широко открыть глаза.
Поморгали
Посмотреть до предела вверх
Затем перевести глаза до предела вправо
Далее - глаза до предела вниз, зафиксировав на секунду
до упора влево
Внимание! После выполнения упражнения детям полезно напомнить: для ухода за глазами очень важно, чтобы рабочее место было хорошо освещено. Полезно по нескольку раз в час на несколько секунд прекращать работу и давать глазам отдых, то есть закрывать их ладонями так, чтобы они отдыхали в полной темноте.
Б) Работа с учебником
Стр. 82 № 1(2) (устно)
Стр. 82 № 2 первое уравнение
1 уравнение попробуем решить с помощью подбора, но для начала вспомним:
- А чтобы решить уравнения, что мы должны знать? (компоненты сложения и вычитания).
- Назовите компоненты сложения? (первое слагаемое, второе слагаемое, значение суммы).
- Как найти неизвестное 1 слагаемое? (Чтобы найти 1 слагаемое надо от значения суммы отнять 2 слагаемое).
- Как найти неизвестное 2 слагаемое? (Чтобы найти 2 слагаемое надо от значения суммы отнять 1 слагаемое).
- Итак, уравнение (коллективный разбор)
Х+3=13
-Как вы думаете, чему равен х? 10
- А давайте проверим! Подставим вместо х 10, 10+3=13. Уравниваем левую и правую стороны. 10+3=13; 13=13. Уравнение решили правильно.
Записали решение
к доске пойдёт 18=у+10
Физминутка «Повтори за человечком» (сами или вызвать)
-Как показать х( икс) и у (игрек)
В) Работа с учебником (продолжение)
Задача стр. 82 № 3 (2) Дим Димыч на палочке
Составление краткого условия задачи при помощи инфографики
Г) Геометрический материал
Перед вами конвертики с фигурами. Попробуйте, как Фиксики собрать из деталей дом. (дети собирают) (потом на доске ученик один поможет)
-Из каких геометрических фигур состоит дом?
-Какие особенности такой геометрич. фигуры как круг? Квадрат? Прямоугольник?
- Какого цвета основа нашего дома-квадрат? (чёрного)
-А окно? (синего)
-А крыша? (красного) (учитель одновременно и постепенно с ответами на вопросы детей их сопровождает прикреплением на доску цветных полосок тех цветов, что дети называют)
-Посмотрите, что у нас получилось? (флаг ДНР)
Это обозначает, что мы все с вами родились и живём дружной семьёй ( в данном случае- школьной семьёй) в нашей родной республике и в дальнейшем обязательно кто-то построит такой же красивый домик, как мы сегодня с вами на уроке!
- Фиксики говорят вам большое спасибо, за то что вы такие дружные, умные и способные ребята! Им было очень весело и интересно на уроке!
Рефлексия ( в круг становятся ) « Операция М»( что такое операция?-не только в хирургии, но и операция-это значит дело, действие для достижения цели)Учащимся предлагается назвать самый яркий момент, которые у них получился хорошо в процессе урока или что их больше всего удивило
Или:
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
я понял, что…
теперь я могу…
я почувствовал, что…
я приобрел…
я научился…
у меня получилось …
я смог…
я попробую…
меня удивило…
урок дал мне для жизни…
мне захотелось…
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
Или:
Возьмите карандаш любого цвета и закрасьте им ту часть круга, которая соответствует вашему мнению
5. Итог урока. Домашнее задание стр. 82 № 3(1), 6
Самоанализ урока
Основные цели 1) формирование знаний учащихся в решении уравнений вида х+3=13;
2) развивать навыки устного счета, мыслительную деятельность учащихся при решении уравнений, задач, развивать логическое мышление, память, смекалку, устную речь, повышать познавательную активность;
3) воспитывать желание учиться, умение работать в коллективе, доброжелательность, любовь к Родине
Наличие образовательной, воспитательной, развивающей целей присутствует. Поставленные учителем цели достигнуты.
Как организован урок? Тип, Тип урока: комбинированный
Методы: словесные, наглядные, практические
Формы: индивидуальные, коллективные
Какие способы мотивации применяет педагог? ( поощрение, энтузиазм, похвала)
Развитие УУД (универсальных учебных действий).
Применение современной технологии: инфографика
Содержание урока: Правильность освещения учебного материала с научной точки зрения, соответствие возрасту учащихся.
урок соответствует его содержанию, требованиям образовательной программы.
Развитие самостоятельности и познавательной активности с помощью создания ситуаций для применения собственного жизненного опыта школьников (взаимосвязь теории и практики).
Связь нового и ранее изученного учебного материала, наличие межпредметных связей.
Методика проведения урока
Актуализация имеющихся знаний, способов учебной деятельности. Формирование проблемной ситуации, наличие проблемных вопросов.
Использование нестандартных ситуаций для применения учащимися полученных знаний.
Наличие обратной связи между учеником и учителем.
Психологические моменты в организации урока